Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Дементьевой Е.И.,
судей Раскатовой Н.Н, Шипиковой А.Г,
при секретаре Распитине А.С,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Раскатовой Н.Н. гражданское дело по апелляционной жалобе истца Павловой М.Л. на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 12 марта 2019 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Павловой М.Л. к Департаменту городского имущества г. Москвы о признании незаконным отказа ДГИ г.Москвы в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, признании нуждающимися в жилых помещениях, обязании предоставить жилое помещение, - отказать.",
УСТАНОВИЛА:
Павлова М.Л. обратилась в суд с исковым заявлением к Департаменту городского имущества города Москвы о признании незаконным решения об отказе в предоставлении государственной услуги "Рассмотрение запроса (заявления) о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях", обязании принять на учет.
В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что она с дочерью проживает в трехкомнатной квартире общей площадью жатого помещения... кв.м по адресу:.., на праве собственности им принадлежат... долей квартиры (... кв.м). Истец обратилась в ДГИ г.Москвы с заявлением о предоставлении государственной услуги "Рассмотрение запроса (заявления) о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях", однако ДГИ г.Москвы было отказано в связи с тем, что размер площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи заявителя составляет более учетной нормы.
Не согласившись с данным отказом, истец обратилась в суд с требованием о признании незаконным и отмене решения ДГИ г.Москвы об отказе в предоставлении государственной услуги "Рассмотрение запроса о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях" от 14.09.2018 г, обязать ДГИ г.Москвы принять истца и ее дочь на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В судебное заседание суда первой инстанции истец Павлова М.Л. явилась, исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика ДГИ г.Москвы по доверенности Алексанян А.А. в судебном заседании суда первой инстанции просила суд отказать в удовлетворении иска, по основаниям, изложенным в отзыве.
Третьи лица Павлова Д.А. в судебное заседание суда первой инстанции не явилась, извещена надлежащим образом.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит истец Павлова М.Л.
Истец в судебном заседании суда апелляционной инстанции просила решение отменить, исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика ДГИ г. Москвы - Шевкина А.В. в судебном заседании суда апелляционной просила отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, выслушав стороны, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене как постановленное на основании неверно установленных обстоятельств дела при неправильном применении норм материального права.
Согласно статье 2 Закона города Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", жилые помещения из жилищного фонда города Москвы или помощь города Москвы в приобретении жилых помещений в собственность предоставляются на основании решений органов исполнительной власти города Москвы жителям города Москвы, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий. Жилые помещения из жилищного фонда города Москвы предоставляются на основании решений органов исполнительной власти города Москвы жителям города Москвы, признанным нуждающимися в жилых помещениях. Жители города Москвы, не признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий или нуждающимися в жилых помещениях, могут быть обеспечены жилыми помещениями из жилищного фонда города Москвы по решению Правительства Москвы или в соответствии с городскими жилищными программами, в том числе долгосрочными городскими целевыми жилищными программами, утвержденными в порядке, установленном законом города Москвы. Жителям города Москвы, признанным нуждающимися в жилых помещениях, за исключением жителей города Москвы, имеющих право на предоставление жилых помещений вне очереди, жилые помещения предоставляются после улучшения жилищных условий жителей города Москвы, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий. Жителям города Москвы, признанным нуждающимися в жилых помещениях и обладающим правом на предоставление жилых помещений вне очереди, жилые помещения предоставляются после улучшения жилищных условий жителей города Москвы, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий и обладающих правом на предоставление жилых помещений вне очереди. Уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы обеспечивают свободный доступ к информации о количестве и категориях граждан, принятых на жилищный учет, а также о гражданах, включенных в программу обеспечения жилыми помещениями на текущий год.
Обеспечение граждан жилыми помещениями из жилищного фонда города Москвы в случае принятия решения Правительства Москвы об освобождении или выкупе жилых помещений с предоставлением компенсации в натуральной форме, в том числе в связи с переселением, осуществляется в порядке, установленном жилищным законодательством.
Согласно ст. 7 Закона города Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" жители города Москвы признаются нуждающимися в жилых помещениях при наличии хотя бы одного из оснований, указанных в статье 8 настоящего Закона, если они: 1) подали заявление о признании их нуждающимися в жилых помещениях в порядке, установленном настоящим Законом; 2) имеют гражданство Российской Федерации; 3) проживают в городе Москве по месту жительства на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет; 4) не совершали за пять лет, предшествующих подаче заявления, действий, повлекших ухудшение жилищных условий, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях; 5) признаны малоимущими в порядке, установленном законом города Москвы, если иное не предусмотрено федеральным законодательством и законодательством города Москвы.
В силу статьи 8 Закона города Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", жители города Москвы признаются нуждающимися в жилых помещениях при наличии хотя бы одного из следующих оснований: размер площади жилого помещения, приходящейся на каждого указанного в заявлении члена семьи заявителя, составляет менее учетной нормы; заявители проживают в жилых помещениях, признанных в установленном порядке непригодными для постоянного проживания и ремонту и реконструкции не подлежащими, независимо от учетной нормы площади жилого помещения; заявители проживают в коммунальной квартире и в составе одной из семей имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, подтвержденного документами установленного образца, выдаваемыми клинико-экспертными комиссиями, при котором совместное проживание с ним в одной коммунальной квартире невозможно, независимо от учетной нормы площади жилого помещения. Перечень соответствующих заболеваний у граждан, при которых совместное проживание с ними в квартире невозможно, устанавливается федеральным законодательством; заявители проживают в домах, в которых отсутствует хотя бы один из видов удобств, указанных в приложении 1 к настоящему Закону, независимо от учетной нормы площади жилого помещения; пункт утратил силу; заявители не являются собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, не обладают самостоятельным правом пользования жилыми помещениями, независимо от учетной нормы площади жилого помещения (за исключением лиц, для которых город Москва является местом пребывания).
Согласно части 1 - части 4 статьи 9 Закона города Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", в целях установления уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения для принятия их на жилищный учет исчисляется размер площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя. Для определения размера площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя, определяется суммарная площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования либо правом собственности, и делится на количество членов семьи. Учетная норма устанавливается в размере 10 квадратных метров площади жилого помещения для отдельных квартир. Учетная норма устанавливается в размере 15 квадратных метров площади жилого помещения для квартир, жилые помещения в которых предоставлены по решениям уполномоченных органов исполнительной власти города Москвы разным семьям.
Согласно ч. 1 ст. 18 Закона города Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" за счет средств города Москвы обеспечивается право на жилые помещения жителей города Москвы, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий и признанных нуждающимися в жилых помещениях, признанных нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, а также иных граждан в порядке и на условиях, установленных законодательством города Москвы, за исключением граждан, указанных в статье 19 настоящего Закона.
Из материалов дела усматривается, что заявители в составе 2 человек (Павлова М.Л, Павлова Д.А.), проживающие по месту жительства по адресу:.., обратились в Департамент с запросом (заявлением) о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Указанные заявители зарегистрированы по месту жительства по адресу:.., где занимают комнату N... площадью жилого помещения... кв.м в трехкомнатной коммунальной квартире.
Собственниками помещения на основания договора дарения долей квартиры в простой письменной форме от 16.08.2006 являются: Павлова М.Л. (... доли в праве), Павлова Д.А. (... доли в праве), что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 10.09.2018 г.
Уведомлением Департамента от 14.09.2018 N33-5-87650/18-(0)-1 от 14.09.2018 г. отказано в предоставлении государственной услуги в соответствии с п. 2.10.1.2 Административного регламента предоставления государственной услуги города Москвы "Рассмотрение запроса (заявления) о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях", поскольку представленные или имеющиеся в наличии у уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы документы не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, это является основанием для отказа в предоставлении государственной услуги.
Отказывая в удовлетворении требований истца, суд первой инстанции исходил из того, что размер площади, приходящейся на каждого члена семьи заявителя, составляет... кв.м, что составляет более учетной нормы и не соответствует установленным п. 1 ч. 1 ст. 8 Закона N 29 основаниям признания жителей города Москвы нуждающимися в жилых помещениях. При этом суд исходил из того, что истец и её дочь занимают целиком комнату общей площадью... кв.м
Между тем, выводы суда первой инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, из которых усматривается, что истцу и её дочери принадлежит на праве собственности только... долей в квартире общей площадью... кв.м, расположенной по адресу:.., что составляет... кв.м на двоих, то есть по... кв.м на одного человека, что меньше учетной нормы, необходимой для постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с законодательством г. Москвы. Истцу и её дочери никогда не принадлежала целиком комната общей площадью... кв.м, а принадлежала только... указанной комнаты.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции не может быть признано законным и обоснованным, так как постановлено при неправильном определении обстоятельств, имеющих существенное значение для разрешения спора, и полежит отмене с принятием в соответствии с положениями ст. 328 ГПК РФ нового решения о частичном удовлетворении исковых требований Павловой М.Л. к ДГИ г. Москвы о признании незаконным отказа в предоставлении государственной услуги "Рассмотрение запроса (заявления) о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещения".
При этом судебная коллегия полагает, что поскольку суд общей юрисдикции не вправе подменять деятельность органов законодательной, исполнительной власти, так как иное означало бы нарушение закрепленных Конституцией Российской Федерации принципов разделения властей, самостоятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также прерогатив органов государственной власти субъектов Российской Федерации и судов общей юрисдикции (статьи 10, 11, 118 Конституции Российской Федерации), требование истца об обязании Департамента городского имущества г. Москвы принять истца и её дочь на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не подлежит удовлетворению, так как принятие на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях относится к исключительной компетенции ДГИ г. Москвы. В то же время для восстановления нарушенных прав истца судебная коллегия полагает необходимым обязать ДГИ города Москвы повторно рассмотреть заявление Павловой М.Л. о принятии её и её дочери на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда г. Москвы от 12 марта 2019 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Признать незаконным отказ Департамента городского имущества города Москвы Павловой М.Л. в предоставлении государственной услуги "Рассмотрение запроса (заявления) о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещения".
Обязать ДГИ города Москвы повторно рассмотреть заявление Павловой М.Л. о принятии её и её дочери на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В удовлетворении остальной части исковых требований - отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.