Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Севастьяновой Н.Ю,
при секретаре Громовой Я.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N3а-2182/2019 по административному исковому заявлению акционерного общества "Садовое кольцо" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, Правительству Москвы о признании незаконными и отмене уведомлений секретаря комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве от 21 декабря 2018 г. N51-24946/2018, от 28 декабря 2018 г. N51-25878/2018 об отказе в принятии заявлений о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости по состоянию на 1 января 2016 года и возложении обязанность рассмотреть по существу заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости по состоянию на 1 января 2016 года,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Садовое кольцо" обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, Правительству Москвы, в котором просит:
- признать незаконными и отменить уведомления секретаря комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве от 21 декабря 2018 г. N51-24946/2018, от 28 декабря 2018 г. N51-25878/2018 об отказе в принятии заявлений акционерного общества "Садовое кольцо" о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости по состоянию на 1 января 2016 года;
- возложить на комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве обязанность рассмотреть по существу заявления акционерного общества "Садовое кольцо" от 20 декабря 2018 года вх. N190150/2018, от 27 декабря 2018 года вх. N194546/2018 о пересмотре кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером ***в размере его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 года.
Требования мотивированы тем, что административный истец является собственником нежилого здания с кадастровым номером ***по адресу: ***. С целью соблюдения обязательного досудебного порядка пересмотра кадастровой стоимости административный истец подал в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве заявление от 20 декабря 2018 года вх. N190150/2018 о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости по состоянию на 1 января 2016 года, с приложением необходимых документов. Однако уведомлением секретаря комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве от 21 декабря 2018 г..N51-24946/2018 административному истцу отказано в принятии заявления о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости, ввиду не предоставления отчета об оценке рыночной стоимости в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью оценщика (диск пустой). Административный истец вновь подал 27 декабря 2018 года в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве заявление вх. N194546/2018 о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости по состоянию на 1 января 2016 года, с приложением необходимых документов. Однако уведомлением секретаря комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве от 28 декабря 2018 г..N51-25878/2018 административному истцу вновь было отказано в принятии заявления о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости, ввиду не предоставления отчета об оценке рыночной стоимости в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью оценщика (диск пустой).
Административный истец считает незаконными и подлежащими отмене указанные уведомления административного ответчика, поскольку к заявлениям были приложены отчеты об оценке в форме электронного документа на CD - R диске, которые были подписаны действительной квалифицированной электронной подписью оценщиков.
В судебном заседании представители административного истца акционерного общества "Садовое кольцо" - Точилин Ю.И. и Степанов А.В, действующие по доверенности, поддержал заявленные административные исковые требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве - Скиперский А.С, действующий по доверенности, возражал против удовлетворения заявленных административных исковых требований, указывая, что при подаче заявлений административный истец не извещал представителей Управления Росреестра по Москве о необходимости проверки подписи оценщика через сайт сторонней организации.
Представители административного ответчика Правительства Москвы и заинтересованного лица Департамента городского имущества города Москвы в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены. При таких обстоятельствах и на основании части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ неявка представителей не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела.
Выслушав объяснения представителей административных истца и ответчика, исследовав материалы административного дела и предоставленные сторонами доказательства, исследовав с участием специалиста Бойко Л.В. два CD- R диск с файлами отчета об оценке и файлом с электронной подписью оценщиков, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом, административному истцу принадлежит на праве собственности нежилое здание с кадастровым номером ***по адресу: ***. С учетом изложенного и на основании статьи 373 Налогового кодекса РФ административный истец является плательщиком налога на имущество организаций в отношении спорного нежилого здания.
С целью соблюдения обязательного досудебного порядка для пересмотра кадастровой стоимости нежилого здания на предмет установления его рыночной стоимости, административный истец подал в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве заявление от 20 декабря 2018 года вх. N190150/2018 о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости по состоянию на 1 января 2016 года, с приложением необходимых документов. Однако уведомлением секретаря комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве от 21 декабря 2018 г. N51-24946/2018 административному истцу отказано в принятии заявления о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости, ввиду не предоставления отчета об оценке рыночной стоимости в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью оценщика (диск пустой).
27 декабря 2018 года административный истец повторно подал в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве заявление вх. N194546/2018 о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости по состоянию на 1 января 2016 года, с приложением необходимых документов. Однако уведомлением секретаря комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве от 28 декабря 2018 г. N51-25878/2018 административному истцу вновь было отказано в принятии заявления о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости, ввиду не предоставления отчета об оценке рыночной стоимости в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью оценщика (диск пустой).
В суд с настоящим административным исковым заявлением об оспаривании уведомлений секретаря комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве от 21 декабря 2018 г. N51-24946/2018, от 28 декабря 2018 г. N51-25878/2018 административный истец обратился 21 марта 2019 года, то есть с соблюдением трехмесячного процессуального срока для обращения в суд, предусмотренный частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства РФ.
Проверяя законность уведомлений секретаря комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве от 21 декабря 2018 г. N51-24946/2018, от 28 декабря 2018 г. N51-25878/2018, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьёй 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", пунктом 13 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного приказом Министерства экономического развития РФ от 4 мая 2012 г. N263, к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости прилагаются, в том числе отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа. При этом в силу статей 6 и 11 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи" отчет оценщика, составленный в форме электронного документа, должен быть подписан усиленной квалифицированной электронной подписью оценщика.
Положения пункта 15 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости предусматривают, что если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано без приложения документов, указанных в пункте 13 настоящего Порядка, оно не принимается к рассмотрению, о чем секретарь комиссии в течении семи рабочих дней с даты поступления такого заявления уведомляет заявителя.
В ходе рассмотрения дела административный истец предоставил суду два CD - R диска с файлами, на которых размещены отчет об оценке от 17 декабря 2018 года N271/2018, подготовленный оценщиком общества с ограниченной ответственностью "ВАЛРУС КЗ", и отдельный файл с электронной подписью оценщиков Карцева П.В. и Кириллова Ю.И, составивших и подписавших указанный отчет об оценке. Указанные диски были приложены соответственно к заявлению от 20 декабря 2018 года и 27 декабря 2018 года.
Суд в порядке статьи 167 Кодекса административного судопроизводства РФ в присутствии представителей сторон и с привлечением специалиста в области информационной безопасности и электронной подписи Бойко Л.В. исследовал два предоставленных CD - R диска путем воспроизведения содержащихся на дисках файлов. В ходе исследования судом установлено и не оспаривалось представителями сторон, что на каждом CD - R диске содержатся: отчет об оценке от 17 декабря 2018 года N271/2018, подготовленный оценщиками общества с ограниченной ответственностью "ВАЛРУС КЗ", и отдельный файл с электронной подписью оценщиков Карцева П.В. и Кириллова Ю.И, составивших и подписавших указанный отчет об оценке.
Судом исследовались все файлы на двух CD - R дисках. В ходе исследования файлов с квалифицированной электронной подписью оценщиков судом установлено, что все квалифицированные электронные подписи оценщиков Карцева П.В. и Кириллова Ю.И. являются действительными. При этом дата создания файлов и соответственно дата простановки квалифицированной электронной подписи оценщиков соответствовали дате подписания отчетов об оценке спорных объектов недвижимости, изменения в них не вносились. Необходимо отметить, что проверка файлов с квалифицированной электронной подписью оценщиков производилась через сайт Портала государственных услуг РФ - e. trust. gosuslugi. ru.
Кроме того, в подтверждение указанных обстоятельств также предоставлен нотариальный протокол осмотра двух CD - R дисков от 21 марта 2019 года, согласно которому проверка файлов с квалифицированной электронной подписью оценщиков производилась через сайт Портала государственных услуг РФ - www. gosuslugi. ru, в ходе проверки также подтвердилась действительность квалифицированных электронных подписей оценщиков Карцева П.В. и Кириллова Ю.И, наличие на CD - R дисков отчета об оценке от 17 декабря 2018 года N271/2018.
Положения статьи 6 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи" предусматривают, что информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, и может применяться в любых правоотношениях в соответствии с законодательством Российской Федерации, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.
Поскольку к заявлениям о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости от 20 декабря 2018 года вх. N190150/2018, от 27 декабря 2018 года вх. N194546/2018 административным истцом были приложены все необходимые документы, предусмотренные статьёй 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", пунктом 13 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного приказом Министерства экономического развития РФ от 4 мая 2012 г. N263, в том числе отчеты об оценке в электронном виде, подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью оценщиков, у административного ответчика Управления Росреестра по Москве отсутствовали правовые основания для отказа в принятии указанных заявлений о пересмотре кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости.
На основании изложенного отказы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве в принятии заявлений административного истца о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, оформленный уведомлениями секретаря комиссии от 21 декабря 2018 г. N51-24946/2018, от 28 декабря 2018 г. N51-25878/2018, не соответствует положениям статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", пункту 15 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного приказом Министерства экономического развития РФ от 4 мая 2012 г. N263, вследствие этого являются незаконными и подлежат отмене.
В соответствии с частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ п о результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решений об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Поскольку комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве является органом, осуществляющим публичные полномочия, и в соответствии со статьёй 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" именно к компетенции комиссии отнесено рассмотрение заявления юридического лица о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости, с уд, руководствуясь пунктом 1 частью 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, считает необходимым возложить на к омиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве обязанность рассмотреть по существу в течение одного месяца с момента вступления настоящего решения суда в законную силу заявление административного истца от 20 декабря 2018 года вх. N190150/2018 о пересмотре кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером ***в размере его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 года.
При этом отсутствуют правовые основания для возложения на к омиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве обязанность рассмотреть также и второе заявление административного истца от 27 декабря 2018 года вх. N194546/2018 о пересмотре кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером ***в размере его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 года. Поскольку заявление от 27 декабря 2018 года вх. N194546/2018 дублирует первоначально поданное заявление от 20 декабря 2018 года вх. N190150/2018.
Не подлежат удовлетворению заявленные административным истцом требования к Правительству Москвы, поскольку Правительство Москвы не является надлежащим ответчиком по заявленному спору.
Ввиду частичного удовлетворения административных исковых требований и на основании статьи 111 Кодекса административного судопроизводства РФ, с административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве в пользу административного истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 4000 руб. (по 2000 руб. за каждое требование об оспаривании уведомления секретаря комиссии).
Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление акционерного общества "Садовое кольцо" удовлетворить частично.
Признать незаконными и отменить уведомления секретаря комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве от 21 декабря 2018 г. N51-24946/2018, от 28 декабря 2018 г. N51-25878/2018 об отказе в принятии заявлений акционерного общества "Садовое кольцо" о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости по состоянию на 1 января 2016 года.
Возложить на комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве обязанность рассмотреть по существу в течение одного месяца с момента вступления настоящего решения суда в законную силу заявление акционерного общества "Садовое кольцо" от 20 декабря 2018 года вх. N190150/2018 о пересмотре кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером ***в размере его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 года.
Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве в пользу акционерного общества "Садовое кольцо" расходы на оплату государственной пошлины в размере 4000 (четыре тысячи) руб.
В удовлетворении остальной части административного искового заявления акционерному обществу "Садовое кольцо" отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Московского городского суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья Московского
городского суда Н.Ю. Севастьянова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.