Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Мызниковой Н.В.
и судей Дегтеревой О.В, Рачиной К.А.
при секретаре Завалишиной Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Дегтеревой О.В, гражданское дело по апелляционной жалобе К. на решение Тверского районного суда города Москвы от 13 декабря 2018 года, которым постановлено:
В удовлетворении иска К. к ГУ МВД России по городу Москве об обязании произвести перерасчет выслуги лет, пенсии отказать.
УСТАНОВИЛА:
К. обратился в суд с иском к ГУ МВД России по городу Москве о включении периода службы в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении, произвести перерасчет размера пенсии с 01.06.2018г, указывая, что 01.06.2018г. приказом Полка охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых ГУ МВД России по г. Москвы N169л/с был уволен со службы в органах внутренних дел Российской Федерации по п. 4 ч. 2 ст. 82 (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии). При увольнении выслуга лет для назначения пенсии при календарном исчислении составляла 17 лет 00 месяцев 13 дней, в льготном исчислении 20 лет 10 месяцев 10 дней. Однако при подсчете периодов стажа для назначения пенсии, дающий право на льготное исчисление выслуги лет, ответчиком не учтен период с 20.02.2008г. по 25.09.2010г. в должности милиционера-кинолога взвода охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых изолятора временного содержания при УВД по Ульяновской области, спорный период засчитан в стаж в календарном исчислении. Полагая, что действиями ответчика нарушены его права на получение пенсии в повышенном размере, истец обратился с вышеуказанным иском в суд.
В судебное заседание истец не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель ответчика в судебном заседании просил в удовлетворении иска отказать по доводам, изложенным в письменных возражениях на иск.
Судом постановлено вышеприведенное решение, которое просит отменить истец как незаконное и необоснованное по доводам своей апелляционной жалобы.
Проверив материалы гражданского дела, выслушав объяснения истца К, возражения представителя ответчика Медведева П.Н, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения, поскольку оно вынесено в соответствии с законом и установленными по делу обстоятельствами.
Законом Российской Федерации от 12.02.1993 г. N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон РФ N4468-1) закреплено право граждан, работавших в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, на пенсию за выслугу лет, назначаемую при наличии установленного законом стажа службы (выслуги лет).
В силу ч.3 ст. 18 Закона РФ N4468-1 время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии лицам, указанным в ст. 1 настоящего Закона, в льготном исчислении. Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии определяется Правительством Российской Федерации.
В пункте 1 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 г. N941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" (далее - Постановление N941), установлены периоды, засчитываемые в выслугу лет для назначения пенсий.
Согласно абзацу 45 подпункта "г" пункта 3 Постановления N941 установлено, что в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, засчитывается на льготных условиях из расчета один месяц службы за полтора месяца служба в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и в конвойных подразделениях милиции в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, - с 1 января 2001 г. по перечню должностей и на условиях, определяемых Министром внутренних дел Российской Федерации.
Приказом МВД России от 09.10.2004г. N640 был введен Перечень должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсии.
Приказом МВД России от 20.12.2016 N868 (зарегистрированным в Минюсте России 26.01.2017г. за N45420) и вступившим в законную силу на территории Российской Федерации с 07.02.2017г, утвержден новый Перечень должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий, а Приказ МВД России от 09.10.2004г. N640 признан утратившим силу. Разделом 1 нового Перечня должностей (приложение к приказу МВД России от 20.12.2016г. N868) не предусмотрена должность "полицейский - кинолог" и "милиционер - кинолог" во взводе охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых ИВС.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, с 08.11.1995г. по 01.06.2018г. К. проходил службу в органах внутренних дел Российской Федерации.
Приказом Полка охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых ГУ МВД России по г. Москве N169л/с от 01.06.2018г. К. уволен со службы в органах внутренних дел Российской Федерации по п. 4 ч. 2 ст. 82 Федерального закона от 30.11.2011г. N342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно расчету выслуга лет для назначения пенсии К. составила в льготном исчислении 20 лет 10 месяцев 10 дней.
Вместе с тем, спорный период службы с 20.02.2008г. по 25.09.2010г. в должности милиционера-кинолога взвода охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых изолятора временного содержания при УВД по Ульяновской области был зачет ответчиком в календарном исчислении.
Как следует из текста искового заявления истец полагает тот факт, что в спорный период он числился во взводе охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых ИВС, в котором должность милиционера - кинолога не дает права на выслугу лет в льготном исчислении, но при этом выполнял функции по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых, не может исключить его право на льготную выслугу, поскольку данная ситуация сложилась по причине некорректного штатного расписания, согласно которому он принят на вышеуказанную должность.
В обоснование своих требований истец представил суду выписку из приказа Полка охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых ГУ МВД России по г. Москве N169л/с от 01.06.2018г.; приказ УВД по Ульяновской области N145л/с от 22.08.2018г.; приказ N351л/с от 24.09.2010г.; расчет выслуги лет от 01.06.2018г.; ответ на обращение истца N3/1141 от 29.05.2018г. от имени заместителя начальника УРЛС- начальника ОК полковника внутренней службы Егорова Е.Е, а также должностную инструкцию милиционера (кинолога) изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых УВД по Ульяновской области.
Разрешая спор по существу и отказывая К. в удовлетворении исковых требований о включении периода службы с 20.02.2008г. по 25.09.2010г. в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении, произвести перерасчет размера пенсии с 01.06.2018г, суд первой инстанции исходил из того, что согласно п.п. 14-19 раздела N2 Перечня должностей, введенных до 23 августа 2014 года, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий, занимаемая истцом должность милиционера-кинолога во взводе охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых изолятора временного содержания не входит в перечень должностей на льготное исчисление выслуги при назначении пенсии (Приказ МВД России от 20.12.2016г. N868).
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции, поскольку он основан на правильном толковании и применении норм права, регулирующих возникшие правоотношения, и представленных в дело доказательствах.
До вступления в законную силу Приказа МВД России от 09.10.2004г. N640, льготное исчисление выслуги лет для назначения пенсии производилось тем сотрудникам, которые проходили службу в ИВС органов внутренних дел и в конвойных подразделениях милиции в должностях, выполнение обязанностей по которым было связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Указанным выше Приказом МВД России от 20.12.2016г. N868 утвержден новый Перечень должностей в ИВС, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсии по должностям, введенным с 23 августа 2014 года и по должностям до 23 августа 2014 года и отменены ранее действующие приказы по льготному зачету выслуги лет ИВС и подразделениях охраны подозреваемых и обвиняемых. Льготное исчисление выслуги лет для назначения пенсии возможно только по указанным должностям, поименованным в Перечне должностей ИВС, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых.
На момент обращения истца к ответчику с рапортом от 04.04.2018г. об увольнении со службы в органах внутренних дел с 07.02.2017г. действовал Перечень должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий, утвержденный приказом МВД России от 20.12.2016г. N868. Данный перечень не включал в себя замещаемую истцом с 20.02.2008г. по 25.09.2010г. должность милиционера кинолога во взводе охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых ИВС.
Таким образом, на момент подачи истцом рапорта от 04.04.2018г. об увольнении со службы в органах внутренних дел Российской Федерации действующие нормативно-правовые акты, регулирующие правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел, не предоставляли истцу право на зачет спорного периода службы в указанной должности (из расчета один месяц службы за полтора месяца).
Доводы апелляционной жалобы истца о несогласии с данным выводом суда подлежат отклонению по указанным выше основаниям.
В своей жалобе истец ссылается на п. 9 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 20.12.2005г. N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", а также указывает на то обстоятельство, что согласно должностной инструкции истец исполнял обязанности милиционера (кинолога) ИВС, которые были связаны с непосредственным осуществлением функций по охране, конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области, поскольку он назначался в наряд в качестве постового наружного, внутреннего поста, выводного ИВС и исполнял их обязанности, а также нес службу в составе наряда и в составе конвоя. Таким образом, истец фактически нес службу в качестве милиционера (кинолога) ИВС и исполнял его обязанности. Судебная коллегия отклоняет данный довод, поскольку должность милиционера кинолога во взводе охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых ИВС в Перечне утвержденном Приказом МВД России от 20.12.2016г. N868 отсутствует, выводы суда об отказе в иске не противоречат материалам дела, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Доводы апелляционной жалобы о неполном исследовании судом функциональных обязанностей истца по занимаемой должности и отсутствие запросов на предоставление дополнительных документов, подтверждающих право истца на льготное исчисление выслуги лет, судебная коллегия считает несостоятельными, поскольку в силу ч. 2 ст. 56 ГПК РФ именно суд, а не сторона по делу, определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Довод апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции был нарушен принцип единообразия судебной практики со ссылкой на судебные акты судов РФ различного уровня, правильность выводов суда не опровергает, поскольку институт прецедентного права российским законодательством не предусмотрен, и судебные решения, вынесенные по иным делам, не относящимся к рассматриваемому делу по субъектному составу, преюдициального значения не имеют.
В целом доводы апелляционной жалобы истца повторяют позицию, занятую им при рассмотрении дела в суде первой инстанции, которая была предметом исследования и оценки суда первой инстанции, не опровергают выводов суда первой инстанции, в связи с чем отклоняются судебной коллегией как не являющиеся в силу ст. 330 ГПК РФ основанием к отмене состоявшегося судебного решения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тверского районного суда г. Москвы от 13 декабря 2018 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу К. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.