Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе председательствующего Вьюговой Н.М,
судей Дубинской В.К, Мухортых Е.Н,
при секретаре Дмитриеве С.Е,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Дубинской В.К.
дело по апелляционной жалобе истца Залибекова З.А. на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 17 мая 2018 года, с учетом дополнительного решения того же суда от 19 ноября 2018 года, которым постановлено:
-в удовлетворении требований Залибекова З. А. к Федеральной службе исполнения наказаний (ФСИН России) об обязании повторно рассмотреть рапорт о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты - отказать в полном объеме,
-в удовлетворении требований Залибекова З. А. к Федеральной службе исполнения наказаний (ФСИН России) УФСИН России по Республике Дагестан о признании бездействия незаконным - отказать в полном объеме,
УСТАНОВИЛА:
Залибеков З.А. обратился в суд с иском к ФСИН России, УФСИН России по Республике Дагестан о признании незаконным бездействия комиссии УФСИН России по РД, выразившихся в не проведении проверки представленных документов, признании незаконным бездействия комиссии ФСИН России, выразившееся в не принятии решения о постановке сотрудника и членов его семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты, обязании комиссии ФСИН России повторно рассмотреть рапорт Залибекова З.А. от 10.04.2014 года с учетом исправления недостатков в документах.
В части требований Залибекова З.А. о признании незаконными бездействий комиссии ФСИН России и УФСИН России по РД судом производство прекращено определением от 17.05.2018 года, разъяснен порядок рассмотрения в порядке КАС РФ.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Кузнецов М.В. поддержал заявленные требования.
Представитель ФСИН России по доверенности Орехов И.В. просил в иске отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Представитель УФСИН России по РД не явился, извещен надлежащим образом, возражений по первоначальному иску не представлено. Более того, производство в части требований к УФСИН России по РД прекращено определением суда от 17.05.2018 года.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просит истец Залибеков З.А. по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, утверждая, что суд неправильно установилюридически значимые обстоятельства по делу, неверно применил нормы материального права, настаивает на том, что у суда не имелось оснований для прекращения производства по делу в части требований истца о признании незаконным бездействий комиссии ФСИН России и УФСИН России по РД, поскольку заявленные требования связаны между собой, кроме того данные действия суда исключают возможность дальнейшего движения дела, а заявленные истцом требования связаны с реализацией его социальных прав.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя истца по доверенности Кузнецова М.В, поддержавшего доводы апелляционной жалобы в полном объеме, пояснившего коллегии, что основанием для отказа послужило отсутствие паспорта жены истца, в паспорте не было регистрации, представителя ответчика ФСИН России по доверенности Мелихова И.Ю, который с доводами апелляционной жалобы не согласился, пояснил коллегии, что сведения о месте проживания супруги истца не были предоставлены, поскольку она проживала по двум адресам, а сведения предоставила только по одному адресу, проверка документов происходит на предмет соответствия их перечню, право истца на получение ЕСВ носит заявительный характер, обязанность и ответственность за предоставление документов в полном объеме документов лежит на заявителе, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие иных неявившихся участников процесса, извещенных о дне и времени слушания дела, и не находит оснований к отмене обжалуемого решения, как постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами и требованиями законодательства.
Разрешая спор, суд первой инстанции верно установилимеющие значение для дела фактические обстоятельства и дал им надлежащую юридическую оценку в соответствии с нормами материального права, правильный анализ которых изложен в решении суда.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Право сотрудника учреждений и органов уголовно-исполнительной системы на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г..N 283-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения ( пункт 1 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г..N 283-ФЗ); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров ( пункт 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г..N 283-ФЗ); проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения ( пункт 3 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г..N 283-ФЗ); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности.
Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти ( пункт 4 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г..N 283-ФЗ); проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения ( пункт 5 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г..N 283-ФЗ); проживает в общежитии ( пункт 6 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г..N 283-ФЗ); проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в зарегистрированном браке ( пункт 7 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г..N 283-ФЗ).
Согласно пункту 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии установления нуждаемости сотрудника в жилом помещении по основаниям, названным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи ( часть 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу части 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Правил предоставления единовременной социальной выплаты принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
К заявлению прилагаются документы, перечисленные в пункте 5 Правил, в том числе копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации) ( подпункт "б" пункта 5 Правил); выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы (в случаях, если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения ( подпункт "з" пункта 5 Правил).
Копии документов, указанные в пункте 5 Правил, должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением оригиналов документов ( пункт 6 Правил).
По смыслу приведенных нормативных положений, комиссия принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты при установлении его нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет при отсутствии соответствующих условий. При этом наличие таких условий для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты определяется комиссией на основании приложенных к заявлению сотрудника копий документов, перечисленных в пункте 5 Правил и заверенных в установленном порядке.
Действующим правовым регулированием определен перечень необходимых документов для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты и требования к оформлению этих документов. При этом органам ФСИН России не предоставлено право запрашивать, а сотрудникам - право представлять документы для постановки на такой учет по своему усмотрению взамен тех документов, которые предусмотрены Правилами. Несоблюдение сотрудником установленных Правилами требований при обращении в соответствующий орган для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты как обстоятельство, препятствующее определению его нуждаемости в жилом помещении, дает право комиссии для отказа в постановке сотрудника на такой учет.
Как верно установлено судом и следует из материалов дела, Залибеков З. А.* г.р, *, младший инспектор 2 категории отдела охраны ФКУ ЛИУ-4 УФСИН России по Республике Дагестан, обратился с рапортом в территориальную подкомиссию о принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения 10.04.2014.
Выслуга лет в календарном исчислении на день обращения составляла более 14 лет.
Состав семьи 5 человек:
- заявитель (брак зарегистрирован *);
- супруга З. (А.) П. И. * г.р.;
- дочь З. З. З. * г.р. (* лет);
- сын З. М. З. * г.р. (* лет);
- сын Залибеков З. З. * г.р. (* года).
Заявитель с 10.01.1981, супруга с 23.01.2003 по 03.02.2010, дети -
с рождения постоянно зарегистрированы по адресу: *, где проживают по договору найма жилого помещения и снимают комнату. Жилое помещение общей площадью 140 кв.м. принадлежит на праве общей долевой собственности в размере
1/2 доли или 70 кв.м. бабушке заявителя Г. З.А. (согласно выписке
из похозяйственной книги), информация о том, кому принадлежит оставшаяся часть жилого помещения, не представлена. Постоянно зарегистрировано 6 человек (заявитель, члены его семьи, бабушка заявителя). Представлена справка (выписка из домовой книги), согласно которой супруга с регистрационного учета по указанному адресу не снята; выписка из похозяйственной книги, выданная на основании л/с N * с 2011-2016; справка от 08.04.2014 о невозможности предоставления финансового лицевого счета, в связи с тем, что за последние 5 лет такая документация не ведется.
Супруга согласно копии паспорта с 23.03.2010 постоянно зарегистрирована по адресу: *. Документы на жилое помещение по указанному адресу не представлены.
Пунктами 10.1, 10.2 действовавшего на момент подачи Залибековым З.А. заявления в территориальную подкомиссию порядка формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденного приказом ФСИН России от 29.08.2013 N 496, предусмотрено, что территориальные подкомиссии осуществляют, в том числе, функции по принятию документов для получения единовременной выплаты; проверке сведений, содержащихся в документах для получения единовременной выплаты; подготовке для направления в ФСИН России пакета документов для принятия решения о постановке сотрудников и граждан на учет для получения единовременной выплаты.
При этом в целях выполнения возложенных на них функций территориальные подкомиссии наделены полномочиями по проведению проверки представленных документов для получения единовременной выплаты на предмет соответствия перечню, определенному в Правилах, а также установленному порядку их оформления в течение 15 рабочих дней со дня регистрации рапорта, заявления. При выявлении недостатков в вышеуказанных документах возвращают их сотрудникам и гражданам с указанием в письменном виде причин возврата.
Указанное свидетельствует о том, что территориальная подкомиссия уполномочена на проверку соответствия представленных заявителем документов установленному перечню, а также их оформления, но не на проверку содержания данных документов, что отнесено к исключительной компетенции комиссии ФСИН России, равно как и непосредственно принятие решения о постановке лица на учет для получения единовременной социальной выплаты, либо решения об отказе в постановке на такой учет.
Согласно п. 11 приказа ФСИН России от 29.08.2013 N 496 комиссии территориальных органов и образовательных учреждений ФСИН России после проведенной проверки представленных документов на предмет соответствия требованиям пункта 5 Правил направляют документы в Комиссию ФСИН России в целях принятия решения о постановке на учет для получения единовременной выплаты, отказе в указанной постановке на учет.
В целях своевременного, полного и объективного рассмотрения вопросов предоставления сотрудникам и гражданам единовременной выплаты приказом ФСИН России от 16.10.2014 N * полномочия по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам УИС единовременной социальной выплаты делегированы комиссиям территориальных органов ФСИН России.
Однако пунктом 4 приказа ФСИН России от 16.10.2014 N * установлено, что заявления, поданные сотрудниками до 14.12.2014, рассматриваются комиссией ФСИН России.
Также в соответствии с пунктом 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" при рассмотрении дела по существу суду следует учитывать соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.).
Согласно требованиям пункта 23 Правил единовременная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия их на учет.
Соответственно, Комиссия ФСИН России имела право рассмотреть представленные Залибековым З.А. документы в порядке общей очередности, тем самым не нарушив процедуру рассмотрения документов, поданных другими сотрудниками УИС ранее обращения истца.
В связи с вышеизложенным суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца в полном объеме, поскольку решение комиссии является законным и обоснованным, более того, действующим законодательством не предусмотрена возможность повторного рассмотрения рапорта сотрудника. Комиссией ФСИН России было принято решение отказать Залибекову З.А. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных п. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N 369.
Дополнительным решением от 19 ноября 2018 года суд также не усмотрел оснований для удовлетворения требований истца о признании бездействия ФСИН России, УФСИН России по РД незаконным, поскольку незаконное бездействие ни со стороны комиссии ФСИН России, ни со стороны Комиссии УФСИН России по РД не доказано истцом.
Комиссией ФСИН России было принято решение отказать Залибекову З.А. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных п. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N 369.
Рассматривая доводы истца о не проведении проверки представленных документов со стороны территориальной подкомиссии, суд отклонил их, поскольку в полномочия территориальной комиссии входит проверка полноты представленных документов, их соответствие Перечню, утвержденному Правилами, после чего комиссия направляет их для решения вопроса о постановке на учет во ФСИН России. Констатация факта неполно оформленного пакета документов не влечет права истца на рассмотрение его заявления повторно в той же очередности но с предоставлением дополнительных документов, на что верно указал суд в решении. Обязанность по предоставлению документов и ответственность за их содержание несет сам заявитель, то есть истец.
Что касается бездействия комиссии ФСИН России в части нарушения сроков рассмотрения документов, суд также нашел доводы истца неубедительными, поскольку согласно требованиям пункта 23 Правил единовременная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия их на учет, комиссия ФСИН России имеет право рассмотреть представленные Залибековым З.А. документы в порядке общей очередности, тем самым не нарушив процедуру рассмотрения ранее поданных документов другими сотрудниками УИС.
Оснований не согласиться с такими выводами суда у судебной коллегии не имеется, поскольку они основаны на законе и фактических обстоятельствах дела.
Проверив дело с учетом требований ч.1 ст.327 1 Гражданского процессуального кодекса РФ, согласно которой суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления, судебная коллегия считает, что судом все юридически значимые обстоятельства по делу определены верно, доводы участников процесса судом проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют собранным по делу доказательствам, нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и решение судом по делу вынесено правильное, законное и обоснованное.
Судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, выводы суда не противоречат материалам дела, значимые по делу обстоятельства судом установлены правильно.
При проверке законности и обоснованности решения по настоящему делу в апелляционном порядке судебная коллегия не установиланарушений норм материального или процессуального законодательства, являющихся основанием к отмене решения суда.
Доводы апелляционной жалобы состоят исключительно в указании на невозможность прекращения производства по делу в части требований. Между тем определение суда о прекращении производства по делу в части признания незаконным бездействия комиссии УФСИН России по Республике Дагестан в части ненадлежащей проверки документов, признании незаконным бездействия комиссии ФСИН России в части нарушения сроков рассмотрения документов отменено ранее вынесенным апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда. По делу постановлено дополнительное решение об отказе в удовлетворении данных требований. От обжалования дополнительного решения представитель истца отказался, процессуальное нарушение, на которое ссылался заявитель апелляционной жалобы, судом устранено.
Таким образом, нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, в том числе тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе судом не допущено, юридически значимые обстоятельства установлены полно и правильно, доводы жалобы не содержат оснований к отмене либо изменению решения.
Руководствуясь ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 17 мая 2018 года, с учетом дополнительного решения того же суда от 19 ноября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.