Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Акульшиной Т.В.,
судей Морозовой Д.Х, Шубиной И.И,
при секретаре Шидлове Н.Н.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Морозовой Д.Х.
гражданское дело по апелляционной жалобе истца Слободчука В.И. на решение Нагатинского районного суда г. Москвы от 23 января 2018 года, которым постановлено:
Исковые требования Слободчука Виктора Ивановича к ГБУ г. Москвы "Жилищник района Орехово-Борисово Южное", ГБУ "ЕИРЦ г. Москвы" о защите прав потребителей, оставить без удовлетворения,
установила:
Слободчук В.И. обратился в суд с иском к ГБУ г. Москвы "Жилищник района Орехово-Борисово Южное", ГБУ "ЕИРЦ г. Москвы" о защите прав потребителей, с учетом уточненных исковых требований, просил признать незаконными бездействие руководителей ГБУ "ЕИРЦ г. Москвы" по наведению должного порядка и технической исправности приборов учета потребления тепловой энергии в многоквартирных домах, взыскать в его пользу материальный ущерб в размере 11 930 руб, компенсацию морального вреда в размере 500 000 руб.
В обоснование иска указал, что в платежных документах ЕИРЦ имеется завышение норматива и понесенного ущерба потребителей тепловой энергии за 2017 г. в 1,42 раза. Среднемесячный показатель 2016 г. на отопление его квартиры (59,4 кв.м) по декабрь месяц составляет (0,4485559:59,4) = 0,008174Гкал/1кв.м. На декабрь месяц ввели норматив 0,0121Гкал./1кв.м (за шесть последних лет норматив не превышал и 0.01Гкал./1кв.м), который и взяли за основу, несмотря на то, что среднемесячный норматив должен быть (0,008174 х 11мес.) + 0,0121) : 12 =0,0085 Гкал./1кв.м. Его потери в 2017 г. составили: плата 1099,08 х 11 мес. + 1508,31 = 13 598,19 руб, 13 598,19 : 1,42 = 9 576,20 руб. и ущерб составляет 13 598,19 - 9 576,2 = 4 022 руб.; в 2018 году завышение составило более чем в 1,73 раза в сравнении с 2017 г. и более, чем в 1,85 раза, в сравнении с 2016 г. Его потери в 2018 году составили: плата 1564,69 х 11 мес. = 17 211,59 руб. : 1,85 = 9 303,56 руб. Ущерб за 2018 г. составляет 17 211,59 - 9 303 56 = 7 908,03 руб. Всего за 2017 и 2018 гг. ущерб составил 7 908,03 + 4 022 = 11 930,03 руб.
В судебном заседании истец Слободчук В.И. исковые требования с учетом уточнения поддержал, просил удовлетворить в полном объеме.
Представитель ГБУ Жилищник района Орехово-Борисово Южное" ЮАО г. Москвы по доверенности Разин А.И. в судебное заседание явился, исковые требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве.
Представители ГБУ ЕИРЦ г. Москвы по доверенности Пичевская Е.И. и Латаш И.А. в судебное заседание явились, исковые требования не признали по доводам, изложенных в возражениях.
Третье лицо ПАО МОЭК в судебное заседание не явился, извещался о времени и месте рассмотрения дела заблаговременно и надлежащим образом.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит истец Слободчук В.И.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы в порядке ст. 327.1 ГПК РФ, выслушав истца Слободчука В.И, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения относительно апелляционной жалобы представителя ответчика ГБУ г. Москвы "Жилищник района Орехово-Борисово Южное" по доверенности Карташовой Е.В, обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие представителей ответчика ГБУ "ЕИРЦ г. Москвы", третьего лица ПАО МОЭК, извещенных о времени и месте рассмотрения дела заблаговременно и надлежащим образом, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 162 ЖК РФ п о договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в п. 6 ч. 2 ст. 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном ч. 14 ст. 161 настоящего Кодекса, в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных ст. 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Положениями ст. 209 ГК РФ предусмотрено, что только собственник имущества по своему усмотрению совершает в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам.
Согласно п. 81, 81(10), 81(13) Постановления Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354 о предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником (пользователем) жилого или нежилого помещения.
Эксплуатация, ремонт и замена приборов учета осуществляются в соответствии с технической документацией. Поверка приборов учета осуществляется в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
В соответствии с положениями Постановлением Правительства Москвы от 29 сентября 2016 года N 629-ПП "О сохранении равномерного порядка внесения платы за коммунальную услуг по отоплению на территории города Москвы и внесении изменений в Постановление Правительства Москвы от 11 января 1994 года N 41" было установлено, что на территории города Москвы, при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению сохраняется порядок внесения платы за коммунальную услугу по отоплению равномерно в течение календарного года и расчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
При этом при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирном доме или жилом доме, в котором прибор учета тепловой энергии отсутствует, вышел из строя, утрачен, применяется норматив потребления коммунальной услуги по отоплению, утвержденный постановлением Правительства Москвы от 11 января 1994 года N 41 "О нормативах потребления тепловой энергии и газа, используемых для расчета платы за коммунальные услуги" (в редакции настоящего постановления).
Постановлением Правительства Москвы от 29 сентября 2016 года N 629-ПП прямо предусмотрено применение нормативов в случае выхода из строя общедомового счетчика в жилом доме.
По смыслу Постановления Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354, норматив потребления коммунальной услуги - это количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, утверждаемый в установленном порядке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета.
Согласно п. 53 Постановления Правительства Москвы от 06 мая 2011 года N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", расчет размера платы за отопление выполняется ежегодно, на основании показаний общедомового прибора учета, снятых за предшествующий год.
В соответствии с п. 121 Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 года N 1034 "О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя", в случае отсутствия отдельного учета или нерабочего состояния приборов более 30 дней количество тепловой энергии, теплоносителя, расходуемых на горячее водоснабжение, принимается равным значениям, установленным в договоре теплоснабжения (величина тепловой нагрузки на горячее водоснабжение).
Частью 9 ст. 11 Федерального Закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что с обственники зданий, строений, сооружений, собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечивать соответствие зданий, строений, сооружений, многоквартирных домов установленным требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов (за исключением требований, обеспечение выполнения которых в соответствии с настоящим Федеральным законом возложено на других лиц) в течение всего срока их службы путем организации их надлежащей эксплуатации и своевременного устранения выявленных несоответствий.
Согласно ч. 9 ст. 13 Федерального Закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", с июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
Как следует из содержания п.п. 3.2, 3.2.1 Постановления Правительства Москвы от 24 апреля 2007 года N 299-ПП "О мерах по приведению системы управления многоквартирными домами в городе Москве в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации", многофункциональные центры предоставления государственных услуг при осуществлении ими полномочий по предоставлению государственных услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства, переданных от ГКУ ИС районов в соответствии с правовыми актами Правительства Москвы, выполняют функции начисления платежей и выполнения функций жилищных организаций по начислению платежей за жилые помещения, коммунальные и прочие услуги нанимателям по договорам найма или социального найма, арендаторам, владельцам, собственникам жилых и нежилых помещений, иным организациям, финансируемым из бюджета, включая бюджетные учреждения социальной сферы, формирования единого платежного документа, счетов и счетов-фактур с использованием Автоматизированной системы управления "Информационное обеспечение деятельности ЕИРЦ" (АСУ ЕИРЦ).
Судом установлено, что в апреле 2013 года узлы учета, находящиеся в многоквартирных домах по адресу: *****поступили в оперативное управление ГБУ ЕИРЦ города Москвы в результате приобретения по договору купли-продажи средств измерений от 19 марта 2013 года N *****, заключенному с ПАО МОЭК. Указанный узел учета, ранее находящийся в эксплуатации ПАО "МОЭК", был принят учреждением в том техническом состоянии, в котором он находился на момент передачи по Акту о приеме-передаче групп объектов основных средств от 04 апреля 2013 года N 53.
Узел учета по указанному адресу опломбирован и допущен в эксплуатацию в соответствии с актом N 3895 от 23 августа 2017 года комиссией в составе представителей ПАО МОЭК и ГБУ Жилищник района Орехово-Борисово Южное.
Многоквартирный дом, расположенный по адресу ***** оборудован ОДПУ тепловой энергии для нужд отопления *****.
Согласно договору оказания услуг по организации коммерческого учета ресурсов ГБУ "ЕИРЦ города Москвы" для заказчика услуги (ПАО "МОЭК") осуществляется ежемесячное снятие и передача показаний узлов учета. Указанным договором, заключенным между ГБУ "ЕИРЦ города Москвы" и ПАО "МОЭК", не установлена обязанность учреждения по техническому обслуживанию, ремонту, поверке и замене узлов учета.
Кроме того, ГБУ "ЕИРЦ города Москвы" не имеет предусмотренного ст. 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" государственного задания на техническое обслуживание, ремонт, поверку и замену приборов учета и соответствующего финансового обеспечения такого государственного задания.
Из материалов дела усматривается, что деятельность учреждения ГБУ "ЕИРЦ города Москвы" по ремонту и обслуживанию приборов учета осуществляется за счет средств, полученных учреждением от осуществления приносящей доходы деятельности, а именно, возмездного оказания услуг по организации коммерческого учета ресурсов. В связи с наличием требований законодательства по проведению торговых процедур, к закупке услуг для муниципальных нужд, срок устранения неисправностей зависит от проведения указанных процедур и запланированного финансирования.
Таким образом, на ГБУ "ЕИРЦ города Москвы" возложена только функция по передаче в ресурсоснабжающую организацию сведений о показаниях счетчика.
Также судом установлено, что расчет оплаты за отопление в 2016 г. производился исходя из среднемесячного объема тепловой энергии за 2015 г, составляющего 0,00817 Гкал на 1 кв.м. Расчет оплаты за отопление жителям в 2017 году производился исходя из среднемесячного потребления тепловой энергии для нужд отопления населения МКД за 2016 г, определенного в размере 0,012191 Гкал/кв.м. Расчет за отопление в 2018 г. производится исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии для нужд отопления населения МКД за 2017 г, определенного в размере 0,015997 Гкал/кв м.
Указанный порядок соответствует положениям Правил предоставления коммунальных услуг.
Из материалов дела следует, что квартира, в которой проживает истец, оборудована ИПУ холодной воды (ХВС) и горячей воды (ГВС). Расчет платы за горячее и холодное водоснабжение производится по показаниям ИПУ.
В соответствии с федеральным законодательством коммунальные ресурсы, предоставленные потребителю, подлежат обязательному учету с применением приборов учета воды, тепловой энергии, электроэнергии и газа.
Для учета объема (количества) коммунальных услуг используются коллективные (общедомовые), индивидуальные, общие (квартирные), комнатные приборы учета.
Разрешая спор, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства в их совокупности, пришел к выводу о том, что нарушений прав истца со стороны ответчиков не представлено, начисление истцу оплаты за услугу "отопление" произведено в соответствии с действующим законодательством.
Таким образом, оснований для удовлетворения исковых требований, в том числе компенсации морального вреда и признания незаконными бездействие ГБУ "ЕИРЦ г. Москвы" судом не установлено.
Довод апелляционной жалобы о том, что истцом была представлена таблица расчета стоимости услуг ЖКХ, однако, ее в материалах дела не оказалось, не влекут отмену решения суда первой инстанции в апелляционном порядке, поскольку в судебном заседании суда апелляционной инстанции 20 мая 2019 года указанная таблица была приобщена к материалам дела.
Что касается ссылки истца в апелляционной жалобе на указанную таблицу, как не обоснование расчета стоимости услуг ЖКХ, являющегося, по мнению автора апелляционной жалобы верными и подтверждающим незаконность начислений ответчиков, то по существу она сводится к несогласию с оценкой, данной судом установленным обстоятельствам, представленным доказательствами сделанным в этой связи выводам, которые, как следует из содержания оспариваемого судебного постановления приведены с указанием необходимых мотивов, обоснованы ссылками на нормы права применительно к установленным фактическим обстоятельствам дела.
Фактически доводы жалобы в данной части направлены на изложении позиции истца о том, как суду следовало разрешить спор, что в силу ст. 330 ГПК РФ не может быть принято в качестве основания к отмене решения суда первой инстанции в апелляционном порядке.
Правоотношения сторон и закон, подлежащий применению определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований ст. 67 ГПК РФ, подробно изложена в мотивировочной части решения, доводы апелляционной жалобы по существу рассмотренного спора, не опровергают правильности выводов суда, направлены на иную оценку доказательств, не могут повлиять на правильность определения прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, к отмене состоявшегося судебного решения.
При таких обстоятельствах, решение является законным и обоснованным, оснований к его отмене не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Нагатинского районного суда г. Москвы от 23 января 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Слободчука В.И. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.