Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Климовой С.В.
и судей Масленниковой Л.В, Пильгановой В.М,
при секретаре Завалишиной Н.В,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Климовой С.В.
дело по апелляционной жалобе Володиной И.В. на решение Замоскворецкого районного суда города Москвы от 16 ноября 2018 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований Володиной И.В. к УСЗН района Якиманка по ЦАО г. Москвы о признании решения недействительным, обязании выдать документ - отказать,
УСТАНОВИЛА:
Володина И.В. 23.08.2018 обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты населения Центрального административного округа города Москвы (далее - УСЗН ЦАО г. Москвы) в лице отдела социальной защиты населения района Якиманка г. Москвы об оспаривании решения ответчика и обязании присвоить звание "Ветеран труда", мотивируя обращение тем, что проживает в городе ***, имеет продолжительный трудовой стаж и в *** награждена медалью ИПБ России "За заслуги в развитии профессии", однако в присвоении звания "Ветеран труда" ответчиком отказано, что истец полагает незаконным, нарушающим ее права.
В судебном заседании истец и ее представитель требования поддержали, представитель ответчика иск не признала.
16.11.2018 судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит истец Володина И.В. по доводам апелляционной жалобы, подписанной представителем по доверенности Чередниченко А.И.
В заседании судебной коллегии истец Володина И.В. и ее представитель по доверенности Чередниченко А.И. доводы апелляционной жалобы поддержали; ответчик УСЗН ЦАО г. Москвы в судебное заседание не явился, извещен, представил письменные возражения на жалобу.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав истца и ее представителя, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого решения.
Судом установлено и следует из материалов дела, в том числе, трудовой книжки, что Володина И.В, *** года рождения, проживающая в городе *** (л.д. 19) и с *** являющаяся получателем трудовой пенсии по старости (л.д. 6), начала трудовую деятельность 25.05.1979; в период работы с 29.01.2007 по 18.11.2016 в АО "Банк "Солидарность" специалистом и по совместительству с 19.03.2007 по 18.11.2016 в АО "ОПК" главным бухгалтером, решением президентского совета НП "Института профессиональных бухгалтеров и аудиторов России" (далее - ИПБ России) от *** N *** была награждена медалью "За заслуги в развитии профессии", о чем выдано удостоверение (л.д. 14), а также неоднократно награждалась благодарностями и почетными грамотами ИПБ России (л.д. 10-13, 15-18).
*** Володина И.В. обратилась в отдел социальной защиты населения района Якиманка УСЗН ЦАО г. Москвы по вопросу присвоения ей звания "Ветеран труда", представив указанные документы как основания для его присвоения, однако решением ответчика от *** ей отказано в присвоении звания "Ветеран труда", поскольку сведений о награждении истца ведомственными знаками отличия в труде руководством органов государственной власти СССР, РСФСР или Российской Федерации не представлено, что противоречит положениям постановления Правительства Москвы от 27.06.2006 N 443-ПП "О присвоении звания "Ветеран труда", а представленное удостоверение о награждении медалью ИПБ России таковым ведомственным знаком отличия в труде не является (л.д. 8).
Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" в редакции, действующей на момент обращения истца к ответчику, рассмотрения им заявления и рассмотрения дела в суде, с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда определены следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий, ветераны военной службы и ветераны труда, и для каждой категорий граждан установлены определенные меры социальной защиты (ст. 1).
В силу ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ ветеранами труда являются: лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда" (подп. 1); лица, награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин (подп. 2).
Положения ст. 7 указанного закона в редакции, действовавшей до 01.07.2016, предусматривали, что ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда" (подп. 1), награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин (подп. 2).
Из системного толкования положений ст.ст. 1, 7 Федерального закона "О ветеранах" как в ранее действовавшей, так и в действующей редакции, следует, что ветеранами труда помимо лиц, имеющих удостоверение "Ветеран труда", и лиц, начавших трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющих трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин, являются также лица, награжденные ведомственными знаками отличия в труде, в отношении которых решение о награждении знаками отличия в труде принималось в соответствии с нормами действовавшего (действующего) законодательства органами и организациями, наделенными соответствующими полномочиями в установленном законом порядке, с учетом безупречной службы и продолжительного добросовестного труда, в связи с чем определяющее значение для разрешения вопроса о присвоении гражданину звания "Ветеран труда" имеет указанный критерий продолжительного добросовестного труда и признание государством в лице соответствующих должностных лиц и органов власти особых заслуг лица.
В силу ч. 4 ст. 7 Федерального закона "О ветеранах" порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; на основании ст.ст. 10, 22 указанного закона меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами.
Согласно п. 1 ст. 21 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социального обеспечения, безопасности дорожного движения и экологии; согласно п.п. 2, 3.1 ст. 26.3 указанного закона к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено, в частности, решение вопросов социальной поддержки ветеранов труда.
В соответствии со ст. 85 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ; такие расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов.
Учитывая изложенное, исходя из того, что меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами, у города Москвы как субъекта Российской Федерации имеется право самостоятельно определять перечень наград, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда" с учетом требований и критериев Федерального закона "О ветеранах".
В развитие приведенных положений федерального законодательства в городе Москве принято постановление Правительства Москвы от 27.06.2006 N 443-ПП "О присвоении звания "Ветеран труда", регулирующее порядок присвоения такого звания.
Положение о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда", утверждено постановлением Правительства Москвы от 27.06.2006 N 443-ПП "О присвоении звания "Ветеран труда", в п. 2 которого указано, что з вание "Ветеран труда" присваивается гражданам: награжденным орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенным благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющим трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении (подп. 2.1.); награжденным по состоянию на 30.06.2016 ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении (подп. 2.1.1); начавшим трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющим трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин (подп. 2.2.).
Таким образом, критерием для признания лица ветераном труда с последующим предоставлением государственных мер социальной поддержки является не любое достижение в труде, а особые заслуги, отличия в труде и продолжительный добросовестный труд, отмеченные соответствующим ведомством, входящим в систему органов государственной власти.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ НП "Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России" является некоммерческим партнерством, которым принято положение о наградах НП ИПБ России, утвержденное решением президентского совета НП ИПБ России от ***, предусматривающее, что награды ИПБ России являются формой морального поощрения юридических и физических лиц за заслуги и достижения в развитии бухгалтерского учета, аудита, бухгалтерской и аудиторской профессии, а также становлении и развитии ИПБ России, при этом медалью награждаются представители министерств и ведомств, органов власти субъектов РФ бухгалтерских служб предприятий, учреждений, организаций частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, аудиторских организаций, а также члены президентских советов и сотрудники ИПБ России, ТИПБ за заслуги и достижения в развитии бухгалтерского учета, аудита, бухгалтерской и аудиторской профессий, а также за многолетнее и плодотворное сотрудничество, направленное на достижение уставных целей ИПБ России (л.д. 57-59).
Разрешая требования истца на основании собранных доказательств, суд правильно применил вышеуказанные нормы законодательства и пришел к обоснованному выводу об отсутствии предусмотренных нормативными актами оснований для удовлетворения иска Володиной И.В, поскольку представленное истцом удостоверение о награждении медалью ИПБ России не относится к знакам отличия в труде, наличие которых является одним из условий для признания лица ветераном труда, ввиду того, что не свидетельствует о награждении истца за продолжительный добросовестный труд руководством органов государственной власти СССР, РСФСР или Российской Федерации, учитывая, что НП ИПБ России не относится к органам государственной власти, в связи с чем указанная медаль не может рассматриваться как награждение за продолжительный добросовестный труд руководством органов государственной власти СССР, РСФСР или Российской Федерации, являющееся основанием для признания лица ветераном труда.
В апелляционной жалобе истец ссылается на неправильное применение судом норм материального права, устанавливающих условия и порядок присвоения звания "Ветеран труда", на участие ИПБ России в экспертных оценках проектов законов и нормативных документах, касающихся бухгалтерского учета, налогообложения, высшего образования, и указывает на сферу деятельности ИПБ России, которая связана в решением правительственных программ по развитию новых направлений в области подготовки кадров, трудовых отношений и экономического развития общества.
Указанные доводы истца являются несостоятельными, поскольку противоречат действующему законодательству и основаны на неправильном его применении и толковании, учитывая, полномочий по награждению орденами или медалями, присвоению почетных званий Российской Федерации, либо по награждению за продолжительный добросовестный труд нагрудными и почетными знаками (значками), почетными званиями, почетными грамотами и благодарностями от имени руководства органов государственной власти Российской Федерации ИПБ России не делегировано, награждение гражданина указанной медалью как мерой морального поощрения некоммерческой организацией не дает оснований полагать, что награждение истца состоялось от имени соответствующего органа государственной власти за продолжительный добросовестный труд и не может явиться основанием для присвоения звания "Ветеран труда" с последующим предоставлением мер социальной поддержки, предусмотренных законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами г. Москвы за счет средств соответствующих бюджетов.
При таких данных, судебная коллегия приходит к выводу, что разрешая спор, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства. Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку. Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом не допущено. Апелляционная жалоба истца не содержит правовых оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, к отмене постановленного судом решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Замоскворецкого районного суда города Москвы от 16 ноября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Володиной И.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.