Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе председательствующего Гербекова Б.И.
судей Максимовой Е.В. и Кнышевой Т.В,
при секретаре К.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Кнышевой Т.В.
дело по апелляционным жалобам представителей ТСЖ "... " по доверенностям К.А.А. и В.И.Э. и дополнениям к ним на решение Тверского районного суда г. Москвы от 23 ноября 2017 г, которым постановлено:
в удовлетворении иска ТСЖ "... " к Религиозной организации "... " об установлении сервитута - отказать,
УСТАНОВИЛА
Истец ТСЖ "... " обратился в суд с исковым заявлением к ответчику Религиозной организации "... " об установлении сервитута, ссылался на то, что ТСЖ "... " является некоммерческой организацией, созданной собственниками помещений в многоквартирном жилом доме N... стр... по ул.... для совместного управления общим имуществом в доме. Многоквартирный жилой дом располагается на земельном участке (по границам пятна застройки дома), имеющем кадастровый номер.., по адресу:... Фасадные стены дома выходят на улицу Петровка и Петровский бульвар, внутренняя часть дома выходит на земельный участок, имеющий кадастровый номер.., адрес:.., право пользования участком принадлежит Религиозной организации "Синодальный отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви". На внутренней стороне дома располагаются входы: во внутренний подъезд дома, в две квартиры первого этажа, нежилое помещение на первом этаже и прилегающий к нему тепловой пункт, а также входы в подвал дома и электрощитовую дома. Иного доступа к вышеуказанным помещениям, кроме как через земельный участок ответчика, не имеется. Земельный участок ответчика ТСЖ "... " и лицам, проживающим в данном доме, необходимо использовать для обслуживания внутреннего фасада жилого многоквартирного дома и иного общего имущества дома (ремонта и мойки), прохода собственников помещений в доме к вышеуказанным помещениям, а также проезда с целью погрузки-выгрузки, проезда и прохода автотранспорта коммунальных и ремонтных служб, специального автотранспорта (скорая помощь, противопожарная службы и служба газа).
Учитывая эти обстоятельства, истец просил суд установить бессрочный сервитут в отношении части земельного участка, имеющего кадастровый номер.., расположенного по адресу:.., в пользу ТСЖ "... ", имущество, для ко торого устанавливается сервитут: общее имущество в многоквартирном жилом доме по адресу:.., а также квартиры в указанном доме NN.., цель установления сервитута: обеспечение про хода граждан, членов ТСЖ, проезд автомашин членов ТСЖ с целью погрузки-выгрузки к внутренним помещениям дома, проезда специального транспорта (скорая помощь, МЧС, полиция), автомобилей коммунальных и ремонтных служб, обслуживание общего имущества многоквартирного дома, в гра ницах, указанных в приложении 1 к исковому заявлению.
Представитель ТСЖ "... " по доверенности А.Г.М. в судебном заседании исковые требо вания поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель Религиозной организации "... " по доверенности А.А.Б, который также представлял интересы третьего лица Религиозной организации "... " г. Москвы Русской Православной Церкви (Московский патриархат), в судебном заседании возражал против удовлетворения иска по основаниям, изложенным в письменных отзывах.
Третьи лица В.А.А, П.Е.Ю, В.К.Б, Л.Е.А. в судебном заседании поддержали исковое заявление в полном объеме.
Третьи лица А.М.В, В.Т.М, П.А.С, С.С.И, Л.А.И, Т.Е.В, представители..,... в суд не явились, извещены надлежащим образом.
Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого как незаконного просят представители ТСЖ "... " по доверенностям К.А.А. и В.И.Э. по доводам апелляционных жалоб и дополнениям к ним, а именно, по тем основаниям, что решение суда постановлено с нарушением норм материального и процессуального права.
Представитель ТСЖ "... " по доверенности В.И.Э. на заседание судебной коллегии явился, доводы апелляционных жалоб и дополнений к ним поддержал, просил решение суда отменить как незаконное, пояснил, что прийти к согласию по поводу условий сервитута и заключения мирового соглашения не удалось, а также считал, что установленная в заключение эксперта плата за сервитут является завышенной.
Представитель Религиозной организации "... ", он же представитель третьего лица Религиозной организации "... " г. Москвы Русской Православной Церкви (Московский патриархат) по доверенностям А.А.Б. на заседание судебной коллегии явился, доводы апелляционных жалоб не признал, считал решение суда законным и просил оставить его без изменений, пояснил, что они не намерены обсуждать условия мирового соглашения, утверждал, что препятствий жителям дома и ТСЖ в пользовании земельным участком не чинятся, в подтверждение данного факта представил Акт проверки порядка обеспечения доступа на земельный участок.
На заседание судебной коллегии В.А.А, П.Е.Ю, В.К.Б, Л.Е.А, А.М.В, В.Т.М, П.А.С, С.С.И, Л.А.И, Т.Е.В, представители..,... не явились, извещены надлежащим образом, в связи с чем, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия полагала возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав объяснения представителя ТСЖ "... " по доверенности В.И.Э, представителя Религиозной организации "... ", он же представитель третьего лица Религиозной организации "... " г. Москвы Русской Православной Церкви (Московский патриархат) по доверенностям А.А.Б, обсудив доводы апелляционных жалоб и дополнений к ним, возражений на апелляционные жалобы, исследовав материалы дела, в том числе, заключение эксперта N... ГУП МО "... ", которым была проведена судебная землеустроительная экспертиза, а также представленные сторонами новые документы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб и отмены решения суда, постановленного в соответствии с установленными обстоятельствами и требованием закона.
Как следует из материалов дела и установлено судом, многоквартирный жилой дом располагается на земельном участке (по границам пятна застройки дома), имеющем кадастровый номер.., по адресу:...
Фасадные стены дома выходят на улицу П... и П... бульвар, внутренняя часть дома выходит на земельный участок, имеющий кадастровый номер.., адрес:.., право пользования участком принадлежит Религиозной организации "... " на основании государственного акта N... от 22.09.1997 г.
Жилой дом N... стр... по ул.... в г. Москве не имеет собственной придомовой территории, граница внутренних стен дома с минимальным от ступом совпадает с границами земельного участка ответчика.
На находящемся в пользовании ответчика земельном участке расположены объекты культурного наследия, входящие в Ансамбль Высоко-Петровского монастыря, конец XVII - начало XVIII века, в отношении которых Религиозной организации "Высоко-Петровский мужской монастырь" г. Москвы Русской Православной Церкви (Московский патриархат) выданы охранные обязательства.
В соответствии с государственным актом N... от 22.09.1997 г. землепользователь - Религиозная организация "... " обязуется, в том числе, использовать в особом режиме, установленном соответствующими городскими нормативными актами.
В силу п. 17 Приказа Мосгорнаследия от 25.04.2017 г. N 270 "Об утверждении охранного обязательства собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия регионального значения "Кельи Высоко-Петровского монастыря, 1890 год, архитектор С.В. Крыгин", расположенного по адресу:... " при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 ст. 47.6 Федерального закона от 25.06.2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", обязаны: осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия; не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер объекта культурного наследия, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен; соблюдать установленные статьей 5.1 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, особый режим использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия; не использовать объект культурного наследия (за исключением оборудованных с учетом требований противопожарной безопасности объектов культурного наследия, предназначенных либо предназначавшихся для
осуществления и (или) обеспечения указанных ниже видов хозяйственной
деятельности, и помещений для хранения предметов религиозного назначения,
включая свечи и лампадное масло): под склады и объекты производства взрывчатых и огнеопасных материалов, предметов и веществ, загрязняющих интерьер объекта культурного наследия, его фасад, территорию и водные объекты и (или) имеющих вредные парогазообразные и иные выделения; под объекты производства, имеющие оборудование, оказывающее динамическое и вибрационное воздействие на конструкции объекта культурного наследия, независимо от мощности данного оборудования; под объекты производства и лаборатории, связанные с неблагоприятным для объекта культурного наследия температурно-влажностным режимом и применением химически активных веществ; н езамедлительно извещать Департамент культурного наследия города Москвы обо всех известных ему повреждениях, авариях или об иных обстоятельствах, причинивших вред объекту культурного наследия, включая объект археологического наследия, земельному участку в границах территории объекта культурного наследия или угрожающих причинением такого вреда, и безотлагательно принимать меры по предотвращению дальнейшего разрушения, в том числе проводить противоаварийные работы в порядке, установленном для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия; не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии.
Приказом Росохранкультуры от 26.01.2011 г. N 139 (с учетом изменений, внесенных приказом Росохранкультуры от 03.05.2011 г N 271) утверждены границы территории объекта культурного наследия федерального значения "Ансамбль Высоко-Петровского монастыря, конец XVII - начало XVIII вв." и правового режима использования земельных участков в границе территории объекта культурного наследия".
Этим же приказом также установлено, что для территории объекта культурного наследия федерального значения установлен режим использования земель историко-культурного назначения, на которой разрешается: реставрация, консервация, ремонт, приспособление памятника для современного использования; капитальный ремонт без изменения объемно-пространственных и высотных характеристик объектов капитального строительства по адресам: ул. П.., д..., П... бульвар,.., благоустройство территории, реконструкция инженерных сетей и дорог.
В силу ст. 38 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", в целях обеспечения целостности и сохранности объектов культурного наследия движение транспортных средств на территорию данного объекта или в его зонах охраны ограничивается или запрещается.
Рассматривая дело, суд обсудил и проверил доводы представителя истца о том, что установление сервитута необходимо для обеспечения прохода граждан, членов ТСЖ, проезда автомашин членов ТСЖ с целью погрузки-выгрузки к внутренним помещениям дома, проезда специального транспорта (скорая помощь, МЧС, полиция), автомобилей коммунальных и ремонтных служб, обслуживание общего имущества многоквартирного дома, возражения на них ответчика, исследовал представленные истцом доказательства, и пришел к выводу о том, что ответчиком обеспечено безусловное право жителей дома N.., стр.... по ул.... прохода к принадлежащим им жилым помещениям, также установлено, что каких-либо препятствий для проезда специальной техники экстренных служб ответчиком не чинится, в связи с чем, не нашел оснований для установления сервитута с целью проезда автомашин членов ТСЖ с целью погрузки-выгрузки к внутренним помещениям дома, указав, что, учитывая особый статус земельного участка, на котором предполагается установление сервитута, предоставление такого права истцу не является единственным способом обеспечения основных потребностей жителей дома как собственников недвижимости, поскольку, при рассмотрении дела установлено, что у жителей дома имеется возможность доступа к своему имуществу, не прибегая к правовым средствам, предусмотренным указанными нормами права о сервитуте, в связи с чем, оснований для удовлетворения иска не имеется.
Этот вывод мотивирован и подтвержден имеющимися в деле доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку.
На заседание судебной коллегии представителем Религиозной организации "... " и Религиозной организации "... " г. Москвы Русской Православной Церкви (Московский патриархат) по доверенностям А.А.Б. был представлен Акт проверки порядка обеспечения доступа на земельный участок, относящийся к особо охраняемым территориям от 22 марта 2019 г, из содержания которого усматривается, что проход на земельный участок, расположенный в границах Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря по адресу:.., обеспечивается круглосуточно через Петровские ворота со стороны П... бульвара, а также Инструкция по обеспечению порядка на режимной территории, прилегающей к доходному дому по адресу ул..., утвержденная наместником Религиозной организации "... " г. Москвы Русской Православной Церкви (Московский патриархат) Игуменом П.(Е.).
Учитывая эти обстоятельства, судебная коллегия не усматривает оснований к отмене судебного решения по следующим основаниям.
В силу ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно ч. 2 ст. 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся: принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им.
В соответствии со ст. 46 ЖК РФ решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных п. 1-3.1 ч. 2 ст. 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу п. 5 ч. 2 ст. 1 Закона г. Москвы от 11 июля 2012 г. N 39 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных округов в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы", органы местного самоуправления наделяются следующими отдельными полномочиями города Москвы в сфере благоустройства: согласование установки ограждающих устройств на придомовых территориях многоквартирных домов.
Согласно п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с кодексом.
В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного ст. 29 Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (п. 7 ст. 36 ЗК РФ).
В соответствии с п. 3 ст. 12 Закона г. Москвы от 19.12.2007 г. N 48 "О землепользовании", ст. 43 Градостроительного кодекса РФ границы земельных участков многоквартирных домов устанавливаются на основании проектов межевания территорий.
Согласно ч. 5 ст. 41 Градостроительного кодекса РФ при подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.
Утвержденные проекты межевания являются основой для подготовки актов разрешенного использования, градостроительных планов земельных участков или иных документов, удостоверяющих соответствие условий разрешенного использования и границ отдельных земельных участков и их частей градостроительным требованиям к землепользованию в г. Москве, а также основанием для внесения изменений в документацию по градостроительному зонированию территории г. Москвы, в том числе Правила землепользования и застройки территории г. Москвы (п. 1.4 постановления Правительства г. Москвы от 29.11.2005 г. N 941-ПП).
В соответствии со ст. 12 Закона г. Москвы от 19.12.2007 г. N 48 "О землепользовании в г. Москве" уполномоченный орган исполнительной власти г. Москвы осуществляет по заявлению лица, уполномоченного решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, формирование земельного участка многоквартирного дома, обращается с заявлением о проведении его государственного кадастрового учета в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере проведения государственного кадастрового учета, и передает полученный кадастровый план заявителю. Формирование земельного участка многоквартирного дома осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти г. Москвы в срок не более 6 месяцев.
Площадь земельного участка многоквартирного дома определяется в соответствии с нормативами, предусмотренными земельным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Границы земельных участков многоквартирных домов устанавливаются на основании проектов межевания территорий.
В соответствии с п. 14 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о разрешенном использовании, если объектом недвижимости является земельный участок.
Таким образом, для целей, указанных в ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ, земельный участок считается сформированным с момента внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о виде его разрешенного использования - эксплуатация многоквартирного дома.
Как разъяснено в п.п. 66, 67 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" от 29 апреля 2010 г..(в редакции постановления от 23 июня 2015 г..), согласно ч. 1 ст. 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (Вводный закон) и ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества; в силу частей 3 и 4 ст. 16 Вводного закона по заявлению любого лица, уполномоченного решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, органы власти осуществляют формирование земельного участка, на котором расположен данный дом. Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован до введения в действие ЖК РФ и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме считается возникшим в силу закона с момента введения в действие ЖК РФ (ч. 2 ст. 16 Вводного закона). Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие ЖК РФ и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета (ч. 5 ст. 16 Вводного закона). В силу частей 2 и 5 ст. 16 Вводного закона земельный участок под многоквартирным домом переходит в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме бесплатно.
Каких-либо актов органов власти о возникновении права общей долевой собственности у собственников помещений в многоквартирном доме не требуется. Если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем, по смыслу частей 3 и 4 ст. 16 Вводного закона собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться ч. 1 ст. 36 ЖК РФ. В указанных случаях собственники помещений в многоквартирном доме как законные владельцы земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу ст. 305 ГК РФ имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка.
Вместе с тем, материалы дела не содержат документальных подтверждений о том, что ТСЖ "... " обращалось за выделением земельного участка, необходимого для содержания и эксплуатации многоквартирного дома, равно как нет сведений о том, что земельный участок, необходимый для содержания и эксплуатации многоквартирного дома, выделен быть не может по тем или иным причинам.
На основании изложенного судебная коллегия не усматривает оснований к отмене, постановленного судом решения, по доводам апелляционных жалоб.
Доводы апелляционных жалоб фактически повторяют позицию истца, изложенную в исковом заявлении, и сводятся к изложению обстоятельств, на которых истец основывает свои исковые требования.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, в том числе и те, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ,
судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тверского районного суда г. Москвы от 23 ноября 2017 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы представителей ТСЖ "... " по доверенностям К.А.А. и В.И.Э. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.