Судья Московского городского суда Павлов А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Общероссийского общественного движения защиты прав человека "За права человека" Жуковой О.В. на постановление судьи Мещанского районного суда г. Москвы от 23 апреля 2019 года, которым постановлено:
" Признать Общероссийское общественное движение защиты прав человека "За права человека" виновным в совершении административного правонарушения, преду смотренного ч. 1 ст. 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему административное наказание в виде штрафа в размере 300 000 (триста тысяч) рублей ",
УСТАНОВИЛ:
25 февраля 2019 года в отношении Общероссийского общественного движения защиты прав человека "За права человека" (далее ООД "За права человека") составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.34 КоАП РФ. Дело об административном правонарушении передано на рассмотрение в Мещанский районный суд г. Москвы.
Постановлением судьи районного суда ООД "За права человека" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1
ст. 19.34 КоАП РФ, и подвергнуто административному штрафу в размере 300 000 рублей.
Не согласившись с постановлением судьи, защитник Жукова О.В. в интересах ООД "За права человека" обратилась в Московский городской суд с жалобой, в которой просит постановление судьи отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указала на то, что в материалах дела отсутствуют доказательства вины организации в совершении вмененного административного правонарушения; суд первой инстанции незаконно и необоснованно пришел к выводу о том, что Региональная общественная организация "Горячая линия" является региональным отделением Общероссийского общественного движения защиты прав человека "За права человека"; суд необоснованно отказал в вызове и допросе в качестве свидетеля Ф.Л.А.
Проверив материалы дела, доводы жалобы, заслушав защитника ООД "За права человека" Жукову О.В, поддержавшую доводы жалобы, представителя Министерства юстиции РФ Дорофеева Н.В... согласившегося с постановлением судьи, не усматриваю оснований для отмены или изменения постановления судьи.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 19.34 КоАП РФ наступает за осуществление деятельности некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, не включенной в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
По смыслу приведенной нормы, объективная сторона данного административного правонарушения выражается в форме бездействия - неподаче заявления в уполномоченный орган о включении ее в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
Согласно п. 6 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", под некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, в данном Федеральном законе понимается российская некоммерческая организация, которая получает денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ), и которая участвует, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации.
Некоммерческая организация, за исключением политической партии, признается участвующей в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, если независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, она участвует (в том числе путем финансирования) в организации и проведении политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях.
К политической деятельности не относится деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, социальной поддержки и защиты граждан, защиты материнства и детства, социальной поддержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты растительного и животного мира, благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества.
Таким образом, для признания некоммерческой организации некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, необходимо наличие финансирования из иностранных источников и участие в политической деятельности на территории Российской Федерации, то есть участие в организации и проведении, а также финансировании политических акций в различных формах, направленных на воздействие - непосредственное или путем формирования общественного мнения - на принятие государственными органами решений и проводимую ими государственную политику, а также нацеленных на публичный резонанс и привлечение внимания со стороны государственного аппарата и (или) гражданского общества.
В силу п. 7 ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", намеревающаяся после государственной регистрации осуществлять свою деятельность в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, обязана до начала осуществления такой деятельности подать в уполномоченный орган заявление о включении ее в предусмотренный п. 10 ст. 13.1 указанного Федерального закона реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
Порядок введения реестра и бланка заявления утверждены Приказом Минюста России от 30 ноября 2012 года N 223 "О порядке ведения реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента".
Пунктом 12 данного Порядка установлено, что заявление о включении некоммерческой организации в реестр представляется в Министерство или его территориальный орган непосредственно либо в виде почтового отправления с описью вложения, либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в том числе через Единый портал государственных и муниципальных услуг.
Как усматривается из материалов настоящего дела, должностными лицами Минюста России в рамках предоставленных законом полномочий в период с 14 января 2019 года по 08 февраля 2019 года осуществлена внеплановая документарная проверка ООД "За права человека", в ходе которой изучены материалы учетного дела данной организации, информация, указанная на сайте ***, а также представленные документы, и установлены факты, свидетельствующие об участии ООД "За права человека" в политической деятельности, а именно на сайте ООД "За права человека" опубликованы следующие статьи, доступные неограниченному кругу лиц:
- 5 и 12 декабря 2017 года размещены доклад и резолюция по итогам Всероссийского съезда в защиту прав человека ( ***, *** ) проведенного Движением 26-27 ноября 2017 года, в которых указаны, в том числе, следующие требования: привести в соответствие с "Конвенцией против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания" определение пыток в Уголовном кодексе Российской Федерации; руководству ФСИН прекратить практику применения насилия, направленного на унижение человеческого достоинства; ликвидировать Главное управление по борьбе с экстремизмом МВД и соответствующие территориальные подразделения; прекратить многолетнюю репрессивную практику необоснованного преследования по "наркотическим" уголовным статьям (ст. 228 УК РФ и родственные), удалить из реестра наркотических средств понятие "производные", сократить срок лишения свободы по этим статьям и др.; немедленно провести кадровую реформу системы ФСИН; внести поправки в Федеральный закон N 76 "Об общественном контроле" (Федеральный закон от 10 июня 2008 г..N 76-ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания"); отменить дискредитирующие НКО и СМИ законы "об иностранных агентах", "иностранных СМИ" и "нежелательных организациях", вместо них разработать и принять закон лоббистской деятельности; привести национальное законодательство о публичных мероприятиях в соответствие с международными стандартами реализации прав на свободу собраний; отменить закон, содержащий нормы о СМИ, выполняющих функции иностранных агентов; отнести преступления, посягающие на права и свободы человека и гражданина, к преступлениям против конституционного строя; отменить Федеральный закон от 8 июня 2012 г..N 65-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях";
отменить Федеральный закон от 29 июня 2013 г..N 135-ФЗ "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях защиты детей от информации, пропагандирующей отрицание традиций семейных ценностей"; отменить Федеральный закон от 23 мая 2015 г..N 129-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; отменить Федеральный конституционный закон N 7-ФКЗ "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации"; отменить Федеральный закон от 12 ноября 2012 г..N 190-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"; отменить Федеральный закон от 28 июля 2012 г..N 139-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и др. На указанном Съезде утверждена федеральная рабочая группа по мониторингу социальных конфликтов, одним из координаторов которой назначен исполнительный директор движения Пономарев Л.А.;
- в статье от 12 декабря 2017 года "Доклады и Резолюция Всероссийского съезда в защиту прав человека" ( **** ) опубликованы доклады Алексеевой Л. и Пономарева Л. (руководителя Движения), в которых указано "... Мы полагаем, что главными нарушителями Конституции, ответственными за массовые нарушения прав человека, сейчас являются силовые структуры, поэтому главная задача гражданского общества - противостоять их разрушительной деятельности", "... Урезание прав и свобод граждан идет сейчас под флагом объявленной властью борьбы с терроризмом и экстремизмом", "... Государство у нас стало главным экстремистом", "... Нынешний государственный экстремизм можно разделить на законодательный, ведь постоянно принимаются репрессивные законы, и правоприменительный - постоянное применение насилия по отношению к гражданам в следственных органах, в полиции, во ФСИН и т.д. Многие принимаемые сейчас законы противоречат Конституции и нормам международных договоров, к которым Россия присоединилась. Но Госдума продолжает принимать такие законы", "... Крайне репрессивным стало применение антинаркотического законодательства. Необходимо смягчение наказаний по данным уголовным статьям и пересмотр нормативной базы на этот счет. По необходимому изменению действующих законов у профильных правозащитных организаций подготовлены поправки как в законы, так и в нормативные акты. Нужно добиться этих поправок", "... Во ФСИН система насилия поддерживается его руководством, а фактически поддерживается и руководством Следственного Комитета и Прокуратуры, которые демонстративно бездействуют в таких случаях при обращении к ним", "Исходя из этого мы утверждаем, что деятельность силовых ведомств, постоянно нарушающих Конституцию, направлена против российских граждан, на разрушение гражданского общества";
- 16 января 2018 года размещена статья "Требуем отставки директора ФСБ России генерала армии А.В. Бортникова" ( *** ) с просьбой подписать заявление об отставке директора ФСБ "... Важно сделать первый шаг. Давайте добьемся отставки должностного лица, вставшего на защиту советского государственного террора. Подпишите заявление "Мы требуем немедленной отставки директора ФСБ России генерала армии А.В. Бортникова";
- в статье от 26 мая 2018 года "Что важнее - футбол или Конституция? Согласует ли мэрия Москвы акцию оппозиции 10 июня" ( *** ) которая подписана Пономаревым Л. - Исполнительным директором Движения, указано "... Обращаюсь к власти, мы - правозащитники, лидеры общественного мнения, деятели культуры - надеемся, что она подумает, прежде чем выдать очередной запрет. Мне говорят, что я наивный человек и что акцию конечно запретят. Но я думаю, что во власти есть люди, которые понимают последствия запретов и не хотят дестабилизации в стране. Путин, проявляя жесткость по отношению к так называемым "западным партнерам" и действуя на грани и даже за гранью фола, тем не менее все время оставляет возможность диалога с международными лидерами. Так почему бы ему не вести диалог с гражданским обществом внутри страны? Может он вообще мало интересуется внутренними проблемами страны и делегировал эту функцию зомбоящику - тем, кто разжигает вражду внутри общества?" и др.;
- в статье от 11 декабря 2017 года "Силовики игнорируют Конституцию. Л. Пономарев в "МК" ( *** ) опубликовано интервью с Львом Пономаревым: "... де факто Конституция давно не исполняется. Конституционный переворот уже произошел и осталось только зафиксировать его в письменном тексте основного закона", "... Кто же нарушает вторую главу Конституции? Съезд дал однозначный ответ на этот вопрос - силовики. Государство через силовые структуры нарушает права человека и пробует общество на прочность: взорвется или не взорвется. А институты, которые должны осуществлять соответствующий надзор и реагирование на нарушения прав граждан - такие как прокуратура - бездействуют и фактически потворствуют этому процессу. Так же как и суды, которые ангажировано рассматривают жалобы на действия силовиков. Бездействует и Президент - гарант прав человека. Съезд констатировал широкое применение пыток и жестокого обращения в системе МВД, а особенно в тюремной системе - учреждениях ФСИН России", "... Также участники Съезда потребовали немедленно провести кадровую реформу системы ФСИН, базируясь на принципе недопущения к занятию должностей лиц, допустивших или участвовавших в пытках и незаконном насилии. Наверное, самым цитируемым стало требование ликвидировать Главное управление по борьбе с экстремизмом МВД - так называемый центр - "Э", - поскольку в нынешнем виде эта структура вместо борьбы с терроризмом и экстремизмом в основном преследует оппонентов власти", "... Не остался без внимания и высокий уровень насилия в Чеченской республике, где подавляется любое инакомыслие и жестко наказывается любая критика власти. В Чечне введена система коллективной ответственности - семьи изгоняют из населенных пунктов и даже из республики, если среди членов этих семей оказываются подозреваемые в совершении преступлений. Глава Республики неоднократно публично призывал к бессудным расправам. Сотрудники республиканских силовых ведомств безнаказанно похищают, пытают и убивают людей.
Следственные органы откровенно саботируют расследование таких преступлений, отказываясь даже возбуждать уголовные дела. Все это происходит при прямом попустительстве федеральных органов власти", "... Помимо противодействия уличных собраний мы также являемся свидетелями целенаправленного преследования общественных организаций и фактического разрушения гражданского общества. Наибольший вклад в этот процесс внес "закон об иностранных агентах", из-за которого были закрыты сотни НКО. Теперь решено распространять этот закон на средства массовой информации и навешивать на независимые издания ярлык иностранного агента";
- в статье от 25 мая 2018 года "Дремучее охранительство рвется к власти" Л.Пономарев в МК" (**** опубликовано интервью с Л. Пономаревым - Исполнительным директором Движения, в котором содержится критика органов государственной власти "... в последние годы в стране сложилась благоприятная атмосфера для захвата власти силовиками. Такие "правоохранители" не наводят порядок в стране и не защищают граждан, а выполняют политические заказы и устраивают провокации", "... С моей точки зрения, именно дремучее охранительство процветает в законодательном творчестве Госдумы все последние годы. Какие только запреты и ограничения не вводила Государственная дума! Отказ в усыновлении детей иностранными гражданами, ограничения деятельности НКО; объявление нежелательными организациями западных фондов; введение наказаний за оскорбление чувств верующих; ужесточение правил проведения уличных акций. Практически каждый из этих законов при желании можно обернуть против любого гражданина, поскольку они не имеют границ применения. При этом законодательно поддерживается доступ ФСБ к хранению персональных данных, отслеживание личной информации пользователей соцсетей. Дремучее охранительное законотворчество продолжается. Уже внесен в Думу проект закона об оскорблении Президента. Дремучее охранительство распространяется по всей стране. Его надо остановить, чтобы не было стыдно перед потомками";
- в статье от 11 апреля 2018 года "Открытое обращение правозащитников к УПЧ в РФ и СПЧ по проблеме ОНК" ( *** ), которая подписана Л. Пономаревым - Исполнительным директором Движения, указано "... ничего не остается другого, как обратиться в Вам с просьбой поставить перед главой государства вопрос о необходимости незамедлительно инициировать процесс законодательного совершенствования этого института общественного контроля, в первую очередь, рассмотрением поправок в лежащий более трех лет в Думе на стадии подготовки ко второму чтению правительственный законопроект, относящийся к деятельности общественных наблюдательных комиссий (ОНК). Уверены, что это требуется и потому, что не прекращаются нарушения законности и прав заключенных, в том числе с применением насилия, опасного для жизни и здоровья. Именно поэтому нашей стране особенно необходим Национальный превентивный механизм (НПМ), существующий почти во всех государствах - членах Совета Европы... У нас такая система могла бы действовать на федеральном уровне под руководством Уполномоченного по правам человека в РФ, обладающего полномочиями рассматривать обращения и жалобы заявителей и имеющего возможности для связи с ОНК в регионах. Только с Вашей помощью можно привлечь личное внимание Президента РФ к тому, что необходим серьезный прорыв в сфере гражданского контроля за соблюдением прав человека в самых трудных для их обеспечения и защиты учреждениях. Явно и недвусмысленно выраженная воля главы государства способна помочь решению таких проблем, упорно не замечаемых ни депутатами, ни в Администрации Президента.
Итак, в данной области необходимы, по нашему мнению, такие меры, как: незамедлительное рассмотрение Государственной Думой РФ законопроекта об изменении порядка формирования общественных наблюдательных комиссий с целью отмены монополии Общественной палаты РФ в этой сфере; согласование с компетентными органами власти на основе поручения Президента РФ вопроса о необходимости ратификации Факультативного протокола к Конвенции ООН против пыток для создания в России Национального превентивного механизма с законодательным наделением полномочиями его структурных элементов; обсуждение и принятие решений, которые предоставили бы возможность участия в посещении мест принудительного содержания членами президентского Совета по правам человека и сотрудникам рабочего аппарата уполномоченного по правам человека в РФ";
- на сайте (****) размещен эфир от 14 февраля 2017 года программы "Вторник со Львом Пономаревым" - тема эфира "Жизнь беженцев в России, Прилепин в ДНР и защита президента от оскорблений" в котором Исполнительный директор Движения Л.А. Пономарев утверждает об агрессии России на территории Украины "... Вообще, там не было войны, люди бы не стреляли в Украине в друг друга, не было бы гражданской войны, убийств мирных граждан, если бы там русские, именно российские люди, пришедшие из России, российские граждане не пришли с оружием в руках. Там, может быть, было бы напряжение, были бы противостояния, какие-нибудь акции, может быть, какая-нибудь стрельба, потому что на грани гражданской войны Украина была после Майдана, но это мы принесли туда кровь. Россия виновата в той огромной крови, которая там пролилась, в не зависимости от того, с какой стороны сейчас стреляют. Поэтому он стоит на стороне агрессора, он играет грязную роль, потому что он известный писатель. Я читал его, местами он мне нравится, и поэтому он использует свою известность для того, чтобы поддерживать и укреплять агрессию России в Украине. Больше мне нечего добавить. Знаете, мне это неинтересно, я не хочу обсуждать планы Прилепина, бог с ним. Пиар это, не пиар, главное, что он свое имя известного человека дарит в поддержку агрессии России на Украине. Ясно, что это трагедия, война россиян. Россияне пришли с оружием в руках на восток Украины, это международная трагедия, и за это ответственна российская власть, а он выступает в поддержку этой трагедии" и другие.
Таким образом, размещение указанных статей на сайте ООД "За права человека" свидетельствует о том, что Движение разделяет точку зрения авторов и, тем самым, формирует общественно-политические взгляды и убеждения, распространяет мнения о принимаемых государственными органами решениях и проводимой ими политике, участвует в организации публичных мероприятий, что в целом свидетельствует об участии Движения в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации.
Также в ходе проведенной проверки установлено, что ООД "За права человека" получало финансирование из иностранных источников.
Так, в соответствии с актом проверки в отношении регионального отделения ООД "За права человека" в г. Москве - Региональной общественной организацией содействия соблюдению прав человека "Горячая линия" (далее - РООССПЧ "Горячая линия") от 06 февраля 2019 года, поступившим из Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Москве, РООССПЧ "Горячая линия" в 2018 году дважды получала денежные средства из иностранного источника, а именно: из Посольства Франции в размере 0 рублей и 0 долларов США по договору о предоставлении гранта от Фонда добровольных взносов ООН в помощь жертвам пыток (Проект
N 1086 DA ) "Против пыток в российских исправительных колониях".
Согласно содержательному и финансовому отчету об использовании гранта за первые шесть месяцев руководителем данного проекта является Пономарев Л.А. Получатель гранта Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая линия" сотрудничает с ООД "За права человека" и Фондом "В защиту прав заключенных", руководителем которых также является Пономарев Л.А. Кроме того, ООД "За права человека" является донором при реализации проекта "Против пыток в российских исправительных колониях" (финансирование в размере 0 долларов США).
Из содержательного и финансового отчета об использовании гранта за первые шесть месяцев следует (при этом Горячая линия в отчете именуется также организацией):
1. "... В первую очередь получатель гранта "Горячая линия" сотрудничает с Движением "За права человека" и Фондом "В защиту прав заключенных", руководителем которых также является Л.А. Пономарев". "... В рамках реализации проекта мы осуществляем параллельную работу в части написания писем и обращений в различные органы (прокуратуру, следственный комитет, Администрацию Президента, Уполномоченному по правам человека в РФ, в органы ФСИН), организуем совместные пресс-конференции, круглые столы и брифинги, в отдельных случаях организуем совместные поездки в регионы... ".
2. "... Решения об оказании помощи по конкретным заявлениям принимаются коллегиально. В заседании принимают участие сотрудники "Горячей линии", а также Фонд "В защиту прав заключенных" и Движение".
3. "... За шесть месяцев отчетного периода был проведен Всероссийский съезд Движения. Руководителем съезда был избран Л.А. Пономарев, возглавляющий "Горячую линию", организацию, получившую грант. Эта организация входит в Движение".
4. "... Мы регулярно распространяет информацию по базе данных СМИ, а также по базе данных Движения по всем регионам России... ".
Также должностными лицами Минюста России в ходе проверки установлено, что по информации, поступившей из Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Удмуртской Республике, последним в рамках внеплановой проверки Удмуртского регионального отделения ООД "За права человека", получены сведения о том, что Председателем Удмуртского регионального отделения ООД "За права человека" Ф.Л.А. на личный расчетный счет *** (номер карты *****) получены денежные средства из иностранных источников: 13 января 2018 года получена сумма 0 руб. от иностранного отправителя: ****; 13 января 2018 года получена сумма 0 руб. от иностранного отправителя: ***; 26 февраля 2018 года получена сумма 0 руб. от иностранного отправителя: ****.
Согласно протоколу VIII внеочередного съезда ООД "За права человека" от 31 марта 2018 года Ф.Л.А. была избрана на него делегатом от Удмуртского регионального отделения ООД "За права человека" (протокол общего собрания от 15 февраля 2018 года), участвовала в голосовании и принятии решений по каждому вопросу повестки дня Съезда, в том числе по принятию резолюции по итогам Всероссийского съезда в защиту прав человека (****). На заседании указанного съезда, в том числе, были избраны руководящие и контрольно-ревизионные органы ООД "За права человека", при этом Ф.Л.А. избрана в состав постоянно действующего руководящего органа ООД "За права человека" - Совет.
Для участия в вышеуказанном съезде Ф.Л.А. приобретались проездные документы и совершались поездки: от станции Ижевск до станции Москва Казанский вокзал 29 марта 2018 года; от станции Москва Курский вокзал до станции Ижевск 06 апреля 2018 года. Расчет совершался с использованием банковской карты Ф.Л.А. (номер карты *****).
Согласно справке АО Туристские гостиничные комплексы "Измайлово" ("Гамма", "Дельта") от 21 января 2019 года в период с 30 марта 2018 года по 01 апреля 2018 года делегат от Удмуртского регионального отделения ООД "За права человека" Ф.Л.А. проживала в Гостиничном комплексе "Измайлово" Гамма-Дельта (г. Москва); оплата за ее проживание в период с 30 марта 2018 года по 31 марта 2018 года производилась ее банковской картой (номер карты ****). Оплата за ее проживание в период с 31 марта 2018 года по 01 апреля 2018 года производилась по безналичному расчету через организацию "Общероссийское общественное движение за права человека".
Таким образом, Ф.Л.А. были использованы денежные средства, полученные из иностранных источников, для достижения уставных целей ООД "За права человека" путем участия в работе высшего руководящего органа - Съезда ООД "За права человека".
Кроме того, в ходе проверки установлено, что З.А.М. (эксперт Некоммерческой организации фонда "В защиту прав заключенных") получила от " Boris Nemtsov Foundation for Freedom " денежные средства, часть из которых перевела в адрес Пономарева Л.А. с июня 2017 года по август 2018 года. Пономарев Л.А. проводил операции по снятию со счета наличных денег.
Согласно представленным на проверку финансово-хозяйственным документам, в том числе кассовым книгам, приходным кассовым ордерам Пономарев Л.А. систематически вносил в кассу ООД "За права человека" денежные средства (пожертвования на уставную деятельность). Также в ходе проверки установлено, что Пономарев Л.А. пожертвовал на уставную деятельность Движения в 2016 году - 0 руб, в 2017 году - 0 руб, в 2018 году - 0 руб.
Таким образом, ООД "За права человека", получая, в том числе опосредованное денежное финансирование из иностранных источников, являясь некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, с заявлением о внесении сведений о ней в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, не обратилось.
Действия ООД "За права человека" квалифицированы по ч. 1 ст. 19.34 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и виновность ООД "За права человека" в совершении вмененного административного правонарушения подтверждаются:
- протоколом об административном правонарушении от 25 февраля 2019 года N;
- выпиской из ЕГРЮЛ;
- уставом ООД "За права человека";
- свидетельством о государственной регистрации некоммерческой организации;
- распоряжением Минюста России от 13 декабря 2018 года N о проведении внеплановой документальной проверки ООД "За права человека";
- актом проверки от 08 февраля 2019 года N ;
- скриншотами информации о деятельности ООД "За права человека", размещенной в информационно-телекоммуникационной сети Интернет;
- скриншотами информации о деятельности РООССПЧ "Горячая линия", размещенной в информационно-телекоммуникационной сети Интернет;
- актом проверки от 06 февраля 2019 года N, составленным Управлением Минюста России по Удмуртской Республике;
- сообщением Управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России по Удмуртской Республике;
- выписками по счетам Ф.Л.А.;
- справкой АО Туристские гостиничные комплексы "Измайлово" ("Гамма", "Дельта") от 21 января 2019 года N;
- справкой ОАО "РЖД" от 29 января 2019 года;
- протоколом VIII внеочередного съезда ООД "За права человека" от 31 марта 2018 года;
- протоколом общего собрания Удмуртского регионального отделения ООД "За права человека" от 15 февраля 2018 года;
- актом проверки от 06 февраля 2019 года, составленным ГУ Минюста России по Москве в отношении РООССПЧ "Горячая линия";
- содержательным и финансовым отчетом РООССПЧ "Горячая линия" об использовании гранта в первые шесть месяцев для всех получивших грант впервые;
- выпиской из протокола VII внеочередного Съезда ООД "За права человека" от
25 мая 2014 года;
- выпиской из протокола общего собрания членов Московской региональной организации ООД "За права человека" от 30 апреля 2014 года;
- иными материалами дела.
Вопреки доводам заявителя протокол об административном правонарушении и другие материалы дела составлены надлежащим должностным лицом, в соответствии с требованиями закона, не доверять сведениям, указанным в них, оснований не имеется.
Доказательства получены с соблюдением требований закона, их допустимость и достоверность сомнений не вызывают, получили надлежащую правовую оценку судьи в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
При этом перечисленные выше доказательства с очевидностью свидетельствуют о наличии в действиях ООД "За права человека" события и состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.34 КоАП РФ.
Согласно правовой позиции, выраженной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 08 апреля 2014 г. N 10-П "По делу о проверке конституционности положений п. 6 ст. 2 и п. 7 ст. 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", ч. 6 ст. 29 Федерального закона "Об общественных объединениях" и ч. 1 ст. 19.34 КоАП РФ в связи с жалобами Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, фонда "Костромской центр поддержки общественных инициатив", граждан Л.Г. Кузьминой, С.М. Смиренского и В.П. Юкечева", при отнесении тех или иных мероприятий, к организации и проведению которых причастны некоммерческие организации, к политическим акциям, подпадающим под действие указанных законоположений, принципиальное значение должны иметь их направленность на воздействие - непосредственное или путем формирования общественного мнения - на принятие государственными органами решений и проводимую ими государственную политику, а также нацеленность на публичный резонанс и привлечение внимания со стороны государственного аппарата и (или) гражданского общества.
Признавая наличие признаков участия организации в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что организуемые и проводимые ООД "За права человека" мероприятия были направлены на формирование общественного мнения, формат этих мероприятий и рассматриваемые на них вопросы имели целью привлечение внимания со стороны органов государственной власти, общественности, общественный резонанс.
При этом деятельность ООД "За права человека" финансируется из иностранных источников, что не оспаривалось стороной защиты в ходе производства по делу, а также подтверждено заключенными соглашениями о предоставлении денежных средств, платежными документами.
С учетом изложенного, довод жалобы о том, что ООД "За права человека" не осуществляет политическую деятельность на территории Российской Федерации, является необоснованным, опровергается указанными выше доказательствами, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ. Исследованные судьей доказательства являются последовательными, не противоречивыми, достаточными и допустимыми, а поэтому обоснованно приняты судьей и положены в основу вынесенного постановления, что нашло свое отражение в постановлении судьи.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что ООД "За права человека" приняты все зависящие от него меры по соблюдению положений действующего законодательства, а именно п. 7 ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7- ФЗ "О некоммерческих организациях".
Судом установлено, что возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у ООД "За права человека" имелась, доказательства принятия организацией всех зависящих от него мер по соблюдению названных выше требований не представлены. Данный факт свидетельствует о наличии вины в действиях ООД "За права человека".
Таким образом, совершенное ООД "За права человека" деяние, выразившееся в осуществлении деятельности некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, не включенной в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, правильно квалифицировано по ч. 1 ст. 19.34 КоАП РФ.
Вывод суда первой инстанции о том, что ООД "За права человека" отвечает предусмотренным п. 6 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" критериям некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, является обоснованным.
Довод жалобы о том, что суд необоснованно отказал в вызове свидетеля Ф.Л.А, является необоснованным. Как следует из материалов дела, данное ходатайство в установленном законом порядке рассмотрено судом первой инстанции, мотивированное определение об отклонении ходатайства отражено в определении от
23 апреля 2019 года (л.д. 290-291).
Иные доводы жалобы направлены на переоценку исследованных судьей доказательств в выгодном для заявителя свете и не свидетельствуют о невиновности ООД "За права человека" в совершении вмененного административного правонарушения.
Административное наказание ООД "За права человека" назначено судьей в соответствии с требованиями КоАП РФ и соответствует санкции ч. 1 ст. 19.34 КоАП РФ.
При производстве по делу об административном правонарушении порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления судьи, по делу не допущено. Оснований для отмены или изменения постановления судьи, с учетом доводов, изложенных в жалобе, не имеется.
Руководствуясь ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление судьи Мещанского районного суда г. Москвы от 23 апреля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.34 КоАП РФ, в отношении Общероссийского общественного движения защиты прав человека "За права человека" оставить без изменения, жалобу защитника Общероссийского общественного движения защиты прав человека "За права человека" Жуковой О.В. - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда А.В. Павлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.