Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе: председательствующего Гербекова Б.И.
судейКнышевой Т.В, Курочкиной О.А,
при секретаре Дворской Л.Ю,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Гербекова Б.И.
дело по апелляционной жалобе представителя Департамента городского имущества города Москвы по доверенности Юровой А.П.
на решение Савеловского районного суда г. Москвы от 21 марта 2018года в редакции определения того же суда от 21 февраля 2019 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований ДГИ г. Москвы к Груздевой Т.А. о признании недействительным договора социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: г... - отказать,
УСТАНОВИЛА:
ДГИ г. Москвы обратился в суд с иском в Груздевой Т.А о признании договора социального найма жилого помещения, расположенного по адресу:.., заключенного между сторонами 30.04.2009 г, недействительным.
Свои требования истец мотивировал тем, что спорное жилое помещение было предоставлено ответчику на основании ордера на служебное жилое помещение 26.08.1991 года.
30.04.2009 г. между сторонами был заключен договор социального найма жилого помещения. Данный договор противоречит действующему законодательству, поскольку жилое помещение относится к специализированному жилому фонду и передаче в социальный наем не подлежит.
Представитель истца по доверенности Ершова Н.А. в судебное заседание явилась, заявленные требования поддержала в полном объеме.
Ответчик Груздева Т.А. в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения заявленных требований.
Судом постановлено выше приведенное решение, об отмене которого представитель Департамента городского имущества города Москвы по доверенности Юрова А.П. по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, утверждая, что суд неправильно установилюридически значимые обстоятельства по делу, нарушил нормы материального права.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения истца Груздевой Т.А,представителя истцапо доверенности Весича А.В, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса, извещенных о дне и времени рассмотрения дела, и находит решение суда подлежащим оставлению без изменения, как постановленное в соответствии с фактическими обстоятельствами и требованиями законодательства.
Судом по делу установлено, что на основании решения Волгоградского районного совета народных депутатов г. Москвы от 07.08.1991 г. Груздевой Т.А, как очереднику организации СУ-4 МГПО "Мослифт", распределена служебная однокомнатная квартира, расположенная по адресу:...
На основании указанного решения Груздевой Т.А. выдан ордер N... от 26.08.1991 г. на вселение в служебное жилое помещение.
30.04.2009 г. между ДЖП и ЖФ г. Москвы и Груздевой Т.А. был заключен договор социального найма N... на указанное жилое помещение.
Поддерживая заявленные требования, представитель истца ссылался на то, что жилое помещение было распределено Груздевой Т.А. в связи с осуществлением ею трудовой деятельности в МГПО "Мослифт". Решение об исключении спорной квартиры из списков специализированного жилого помещения Департаментом не принималось, в связи с чем оснований для заключения с ответчиком договора социального найма не имелось. Данный факт был выявлен истцом только при обращении ответчика с заявлением о приватизации данной квартиры.
Ответчик в судебном заседании пояснила, что проработала в МГПО "Мослифт" с 1979 года до выхода на пенсию. В спорном жилом помещении проживала на условиях договора социального найма. По мнению ответчика, договор социального найма является законным, поскольку она приобрела право пользования жилым помещением, проработав длительное время на предприятии, которым указанно жилое ей было предоставлено.
Согласно ст. 101 ЖК РСФСР, действовавшего на момент предоставления жилого помещения, служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделяются, как правило, отдельные квартиры.
Согласно положениям статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежащих государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их представления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Статьей 18 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" определено, что при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений).
Частью 2 статьи 92 ЖК РФ предусмотрено, что в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения.
Следовательно, при передаче в муниципальную собственность такие жилые помещения утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
В связи с этим, с гражданами, проживающими в жилом помещении, в отношении которого произошло изменение правового режима в силу закона, должен быть заключен договор социального найма.
Как следует из материалов дела, на момент заключения оспариваемого договора собственником жилого помещения, расположенного по адресу:... являлся г. Москва.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 05.12.2017 г. право собственности г. Москвы на указанное жилое помещение зарегистрировано 31.08.2009 г.
Из копии финансового лицевого счета на спорное жилое помещение от 11.02.2009 г. следует, что квартира является муниципальной.
Таким образом, сведений о наличии каких-либо ограничений, обременений в отношении спорной квартиры не имеется.
Оценив собранные по делу доказательства, руководствуясь указанными выше нормами права, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что исковые требования удовлетворению не подлежат, поскольку на момент заключения договора социального найма спорное жилое помещение являлось муниципальным, ответчик в силу вышеназванных норм права имела право на заключение с ней договора социального найма жилого помещения, ДЖП и ЖФ г. Москвы действовал в рамках своих полномочий.
Доводы апелляционной жалобы о том, что уполномоченный орган не принимал решения об исключении спорной квартиры из числа служебных, правового значения не имеет, поскольку сама передача в муниципальную собственность данной квартиры, ранее находившейся в государственной собственности и закрепленной за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, повлекла изменение статуса жилого помещения со служебного на социальный наем.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы фактически сводятся к несогласию заявителя с оценкой и выводами судебного решения, однако основанием к отмене судебного постановления эти доводы не являются, поскольку фактические обстоятельства установлены судом правильно, сделанные выводы находятся в полном соответствии с нормами закона. Нарушений норм процессуального и материального права при вынесении решения судом не допущено.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, в том числе тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено, юридически значимые обстоятельства установлены полно и правильно, доводы жалобы не содержат оснований к отмене либо изменению решения.
Руководствуясь ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Савеловского районного суда г. Москвы от 21 марта 2018 года в редакции определения того же суда от 21 февраля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.