Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе:председательствующего Назимовой П.С.,судей коллегии Раднаевой Т.Н. и Казанцевой Т.Б.
при секретаре Долонове Ц.-Н.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Утенковой Р.Н. в интересах несовершеннолетнего ребенка П.Д. к Комитету по образованию г. Улан-Удэ о признании незаконными действий, выразившихся в недостаточных мерах по обеспечению ребенка местом в дошкольном образовательном учреждении, обязании предоставить ребенку место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении в группе полного дня с учетом территориальной доступности по апелляционной жалобе Утенковой Р.Н. на решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 13 марта 2019г, которым постановлено:
Удовлетворить административный иск Утенковой Р.Н. в интересах несовершеннолетнего ребенка П.Д..
Признать незаконными действия административного ответчика МКУ "Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ", выразившееся в недостаточных мерах по обеспечению ребенка П.Д. г.р, местом в муниципальном дошкольном образовательном учреждении.
Возложить на МКУ "Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ" обязанность предоставить ребенку П.Д. г.р, место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении на территории г. Улан-Удэ в группе полного дня с учетом разумной территориальной доступности в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Заслушав доклад судьи Раднаевой Т.Н, ознакомившись с апелляционной жалобой, выслушав пояснения Утенковой Р.Н, представителя административного ответчика Нимаевой А.Ц, судебная коллегия
установила:
обращаясь в суд, (с учетом уточнения) Утенкова Р.Н. просила признать незаконными действия МКУ "Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ", выразившиеся в принятии недостаточных мер по обеспечению ее ребенка местом в дошкольном образовательном учреждении, возложить на административного ответчика обязанность предоставить "... " П.Д, "... " г.р, место в дошкольном образовательном учреждении в группе полного дня с учетом территориальной доступности в поселке Энергетик в детском саду N 113 "Капитошка" в плановое распределение в мае 2019-2020 учебного года.
Требования основаны на том, что 15 июля 2015 года сын административного истца "... " П.Д. поставлен на учет в качестве нуждающегося в получении общедоступного бесплатного дошкольного образования, состоит в общей очереди для зачисления в дошкольное учреждение г.Улан-Удэ. 17 января 2019 года Утенкова Р.Н. обратилась в Комитет по образованию с заявлением о предоставлении ее ребенку места в муниципальном дошкольном учреждении. 07 февраля 2019 года административный ответчик сообщил Утенковой Р.Н. об отказе в удовлетворении ее заявления, ссылаясь на необходимость соблюдения соответствующего порядка учета детей и комплектования квот в детские дошкольные учреждения г.Улан-Удэ. Оспариваемые действия Комитета по образованию нарушают конституционные права ребенка заявителя на получение доступного бесплатного дошкольного образования. Административный ответчик в соответствии со своими полномочиями не предпринимает надлежащих и достаточных мер по обеспечению ребенка местом в дошкольном образовательном учреждении, что требует судебного пресечения.
В судебное заседание административный истец Утенкова Р.Н. уточненные исковые требования поддержала, по доводам, изложенным в административном иске.
Представитель административного ответчика МКУ "Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ" Тапхарова И.К. возражала против удовлетворения заявленных требований. Указала, что незаконного бездействия при осуществлении полномочий по обеспечению детей доступным бесплатным дошкольным образованием Комитетом не допущено. Пояснила, что в настоящее время в городе Улан-Удэ дети обеспечиваются местами в муниципальных дошкольных учреждениях в установленном порядке, с учетом льготного (внеочередного, первоочередного) и общего порядка зачисления, что само по себе прав ребенка заявителя не нарушает.
Районным судом постановлено решение об удовлетворении административного иска.
В апелляционной жалобе Утенкова Р.Н. просит решение суда изменить, ссылаясь на нарушение судом норм процессуального права. Настаивает на удовлетворении иска в полном объеме с учетом его уточнения.
На заседании судебной коллегии Утенкова Р.Н. доводы апелляционной жалобы поддержала и пояснила, что с 01 по 12 мая 2019 года очередь в детский сад "Капитошка" у ребенка выросла с 81 до 82. Планируется набор 85 детей возраста "... " П.Д. в указанный детский сад.
Представитель МКУ "Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ" Нимаева А.Ц. с доводами апелляционной жалобы не согласилась, полагает, что апелляционное определение ВС РФ от 12 февраля 2019 года к настоящему спору не применимо. Комитет предоставляет места в детских садах с учетом территориальной доступности.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав стороны, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, устанавливает право каждого на образование и гарантирует общедоступность и бесплатность в том числе дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях (статьи 7 и 43).
В соответствии с положениями статьи 3 Конвенции о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года, вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 года) во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств, а также гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в том числе дошкольного образования.
Организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях отнесена к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (статья 9 Федерального закона N 273-ФЗ), получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев, а правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня (части 1 и 2 статьи 67 этого же Закона).
Правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация, в приеме в которую может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В таком случае родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию вправе обращаться в орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования (части 3 и 4 названной выше статьи).
Таким образом, в силу действующего правового регулирования муниципальные образования обязаны обеспечивать прием на обучение по основным общеобразовательным программам всех граждан, имеющих право на получение образования соответствующего уровня.
Как следует из материалов дела, "... " П.Д, "... ".р, с 15июля 2015 года состоит на учете в Реестре будущих воспитанников муниципальных дошкольных образовательных организаций г. Улан-Удэ.
Судом установлено, что Утенкова Р.Н. обратилась в МКУ "Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ" с заявлением о предоставлении ее сыну места в муниципальном дошкольном учреждении.
Из ответа МКУ "Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ" от 07 февраля 2019 года следует, что внеочередное зачисление ребенка в муниципальную дошкольную организацию не предусмотрено Порядком учета детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного образования, и комплектования муниципальных образовательных организаций. Место "... " П.Д. будет выделено согласно очереди при наличии мест. Дошкольное образование может предоставляться не только в муниципальном образовательном учреждении в режиме полного дня, но и в других вариативных формах.
Разрешая возникший между сторонами спор, суд пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных Утенковой Р.Н. требований, поскольку материалы дела не содержат сведений, подтверждающих принятие Комитетом по образованию Администрации г. Улан-Удэ в порядке, установленном пунктом 4 статьи 67 Федерального закона N 273-ФЗ, мер для решения вопроса об устройстве сына Утенковой Р.Н. в муниципальное дошкольное образовательное учреждение.
Суд правильно исходил из того, что поскольку административным истцом соблюдены необходимые условия для получения места в детском саду (достижение ребенком требуемого возраста, соответствующее заявление родителя), уполномоченный орган обязан обеспечить ребенка местом в дошкольном учреждении для получения бесплатного дошкольного образования. Непредоставление же ребенку такого места указывает о ненадлежащем исполнении уполномоченный органом возложенной на него законом обязанности и о нарушении конституционного права "... " П.Д. на получение доступного и бесплатного дошкольного образования.
Судом первой инстанции по делу установлены юридически значимые обстоятельства, дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи с чем решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит.
Вместе с тем, в силу приведенных норм права, судебная коллегия не может согласиться с доводами автора жалобы о необходимости предоставления ее ребенку места в дошкольном образовательном учреждении в группе полного дня с учетом территориальной доступности в поселке Энергетик в детском саду N 113 "Капитошка".
В соответствии со ст. 310 КАС РФ основанием для отмены либо изменения судебного акта является нарушение или неправильное применение норм материального права (п. 4 ч. 2). Неправильным применением норм материального права являются: неприменение закона, подлежащего применению; применение закона, не подлежащего применению; неправильное истолкование закона, в том числе без учета правовой позиции, содержащейся в постановлениях Конституционного Суда РФ, Пленума Верховного Суда РФ и Президиума Верховного Суда РФ.
Доводы жалобы о перечисленных нарушениях не свидетельствуют. В частности, как видно из оспариваемого судебного акта, на административного ответчика возложена обязанность предоставить ребенку "... " П.Д. место в муниципальном дошкольном общеобразовательном учреждении на территории г. Улан-Удэ с учетом разумной территориальной доступности, что соответствует положениям части 2 статьи 43 Конституции Российской Федерации о праве каждого на общедоступное и бесплатное дошкольное образование.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 29 декабря 2012г. N 273-ФЗ "Об образовании в РФ" организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования относится к полномочию органа местного самоуправления. Реализуя данное полномочие, администрацией г. Улан-Удэ 1 апреля 2019г. принято распоряжение N 256-р, которым в целях обеспечения территориальной доступности муниципальных образовательных учреждений, за районами муниципального образования г. Улан-Удэ, закреплены муниципальные образовательные организации, реализующие программы дошкольного образования.
Иных нормативных- правовых актов, в силу прямых указаний которых, ребенок административного истца подлежал бы обеспечению местом в конкретном детском саду (в рассматриваемом случае детский сад "Капитошка"), не имеется. При таких обстоятельствах, оснований считать, что оспариваемое решение принято с нарушением норм материального права, у вышестоящего суда нет.
Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 12.02.2019 N 33-КГ18-13 правового значения для рассмотрения настоящего дела не имеет, поскольку содержит иные обстоятельства.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 13 марта 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.