Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Урмаевой Т.А., судей коллегии Гончиковой И.Ч. и Васильевой С.Д., при секретаре Ефремовой Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Центра по установлению и выплате пенсий ПФ РФ (ГУ) в РБ на решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 28 февраля 2019 года, которым постановлено:
исковые требования Бадагаровой Д.Б. удовлетворить;
включить в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20. ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400 - ФЗ трудовую деятельность Бадагаровой Д.Б, а именно с 09 апреля 1987 года по 08 января 1993 года с применением льготного коэффициента 1 год работы за 1 год 3 месяца (дополнительно к включенному периоду с льготным коэффициентом 1 год работы за 1 год 6 месяцев);
включить в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20. ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400 - ФЗ трудовую деятельность Бадагаровой Д.Б, а именно с 01 ноября 1999 года по 21 января 2004 года, с 20 февраля 2004 года по 6 июля 2005 года, 15 мая 1996 года по 13 июня 1996 года, с 22 января 2004 года по 19 февраля 2004 года;
обязать Центр по установлению и выплате пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в Республике Бурятия назначить Бадагаровой Д.Б. досрочную страховую пенсию по старости с 15 октября 2018года.
Заслушав доклад судьи Васильевой С.Д, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Обращаясь в суд с иском к Центру по установлению и выплате пенсий ПФ РФ (ГУ) в РБ, истец Бадагарова Д.Б. просила включить период работы с 09 апреля 1987 г. по 8 января 1993 г. в должности акушерки родильного отделения Хоринской ЦРБ в медицинский стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости с применением льготного коэффициента 1 год работы за 1 год 3 месяца (дополнительно к включенному периоду с льготным коэффициентом 1 год работы за 1 год 6 месяцев); включить период работы с 1 ноября 1999 г. по 21 января 2004 г. и с 20 февраля 2004 г. по 6 июля 2005 г. в должности фельдшера-лаборанта серолога дерматовенерологического диспансера Гусиноозерской ЦРБ в медицинский стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости; периоды прохождения курсов прохождения квалификации с 15 мая 1996 г. по 13 июня 1996 г. и с 22 января 2004 г. по 19 февраля 2004 г. в медицинский стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии; обязать ответчика назначить пенсию с 15 октября 2018 г.
Иск мотивирован тем, что истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии, однако в назначении такой пенсии было отказано в связи с отсутствием необходимой продолжительности стажа на соответствующих видах работ, с чем истец не согласна.
В судебном заседании истец Бадагарова Д.Б. участия не принимала, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, ее представитель Шигаева А.А. исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика по доверенности Отхонов Б.Ю. исковые требования не признал.
Суд постановилвышеуказанное решение, с которым не согласился ответчик, его представитель по доверенности Отхонов Б.Ю. просит решение суда отменить в части в связи с неправильным применением норм материального права, указывая на то, что не согласен с решением суда в части включения периода работы истца в льготном исчислении с применением коэффициента за 1 год как 1 год и 9 месяцев с 09.04.1987 г. по 08.01.1993 г. в должности акушерки родильного отделения Хоринской ЦРБ, а также назначения пенсии с момента подачи заявления на досрочную пенсию. Право истца на назначение досрочной страховой пенсии по старости рассмотрено с учетом применения ко всем периодам работы Постановления N 665, как наиболее выгодный вариант включения периодов медицинской деятельности в стаж на соответствующих видах работ. Ответчиком засчитан в медицинский стаж, указанный выше период с применением льготного коэффициента как 1 год работы за 1 год 6 месяцев на основании Правил, утвержденных постановлением СМ РСФСР от 06.09.1991 г. N 464. Суд же, включив в медицинский стаж спорный период работы истца в льготном порядке исчисления 1 год как 1 год 9 месяцев, фактически применил п. 5 Правил от 29.10.2002 г. N 781 о возможности применения двух льготных порядков подсчета специального стажа при смешанном стаже работы, который не подлежал применению, поскольку применение данного пункта нарушает принцип действия нормативных правовых актов во времени. Соответственно, у истца отсутствовал необходимый стаж работы для назначения досрочной пенсии на момент обращения.
В суде апелляционной инстанции представитель ответчика по доверенности Отхонов Б.Ю. доводы апелляционной жалобы поддержал, истец Бадагарова Д.Б. возражала против отмены судебного решения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему.
15 октября 2018 г. истец Бадагарова Д.Б. обратилась в Центр по установлению и выплате пенсий Пенсионного фонда РФ (ГУ) в РБ с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
24 октября 2018 г. Центр по установлению и выплате пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в Республике Бурятия вынес решение об отказе в назначении досрочной пенсии, включив в стаж для назначения пенсии периоды работы истца в должности акушерки родильного отделения Хоринской ЦРБ с 9 апреля 1987 г. по 8 января 1993 г. с льготным коэффициентом 1 год работы за 1 год 6 месяцев; при этом не включил в спецстаж периоды работы истца с 1 ноября 1999 г. по 21 января 2004 г. и с 20 февраля 2004 г. по 6 июля 2005 г. в должности фельдшера-лаборанта серолога дерматовенерологического диспансера Гусиноозерской ЦРБ, а также курсы прохождения квалификации с 15 мая 1996 г. по 13 июня 1996 г. и с 22 января 2004 г. по 19 февраля 2004 г. в медицинский стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии.
Не согласившись с указанным решением Центра по установлению и выплате пенсии истец Багарова Д.Б. обратилась в суд с иском.
Согласно частям первой и второй статьи 327-1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы. Если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Учитывая, что доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводом суда о включении в специальный стаж истца периода работы с 09.04.1987 г. по 08.01.1993 г. с применением двух коэффициентов - 1 год работы за 1 год 6 месяцев и дополнительно 1 год работы за 1 год и 3 месяца, судебная коллегия считает возможным проверить решение суда только в обжалуемой части.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Бадагаровой Д.Б. о включении в специальный стаж в льготном исчислении периодов ее лечебной деятельности с 09.04.1987 г. по 23.02.1993 г, суд первой инстанции исходил из того, что истец осуществляла трудовую деятельность в учреждении здравоохранения в сельской местности в должности, относящейся к среднему медицинскому персоналу родильного отделения и входящей в перечень должностей, работа в которой дает право на досрочное назначение пенсии по старости в льготном исчислении 1 год работы как 1 год 6 месяцев, в последующие периоды работала в учреждении здравоохранения в городе, тем самым имеет смешанный стаж работы, в связи с чем при подсчете стажа следовало применить п. 5 Правил от 29.10.2002 г. N 781, который предусматривает применение двух льготных порядков подсчета специального стажа при смешанном стаже работы: как работнику здравоохранения в сельской местности 1 год работы как 1 год 3 месяца и один год и 6 месяцев за один год работы - как среднему медицинскому персоналу родильного отделения Хоринской ЦРБ.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда по следующим основаниям.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее также - постановление Правительства РФ от 16 июля 2014 г. N 665).
Согласно пункту 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется в том числе с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
На основании пункта 5 Правил от 29 октября 2002 г. N 781 периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы, лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению, 1 год работы засчитывается в указанный стаж работы как 1 год и 6 месяцев (подпункт "б" пункта 5 Правил от 29 октября 2002 г. N 781) и лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца.
Исходя из указанных норм права льготное суммирование стажа для лиц, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, возможно только при наличии смешанного стажа, то есть при осуществлении лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке).
Согласно постановлению Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781 в стаж работы засчитываются периоды работы в должностях, относящихся к среднему медицинскому персоналу, в том числе акушерка в родильном доме в льготном исчислении 1 год работы как 1 год и 6 месяцев.
Таким образом, право на льготное исчисление стажа работы в должности акушерки родильного дома 1 год работы за 1 год 6 месяцев сохранено и в настоящее время.
Соответственно, при подсчете стажа работы у истца в должности акушерки родильного отделения, подлежит применению п. 5 постановления Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, предусматривающий возможность применения двух льготных порядков подсчета специального стажа при смешанном стаже работы у истца, поскольку кроме стажа работы в должности, входящей в перечень должностей, работа в которой дает право на досрочное назначение пенсии по старости в льготном исчислении 1 год работы как 1 год 6 месяцев, истец Бадагарова имеет право на применение льготного исчисления стажа работы в сельской местности 1 год работы как 1 год 3 месяца в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная или иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением СМ РСФСР от 06.09.1991 г. N 464.
Иное суждение противоречило бы принципу пенсионного законодательства, предусматривающего льготное исчисление стажа работы лицам, осуществляющим медицинскую деятельность при смешанном стаже работы в городах и в сельской местности, поскольку в настоящее время, Бадагарова, осуществляя медицинскую деятельность в городе Гусиноозерск, имеет право на досрочное назначение пенсии при наличии стажа не менее 30 лет, тогда как она осуществляла медицинскую деятельность и в сельской местности с 09.04.1987 г. по 08.01.1993 г, соответственно ее стаж работы в сельской местности должен быть исчислен с применением льготного коэффициента 1 год 3 месяца за 1 год работы, тем более, что в настоящее время Федеральным законом "О страховых пенсиях" лица, осуществляющие медицинскую деятельность в сельской местности, имеют право на досрочное назначение пенсии при стаже работы не менее 25 лет.
Законодатель, предусмотрев возможность применения лицам, осуществляющим медицинскую деятельность двух льготных порядков подсчета специального стажа при смешанном стаже работы, тем самым предусмотрел механизм защиты пенсионных прав тех работников, которые до 01.11.1999 г. работали в сельской местности и к моменту назначения пенсии по старости выработали необходимый стаж работы в условиях города.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения суда по доводам жалобы ответчика не имеется.
Руководствуясь статьями 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда РБ от 28 февраля 2019 года оставить без изменения, доводы апелляционной жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий: Т.А.Урмаева
Судьи: С.Д.Васильева
И.Ч.Гончикова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.