Заместитель председателя Московского городского суда Базькова Е.М., рассмотрев жалобу директора негосударственного образовательного учреждения частной средней общеобразовательной школы "Ромашка" Володина А.В. на вступившие в законную силу постановление N 27-00824 главного государственного санитарного врача по Западному административному округу города Москвы от 05 июня 2015 года, решение судьи Никулинского районного суда города Москвы от 27 октября 2017 года и решение судьи Московского городского суда от 16 августа 2018 года по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
постановлением N 27-00824 главного государственного санитарного врача по ЗАО г. Москвы от 05 июня 2015 года негосударственное образовательное учреждение частная средняя общеобразовательная школа "Ромашка" (далее - НОУ ЧСОШ "Ромашка", Учреждение) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.7 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 70 000 (семьдесят тысяч) рублей.
Решением судьи Никулинского районного суда г. Москвы от 27 октября 2017 года указанное постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба директора НОУ ЧСОШ "Ромашка" Володина А.В. - без удовлетворения.
Решением судьи Московского городского суда от 04 декабря 2017 года указанные постановление должностного лица и решение судьи районного суда оставлены без изменения, жалоба законного представителя НОУ ЧСОШ "Ромашка" Володина А.В. - без удовлетворения.
Постановлением заместителя председателя Московского городского суда от 19 июля 2018 года решение судьи Московского городского суда от 04 декабря 2017 года отменено, дело возвращено на новое рассмотрение в Московский городской суд.
Решением судьи Московского городского суда от 16 августа 2018 года постановление N 27-00824 главного государственного санитарного врача по Западному административному округу города Москвы от 05 июня 2015 года, решение судьи Никулинского районного суда города Москвы от 27 октября 2017 года оставлены без изменения, жалоба законного представителя НОУ ЧСОШ "Ромашка" Володина А.В. - без удовлетворения.
В настоящей жалобе директор НОУ ЧСОШ "Ромашка" Володин А.В, выражая несогласие с названными постановлением должностного лица и судебными актами, просит об их отмене и прекращении производства по делу, ссылается на то, что при проведении должностными лицами Управления Роспотребнадзора по городу Москве плановой выездной проверки были грубо нарушены требования Федерального закона от 26 декабря 2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ), поскольку Учреждение не было уведомлено заблаговременно о начале проведения плановой выездной проверки; уведомление о проведении плановой выездной проверки в отношении Учреждения было представлено сотрудниками административного органа только 16 апреля 2015 года по требованию законного представителя НОУ ЧСОШ "Ромашка"; фактически плановая выездная проверка проводилась должностными лицами административного органа на территории Учреждения всего несколько дней - 14 апреля 2015 года, 15 апреля 2015 года, 16 апреля 2015 года и 22 апреля 2015 года; при составлении протокола осмотра территории законному представителю Учреждения не были разъяснены права и обязанности, предусмотренные нормами КоАП РФ, а также требования ст. 51 Конституции РФ; выявленное административным органом нарушение, выразившееся в наличие в кабинете информатики регулируемых солнцезащитных устройств (жалюзи), установленных выше уровня подоконника, не является нарушением требований СанПин 2.4.2.2821-10; в проверке участвовал сотрудник Управления Роспотребнадзора по г. Москве в ЗАО - Ч.Н.Г, не уполномоченная распоряжением от 26 марта 2015 года на проведение проверки; в ходе проверки должностным лицом административного органа были истребованы документы (платежная ведомость на сотрудников Учреждения), не относящиеся к предмету проверки.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к выводу о законности и обоснованности постановления должностного лица и судебных решений.
Частью 1 ст. 6.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения, к техническим, в том числе аудиовизуальным, и иным средствам воспитания и обучения, к учебной мебели, а также к учебникам и иной издательской продукции.
Статьей 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения) предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения; осуществлять гигиеническое обучение работников.
Согласно ст. 28 Федерального закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в организациях отдыха и оздоровления детей, в дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства. Программы, методики и режимы воспитания и обучения детей допускаются к применению при наличии санитарно-эпидемиологических заключений. Использование технических, аудиовизуальных и иных средств воспитания и обучения, учебной мебели, учебной и иной издательской продукции для детей осуществляется при условии их соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям.
В силу ч. 1 ст. 34 Федерального закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в организациях отдыха и оздоровления детей в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, производств и организаций при выполнении своих трудовых обязанностей обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические профилактические медицинские осмотры (далее - медицинские осмотры).
Частью 1 ст. 39 Федерального закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в организациях отдыха и оздоровления детей на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (ч. 3 ст. 39 Федерального закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в организациях отдыха и оздоровления детей).
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года N 189 утвержден СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее - СанПиН 2.4.2.2821-10).
Согласно п.п. 1.1 и 1.3 СанПиН 2.4.2.2821-10, настоящие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы направлены на обучающихся при осуществлении деятельности по их обучению и воспитанию в общеобразовательных организациях. Санитарные правила распространяются на проектируемые, действующие, строящиеся и реконструируемые общеобразовательные организации. Санитарные правила распространяются на все общеобразовательные организации, реализующие основные общеобразовательные программы, а также осуществляющие присмотр и уход за детьми в группах продленного дня.
В силу п. 1.4 СанПиН 2.4.2.2821-10 настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией общеобразовательных организаций, воспитанием и обучением обучающихся. Наряду с обязательными для исполнения требованиями, санитарные правила содержат рекомендации по созданию наиболее благоприятных и оптимальных условий для обучающихся общеобразовательных организаций, направленных на сохранение и укрепление их здоровья.
Как следует из материалов дела, 22 апреля 2015 года в период с 11 часов 30 минут до 14 часов 00 минут по адресам: г..Москва, ул. Удальцова, д. 87, корп. 1 и г..Москва, ул.
Лобачевского, д. 96, корп. 1 в ходе проведения плановой выездной проверки должностными лицами ТО Роспотребнадзора по городу Москве в ЗАО в деятельности НОУ ЧСОШ "Ромашка" выявлены нарушения требований ст. 28, 34 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пунктов 4.5, 4.28, 4.29, 5.4, 5.6, 5.8, 6.2, 6.8, 6.11, 7.1.8, 11.8, 12.6 СанПин 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиях и организации в общеобразовательных организациях", выразившиеся в следующем: в учебных помещениях школы N 2, 6, 9, кабинете информатики имеются ученические столы без цветовой маркировки, в кабинете иностранного языка в здании детского сада 3 ученических стула без маркировки; не обеспечено соблюдение расстояний между рядом столов и внутренней продольной стеной в кабинете иностранного языка в 3, 4 классах, так как установлены столы вплотную к стене при нормативе не менее 50 см, в кабинете дополнительного образования в здании детского сада не соблюдено расстояние от наружной стены до 1 ряда столов (0,43 м при норме не менее 0,5-0,7 м); не соблюдено расстояние от 1 парты до классной доски и составляет в кабинете музыки в здании детского сада 1,60 м, в помещении школы N 6 - 1,76 м, а также в здании школы в кабинетах иностранного языка при норме не менее 2,40 м; в кабинетах иностранного языка не соблюдено расстояние от последних столов до стены, противоположной классной доске (составляет менее 0,7 м); в кабинете естественных дисциплин отсутствует подиум для демонстрационного стола; отсутствуют бытовые термометры в учебных помещениях и в кабинетах для контроля за температурным режимом; отсутствует вентиляция в санитарных узлах начальной школы; в кабинете информатики регулируемые солнцезащитные устройства (жалюзи) имеют длину выше уровня подоконника, что не обеспечивает защиту от избыточной инсоляции; отсутствуют откидные фрамуги с рычажными приборами либо форточки в 1 классе; соотношение площади фрамуги к площади пола в
кабинете музыки и во 2 классе в здании детского сада составляет 1:72 при норме 1:50; отсутствуют ячейки для обуви в гардеробе верхней одежды в здании школы; в лаборантской естественных наук нарушена отделка потолка и стен; в кабинете N 1 имеется деформация (вздутия) линолеумного покрытия пола; в учебных помещениях средней и старшей школы не промыты батареи отопления, в кабинетах N 1, 6 не промыта арматура светильников, что свидетельствует о нарушении режима генеральной уборки помещений; не представлен заключительный акт по результатам медосмотра сотрудников в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжёлых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда" от 12 апреля 2011 года N 302 н.
Данные нарушения, зафиксированные в протоколе осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений и находящихся там вещей и документов от 22 апреля 2015 года и акте проверки от 28 апреля 2015 года, послужили основанием для составления 28 апреля 2015 года должностным лицом территориального отдела Управления Роспотребнадзора в ЗАО г. Москвы в отношении Учреждения протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 6.7 КоАП РФ, и привлечения Учреждения к административной ответственности постановлением должностного лица указанного органа, с выводами которого согласились судебные инстанции.
Факт совершения НОУ ЧСОШ "Ромашка" административного правонарушения подтверждается исследованными доказательствами, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают, а именно: распоряжением о проведении плановой выездной проверки; актом проверки от 28 апреля 2015 года; протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений и находящихся там вещей и документов от 22 апреля 2015 года; протоколом об административном правонарушении и другими доказательствами.
При разрешении данного дела об административном правонарушении должностное лицо административного органа правильно установило все фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, дало надлежащую юридическую оценку действиям НОУ ЧСОШ "Ромашка" и на основе полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств пришло к обоснованному выводу о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.7 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что при проведении должностными лицами Управления Роспотребнадзора по городу Москве плановой выездной проверки были грубо нарушены требования Федерального закона N 294-ФЗ, были проверены судьёй районного суда и судьёй Московского городского суда при рассмотрении жалоб на постановление должностного лица, и правильно отклонены по основаниям, изложенным в судебных решениях. Выводы судей в этой части сомнений не вызывают и оснований для их пересмотра, о чём заявитель просит в настоящей жалобе, не имеется.
Нельзя также признать состоятельным довод жалобы о том, что при составлении протокола осмотра территории законному представителю Учреждения не были разъяснены права и обязанности, предусмотренные нормами КоАП РФ, а также требования ст. 51 Конституции РФ.
Согласно материалам дела, должностным лицом административного органа по результатам осмотра принадлежащих Учреждению помещений, территорий и находящихся там вещей и документов 22 апреля 2018 года в присутствии законного представителя Учреждения и двух понятых составлен протокол осмотра, копия которого была вручена законному представителю Учреждения. При этом нормами ст. 27.8 КоАП РФ не предусмотрена обязанность разъяснения лицу, присутствующему при осмотре принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, прав и обязанностей, предусмотренных нормами КоАП РФ, а также требований ст. 51 Конституции РФ.
Утверждение директора НОУ ЧСОШ "Ромашка" Володина А.В. о том, что выявленное административным органом нарушение, выразившееся в наличии в кабинете информатики регулируемых солнцезащитных устройств (жалюзи), установленных выше уровня подоконника, не является нарушением требований СанПин 2.4.2.2821-10, не может повлечь удовлетворение жалобы.
В соответствии с п. 7.1.8 СанПин 2.4.2.2821-10 светопроёмы учебных помещений в зависимости от климатической зоны оборудуют регулируемыми солнцезащитными устройствами (подъёмно-поворотные жалюзи, тканевые шторы) с длиной не ниже уровня подоконника. Рекомендуется использование штор из тканей светлых тонов, обладающих достаточной степенью светопропускания, хорошими светорассеивающими свойствами, которые не должны снижать уровень естественного освещения. Использование штор (занавесок), в том числе штор с ламбрекенами, из поливинилхлоридной плёнки и других штор или устройств, ограничивающих естественную освещенность, не допускается.
При этом п. 1.4 СанПин 2.4.2.2821-10 установлено, что наряду с обязательными для исполнения требованиями, санитарные правила содержат рекомендации по созданию наиболее благоприятных и оптимальных условий для обучающихся общеобразовательных организаций, направленных на сохранение и укрепление их здоровья.
Таким образом, как правильно установлено должностным лицом административного органа при проведении проверки, наличие регулируемых солнцезащитных устройств (жалюзи) выше уровня подоконника не обеспечивает надлежащую защиту от избыточной инсоляции.
Равным образом нельзя принять во внимание ссылку заявителя жалобы на участие в проведении проверки лица, не указанного распоряжении от 26 марта 2015 года о проведении плановой выездной проверки, поскольку указанное обстоятельство объективно ничем не подтверждено. Указание в журнале учёта допуска посетителей в НОУ ЧСОШ "Ромашка" о проходе 16 апреля 2015 в 13 часов 55 минут Ч.Н.Г. не свидетельствует о том, что указанное лицо являлось сотрудником Управления Роспотребнадзора по г. Москве в ЗАО и прибыло на территорию (помещение) Учреждения в рамках проводимой проверки на основании распоряжения о проведении плановой выездной проверки.
Довод жалобы о том, что в ходе проверки должностным лицом административного органа были истребованы документы (платежная ведомость на сотрудников Учреждения), не относящиеся к предмету проверки, также нельзя признать состоятельным, поскольку данное обстоятельство из материалов дела не усматривается, доказательств истребования указанных документов должностным лицом Управления Роспотребнадзора по г. Москве в ЗАО в рамках проводимой проверки заявителем к настоящей жалобе также не приложено.
Исследовав представленные доказательства и установленные на их основе фактические обстоятельства относительно допущенных НОУ ЧСОШ "Ромашка" требований Федерального закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и СанПин 2.4.2.2821 -10, и дав им надлежащую оценку в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, должностное лицо, судья районного суда и судья Московского городского суда пришли к обоснованному выводу о нарушении НОУ ЧСОШ "Ромашка" требований санитарно-эпидемиологическ их требований. Д ействия Учреждения правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 6.7 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями КоАП РФ.
Бремя доказывания по делу распределено правильно, с учётом требований ст. 1.5 КоАП РФ. Принцип презумпции невиновности должностным лицом и судебными инстанциями не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые должны толковаться в пользу Общества, не усматривается.
Иные доводы, аналогичные изложенным в настоящей жалобе, были предметом проверки судьи районного суда и судьи Московского городского суда и обоснованно признаны несостоятельными по основаниям, приведённым в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановления должностного лица и судебных решений.
Административное наказание в виде административного штрафа, предусмотренного санкцией ч. 1 ст. 6.7 КоАП РФ, назначено НОУ ЧСОШ "Ромашка" соответствии с требованиями ст. 3.1, ст. 3.5 и ст. 4.1 КоАП РФ, оно является справедливым и соразмерным содеянному.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение постановления должностного лица и судебных актов.
Порядок и срок давности привлечения НОУ ЧСОШ "Ромашка" к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13, 30.17 и 30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление N 27-00824 главного государственного санитарного врача по Западному административному округу города Москвы от 05 июня 2015 года, решение судьи Никулинского районного суда города Москвы от 27 октября 2017 года и решение судьи Московского городского суда от 16 августа 2018 года по делу об административном правонарушении предусмотренном ч. 1 ст. 6.7 КоАП РФ, в отношении негосударственного образовательного учреждения частной средней общеобразовательной школы "Ромашка" оставить без изменения, жалобу директора НОУ ЧСОШ "Ромашка" Володина А.В. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Московского городского суда Е.М. Базькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.