Судья Московского городского суда Сумина Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу исполнительного директора Благотворительного фонда сохранения объектов культурного наследия "Спасите памятники" Копылова А.В. на постановление судьи Коптевского районного суда г. Москвы от 25 июля 2018 года, которым Благотворительный фонд сохранения объектов культурного наследия "Спасите памятники" признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.18 ст. 19.5 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей,
установил:
***года главным государственным инспектором отдела государственного контроля и надзора Управления Минкультуры России по ЦФО в отношении Благотворительного фонда сохранения объектов культурного наследия "Спасите памятники" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.18 ст. 19.5 КоАП РФ.
Данный протокол с иными материалами на рассмотрение по подведомственности передан в Коптевский районный суд г.Москвы, судьей которого 25 июля 2018 года вынесено вышеприведенное постановление.
Не согласившись с таким актом должностного лица административного органа, защитник Благотворительного фонда сохранения объектов культурного наследия "Спасите памятники" обжаловал его в Коптевский районный суд г.Москвы, судьей которого 30 января 2019 года данное постановление оставлено без изменения, жалоба заявителя - без удовлетворения.
В настоящее время в Московский городской суд указанное постановление обжалует законный представитель Фонда по доводам поданной жалобы, согласно которым, оспариваемое постановление судьи вынесено за пределами установленного законом трехмесячного срока давности привлечения к административной ответственности по данной категории дела, без учета того, что срок выполнения требований предписания установлен был до 01 сентября 2017 года, тогда как постановление вынесено 25 июля 2018 года, спустя 11 месяцев после окончания срока исполнения наказания, что является основанием к отмене судебного акта и прекращению производства по делу.
В судебном заседании исполнительный директор Благотворительного фонда сохранения объектов культурного наследия "Спасите памятники" Копылов А.В. и защитник по доверенности Волков Е.С. в полном объеме поддержали указанные доводы жалобы, настаивали на их удовлетворении.
Проверив материалы дела, изучив доводы поданной жалобы, выслушав объяснения стороны защиты, прихожу к следующему.
Административная ответственность по ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ наступает за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия влечет административную ответственность.
Объектом данного административного правонарушения является установленный порядок исполнения предписания органа или должностного лица, осуществляющего государственный контроль и надзор, а также муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства, специальных норм и правил (обязательных требований).
Объективная сторона данного правонарушения выражается в невыполнении в установленный срок законного предписания, органа, осуществляющего государственный надзор (контроль).
Статьей 44 Конституции Российской Федерации гарантировано право каждого на доступ к культурным ценностям, реализация прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", регулирует отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.
Согласно абзацу третьему преамбулы вышеназванного Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ, в Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа РФ.
В соответствии со ст.3 того же Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ, к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Исходя из статьи 28.3 КоАП РФ, Положения о территориальном органе Министерства культуры Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства культуры Российской Федерации от 29 июля 2013 года N1054, Перечня должностных лиц Министерства культуры Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержденного приказом Министерства культуры Российской Федерации от 27 февраля 2013 года N 202, в территориальных органах названного министерства к должностным лицам, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, отнесены начальники отделов и их заместители, должностные лица, в обязанности которых входит осуществление государственного контроля и надзора в соответствующей сфере ведения.
Признавая Благотворительный фонд сохранения объектов культурного наследия "Спасите памятники" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.18 ст. 19.5 КоАП РФ, и, подвергая его административному наказанию в виде административного штрафа, судья районного суда исходила из того, что в ходе проведения внеплановой документарной проверки на основании распоряжения руководителя Управления Минкультуры России по ЦФО от *** года N***-р сотрудниками Управления в 16.45 час. *** года выявлено, что Благотворительный фонд сохранения объектов культурного наследия "Спасите памятники", находясь по адресу: г.Москва, ***, не выполнил в установленный до *** года срок требование предписания Управления Минкультуры России по ЦФО N21-П от 28 июля 2017 года представить информацию, указанную в распоряжении Управления от 14 июля 2017 года N36-р, указанная информация не представлена.
Факт совершения фондом указанного административного правонарушения и вина в его совершении судья суда первой инстанции сочла доказанными совокупностью представленных в материалы дела и исследованных доказательств, оснований сомневаться в достоверности и допустимости которых не имелось, являющихся достаточными для квалификации действий фонда по ч.18 ст.19.5 КоАП РФ, с учетом пояснений представителя Управления Минкультуры России по ЦФО по доверенности Шпендика Я.О. в судебном заседании о том, что в установленный до *** года срок предписание должностного лица Управления Благотворительным фондом сохранения объектов культурного наследия не исполнено.
Вместе с тем, с такими выводами судьи суда первой инстанции согласиться нельзя, поскольку они основаны на неверном толковании норм закона.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Статьей 24.1 КоАП РФ определены задачи производства по делам об административных правонарушениях, которыми являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
По смыслу ст. 26.1 КоАП РФ, выяснению по делу об административном правонарушении подлежат наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим дальнейшее производство по делу об административном правонарушении.
В данном случае следует обратить внимание на то, что объектом указанного правонарушения являются общественные отношения в области порядка управления, а не в области охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, за нарушения которых предусмотрен срок привлечения к административной ответственности 1 год.
В силу ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ, составляет три месяца со дня его совершения.
Также в п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.
Таким образом, срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение по ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ составляет три месяца со дня совершения административного правонарушения, днем совершения названного административного правонарушения является день, следующий за днем окончания срока, предусмотренного для предоставления информации.
Как усматривается из материалов рассматриваемого дела об административном правонарушении, сроком исполнения предписания Управления Минкультуры России по ЦФО N21-П от *** года является *** года, в связи с чем трехмесячный срок давности привлечения Благотворительного фонда сохранения объектов культурного наследия "Спасите памятники" к административной ответственности по факту невыполнения предписания начал исчисляться со 02 сентября 2017 года и истек 02 декабря 2017 года.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.
По смыслу ч. 1 ст. 4.5 и п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, по истечении срока давности привлечения к административной ответственности вопрос о виновности лица в совершении административного правонарушения обсуждаться не может, производство по делу подлежит прекращению.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При установленных обстоятельствах оспариваемое постановление судьи районного суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежат отмене.
Поскольку после истечения срока давности привлечения к административной ответственности вопрос о наличии вины обсуждаться не может, так как это ухудшает положение лица, в отношении которого ведется производство по делу, производство по делу надлежит прекратить на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья
решил:
жалобу исполнительного директора Благотворительного фонда сохранения объектов культурного наследия "Спасите памятники" Копылова А.В. удовлетворить.
Постановление судьи Коптевского районного суда г. Москвы от 25 июля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.18 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении Благотворительного фонда сохранения объектов культурного наследия "Спасите памятники" отменить, производство по данному делу прекратить на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Судья Московского городского суда
Л.Н. Сумина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.