Заместитель председателя Московского городского суда Базькова Е.М., рассмотрев жалобу Дикарёвой О.А. в защиту товарищества собственников жилья "Миракс Парк" на вступившие в законную силу постановление N 08-2337/17 заместителя начальника Государственной жилищной инспекции города Москвы от 05 декабря 2017 года, решение судьи Никулинского районного суда города Москвы от 06 июня 2018 года и решение судьи Московского городского суда от 10 сентября 2018 года по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
постановлением N 08-2337/17 заместителя начальника Государственной жилищной инспекции города Москвы от 05 декабря 2017 года товарищество собственников жилья "Миракс Парк" (далее - ТСЖ "Миракс Парк", Товарищество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 (сорок тысяч) рублей.
Решением судьи Никулинского районного суда города Москвы от 06 июня 2018 года указанное постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба председателя правления Товарищества Лызлова Д.В. - без удовлетворения.
Решением судьи Московского городского суда от 10 сентября 2018 года постановление N 08-2337/17 заместителя начальника Государственной жилищной инспекции города Москвы от 05 декабря 2017 года и решение судьи Никулинского районного суда города Москвы от 06 июня 2018 года оставлены без изменения, жалоба защитника Дикарёвой О.А. - без удовлетворения.
В настоящей жалобе защитник ТСН "Миракс Парк" Дикарёва О.А, выражая несогласие с названными постановлением должностного лица и судебными актами, просит об их отмене и прекращении производства по делу, ссылается на то, что постановление должностного лица было вручено Товариществу без второго листа, что повлекло нарушение права Товарищества на защиту; при проведении должностными лицами Мосжилинспекции внеплановой выездной проверки были грубо нарушены требования Федерального закона от 26 декабря 2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ), поскольку Товарищество не было уведомлено заблаговременно о начале её проведения; Товарищество не было уведомлено о времени и месте рассмотрения судьёй Московского городского суда жалобы на постановление должностного лица и решения судьи районного суда, поскольку на сайте Московского городского суда ошибочно была указана информация о переносе судебного заседания на 12 сентября 2018 года вместо 10 сентября 2018 года; в резолютивной части решения судьи районного суда указано, что решение вынесено в отношении иного постановления должностного лица N 3-2388/17, что ставит под сомнение полноту исследования обстоятельств при рассмотрении жалобы.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к выводу о законности и обоснованности постановления должностного лица и судебных решений.
Административная ответственность по ст. 7.22 КоАП РФ наступает за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением.
В соответствии с ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В силу ч. 2.2 ст. 161 ЖК РФ (в редакции, действующей на момент выявления обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения настоящего дела об административном правонарушении) при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах. Указанные товарищество или кооператив могут оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме своими силами или привлекать на основании договоров лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности. При заключении договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией указанные товарищество или кооператив осуществляют контроль за выполнением управляющей организацией обязательств по такому договору, в том числе за оказанием всех услуг и (или) выполнением работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в данном доме, за предоставлением коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме урегулированы Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года N 491 (далее - Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме).
В соответствии с п. 10 названных Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; в) доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения; г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила предоставления коммунальных услуг); е) поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома; ж) соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (п. 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме).
В соответствии с п. 3.3.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 N 170 (далее - Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда) входные двери или люки (для чердачных помещений с запасными, напорными и расширительными баками) выхода на кровлю должны быть утеплены, оборудованы уплотняющими прокладками, всегда закрыты на замок (один комплект ключей от которого необходимо хранить у дежурного диспетчера ОДС или в комнате техника-мастера организации по обслуживанию жилищного фонда, а второй - в одной из ближайших квартир верхнего этажа), о чем делается соответствующая надпись на люке. Вход в чердачное помещение и на крышу следует разрешать только работникам организаций по обслуживанию жилищного фонда, непосредственно занятым техническим надзором и выполняющим ремонтные работы, а также работникам эксплуатационных организаций, оборудование которых расположено на крыше и в чердачном помещении.
Согласно п.п. 4.2.1.1 и 4.7.1 названных Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать: заданный температурно-влажностный режим внутри здания; исправное состояние стен для восприятия нагрузок (конструктивную прочность); устранение повреждений стен по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; теплозащиту, влагозащиту наружных стен, а также исправное состояние окон, дверей и световых фонарей; нормативные воздухо-изоляционные, теплоизоляционные и звукоизоляционные свойства окон, дверей и световых фонарей; периодическую очистку светопрозрачных заполнений.
Согласно материалам дела, 21 ноября 2017 года должностным лицом Государственной жилищной инспекции города Москвы на основании распоряжения заместителя начальника Государственной жилищной инспекции города Москвы N Р-З-02390 от 14 ноября 2017 года проведена внеплановая выездная проверка в отношении товарищества собственников жилья "Миракс Парк", расположенного по адресу: г. Москва, ул. Проспект Вернадского, д. 94, корп. 1, в ходе которой в действиях Товарищества, осуществляющего функции по управлению указанным многоквартирным домом, выявлены нарушения требований п.п. 3.3.5, 4.2.1.1 и 4.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, выразившихся в следующем: по адресу: г. Москва, проспект Вернадского, д. 94, к. 5:
- дверное заполнение выхода на кровлю подъезда 2 не утеплено (усматривается зазор);
- во 2 подъезде на 15 этаже обнаружена неисправность оконного заполнения (разбито стекло);
- в 1 подъезде на 10 этаже на стенах и потолке обнаружены следы сухой протечки;
- в подъезде 2 с 1 - 14 этажах обнаружено повреждение окрасочного покрытия.
Данные нарушения, зафиксированные в сводном акте проверки от 21 ноября 2017 года, послужили основанием для составления 22 ноября 2017 года должностным лицом Мосжилинспекции в отношении ТСЖ "Миракс Парк" протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.22 КоАП РФ, и привлечения Товарищества к административной ответственности постановлением должностного лица указанного органа, с выводами которого согласились судебные инстанции.
Факт совершения ТСЖ "Миракс Парк" административного правонарушения подтверждается исследованными доказательствами, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении; сводным актом проверки; предписанием об устранении нарушений, выявленных в ходе проведения внеплановой выездной проверки; распоряжением заместителя начальника Мосжилинспекции о проведении внеплановой выездной проверки от 14 ноября 2017 года; письменными объяснениями представителя Мосжилинспекции Бойко П.В, а также его показаниями, данными в ходе рассмотрения жалобы судьёй Московского городского суда.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, должностное лицо и судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях (бездействии) ТСЖ "Миракс Парк" состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 КоАП РФ.
Вопреки утверждению защитника, постановление по делу об административном правонарушении вынесено заместителем начальника Мосжилинспекции в соответствии с требованиями ст. 29.10 КоАП РФ. Постановление составлено на трёх листах, его копия в полном объёме была вручена ТСЖ "Миракс Парк". Каких-либо заявлений о вручении копии постановления не в полном объёме, об отсутствии листов в нём Товариществом сделано не было. Таким образом, оснований полагать, что право Товарищества на защиту было нарушено не имеется.
Равным образом нельзя признать состоятельным утверждение защитника о том, что при проведении должностными лицами Мосжилинспекции внеплановой выездной проверки в отношении Товарищества были грубо нарушены требования Федерального закона N 294-ФЗ.
Согласно ст. 16 Федерального закона N 294-ФЗ о проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в пункте 2 части 2 настоящей статьи, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом, в том числе посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля.
Таким образом, указанная норма не устанавливает для должностного лица административного органа какой-либо конкретной формы направления уведомления о проведении внеплановой выездной проверки по адресу электронной почты юридического лица, в том числе не указывает на обязанность направления такого уведомления с официальной почты административного органа.
В данном случае уведомление о проведении внеплановой выездной проверки было направлено ТСЖ "Миракс Парк" по адресу электронной почты юридического лица, указанному на портале "Дома Москвы" - info @ miraks - park. org, и было получено Товариществом заблаговременно до начала проверки (л.д. 82-85)
Кроме того, при проведении проверки присутствовал представитель Товарищества Державин Р.С, который в соответствующей графе сводного акта проверки указал на ознакомление с копией распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки 17 ноября 2017 года, то есть заблаговременно до даты проведения проверочных мероприятий (л.д. 66).
Довод защитника о том, что Товарищество не было уведомлено о времени и месте рассмотрения судьей Московского городского суда жалобы на постановление должностного лица и решение судьи районного суда, не может повлечь удовлетворение жалобы, поскольку указанная на сайте Московского городского суда дата рассмотрения жалобы 12 сентября 2018 года является технической ошибкой, допущенной при внесении соответствующей информации на сайт Московского городского суда, на что Товариществу было указано письмом заместителя председателя Московского городского суда от 19 сентября 2018 года. При этом следует учесть, что извещение о месте и времени рассмотрения дела, назначенного судьёй Московского городского суда на 10 сентября 2018 года в 10 часов 40 минут было направлено на юридический адрес Товарищества (г. Москва, пр-т Вернадского, д. 94, корп. 2), и получено им 27 июля 2018 года.
Таким образом, Товарищество, располагая сведениями о назначении судьёй Московского городского суда судебного заседания по рассмотрению жалобы на 10 сентября 2018 года, и имея твердое намерение участвовать в её рассмотрении, имело возможность уточнить дату и время судебного заседания, обратившись в отдел обеспечения судопроизводства по административным делам Московского городского суда в соответствующие часы приёма граждан либо по номеру контактного телефона, указанному на официальном сайте суда, однако не сделало этого.
Изучение материалов дела свидетельствует о том, что при рассмотрении дела и жалобы должностное лицо и судебные инстанции правильно установили все фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, дали надлежащую юридическую оценку действиям ТСЖ "Миракс Парк" и на основе полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств пришли к обоснованному выводу о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 КоАП РФ, и виновности ТСЖ "Миракс Парк" в его совершении. Бремя доказывания по делу распределено правильно, с учётом требований ст. 1.5 КоАП РФ. Принцип презумпции невиновности не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые должны толковаться в пользу ТСЖ "Миракс Парк", не усматривается.
Назначенное Товариществу административное наказание, предусмотренное санкцией ст. 7.22 КоАП РФ, отвечает требованиям статей 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ и согласуется с принципами юридической ответственности.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение постановления должностного лица и решений судей районного суда и Московского городского суда.
Порядок и срок давности привлечения ТСЖ "Миракс Парк" к административной ответственности не нарушены.
Вместе с тем имеются основания для изменения постановления судьи районного суда.
Как следует из материалов дела и правильно указано во водной части решения судьи Никулинского районного суда города Москвы, рассмотрению подлежала жалоба законного представителя ТСН "Миракс Парк" на постановление N 08-2337/17 заместителя начальника Государственной жилищной инспекции города Москвы от 05 декабря 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.22 КоАП РФ, в отношении ТСЖ "Миракс Парк", однако в его резолютивной части указан неверный номер обжалуемого постановления должностного лица - N 3-2388/17.
Названный недостаток является явной технической опиской, которая не ставит под сомнение законность и обоснованность решения судьи районного суда, однако подлежит устранению путём его изменения.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения настоящего Кодекса и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.13, 30.17, 30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
решение судьи Никулинского районного суда города Москвы от 06 июня 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.22 КоАП РФ, в отношении товарищества собственников жилья "Миракс Парк" изменить: указать в его резолютивной части на постановление N 08-2337/17 заместителя начальника Государственной жилищной инспекции города Москвы от 05 декабря 2017 года.
В остальной части постановление N 08-2337/17 заместителя начальника Государственной жилищной инспекции города Москвы от 05 декабря 2017 года, решение судьи Никулинского районного суда города Москвы от 06 июня 2018 года и решение судьи Московского городского суда от 10 сентября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.22 КоАП РФ, в отношении товарищества собственников жилья "Миракс Парк" оставить без изменения, жалобу защитника Дикарёвой О.А. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Московского городского суда Е.М. Базькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.