Судья Московского городского суда Клюева А.И., рассмотрев кассационную жалобу Гаджиабдулаевой П.А. и Камиловой П.Ш., поступившую в суд кассационной инстанции 22 мая 2019 года на решение Тверского районного суда города Москвы от 7 июня 2018 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 16 января 2019 года по гражданскому делу по иску Гаджиабдулаевой П.А., Камиловой П.Ш., Камилова Д.М., Камилова К.Д., а также в интересах несовершеннолетних к Министерству финансов Российской Федерации о возмещении ущерба, причиненного в результате проведения контртеррористической операции, судебных расходов ,
установил:
Гаджиабдулаева П.А, Камилова П.Ш, Камилов Д.М, Камилов К.Д, а также в интересах несовершеннолетних обратились в суд с иском к Министерству финансов РФ о возмещении ущерба. В обоснование заявленных требований указали, что в результате проведения контртеррористической операции в период с 18 сентября 2014 года по 26 ноября 2014 года причинен ущерб принадлежащей Гаджиабдулаевой П.А. квартире, расположенной по адресу:****, утрачено находящееся в жилом помещении имущество. Они были лишены возможности проживания в указанной квартире. Семья Камиловых проживала в квартире на основании договора безвозмездного пользования от 29 октября 2013 года. Просили суд взыскать с Министерства финансов РФ компенсацию за утраченное движимое имущество с учетом количества членов семьи истца из 7 человек в размере ***руб.
Решением Тверского районного суда города Москвы от 7 июня 2018 года в удовлетворении иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам московского городского суда от 16 января 2019 года решение Тверского районного суда города Москвы от 7 июня 2018 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Гаджиабдулаева П.А. и Камилова П.Ш, ставят вопрос об отмене данных судебных постановлений с направлением дела на новое рассмотрение.
В соответствии с частью 2 статьи 381 Гражданского процессуального кодекса РФ по результатам изучения кассационных жалобы, представления судья выносит определение:
1) об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке;
2) о передаче кассационных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Как усматривается из судебных постановлений, они сомнений в законности не вызывают, а доводы жалобы в соответствии со статьёй 387 Гражданского процессуального Кодекса РФ не могут повлечь их отмену или изменение в кассационном порядке, в связи с чем оснований для передачи кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции не имеется.
В соответствии со ст. 16.1 ГК РФ в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, ущерб, причиненный личности или имуществу гражданина либо имуществу юридического лица правомерными действиями государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, а также иных лиц, которым государством делегированы властные полномочия, подлежит компенсации.
Согласно п. 2 ст. 18 Федерального закона от 06.03.2006г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с законодательством Российской Федерации в поряд ке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 N 110
утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
Бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, для покрытия расходов на финансовое обеспечение следующих мероприятий, в частности: проведение неотложных аварийно-восстановительных работ по перечню согласно приложению N 4; развертывание и содержание в течение необходимого срока (но не более 6 месяцев) пунктов временного размещения и питания для эвакуируемых граждан (из расчета за временное размещение - до 550 рублей на человека в сутки, за питание - до 250 рублей на человека в сутки); оказание финансовой помощи в связи с утратой имущества: гражданам (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тыс. рублей на человека ) (пп.пп. "в, г, д," п. 3 Правил).
Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не позднее 3 месяцев со дня совершения террористического акта или завершения мероприятий по пресечению терр ористического акта правомерными действиями ( окончания контртеррористической операции) обращаются в Правительство Российской Федерации с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда для осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями (п. 6 Правил).
Обращения, предусмотренные п.п. 5 и 6 настоящих Правил, должны содержать обоснование предполагаемых расходов с указанием данных о количестве людей, погибших или получивших ущерб (вред), причиненный их здоровью, размере материального ущерба и об объемах направленных на ликвидацию чрезвычайной ситуации, последствий террористического акта или пресечения террористического акта правомерными действиями расходов соответствующих бюджетов, а также расходов страховых фондов и других источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации (п. 7 Правил).
Выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также для осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, производится на основании решения Правительства Российской Федерации (п. 8).
Судом первой инстанции установлено, что истцы проживают по адресу: ***.
В материалы дела представлен акт обследования утраченного имущества в результате контртеррористической операции, проведенной в период с 18 сентября 2014 года по 26 ноября 2014 года в МО "Унцукульский район" Республики Дагестан, в отношении пострадавших Камилова Г.М. (глава семьи), Камиловой П.Ш. (жена)***.
Подпись Главы администрации МО "Унцукульского района" об утверждении данного акта отсутствует.
Истцы, ссылаясь на то, что в результате контртеррористической операции причинен ущерб принадлежащей Гаджиабдулаевой П.А. квартире, расположенной по адресу: ***, утрачено находящееся в жилом помещении имущество.
В период с 8 сентября 2014 года по 26 ноября 2014 года истцы были лишены возможности проживания в указанной квартире.
Судом также установлено, что обосновывающие документы о причиненном ущербе в результате проведения контртеррористической операции для оказания материальной помощи в надлежащем виде и в установленный срок в Правительство РФ истцами не представлены.
Разрешая спор по существу, руководствуясь вышеуказанными положениями закона, оценив представленные по делу доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований истцов к ответчику Министерству финансов РФ о возмещении ущерба, причиненного в результате проведения контртеррористической операции, указав при этом, что акт обследования утраченного имущества Главой администрации МО "Унцукульский район" не утвержден, данных о подготовке в установленном порядке компетентными органами заявки о потребности в бюджетных ассигнованиях на финансовое обеспечение проведения неотложных аварийно-восстановительных работ, списка граждан, находившихся в пункте временного размещения и питания для эвакуируемых граждан, не имеется, до настоящего времени в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий документы, обосновывающие размер запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда, а также обращение в Правительство Российской Федерации с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда не поступали.
Суд верно указал, что б ез соблюдения установленного законодательством порядка возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, оснований для возложения на Министерство финансов РФ обязательств по выплате истцам заявленной суммы возмещения не имеется, поскольку обязанность государства по выплате компенсаций в возмещение ущерба, причиненного, среди прочего, при пресечении террористического акта, возникает только при условии соблюдения надлежащего порядка и срока для сбора и представления в Правительство РФ уполномоченными органами исполнительной власти (как местного самоуправления, так и субъектов федерации) соответствующей информации (обосновывающих документов) о пострадавших, ущербе и тому подобное.
Судом правомерно отмечено, что истцы не лишены возможности оспорить решение, а также действие (бездействие) соответствующего органа власти по организационному обеспечению осуществления у казанных выплат.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился, правомерно указав на то, что они основаны на правильно установленных обстоятельствах дела и надлежащей оценке доказательств, произведенных по правилам ст. 67 ГПК РФ.
Оснований для иного вывода не имеется.
Доводы кассационной жалобы не содержат данных, опровергающих выводы, сделанные районным судом и судом апелляционной инстанции при рассмотрении данного спора.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 381, 383 Гражданского процессуального кодекса РФ
определил:
в передаче кассационной жалобы Гаджиабдулаевой П.А. и Камиловой П.Ш. на решение Тверского районного суда города Москвы от 7 июня 2018 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 16 января 2019 года по гражданскому делу по иску Гаджиабдулаевой П.А, Камиловой П.Ш, Камилова Д.М, Камилова К.Д, а также в интересах несовершеннолетних к Министерству финансов Российской Федерации о возмещении ущерба, причиненного в результате проведения контртеррористической операции, судебных расходов, для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции отказать.
Судья
Московского городского суда А.И. Клюева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.