Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
председательствующего Вьюговой Н.М,
судей Сальниковой М.Л, Мухортых Е.Н,
при секретаре Буряковой А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по докладу судьи Сальниковой М.Л. по апелляционной жалобе истца Туренко С.П. на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 15 ноября 2018 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Туренко Сергея Павловича к МВД России, Администрации Хабаровского края, Министерству Финансов РФ, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, Федеральной службе национальной гвардии РФ о составлении сведений, направлении сведений, обязании выдать жилищный сертификат, отказать,
установила:Истец Туренко С.П. обратился в суд с исковым заявлением к ответчикам МВД России, Администрации Хабаровского края, Министерству Финансов РФ, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, Федеральной службе национальной гвардии РФ с требованием об обязании ответчиков составить сводную таблицу с указанием Туренко С.П. и членов его семьи распределения бланков сертификатов по субъектам РФ по установленной государственным заказчиком Программы форме, предоставления указанной таблицы в Департамент жилищной политики Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, обязании Департамента жилищной политики Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ сводную таблицу с указанием Туренко С.П. и членов его семьи изготовить и выдать жилищный Туренко С.П. в Министерство финансов РФ, обязании Министерство финансов РФ изготовить и выдать жилищный сертификат на него и членов его семьи: супруги и дочери, указывая на то, что проходил военную службу с Вооруженных Силах РФ с 24.08.1979г. по 03.09.1999г, в период службы и при увольнении не был обеспечен жильем, однако был включен в списки программы "Государственный жилищный сертификат" под номером 6.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого, как незаконного, в своей апелляционной жалобе просит истец Туренко С.П, ссылаясь на то, что выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы материального права.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, выслушав представителя истца Туренко С.П. по доверенности Неудачина Е.В, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, полагая возможным рассмотреть дело в отсутствие иных участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о дате рассмотрения дела, судебная коллегия приходит к выводу о том, что не имеется оснований для отмены обжалуемого решения, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
В соответствии со ст. 195 ГПК РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ N 23 от 19 декабря 2003 года, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Данным требованиям закона решение суда первой инстанции соответствует в полном объеме.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, истец Туренко С.П, является майором запаса, проходил воинскую службу в Вооруженных Силах Российской Федерации с 24 августа 1979 года по 03 сентября 1999 года. С 01 апреля 1996 года по 02 сентября 1999 года проходил военную службу в 644 полку 104 дивизии Внутренних войск МВД РФ по ДВ в должности врача-стоматолога. Был призван Щигровским ОГВК Курской области и проходил военную службу на должностях офицерского состава с 24 августа 1979 года по 31 августа 1981 года; с 21 октября 1982 года по 21 марта 1996 года; Верхнебуренским РВК Хабаровского края с 01 апреля 1996 года по 03 сентября 1999 года.
Выслуга лет составила 18 лет 10 месяцев 08 дней; льготная - 27 лет 07 месяцев 09 дней.
Уволен с действительной военной службы в запас в звании майор по ст. 51, п.2 "а" в связи с организационно-штатными мероприятиями ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", о чем свидетельствует выписка из приказа командира войсковой части N 3541 ВВ МВД России и справка N 2 от 30 марта 2016 года, которая выдана Министерством Обороны Российской Федерации Военным комиссариатом Воронежской области в посёлке городского типа Анна.
Приказом командира войсковой части N 3541 ВВ МВД России от 03 сентября 1999 года N 218 с/ч истец был исключен из списков личного состава части, всех видов обеспечения и направлен для постановки на воинский учет в Верхнебуреинский РВК Хабаровского края, с 03 сентября 1999 года.
Данные обстоятельства подтверждены выпиской из приказа командира войсковой части N 3541 ВВ МВД России N 218 с/ч от 03 сентября 1999 года, копией послужного списка Туренко С.П, рапортом Туренко С.П. об увольнении от 09 июня 1999 года, выпиской из личного дела.
Согласно справке, выданной Войсковой частью N 3541 от 03 сентября 1999 года, истец Туренко С.П. и члены его семьи не имеют забронированного жилой площади в РФ, субсидии на строительство или покупку жилья, Туренко С.П. не получал.
Также судом установлено, что членами семьи истца являются: супруга - Туренко О.А. и дочь - Туренко К.С, зарегистрированы по адресу: *****.
Как указано истцом с момента увольнения и до настоящего времени истец обращался в Управление Восточного регионального командования ВВ при МВД РФ с заявлением о решении жилищного вопроса. Однако истцу был дан отказ, поскольку никаких документов, подтверждающих постановку истца в качестве нуждающегося в жилье не сохранилось, обеспечить истца и членов его семьи жильем не представляется возможным, что подтверждается письмом МВД России от 30 мая 2008 года.
Истцом в обоснование иска представлена архивная выписка из протокола N 66 заседания жилищно-бытовой комиссии в/ч N 3541 от 27 июня 1999 года, согласно которой, истец был включен в списки программы "Государственный жилищный сертификат", под номером 6.
Разрешая спор, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия, соглашается с выводами суда первой инстанции, считает их правильными и обоснованными.
В соответствии с п. 14 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76- ФЗ "О статусе военнослужащих", в редакции, действовавшей на дату увольнения истца из Вооруженных сил РФ, военнослужащие, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями и члены их семей при перемене места жительства не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия на избранное место жительства обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам, в том числе за счет государственных жилищных сертификатов на приобретение и строительство жилья, обеспечиваемых средствами из федерального бюджета, а также внебюджетных источников финансирования.
Порядок реализации уволенными военнослужащими права на получение жилья был урегулирован Правилами учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 1998 года N 1054.
На основании п. 12 Правил ведение учета военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, осуществляется отделами по учету и распределению жилой площади (жилищными отделами) органов местного самоуправления или специально назначенными должностными лицами и военными комиссариатами, а также территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном уровне, территориальными органами управления Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, осуществляющими функции военных комиссариатов в отношении лиц, состоящих на специальном учете.
Данные об очередности и постановке на учет военнослужащих обобщаются и представляются в органы местного самоуправления в следующем порядке: в отношении военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, - Министерством обороны Российской Федерации на основе данных военных комиссариатов; в отношении лиц, имеющих воинские звания офицеров, прапорщиков (мичманов), - Министерством внутренних дел Российской Федерации, Службой внешней разведки Российской Федерации и Федеральной службой безопасности Российской Федерации в порядке, определенном Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе"; в отношении военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы - Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Пунктом 13 Правил предусмотрено, что военнослужащие подают рапорт по команде не более чем за 3 года до увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе либо в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями с просьбой ходатайствовать перед органами местного самоуправления избранного ими постоянного места жительства о постановке на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий.
На основе рапорта и представленных в соответствии с п. 13 настоящих Правил документов командир (начальник) воинской части принимает решение о ходатайстве перед органом местного самоуправления о постановке военнослужащего на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий.
Ходатайство и документы направляются в военный комиссариат по избранному военнослужащим постоянному месту жительства для последующего направления в соответствующий орган местного самоуправления.
Военный комиссариат включает военнослужащего в список очередников на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий и направляет копию списка и подлинники документов, полученных от командира (начальника) воинской части, в соответствующий орган местного самоуправления.
Согласно п. 16 Правил, органы местного самоуправления регистрируют и ставят на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий военнослужащих на основании документов и списков, представленных военным комиссариатом. Ходатайства с приложенными к ним документами рассматриваются в созданных при органах местного самоуправления общественных комиссиях по жилищным вопросам в течение месяца.
О принятом решении органы местного самоуправления в письменной форме сообщают военнослужащим через командиров (начальников) воинских частей в 3-месячный срок.
Поставленные на очередь военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, регистрируются, в журнале учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий, который ведется органом местного самоуправления (п. 23 Правил).
Из поставленных на очередь военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, органом местного самоуправления составляется единый список очередников на получение (приобретение) жилья (п. 24 Правил).
Таким образом, учет военнослужащих и приравненных к ним граждан осуществляют органы местного самоуправления и иные уполномоченные федеральные органы.
На основании ст. 100 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ
"О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в п. 14 ст. 15 Федерального закона N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" внесены изменения, вступившие в силу с 01 января 2005 года, согласно которым с указанной даты с органов местного самоуправления снята обязанность по предоставлению военнослужащим жилых помещений.
В этой связи абз. 2 п. 2 ст. 15 Федерального закона N 76-ФЗ было установлено, что обеспечение жилым помещением граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 года в муниципальных образованиях, осуществляется за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту постановки на учет.
Из анализа приведенных выше норм права следует, что реализация гражданином права на обеспечение жильем по избранному после увольнения месту жительства носит не абсолютный характер, а связана с его обращением в установленном порядке с заявлением о постановке на очередь на получение жилья или на улучшение жилищных условий.
С 01 января 2014 года абз. 2 п. 2 ст. 15 Федерального закона N 76-ФЗ, в приведенной выше редакции, утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 08 декабря 2010 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан".
В соответствии с названным законом ст. 15 Федерального закона N 76-ФЗ дополнена пунктом 2.1, согласно которому, обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 01 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Конституционным Судом РФ неоднократно отмечалось, что Федеральным законом N 342-ФЗ был расширен перечень жилищных гарантий, предоставляемых гражданам, уволенным с военной службы по определенным основаниям и имеющим общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при условии принятия их до 01 января 2005 года органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ст. 1), а также установлено, что порядок и условия предоставления данных гарантий для военнослужащих распространяются на ряд других категорий граждан, включая граждан, уволенных со службы из органов внутренних дел Российской Федерации (ст. 2), то есть эти граждане на тех же условиях, что и военнослужащие, должны быть приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно ст. 49 ЖК РФ предусматривает возможность учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в единой общей очереди в органах местного самоуправления и одновременно возможность специального жилищного учета, который обеспечивает реализацию дополнительных жилищных гарантий для отдельных категорий граждан, посредством введения для них либо льготной очередности предоставления жилья, либо отдельного (целевого) бюджетного финансирования их жилищных прав.
Одним из правовых актов, которые устанавливают такой специальный жилищный учет, являются Правила. Специальный учет военнослужащих и приравненных к ним граждан осуществляют органы местного самоуправления и иные уполномоченные федеральный органы (п.п. 12, 23, 24 и др. Правил).
Таким образом, предусмотренное Федеральным законом N 342-ФЗ расширение перечня жилищных гарантий для определенной категории граждан учитывает, прежде всего, характер жилищных обязательств перед ними со стороны государства, которые были оформлены посредством постановки этих граждан на особый жилищный учет в органах местного самоуправления при условии специального финансирования за счет государства.
Указанная правовая позиция основана на определении Конституционного Суда РФ от 27 сентября 2018 года N 2367-0.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что истец не представил в материалы дела доказательств, подтверждающих, что до увольнения с военной службы, либо при увольнении с нее истец обращался с соответствующим рапортом и необходимыми документами к командованию войсковой части либо в орган местного самоуправления по избранному месту жительства для постановки его и членов его семьи на учет как нуждающихся в получении жилого помещения либо для признания нуждающимися в улучшении жилищных условий; что до 01 января 2005 года он и члены его семьи были приняты органом местного самоуправления на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении либо, что решением жилищной комиссии по месту прохождения военной службы он признавался нуждающимся в получении жилого помещения либо, что он состоит в списке военнослужащих (уволенных с военной службы), нуждающихся в получении жилого помещения.
Представленный в материала дела протокол N 66 заседании жилищно-бытовой комиссии в/ч N 3541 от 27 июня 1999 года, судом не признан в качестве доказательства, свидетельствующего о признании истца нуждающимися в получении жилого помещения, поскольку он свидетельствуют лишь о включении истца в программу на получение государственного жилищного сертификата.
Сведений о том, когда истец Туренко С.П. обратился с заявлением о включении в список на получение жилья как гражданин, уволенный с военной службы, и сведений о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, истцом в материалы дела не представлено.
Из содержания представленного истцом ответа, выданного Управлением Восточного регионального командования внутренних войск Министерства внутренних дел РФ 30 мая 2008 года N 23/Т-2, следует, что сведения о принятии Туренко С.П. и членов его семьи на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, отсутствуют.
Кроме того, исходя из сведений, представленных Правительством Хабаровского края, полученных из Администрации г. Хабаровска (письмо от 10 октября 2016 года N 1.1.75-1930), следует, что сведения и документы Туренко С.П, уволенного в 1999 года, краевым (районным) военным комиссариатом в администрации районов г. Хабаровска не направлялись, решение о принятии Туренко С.П. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (в получении жилых помещений), не принималось.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда соответствуют установленным судом обстоятельствам, материалам дела и требованиям закона, и оснований для признания их неправильными, о чем ставится вопрос в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном применении и толковании норм материального права, направлены на переоценку представленных по делу доказательств, не опровергают выводов суда первой инстанции, повторяют доводы искового заявления и не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, выражают несогласие истца с решением суда, в силу чего основанием для отмены решения суда первой инстанции служить не могут.
При проверке законности и обоснованности решения по настоящему делу в апелляционном порядке судебная коллегия не установиланарушений норм материального или процессуального законодательства судом первой инстанции, являющихся основанием к отмене решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 15 ноября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.