Судья Московского городского суда Селивёрстова А.А., рассмотрев в отрытом судебном заседании дело по жалобе Шкабаро Ю.И. на ответ прокурора отдела управления по надзору за соблюдением прав и свобод граждан Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 11 октября 2018 г. N 72/1-930-15, решение судьи Тверского районного суда г. Москвы от 13 марта 2019 г.,
УСТАНОВИЛ:
11 октября 2018 г. прокурор отдела управления по надзору за соблюдением прав и свобод граждан Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры Российской Федерации направил повторную жалобу Шкабаро Ю.И. для рассмотрения в Прокуратуру Тверской области, проинформировав заявителя об этом письмом за N 72/1-930-15.
Не согласившись с указанным ответом, Шкабаро Ю.И. обратился с жалобой в Тверской районный суд г. Москвы, в которой просил суд признать незаконным рассмотрение в Генеральной прокуратуре Российской Федерации его повторной жалобы, поскольку в ответе на его жалобу содержаться немотивированные и не основанные на законе утверждения.
Решением судьи Тверского районного суда г. Москвы от 13 марта 2019 г. ответ прокурора отдела управления по надзору за соблюдением прав и свобод граждан Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 11 октября 2018 г. N 72/1-930-15 оставлен без изменения, жалоба заявителя - без удовлетворения.
В жалобе, поступившей в Московский городской суд, Шкабаро Ю.И. просит решение судьи отменить, указывая на его незаконность и необоснованность.
В судебное заседание Шкабаро Ю.И. не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом. Ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлял.
При таких обстоятельствах, считаю возможным рассмотреть настоящую жалобу в отсутствие заявителя.
Изучив материалы дела и жалобу заявителя, прихожу к следующим выводам.
В силу ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Статьей 24.1 КоАП РФ определены задачи производства по делам об административных правонарушениях, которыми являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Порядок подачи жалоб на постановления (решения) по делам об административных правонарушениях и пересмотра таких постановлений (решений) установлен гл. 30 КоАП РФ, исходя из положений которой, судья рассматривает жалобы на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, органом, коллегиальным органом.
Согласно п. 1 ст. 30.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья выясняет, имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения жалобы данными судьей, должностным лицом, а также обстоятельства, исключающие производство по делу.
Пунктом 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ установлено, что суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела: об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Положения ч. 1 ст. 218 КАС РФ предоставляют гражданину право обратиться в суд с административным иском, в том числе с требованиями об оспаривании действий (бездействий) органа государственной власти, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.
Из разъяснений п. 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 г. N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" к административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
Таким образом, в порядке административного судопроизводства подлежат проверке, в том числе действия (бездействия) органа государственной власти, нарушающее гражданские права и охраняемые законом интересы и влекущее неблагоприятные последствия для участников правоотношений.
Как следует из жалобы заявителя, 30 сентября 2018 г. Шкабаро Ю.И. обратился в Генеральную прокуратуру Российской Федерации с повторной жалобой - заявлением, в которой просил возбудить дело об административном правонарушении по ст. 5.59 КоАП РФ в отношении прокурора отдела ФИО.
11 октября 2018 г. прокурор отдела управления по надзору за соблюдением прав и свобод граждан Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры Российской Федерации направил повторную жалобу-заявление Шкабаро Ю.И. для рассмотрения в Прокуратуру Тверской области, проинформировав заявителя об этом письмом за N 72/1-930-15.
Не согласившись с указанным ответом, Шкабаро Ю.И. обратился с жалобой в Тверской районный суд г. Москвы, в которой просил суд признать незаконными действия Генеральной прокуратуры Российской Федерации в части рассмотрения его повторной жалобы, поскольку содержащиеся в ответе от 11 октября 2018 г. NN 72/1-930-15 утверждения являются немотивированными и не основаны на законе.
Поскольку Шкабаро Ю.И. фактически обжалует действия Генеральной прокуратуры Российской Федерации в части рассмотрения его повторной жалобы, выразившееся в уклонении принятия процессуального решения по факту его обращения с заявлением о возбуждении дела об административном правонарушении, исходя из требований гл. 30 КоАП РФ, ст. 1, 218 КАС РФ, такая жалоба заявителя не подлежит рассмотрению в порядке КоАП РФ.
Вместе с тем, судья районного суда указанные требования закона не учел, в порядке ст. 30.4 КоАП РФ жалобу Шкабаро Ю.И. не возвратил, неправомерно рассмотрел жалобу заявителя, руководствуясь положениями гл. 30 КоАП РФ.
На основании изложенного, решение судьи Тверского районного суда г. Москвы не может быть признано законным и подлежит отмене, а производство по жалобе прекращению.
Руководствуясь ст. 29.12, 30.6-30.9 КоАП РФ,
ОПРЕДЕЛИЛ:
решение судьи Тверского районного суда г. Москвы от 13 марта 2019 г. отменить, производство по жалобе Шкабаро Ю.И. на ответ прокурора отдела управления по надзору за соблюдением прав и свобод граждан Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 11 октября 2018 г. N 72/1-930-15 прекратить.
Судья
Московского городского суда Селивёрстова А.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.