Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе:
председательствующего судьи Мызниковой Н.В.
судей Масленниковой Л.В, Пильгановой В.М.
при секретаре Кишкинской А.С.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Масленниковой Л.В.
дело по апелляционной жалобе фио на решение Зюзинского районного суда г. Москвы от 27 июня 2018 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований фио к Военному комиссариату Московской области о признании отказа в перерасчете пенсии незаконным, взыскании денежных средств, компенсации морального вреда, - отказать полностью.
УСТАНОВИЛА:
фио обратился в суд к Военному комиссариату Московской области с иском, уточнив который, просил признать незаконным и необоснованным отказ произвести перерасчет пенсии и доплатить пенсию за период с 01.01.2012 года по настоящее время, взыскать материальный ущерб в размере 288 761 руб. 68 коп. и компенсацию морального вреда в сумме 50 000 руб, обязать произвести перерасчет пенсии с учетом изменений с 01.07.2017 года по настоящее время и в последующем выплачивать в полном объеме в соответствии с действующими законами РФ.
В обоснование заявленных требований фио ссылался на то, что 04 ноября 1973 года он был призван в Вооруженные Силы СССР на срочную службу, с 1974 года по 20 июля 1978 года учился в Ярославском высшем военном финансовом училище, а с 1978 года проходил службу на территории СССР, с марта 1980 года по ноябрь 1981 года служил в Афганистане, с 1986 года по 1991 год - в ГДР (ЗГВ), с 14 января 1992 года - в вооруженных силах Республики Узбекистан, приказом министра обороны Республики Узбекистан был уволен с военной службы в звании подполковника и 10 июня 2000 года был исключен из списков в/ч 61800, календарная выслуга лет на день увольнения составила 26 лет 07 месяцев 06 дней, а в льготном исчислении - 29 лет 10 месяцев 22 дня. Также истец указал, что при подсчете выслуги лет для назначения пенсии на территории Российской Федерации ему был засчитан только период службы с 04 ноября 1973 года по 31 декабря 1994 года, тогда как период с 01 января 1995 года по 10 июня 2000 года включен не был, в связи с чем его выслуга лет составила 21 год 01 месяц 27 дней, а процентная надбавка за выслугу лет была исчислена из расчета 30%, а не из 40%, что является незаконным и нарушает его права. В этой связи истец полагает, что выслуга лет должна быть исчислена ему по 10 июня 2000 года, что составит 26 лет 07 месяцев 06 дней.
В судебное заседание истец явился, заявленные требования, с учетом внесенных изменений, поддержал.
Представитель ответчика в суд явился, требования истца не признал по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого просит фио в апелляционной жалобе.
На заседание судебной коллегии представитель Военного комиссариата Московской области не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы был извещен судом надлежащим образом.
Судебная коллегия, в соответствии со ст. ст. 167,327 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителя Военного комиссариата Московской области.
Проверив материалы дела, выслушав фио, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (ч. 1 ст. 7) гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, правил их исчисления, оснований и условий приобретения права на них отдельными категориями граждан, к компетенции законодателя (ч. 2 ст. 39).
Пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, уволенных из национальных армий государств-республик бывшего СССР (из стран СНГ - после 31 декабря 1994 года), осуществляется в соответствии с Конституцией, законодательством Российской Федерации, с учетом международных соглашений, подписанных Российской Федерацией, в том числе в соответствии с Соглашением о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года (Ташкентское соглашение).
Порядок пенсионного обеспечения лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей установлен Законом РФ от 12.02.1993 года N 4468-1, который является специальным законом, регулирующим пенсионное обеспечение указанных в нем категорий граждан с учетом специфики прохождения ими военной и иной службы как вида трудовой деятельности.
В соответствии с п. "а" ст. 1 Закона РФ от 12.02.1993 года N 4468-1, действие настоящего Закона распространяется на лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы в других государствах, и семьи этих лиц - при условии, если договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР с этими государствами, предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В силу ст. 4 Закона РФ от 12.02.1993 года N 4468-1 пенсионное обеспечение проживающих на территории Российской Федерации лиц, проходивших военную службу в вооруженных силах (армиях, войсках), органах безопасности и иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях либо службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы других государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, с которыми Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, а также семей указанных лиц осуществляется в порядке, предусмотренном этими договорами (соглашениями).
В соответствии со ст. 62 Закона РФ от 11.02.1993 года N 4455-1 "О воинской обязанности и военной службе" граждане Российской Федерации, проходившие военную службу в воинских формированиях других государств (бывших республик СССР), сохраняли правовое положение военнослужащего, предусмотренное законами РФ, только до окончания переходного периода.
Согласно ст. 56 названного Закона и п. 2 постановления Верховного Совета РФ от 11.02.1993 г. N 4457-1 "О порядке введения в действие Закона РФ "О воинской обязанности и военной службе" срок переходного периода установлен до 31 декабря 1994 года.
Статьей 58 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" N 53-ФЗ от 28.03.1998 года установлено, что нормативные правовые акты, принятые Главным командованием Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых Государств до образования Вооруженных Сил Российской Федерации, Главным командованием пограничных войск Содружества Независимых государств до образования Пограничных войск Российской Федерации по вопросам, регулируемым настоящим Федеральным законом, сохраняют свою силу в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Российская Федерация и Республика Узбекистан являются участниками Соглашения стран СНГ от 13.03.1992 года "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" и Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств от 15.05.1992 года.
Из преамбулы Соглашения от 13.03.1992 года следует, что правительства государств-участников настоящего Соглашения признают, что государства - участники Содружества имеют обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государств - участников Соглашения.
Статьей 1 Соглашения от 13.03.1992 года определено, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В целях урегулирования вопросов пенсионного обеспечения военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и их семей государства - участники СНГ 15.05.1992 года приняли Соглашение о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников СНГ.
В соответствии со ст. 1 Ташкентского Соглашения пенсионное обеспечение и обязательное государственное страхование военнослужащих Вооруженных Сил государств-участников Содружества и других воинских формирований, созданных законодательными органами Объединенных Вооруженных сил Содружества, Вооруженных сил и иных воинских формирований бывшего Союза ССР, а также пенсионное обеспечение семей этих военнослужащих осуществляется на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством государств-участников, на территориях которых проживают указанные военнослужащие и их семьи, а до принятия этими государствами законодательных актов по данным вопросам - на условиях, по нормам и в порядке, установленным законодательством бывшего Союза ССР.
Согласно ч. 1 ст. 2 Ташкентского Соглашения в выслугу лет для назначения пенсий военнослужащим засчитывается служба (в том числе на льготных условиях) в Вооруженных Силах и других воинских формированиях, указанных в статье 1 настоящего Соглашения, в порядке, установленном законодательством государств-участников, на территории которых военнослужащие проходили службу.
В силу ч. 2 ст. 2 Ташкентского Соглашения размер денежного довольствия (заработка) для назначения пенсий военнослужащим и их семьям определяется в порядке, установленном законодательством государств-участников, на территории которых проживают военнослужащие или их семьи.
Пунктом 5 Положения об Экономическом Суде Содружества Независимых Государств установлено, что Экономический Суд осуществляет толкование применения положений соглашений, других актов Содружества и его институтов, актов законодательства бывшего Союза ССР на период взаимосогласованного их применения, в том числе о допустимости применения этих актов, как не противоречащих соглашениям и принятым на их основе иным актам Содружества.
В соответствии с Консультативным заключением Экономического Суда СНГ "О толковании применения положений статьи 2 Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года" N 01-1\2-09 от 09.12.2009 года при переезде пенсионера - бывшего военнослужащего одного государства-участника Соглашения от 15 мая 1992 года на постоянное место жительства в другое государство - участник выслуга лет на военной службе, исчисленная в соответствии с частью первой статьи 2 Соглашения от 15 мая 1992 года, принимается для установления права на пенсию за выслугу лет и не учитывается при определении размера денежного довольствия для назначения пенсии, в том числе при расчете процентной надбавки за выслугу лет.
При определении размера денежного довольствия для назначения пенсии, в том числе при расчете процентной надбавки за выслугу лет, выслуга лет для определения процентной надбавки исчисляется в соответствии с ч. 2 ст. 2 Соглашения по нормам законодательства нового места жительства.
Таким образом, процентная надбавка за выслугу лет исчисляется по законодательству государств-участников, на территории которых проживает военнослужащий, и в таком же порядке исчисляется выслуга лет для определения размера процентной надбавки.
Постановлением Правительства РФ от 21.12.2011 года N 1074 были утверждены Правила исчисления выслуги лет для назначения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выслугу лет.
Во исполнение Соглашения от 12 февраля 1993 года в Российской Федерации был принят Закон N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Согласно ст. 43 данного Закона пенсии исчисляются из денежного довольствия военнослужащих.
Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
Указанное денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54 процентов и, начиная с 1 января 2013 года, ежегодно увеличивается на 2 процента до достижения 100 процентов его размера. С учетом уровня инфляции (потребительских цен) федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2 процента.
В силу п. "а" ст. 14 указанного Закона пенсия за выслугу лет устанавливается лицам, имеющим выслугу 20 лет и более: за выслугу 20 лет-50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия, предусмотренного статьей 43 настоящего Закона, за каждый год выслуги свыше 20 лет - 3 процента указанных сумм денежного довольствия, но всего не более 85 процентов этих сумм.
Согласно ст. 13 ФЗ от 07.11.2011 N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" при выслуге лет от 20 до 25 лет ежемесячная надбавка за выслугу лет к окладу денежного содержания устанавливается в размере 30 процентов.
Из содержания приведенных норм следует, что вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих и лиц, уволенных с военной службы, и их семей, исходя из принципа территориальности, регулируются законодательством государства, на территории которого они проходили службу, уволились и в котором постоянно проживают. Пенсионное обеспечение в порядке, установленном законодательством стороны по вновь избранному бывшим военнослужащим месту жительства, допускается только в отношении пенсионера, то есть лица, которому уже ранее до переезда в другое государство назначена и производится выплата пенсии Стороной (государством - участником Соглашения) по месту прохождения службы сотрудником и увольнения с нее.
Первичное назначение пенсии за выслугу лет должно производиться государством - участником Соглашения по месту прохождения службы и увольнения военнослужащего с военной службы. При изменении постоянного места жительства пенсионером, то есть лицом, которому пенсия за выслугу лет ранее уже была назначена, исчисление пенсии осуществляется по законодательству Стороны (государства-участника Соглашения) по вновь избранному пенсионером месту жительства.
Таким образом, пенсионное обеспечение бывших военнослужащих других государств - участников Содружества Независимых Государств, переехавших на постоянное место жительства на территорию Российской Федерации, осуществляется в том случае, если они приобрели право на пенсию за выслугу лет на территории одного из государств - участников Соглашения и это право ими было реализовано, то есть пенсия им назначена.
Судом установлено, что 04 ноября 1973 года Верхнечирчикским РВК Ташкентской области фио был призван на срочную службу в Вооруженные Силы СССР и в период с 04 ноября 1973 года по 31 августа 1974 года проходил срочную военную службу на территории СССР.
В период с 31 августа 1974 года по 31 августа 1978 года фио обучался в Ярославском высшем военном финансовом училище им. фио.
В период с 31 августа 1978 года по 31 декабря 1994 года истец фио проходил военную службу в Вооруженных Силах СССР.
В период с 01 января 1995 года фио проходил военную службу в должности заместителя начальника финансовой службы - старшего инспектора-ревизора в Управлении ВВС Вооруженных Сил Республики Узбекистан.
Приказом Министра Обороны Республики Узбекистан N 0372 от 24 апреля 2000 года фио был уволен из Вооруженных Сил Республики Узбекистан и приказом командира войсковой части 61800 Министерства Обороны Республики Узбекистан N 112 от 09 июня 2000 года был исключен из списков личного состава части с 10 июня 2000 года.
Общая выслуга лет фио составила 29 лет 10 месяцев 22 дня, из которых календарный срок службы - 26 лет 7 месяцев 6 дней, период службы, исчисленный на льготных условиях как один месяц службы за три месяца" - 3 года 3 месяца 16 дней.
При начислении пенсии истцу учитывалась процентная надбавка 30% за выслугу лет - 21 год.
Учитывая, что в период с 01 января 1995 года по 09 июня 2000 года фио проходил военную службу в Вооруженных силах Республики Узбекистан, этот период службы в выслугу лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет включен не был.
Также суд установил, что истцу неоднократно давались ответы и разъяснения относительно порядка расчета выслуги лет для назначения пенсии и процентной надбавки за выслугу лет.
Так, согласно ответу Военной прокуратуры Балашихинского гарнизона Московской области N 9/1761 от 28 марта 2016 года проведенной проверкой нарушений действующего законодательства в действиях должностных лиц Военного комиссариата Московской области не установлено.
Согласно ответу Военной прокуратуры Балашихинского гарнизона Московской области N 2/3253 от 30 мая 2016 года проведенной проверкой нарушений действующего законодательства в действиях должностных лиц Военного комиссариата Московской области не установлено.
Согласно ответу Военного комиссариата Московской области N ЦСО 4105 от 28 июля 2016 года пенсия назначена фио в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, из расчета 29 лет выслуги в Вооруженных силах: с 4 ноября 1973 года по 31 декабря 1994 года - в Вооруженных силах СССР и с 01 января 1995 года по 10 июня 2000 года - в Вооруженных силах Республики Узбекистан, и процентной надбавки за выслугу лет - 21 год.
Изложенные обстоятельства подтверждаются материалами дела и ничем не опровергнуты.
Исследовав и оценив представленные доказательства в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, руководствуясь названными правовыми нормами, регулирующими спорные правоотношения, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об отказе фио в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, исходя из того, что пенсионное обеспечение истца осуществляется ответчиком в полном соответствии с требованиями закона, расчет выслуги лет для назначения пенсии и процентной надбавки за выслугу лет произведен ответчиком с соблюдением положений приведенных выше норм права, правовые основания для обязания ответчика произвести перерасчет пенсии истца в данном случае отсутствуют.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи с чем решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит.
Учитывая изложенное, суд правильно разрешилвозникший спор, а доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводов суда, были предметом исследования и оценки суда первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, доводы апелляционной жалобы направлены на иное толкование норм материального права и не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, нарушений норм процессуального законодательства по делу не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328,329 ГПК РФ судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Зюзинского районного суда г. Москвы от 27 июня 2018 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу фио - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Судья: фио Дело N 33-14507/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 мая 2019 года
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе:
председательствующего судьи Мызниковой Н.В.
судей Масленниковой Л.В, Пильгановой В.М.
при секретаре Кишкинской А.С.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Масленниковой Л.В.
дело по апелляционной жалобе фио на решение Зюзинского районного суда г. Москвы от 27 июня 2018 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований фио к Военному комиссариату Московской области о признании отказа в перерасчете пенсии незаконным, взыскании денежных средств, компенсации морального вреда, - отказать полностью.
Руководствуясь ст. ст. 193, 328, 329 ГПК РФ судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Зюзинского районного суда г. Москвы от 27 июня 2018 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу фио - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.