Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Михалевой Т.Д,
при секретаре фио,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N3а-1348/2019 по административному исковому заявлению наименование организации" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по адрес, Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве о признании незаконными уведомлений Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве об отказе в принятии документов,
установил:
наименование организации обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными уведомлений Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости Управления Росреестра по Москве об отказе в принятии заявлений от дата N51-155/2019, от дата N51-156/2019 о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами 77:02:0021006:2077 77:0:0021006:27, обязании ответчика рассмотреть указанные заявления.
В обосновании требований административный истец ссылается на то, что на основании договора аренды NМ-02-053069 от дата является арендатором земельного участка с кадастровым номером 77:0:0021006:27, расположенного по адресу: адрес, и собственником нежилого здания с кадастровым номером 77:02:0021006:2077, расположенного по адресу: : адрес.
Административный истец считает отказ незаконным и необоснованным, действие Комиссии, выразившееся в отказе в приеме документов к рассмотрению, нарушает право истца на установление кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, и существенно затрагивает его интересы как арендатора земельного участка и собственника нежилого здания, поскольку размер арендной платы и налога на имущество зависит от их кадастровой стоимости.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности фио заявленные требования поддержал в полном объеме, указав, что в полномочия секретаря Комиссии входит только проверка наличия документов, приложенных к заявлению, а не проверка их содержания.
Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Москве, Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве фио просил в удовлетворении иска отказать, поддержал доводы, изложенные в отзыве на административное исковое заявление, указав, что основанием для отказа в принятии документов послужили возникшие у секретаря Комиссии сомнения в подлинности представленных выписок из Единого государственного реестра о кадастровой стоимости объектов недвижимости. Просил обратить внимание суда на то, что согласно ответов ФГБУ ФКП Росреестра выписки, представленные административным, последним не выдавались.
Суд, выслушав представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований, при этом исходит из нижеследующего.
Согласно положениям части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Из положений части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу пункта 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Статья 57 Конституции Российской Федерации устанавливает обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.
Пунктом 2 статьи 375, статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на дата года налогового периода, утвержденная в установленном порядке.
Подпунктом 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации закреплен принцип платности землепользования.
Согласно пунктов 1, 2 статьи 65 Земельного кодекса РФ формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (п. 1). Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (п. 2).
Статьей 388 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщиками признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от дата N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости прилагаются:
- кадастровая справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;
- нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости;
- документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании недостоверности указанных сведений;
- отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости;
Заявление о пересмотре кадастровой стоимости без приложения указанных документов к рассмотрению не принимается.
К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости также могут прилагаться иные документы.
Аналогичный перечень документов содержится в пункте 13 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от дата N 263 (далее - Порядок)
Заявление о пересмотре кадастровой стоимости рассматривается комиссией в течение одного месяца с даты его поступления.
В соответствии с пунктом 15 указанного Порядка, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано без приложения документов, указанных в пункте 13 настоящего Порядка, или с нарушением сроков, или величина кадастровой стоимости объекта недвижимости, результаты определения которой оспариваются, ранее установлена в размере его рыночной стоимости, оно не принимается к рассмотрению, о чем секретарь комиссии в течение семи рабочих дней с даты поступления такого заявления уведомляет заявителя. Уведомление содержит перечень оснований, по которым заявление не принято к рассмотрению, с приложением самого заявления и приложенных к нему документов (в случае их наличия).
Пунктом 14 Порядка предусмотрено, что при поступлении заявления о пересмотре кадастровой стоимости секретарь комиссии проверяет наличие прилагаемых документов и срок подачи заявления, при этом датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считается дата представления его в территориальный орган уполномоченного федерального органа либо день сдачи его в организацию почтовой связи для направления в комиссию по месту нахождения территориального органа уполномоченного федерального органа.
В соответствии с пунктом 15 указанного Порядка, если заявление о пересмотре Таким образом, вышеприведенными требованиями закона установлен определенный Перечень оснований для отказа в принятии заявления, который является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Полномочия секретаря Комиссии по приёму либо возврату заявления являются чётко регламентированными; на указанной стадии секретарь обязан проверить наличие необходимых документов, обращение с заявлением в установленный законом срок и отсутствие ранее установленной кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Порядок не наделяет секретаря Комиссии правом на стадии принятия заявления к рассмотрению давать оценку приложенным к заявлению документам, кроме той, которая указана в пункте 15 Порядка, поскольку указанные полномочия являются полномочиями Комиссии при рассмотрении заявления по существу ( пункты 19, 20 Порядка).
Следовательно, несоответствие представленных документов по их содержанию требованиям, предусмотренным Законом об оценочной деятельности, может являться основанием для принятия Комиссией решения об отказе в удовлетворении заявления, а не основанием для отказа в принятии заявления на рассмотрение Комиссии.
При рассмотрении дела судом установлено, что наименование организации на основании договора аренды NМ-02-053069 от дата является арендатором земельного участка с кадастровым номером 77:0:0021006:27, расположенный по адресу: адрес, и собственником нежилого здания с кадастровым номером 77:02:0021006:2077, расположенного по адресу: : адрес.
дата административный истец обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении об установлении кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости в рыночном размере.
Уведомлениями от дата N51-155/2019, от дата N51-156/2019 в принятии заявлений
о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами 77:02:0021006:2077 77:0:0021006:27, обязании ответчика рассмотреть указанные заявления.
Из содержания уведомлений следует, что причиной отказа в принятии документов на комиссию явилось следующее: отсутствие выписок из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами 77:02:0021006:2077 77:0:0021006:27, поскольку по данным Управления приложенные к заявлению выписки не выдавались наименование организации.
При рассмотрении дела административными ответчиками не оспаривалось, что выписки о кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости были приложены к заявлению. Однако, их содержания вызвало сомнения у секретаря Комиссии, потому были направлены запросы наименование организации.
Принимая во внимание, что вышеизложенный Порядок не наделяет секретаря Комиссии правом на стадии принятия заявления к рассмотрению давать оценку приложенным к заявлению документам, кроме той, которая указана в пункте 15 Порядка, поскольку указанные полномочия являются полномочиями Комиссии при рассмотрении заявления по существу ( пункты 19, 20 Порядка), и несоответствие представленных документов по их содержанию требованиям, предусмотренным Законом об оценочной деятельности, может являться основанием для принятия Комиссией решения об отказе в удовлетворении заявления, а не основанием для отказа в принятии заявления на рассмотрение Комиссии, суд считает, что основания для отказа в принятии документов не имелось, а потому оспариваемые уведомления являются незаконными.
Ввиду того, что Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве является органом, осуществляющим публичные полномочия, и в соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от дата N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" именно к компетенции комиссии отнесено рассмотрение заявления о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости в течение одного месяца с даты его поступления, суд, руководствуясь пунктом 1 частью 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, считает необходимым возложить на комиссию обязанность рассмотреть по существу заявления наименование организации" о пересмотре кадастровой стоимости указанных выше нежилого здания и земельного участка в течение тридцати дней со дня вступления в законную силу настоящего решения суда.
Руководствуясь статьями 175-180, 226, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление наименование организации" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по адрес, Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости о признании незаконным уведомления Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве удовлетворить.
Признать незаконными уведомления Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости Управления Росреестра по Москве от дата N51-155/2019, от дата N51-156/2019 об отказе в принятии к рассмотрению Комиссией заявлений о пересмотре кадастровой стоимости.
Обязать Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве рассмотреть поданные дата заявления наименование организации" о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами 77:02:0021006:2077, 77:02:0021006:27, в течение тридцати дней со дня вступления в законную силу настоящего решения суда.
Сообщение об исполнении решения суда подлежит направлению Комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве в адрес наименование организации" в течение 10 дней со дня принятия.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Московского городского суда Т.Д. Михалева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.