Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе: председательствующего Дементьевой Е.И.,
судей Раскатовой Н.Н, Васильевой Е.В,
при секретаре Ляховой М.С,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Васильевой Е.В. гражданское дело по апелляционной жалобе истца Бурыгина О.В. на решение Пресненского районного суда г.Москвы от 10 июля 2018 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований БурыгинаО.В. к Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации о признании решения незаконным, обязании принять решение о выплате жилищной субсидии, отказать,
УСТАНОВИЛА:
истец Бурыгин О.В. обратился в суд с исковым заявлением к Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации о признании решения незаконным, обязании принять решение о выплате жилищной субсидии, в котором просил признать незаконным решение руководителя ДЖО МО РФ от 17.08.2017г, обязать принять решение о выплате субсидии супруге истца и сыну истца для приобретения жилого помещения не менее 15,6кв.м. и не более 24,66 кв.м.
В обоснование своих требований истец указал, что истец и члены его семьи: супруга.., сын.., дочь... состояли в едином реестре военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений, предоставляемых по договору социального найма с 2007 года. Форма обеспечение - субсидия для приобретения или строительства жилого помещения. Решением руководителя Департамента жилищного обеспечения Минобороны РФ NЖС-0000608 от 12 сентября 2017 года истцу и его дочери была выплачена жилищная субсидия, в то время как решением NР-4124/2017 от 17.08.2017, супруге истца и его сыну было отказано в выплате жилищной субсидии, и указанным решением они были сняты с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания по причине того, что во время прохождения военной службы истцу уже предоставлялось жилое помещение, общей площадью 51,7 кв.м, расположенное в.., г...,..,.., общей площадью 51,7 кв.м, то есть обязательство по обеспечению супруги истца... и его сына... ответчиком исполнено в полном объеме.
Истец в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, направил в суд своего представителя, которая исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, в отзыве просил отказать в удовлетворении иска, поскольку права истца не нарушены, истец реализовал свое право на получение жилья.
Третьи лица..,... в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о рассмотрении дела.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого как незаконного просит истец Бурыгин О.В. по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
В заседание судебной коллегии истец Бурыгин О.В. явился, доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда отменить и постановить новое решение, которым удовлетворить исковые требования.
Представительответчика Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, третьи лица..,.., представитель третьего лица Министерства обороны РФ в заседание судебной коллегии не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены посредством направления почтового извещения.
В соответствии с ч. 1 ст. 113 ГПК РФ лица, участвующие в деле, извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
На основании ч. 1 ст. 115 ГПК РФ судебные повестки и иные судебные извещения доставляются по почте или лицом, которому судья поручает их доставить. Время их вручения адресату фиксируется установленным в организациях почтовой связи способом или на документе, подлежащем возврату в суд.
Согласно ч.1 ст. 165.1 ГК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Учитывая, что предусмотренные законом меры по извещению ответчика и третьих лиц о рассмотрении дела выполнены, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
На основании ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу ст. 195 ГПК РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ N 23 от 19 декабря 2003 года, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права ( часть 1 статьи 1, часть3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании ( статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения истцаБурыгина О.В, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оснований для отмены обжалуемого решения, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона, не имеется.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
В силу абзаца 2 пункта 5 Порядка предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 июля 2014 г. N 510, решение о предоставлении жилищной субсидии военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей принимается по установленному образцу уполномоченным органом не позднее чем через десять рабочих дней со дня получения сведений, указанных в абзаце первом названного пункте, а именно: при поступлении информации о доведении лимитов бюджетных обязательств до управлений (отделов) финансового обеспечен Министерства обороны Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, а также сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах военнослужащих граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей на жилые помещения на всей территории Российской Федерации, полученных от Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.
Копия решения о предоставлении жилищной субсидии выдается уполномоченным органом (структурным подразделением уполномочен органа) в течение трех рабочих дней с даты его принятия под роспись военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, членам их семей либо направляется способом, позволяющим установить получения военнослужащими, гражданами, уволенными с военной службы членами их семей такого уведомления, а также направляется в кадровые органы Вооруженных Сил Российской Федерации (пункт 6 Порядка).
Пунктом 19 статьи 15 Федерального закона N 76-ФЗ военнослужащим гражданам, проходящим военную службу по контракту, признанным нуждающимися в жилых помещениях, гражданам, уволенным с военной службы, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти или федеральном государственном органе, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, отказавшимся от предложенного жилого помещения, расположенного по месту военной службы или по избранному месту жительства, которое соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, предоставляется жилищная субсидия.
Правила организации деятельности уполномоченного органа Министерства обороны Российской Федерации в сфере жилищного обеспечения военнослужащих либо специализированной организации (структурного подразделения специализированной организации) по принятию решения о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, указанным в абзацах третьем и двенадцатом пункта 1 статьи 15 Федерального закона N76-ФЗ, а также гражданам, не обеспеченным на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, и совместно проживающим сними членам их семей жилых помещений в собственность бесплатно по месту прохождения военной службы, а при наличии у военнослужащих (граждан, уволенных с военной службы) и совместно проживающих с ними членов их семей права на получение жилого помещения по избранному месту жительства - по избранному постоянному месту жительства установлены Порядком организации деятельности по предоставлению военнослужащим - гражданам Российской Федерации жилых помещений в собственность бесплатно, утвержденным приказом Министра обороны России от 25 января 2016 г. N 20 "Об организации деятельности по предоставлению военнослужащим - гражданам Российской Федерации жилых помещений в собственность бесплатно".
В соответствии с абзацем третьим пункта 1 статьи 15 Федерального закона N76-ФЗ военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г, и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, Министерством обороны Российской Федерации предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанныхграждан в собственность бесплатно или по договору социального найма по избранному месту жительства, в том числе отличному от места прохождения военной службы, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более.
На основании пункта 14 статьи 15 Федерального закона 76-ФЗ обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан и членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти или федеральному государственному органу, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что решением жилищной комиссии Бурыгин О.В. 4 октября 2007 г. принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания.
В период прохождения Бурыгиным О.В. военной службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации в... году на состав семьи: Бурыгину О.В, его сыну ?.., его жене ?... было предоставлено жилое помещение по линии Министерства обороны Российской Федерации общей площадью 51,7 кв. м, расположенное по адресу:...
Бурыгиным О.В. произведен обмен указанного жилого помещения на жилое помещение общей площадью 82,7 кв. м, расположенное по адресу:...
В 2005 году данное жилое помещение было приватизировано по 1/3 доли на членов семьи Бурыгина О.В. ? его жену, сына и дочь. 03 июля 2007 г. жилое помещение выбыло из их собственности на основании договора купли-продажи жилого помещения от 27 июня 2007 года.При этом Бурыгиным О.В. получена справка о сдаче жилого помещения (серия... г.) общей площадью 31,36 кв. м, расположенного по адресу:.., выданная начальником...
На основании изложенного Бурыгин О.В. на состав семьи 2 человека (Бурыгин О.В, дочь... ) от Министерства обороны Российской Федерации был обеспечен жилищной субсидией 13 сентября 2017 г. в размере 4 425 960 рублей.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. N2 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", в случае если военнослужащий реализовал свое право на жилое помещение по договору социального найма в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 76-ФЗ, и не может представить документы о его освобождении, повторное обеспечение такого военнослужащего жилым помещением по договору социального найма осуществляется в общем порядке согласно нормам Жилищного кодекса Российской Федерации с учетом ранее подученного жилого помещения от федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом военная служба, и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Разрешая заявленные исковые требования, руководствуясь вышеназванными нормами права, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Бурыгина О.В. к Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации о признании решения незаконным, обязании принять решение о выплате жилищной субсидии и исходил из того, что,как следует из имеющихся в деле документов, жилое помещение, сданное Бурыгиным О.В, составляло площадью 31,36 кв. м, в то время как получена была квартира площадью 51,7 кв. м, то есть на 20,1 кв. м. больше (51,7-31,6), которые, не были сданы Министерству обороны РФ, а остались в пользовании семьи Бурыгина О.В, принимая во внимание, что в соответствии с ч. 5 ст. 50 ЖК РФ учетная норма жилого помещения на каждого члена семьи устанавливается органом местного самоуправления. Учетная норма на каждого члена семьи по г. Москве и по г. Щелково составляет 10 кв. м, в связи с чем оснований для повторного обеспечения жилым помещением Министерством обороны России... и... не имеется.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права и представленных сторонами доказательствах, которые всесторонне и тщательно исследованы судом и которым судом в решении дана надлежащая правовая оценка.
Доводы апелляционной жалобы истца Бурыгина О.В. о том, что с учетом не сданного Министерству обороны Российской Федерации жилья в размере 20,34 кв.м, его жена и сын имеют право на выплату жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения площадью от 15,6 кв.м. до 24,66 кв.м. с учетом нормы предоставления 18 кв.м, судебная коллегия находит несостоятельным, поскольку при установленных судом обстоятельствах, данный довод правового значения не имеет, учитывая, что на момент вынесения оспариваемого распоряжения 17.08.2017 года законных оснований для предоставления жилья... и.., в том числе, посредством выплаты субсидии не имелось, крометого, судебная коллегия учитывает, что исковые требования предъявлены Бурыгиным О.В, его жена... и совершеннолетний сын... были привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, с самостоятельными исковыми требованиями в суд не обращались.
Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда г. Москвы от 10июля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Бурыгина О.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
предоставление комиссии от 02.нии ереселении только двухкомнатная квартира, тогда как, ьного найма должен соответствоват.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.