Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Баталовой И.С.
при секретаре Комаровой Е.Д.
с участием прокурора Слободина С.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-2370/2019 по административному исковому заявлению Мальцевой И В, Сорокина С К, Яковлева К С, Павлова А А, Нешиной Н Г о признании недействующим пункта 104 Адресного перечня кварталов (территорий), в границах которых расположены существующие или подлежащие образованию земельные участки, предназначенные для проектирования и строительства "стартовых" многоквартирных домов, обеспечивающих "волновое переселение" граждан в целях реализации программы реновации жилищного фонда в городе Москве, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 13 февраля 2019 года N 69-ПП,
УСТАНОВИЛ:
Правительством Москвы 26 сентября 2017 года принято постановление N 708-ПП "Об утверждении Адресного перечня кварталов (территорий), в границах которых расположены существующие или подлежащие образованию земельные участки, предназначенные для проектирования и строительства "стартовых" многоквартирных домов, обеспечивающих "волновое переселение" граждан в целях реализации Программы реновации жилищного фонда в городе Москве".
Первоначальный текст документа опубликован на официальном сайте Мэра Москвы http://www.mos.ru, 26.09.2017, в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 55, 03.10.2017.
В настоящее время постановление Правительства Москвы N 708-ПП действует в редакции постановлений Правительства Москвы от 07.12.2017 N 972-ПП, от 10.04.2018 N 281-ПП, от 29.08.2018 N 995-ПП, от 24.10.2018 N 1291-ПП, от 06.11.2018 N 1362-ПП, от 27.11.2018 N 1424-ПП, от 18.12.2018 N 1579-ПП, от 13.02.2019 N 69-ПП, от 19.03.2019 N 207-ПП.
Постановлением Правительства Москвы от 13 февраля 2019 года N 69-ПП внесены изменения в постановление Правительства Москвы N 708-ПП, изменения внесены в раздел 2 и 3 приложения к постановлению, расширен адресный перечень.
Названным постановлением Правительства Москвы N 69-ПП в Адресный перечень кварталов (территорий), в границах которых расположены существующие или подлежащие образованию земельные участки, предназначенные для проектирования и строительства "стартовых" многоквартирных домов, обеспечивающих "волновое переселение" граждан в целях реализации Программы реновации жилищного фонда в городе Москве" включен пункт 104, в котором указан адресный ориентир - район ***.
Постановление Правительства Москвы N 69-ПП от 13 февраля 2019 года опубликовано на официальном портале Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru, 14.02.2019,в "Вестнике Мэра и Правительства Москвы", N 10, 19.02.2019г.
Административные истцы обратились в Московский городской суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 104 Адресного перечня кварталов (территорий), в границах которых расположены существующие или подлежащие образованию земельные участки, предназначенные для проектирования и строительства "стартовых" многоквартирных домов, обеспечивающих "волновое переселение" граждан в целях реализации программы реновации жилищного фонда в городе Москве, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 13 февраля 2019 года N 69-ПП.
Административные исковые требования мотивированы тем, что истцы являются собственниками жилых помещений в многоквартирном доме по адресу: ***. По мнению административных истцов, часть земельного участка, на котором расположен их многоквартирный дом, включена в составе адреса: ***в оспариваемый пункт 104 постановления Правительства Москвы N 69-ПП.
Согласно проекту межевания территории квартала (пункт 1.4), утвержденному Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 03 марта 2017 года, жилому дому административных истцов был установлен участок N 1 площадью 1,409 га. Земельный участок в данном размере, по убеждению административных истцов, принадлежит им как собственникам жилых помещений в многоквартирном доме, часть земельного участка не могла быть предоставлена для размещения стартовой площадки в целях реализации Программы реновации.
Оспариваемое постановление Правительства Москвы N 69-ПП, как указывают истцы, противоречит положениям статьи 36 Жилищного кодекса РФ, статье 16 Федерального закона "О введение в действие жилищного кодекса РФ", статье 7.1 Закона города Москвы "О статусе столицы, нарушает их право на благоприятную окружающую среду, право на образование.
В судебном заседании представитель административных истцов административные исковые требования поддержала в полном объеме, настаивала на их удовлетворении.
Представители Правительства Москвы, Москомархитектуры против удовлетворения административного иска возражали по доводам письменного отзыва.
Выслушав представителей административных истцов, административного ответчика, заинтересованного лица, исследовав письменные материалы дела, обсудив доводы административного искового заявления и возражений на него, заслушав заключение прокурора Слободина С.А, полагавшего административные исковые требования подлежащими отклонению, суд приходит к следующему.
Постановлением Правительства Москвы от 01.08.2017 N 497-ПП "О Программе реновации жилищного фонда в городе Москве" в целях обновления среды жизнедеятельности и создания благоприятных условий проживания граждан, общественного пространства, предотвращения роста аварийного жилищного фонда в городе Москве, обеспечения развития жилых территорий и их благоустройства утверждена Программа реновации жилищного фонда в городе Москве.
Соответствующая программа утверждена в соответствии со статьей 4 Закона Российской Федерации от 15 апреля 1993 г. N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации".
Пунктом 2.3. постановления Правительства Москвы N 497-ПП предусмотрено, что Департамент градостроительной политики города Москвы совместно с Комитетом по архитектуре и градостроительству города Москвы до 1 октября 2017 г. определяют перечень кварталов (территорий), в границах которых расположены существующие или подлежащие образованию земельные участки, предназначенные для проектирования и строительства в течение 2017-2019 годов "стартовых" многоквартирных домов, обеспечивающих начало "волнового переселения" граждан в целях реализации Программы реновации.
Правительством Москвы 26 сентября 2017 года принято постановление N 708-ПП "Об утверждении Адресного перечня кварталов (территорий), в границах которых расположены существующие или подлежащие образованию земельные участки, предназначенные для проектирования и строительства "стартовых" многоквартирных домов, обеспечивающих "волновое переселение" граждан в целях реализации Программы реновации жилищного фонда в городе Москве".
Постановлением Правительства Москвы от 13 февраля 2019 года N 69-ПП внесены изменения в постановление Правительства Москвы N 708-ПП, в адресный перечень включен пункт 104, в котором указан адресный ориентир - ***.
По мнению суда, оспариваемое административным истцами постановление Правительства Москвы N 69-ПП принято в рамках компетенции Правительства Москвы и в надлежащей правовой форме.
Пунктом 1 ст. 44 Закона города Москвы от 28.06.1995 "Устав города Москвы" установлено, что Правительство Москвы является высшим постоянно действующим коллегиальным органом исполнительной власти города Москвы, обладающим общей компетенцией, обеспечивающим согласованную деятельность других органов исполнительной власти города Москвы.
В соответствии с пунктом 9 ст. 11 Закона города Москвы от 20.12.2006 N 65 "О Правительстве Москвы" Правительство Москвы в пределах своих полномочий разрабатывает и осуществляет городскую политику в области развития городской инфраструктуры и обеспечения единства городского хозяйства, организует ведение учета недвижимого имущества города Москвы; разрабатывает и осуществляет городскую политику в жилищной сфере.
Согласно ст. 19 Закона города Москвы от 20.12.2006 N 65 "О Правительстве Москвы" правовые акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Москвы.
Пунктами 1,4 ст. 19 Закона города Москвы от 08.07.2009 N 25 "О правовых актах города Москвы" предусмотрено, что нормативные правовые акты (за исключением нормативных правовых актов, содержащих сведения, отнесенные к государственной или иной охраняемой законом тайне) подлежат официальному опубликованию.
Правовые акты Мэра Москвы, Правительства Москвы, заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы - руководителя Аппарата Мэра и Правительства Москвы, органов исполнительной власти города Москвы публикуются в официальных изданиях Мэра и Правительства Москвы - журнале "Вестник Мэра и Правительства Москвы" и газете "Тверская, 13" (электронной версии данных изданий) либо размещаются (публикуются) на официальном сайте Правительства Москвы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Текст постановления Правительства Москвы от 13.02.2019 N 69-ПП был опубликован в журнале "Вестник Мэра и Правительства Москвы", выпуск N 10, 19.02.2019г, 14.02.2019г. опубликован на официальном сайте Правительства Москвы в сети "Интернет".
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемое в части постановление принято в пределах предоставленных Правительству Москвы полномочий, а также введено в действие и опубликовано в установленном порядке.
По смыслу положений пункта 3 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу и действующим на момент рассмотрения административного дела.
Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Таким образом, в порядке абстрактного нормоконтроля суд проверяет соответствие оспариваемых норм имеющему большую силу законодательству, действующему на дату рассмотрения дела в суде первой инстанции.
Обращаясь в Московский городской суд, административные истцы указали, что являются собственниками жилых помещений в многоквартирном доме по адресу: ***. В 2013 году разработан проект межевания территории квартала, ограниченного улицей ***. Проект межевания утвержден Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 03 марта 2017 года. Пунктом 1.4 проекта межевания жилому дому административных истцов был установлен участок N 1 площадью 1,409 га.
По мнению административных истцов, часть земельного участка, долевыми собственниками которого они являются, и на котором расположен их многоквартирный дом, включена в составе адреса: *** в оспариваемый пункт 104 постановления Правительства Москвы N 69-ПП, что противоречит статье 36 Жилищного кодекса РФ, статье 16 Федерального закона "О введение в действие жилищного кодекса РФ", поскольку город Москва не вправе распоряжаться данным земельным участком.
Проверяя оспариваемый нормативный правовой акт на соответствие его нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд не усматривает противоречий.
Статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривается, что земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в этом доме и относится к общему имуществу, которым указанные лица владеют, пользуются и в установленных данным Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются ( части 1 и 2).
Согласно статье 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, он переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (часть 2); в случае, если такой земельный участок не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в данном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании соответствующего земельного участка (часть 3); с момента формирования и проведения государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в данном доме (часть 5).
Таким образом, переход в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме земельного участка, на котором расположен этот дом, связывается с завершением процесса формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета.
Судом установлено, что земельный участок под многоквартирным домом по адресу: *** в установленном порядке не сформирован, не поставлен на государственный кадастровый учет, не имеет точного определения границ, следовательно, как объект гражданских прав соответствующий земельный участок отсутствует, а земля находится в собственности соответствующего публично-правового образования, то есть города Москвы.
Оспариваемое в части постановление N 69-ПП, как прямо следует из его наименования, устанавливает адресный перечень территорий, в границах которых расположены как существующие, так и подлежащие образованию земельные участки, которые отводятся для проектирования и строительства "стартовых" многоквартирных домов, обеспечивающих "волновое переселение" граждан в целях реализации Программы реновации жилищного фонда в городе Москве".
В оспариваемое постановление N 69-ПП под пунктом 104 (***) не включался существующий земельный участок, в данный пункт постановления включена территория, в границах которой расположен подлежащий образованию земельный участок.
Впоследствии на основании постановления N 69-ПП Департаментом городского имущества города Москвы издано Распоряжение от 16 апреля 2018 года N 11544 "Об утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: *** на кадастровом плане территории". Данным Распоряжением утвержден адрес земельного участка, установлен его вид разрешенного использования, утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, определена его проектная площадь, которая подлежит уточнению при проведении кадастровых работ, ГБУ МосгорБТИ поручено обеспечить регистрацию адреса земельного участка в Федеральной информационной адресной системе. Указанное Распоряжение Департамента городского имущества города Москвы от 16 апреля 2018 года N 11544 не является нормативным правовым актом, следовательно, не может быть проверено по настоящему делу в рамках абстрактного нормоконтроля.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что оспариваемый пункт 104 постановления Правительства Москвы N 69-ПП не содержит указаний на площадь подлежащего формированию земельного участка, не определяет его границ, конфигурации, довод административных истцов о том, что постановление противоречит нормативным правовым актам большей юридической силы, суд находит несостоятельным.
Правительство Москвы, действуя в соответствии с предоставленной ему дискрецией и в пределах делегированных ему представительным органом города Москвы полномочий, вправе оспариваемым нормативным правовым актом определить юридическую судьбу земель, находящихся в собственности соответствующего публичного образования, что в полной мере согласуется с положениями части 2 статьи 10 Земельного кодекса РФ и части 2 статьи 4 Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве", согласно которым к полномочиям исполнительных органов государственной власти города Москвы относятся управление и распоряжение землями, находящимися в собственности города Москвы, земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, иными земельными участками в соответствии с федеральным законодательством.
В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме оспариваемым постановлением не лишаются права владеть и пользоваться земельным участком под многоквартирным домом в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме с учетом положений статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Оспариваемое Постановление Правительства Москвы является правовым основанием для разработки Департаментом городского имущества города Москвы соответствующей схемы расположения земельного участка, подлежащего впоследствии формированию и постановке на государственный кадастровый учет, следовательно, само постановление прав административных истцов не нарушает.
Несостоятельным является довод административных истцов о необходимости проведения процедуры публичных слушаний при принятии оспариваемого нормативного правового акта.
Положениями статьи 5.1. Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ предусмотрено проведение общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом и другими федеральными законами.
Статьями 68, 68.1 Закона г. Москвы от 25.06.2008 N 28 "Градостроительный кодекс города Москвы" также предусматривается перечень документации, по которой проводятся публичные слушания и общественные обсуждения.
Оспариваемое постановление не относится к документации, в отношении которой указанные выше нормативные правовые акты предусматривают проведение публичных слушаний.
Также отклоняется судом довод административных истцов о необходимости учета мнения населения при формировании Адресного перечня на основании постановления Правительства Москвы от 02.05.2017 N 245-ПП "Об учете мнения населения по проекту реновации жилищного фонда в городе Москве".
Названным постановлением предусматривается учет мнения населения в форме голосования для последующего включения многоквартирных домов в проект программы реновации жилищного фонда в городе Москве. Приложением к постановлению Правительства Москвы от 02.05.2017г. является Порядок голосования для последующего включения многоквартирных домов в проект программы реновации жилищного фонда в городе Москве (приложение).
Пунктом 2.1. Порядка предусмотрено, что в голосовании вправе принять участие следующие лица: собственники жилых помещений (части жилых помещений) в многоквартирных домах, включенных в перечень (проект программы реновации), наниматели по договору социального найма жилых помещений в многоквартирных домах, включенных в перечень, юридические лица - собственники жилых помещений (части жилых помещений) в многоквартирных домах, включенных в перечень (за исключением жилых помещений, предоставленных гражданам по договору социального найма).
Таким образом, постановление Правительства Москвы от 02.05.2017 N 245-ПП "Об учете мнения населения по проекту реновации жилищного фонда в городе Москве", на которое ссылаются административные истцы, не предусматривает учет мнения лиц, не проживающих в домах, включенных в программу реновации.
Само по себе постановление Правительства Москвы от 02.05.2017 N 245-ПП, касается включения многоквартирных домов в проект Программы реновации, не затрагивает вопросов формирования и реализации Адресного перечня кварталов (территорий), в границах которых расположены существующие или подлежащие образованию земельные участки, предназначенные для проектирования и строительства "стартовых" многоквартирных домов, обеспечивающих "волновое переселение" граждан в целях реализации Программы реновации жилищного фонда в городе Москве".
В соответствии с частью 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
При рассмотрении настоящего дела не установлено обстоятельств, свидетельствующих о том, что оспариваемое в части постановление Правительства Москвы от 13 февраля 2019 года N 69-ПП не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, нарушает права административных истцов.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Московский городской суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Мальцевой И В, Сорокина С К, Яковлева К С, Павлова А А, Нешиной Н Г о признании недействующим пункта 104 Адресного перечня кварталов (территорий), в границах которых расположены существующие или подлежащие образованию земельные участки, предназначенные для проектирования и строительства "стартовых" многоквартирных домов, обеспечивающих "волновое переселение" граждан в целях реализации программы реновации жилищного фонда в городе Москве, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 13 февраля 2019 года N 69-ПП - оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья
Московского городского суда И.С. Баталова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.