Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Ивановой В.А., судей коллегии Дампиловой Ц.В., Вольной Е.Ю., при секретаре Петровой Е.М., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Гатман М.А. в интересах несовершеннолетней Гатман А.Е. к Гатману А.В. о признании членом семьи военнослужащего по апелляционной жалобе представителя третьего лица ФГКУ "Востокрегионжилье" Кауровой О.Б. на решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 30 января 2019 года, которым постановлено:
Исковые требования Гатман М.А. в интересах несовершеннолетней Гатман А.Е. к Гатман А.В. о признании членом семьи военнослужащего удовлетворить.
Признать Гатман А.Е, "... " года рождения, уроженку с. "... ", членом семьи военнослужащего Гатмана А.В, "... " года рождения, уроженца г. "... ", проживающего по адресу: "... ", находящейся на его иждивении.
Заслушав доклад судьи Ивановой В.А, пояснения представителя третьего лица ФГКУ "Востокрегионжилье" по доверенности Кауровой О.Б, истца Гатман М.А, действующей также в интересах несовершеннолетней Гатман А.Е, ответчика Гатман А.В, ознакомившись с материалами дела, доводами апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Обращаясь в суд, Гатман М.А, действующая в интересах несовершеннолетней дочери Гатман А.Е, просила признать несовершеннолетнюю Гатман А.Е, "... " года рождения, находящейся на иждивении супруга Гатмана А.В. и членом семьи военнослужащего.
Исковые требования мотивированы следующим. "... " года истец Гатман М.А. и ответчик Гатман А.В. заключили брак. Супруги имеют несовершеннолетнюю дочь Г.В, "... " года рождения, а также воспитывают дочь истца от первого брака Гатман (фамилия при рождении Н.) А.Е, "... " года рождения. Ответчик Гатман А.В. проходит военную службу в войсковой части "... ". Все члены семьи зарегистрированы по адресу: "... ". Супруги, проживая вместе, ведут общее хозяйство, имеют общий бюджет и общее имущество. Истица является домохозяйкой, не работает, воспитывает детей. Ответчик содержит семью, в том числе, ее несовершеннолетнюю дочь А, которая учится в "... " классе средней школы N "... " в п. "... ". Несовершеннолетняя дочь истицы А. находится на иждивении своего отчима. Отец ребенка Н.Е.В. с "... " года не содержит дочь, алименты не выплачивает, местожительства его неизвестно, решением "... " суда "... " от "... " года он признан безвестно отсутствующим.
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица привлечено ФГКУ "Востокрегионжилье", Министерство обороны РФ.
В судебном заседании истец Гатман М.А. исковые требования поддержала.
Ответчик Гатман А.В. исковые требования признал в полном объеме.
Представитель третьего лица ФГКУ "Востокрегионжилье" по доверенности Каурова О.Б. исковые требования не признала.
Представители третьих лиц войсковой части 14129, Министерства обороны РФ, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились.
Районный суд постановилуказанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель третьего лица ФГКУ "Востокрегионжилье" по доверенности Каурова О.Б. просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в исковых требованиях в полном объеме. Указывает, что суд не учел, что ребенок имеет отца Н, который обязан выплачивать алименты на содержание дочери. Гатман А.Е. получает пенсию по потере кормильца, факт совместного проживания не установлен. Также судом не учтено, что истец находится в декретном отпуске, что носит временный характер, до ухода в декрет и до замужества с ответчиком самостоятельно содержала свою дочь. Удочерение ребенка ответчиком не произведено, что снимает с него в дальнейшем ответственность по его содержанию. Признание членом семьи ответчика как военнослужащего необходимо только для получения каких-либо льгот по линии Министерства обороны РФ.
В возражениях на апелляционную жалобу истец Гатман М.А. просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции представитель третьего лица ФГКУ "Востокрегионжилье" Каурова О.Б. доводы апелляционной жалобы поддержала.
Истец Гатман М.А, ответчик Гатман А.В. с доводами апелляционной жалобы не согласились, пояснив, что признание ребенка членом семьи военнослужащего необходимо для получения служебного жилья.
В заседание суда апелляционной инстанции представители войсковой части 14129, Министерства обороны РФ, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились.
На основании ст.ст.167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия считает возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Изучив материалы гражданского дела, выслушав явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность решения суда в соответствии с положениями ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
В соответствии с абзацем 5 пункта 5 статьи 2 указанного Федерального закона к членам семей военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются социальные гарантии, установленные данным Законом, если иное не установлено иными федеральными законами, относятся: супруга (супруг), несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения, лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.
Помимо прямо перечисленных в ст.2 Федерального закона от 27.05.1998г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" лиц, которые относятся к членам семьи военнослужащих, указанный Федеральный закон предусматривает, что к ним могут быть отнесены иными федеральными законами, нормативными правовыми актами и другие лица.
Как разъяснено в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", при решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, судам следует руководствоваться нормами Жилищного кодекса Российской Федерации и Семейного кодекса Российской Федерации.
В силу части 5 статьи 100 Жилищного кодекса Российской Федерации к пользованию специализированными жилыми помещениями по договорам найма таких жилых помещений применяются правила, предусмотренные статьей 65, частями 3 и 4 статьи 67 и статьей 69 настоящего Кодекса, за исключением пользования служебными жилыми помещениями, к пользованию которыми по договорам найма таких помещений применяются правила, предусмотренные частями 2 - 4 статьи 31, статьей 65 и частями 3 и 4 статьи 67 настоящего Кодекса, если иное не установлено другими федеральными законами.
Частью 1 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 25 и 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", разрешая споры, связанные с признанием лица членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, судам необходимо учитывать, что круг лиц, являющихся членами семьи нанимателя, определен частью 1 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации. К ним относятся: а) супруг, а также дети и родители данного нанимателя, проживающие совместно с ним; б) другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство.
К другим родственникам при этом могут быть отнесены любые родственники как самого нанимателя, так и членов его семьи независимо от степени родства как по восходящей, так и нисходящей линии.
Под ведением общего хозяйства, являющимся обязательным условием признания членами семьи нанимателя других родственников и нетрудоспособных иждивенцев, следует, в частности, понимать наличие у нанимателя и указанных лиц совместного бюджета, общих расходов на приобретение продуктов питания, имущества для совместного пользования и т.п.
Для признания других родственников и нетрудоспособных иждивенцев членами семьи нанимателя требуется также выяснить содержание волеизъявления нанимателя (других членов его семьи) в отношении их вселения в жилое помещение: вселялись ли они для проживания в жилом помещении как члены семьи нанимателя или жилое помещение предоставлено им для проживания по иным основаниям (договор поднайма, временные жильцы). В случае спора факт вселения лица в качестве члена семьи нанимателя либо по иному основанию может быть подтвержден любыми доказательствами (статья 55 ГПК РФ).
По смыслу указанных норм Жилищного кодекса Российской Федерации и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации для признания названной категории лиц членами семьи собственника или нанимателя жилого помещения юридическое значение имеет факт их вселения в жилое помещение именно в качестве членов семьи, факты совместного проживания и ведения общего хозяйства проживающими в квартире лицами. Указанные обстоятельства установлены судом первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ответчик Гатман А.В. проходит военную службу в войсковой части 14129 по контракту с "... " года до наступления предельного возраста пребывания на военной службе, что подтверждается справкой командира войсковой части 14129 от "... ". N "... ".
"... " года между Гатман А.В. и Я. М.А. зарегистрирован брак. После заключения брака супруге присвоена фамилия Гатман.
Согласно свидетельству о рождении "... " N "... " родителями Гатман А.Е, "... ".р, являются Я. (в настоящее время Гатман) М.А. и Н.Е.В..
Из сообщения начальника отдела судебных приставов по "... " району УФССП России по "... " - старшего судебного пристава М.Л.А. от "... ". следует, что в производстве отдела находится исполнительный лист о взыскании алиментов с Н.Е.В. в пользу Я. М.А. на содержание дочери Н.А.Е, "... ", "... ". Н.Е.В. объявлен в розыск, по состоянию на "... ". сведения о месте пребывания Н.Е.В. отсутствуют.
Вступившим в законную силу решением "... " районного суда "... " от "... " года Н.Е.В. признан безвестно отсутствующим.
Гатман А.Е. установлена государственная пенсия по случаю потери кормильца в размере "... " руб. по состоянию на "... ", что подтверждается справкой УПФР по "... " району "... " от "... ".
С "... " года по настоящее время истец, ответчик и несовершеннолетняя Гатман А.Е. зарегистрированы по адресу: "... "
Истец Гатман М.А, как видно из ее трудовой книжки, с "... ". не трудоустроена. Согласно справке ГБУ "МФЦ РБ" N "... " от "... ". в период с "... ". по "... ". на учете в центре занятости населения в качестве безработного не состояла, пособие по безработице не получала.
Как усматривается из расчетных листов ФКУ "Единый расчетный центр МО РФ" ежемесячное довольствие ответчика Гатмана А.В. за период с "... " года по "... " года составило от "... ". до "... " руб.
При рассмотрении дела судом первой инстанции с учетом действующего законодательства и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации был установлен факт вселения несовершеннолетней Гатман А. в качестве члена семьи Гатмана А.В, нахождения ее на иждивении военнослужащего, наличия в семье единого бюджета, ведение совместного хозяйства, проживание совместно одной семьей, получение ребенком Гатман А. от ответчика материальной помощи, которая носит систематический характер и является основным и постоянным источником средств существования ребенка.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что несовершеннолетняя Гатман А. может быть отнесена к членам семьи военнослужащего Гатмана А.В, поскольку ребенок содержание от родителей не получает, отец признан безвестно отсутствующим, размер получаемого пособия по потере кормильца ниже установленной величины прожиточного минимума в Республике Бурятия, что не позволяет матери ребенка обеспечить минимальный набор потребностей ребенка.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к неправильному толкованию закона и фактических обстоятельств дела.
Так, довод о том, что несовершеннолетняя Гатман А.Е. имеет отца Н.Е.В, который обязан выплачивать алименты на ее содержание, опровергается материалами дела, из которых следует, что вступившим в законную силу решением "... " районного суда "... " от "... " года Н.Е.В. признан безвестно отсутствующим; до признания безвестно отсутствующим - алименты не платил, был объявлен в розыск.
Факт получения пенсии по случаю потери кормильца не является основанием для отмены решения суда, поскольку указанная пенсия выплачивается в размере ниже установленной величины прожиточного минимума в Республике Бурятия, и не может служит источником содержания ребенка, а получаемое от ответчика материальное содержание, как правильно установлено районным судом, является постоянным и основным источником средств к существованию Гатман А..
Вопреки доводам жалобы факт совместного проживания несовершеннолетней Гатман А.В. с ответчиком в суде первой инстанции нашел свое подтверждение. Согласно свидетельствам о регистрации по месту пребывания от "... ". истец, ответчик и несовершеннолетняя Гатман А.Е. зарегистрированы по адресу: "... ".
Кроме того, допрошенные в суде первой инстанции свидетели Д.И.В, К.Т.Н. показали, что супруги Гатман с двумя несовершеннолетними детьми проживают одной семьей, ведут общее хозяйство, ответчик Гатман, будучи военнослужащим, получает денежное довольствие, содержит свою семью с двумя детьми, также подтвердили факт нахождения несовершеннолетней А. на иждивении ответчика.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о доказанности факта нахождения несовершеннолетней Гатман А. на иждивении ответчика Гатмана А.В, следовательно, она может быть признана членом его семьи.
Кроме того, из пояснений истца и ответчика также следует, что признание членом семьи военнослужащего необходимо для получения служебного жилого помещения с учетом ребенка, совместно проживающего и находящегося на иждивении военнослужащего.
В силу статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных названным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
Порядок обеспечения военнослужащих служебными жилыми помещениями регулируется Инструкцией о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 названной Инструкции при постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях представляются копии документов, удостоверяющих личность военнослужащего и совместно проживающих с ним членов его семьи - граждан Российской Федерации (паспортов с данными о регистрации по месту жительства, свидетельств о рождении лиц, не имеющих паспортов).
Таким образом, получение служебного жилья с учетом ребенка возможно только путем признания его членом семьи военнослужащего, что обоснованно учел районный суд при разрешении исковых требований.
Иные доводы апелляционной жалобы не могут быть признаны основанием для отмены решения, принятого по данному делу, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права, а также направлены на переоценку исследованных судом доказательств и обстоятельств, установленных на основании этой оценки.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели к неправильному разрешению спора, судом не допущено. Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, выводы суда не противоречат материалам дела, значимые по делу обстоятельства судом установлены правильно.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 30 января 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Председательствующий судья:
Судьи коллегии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.