Верховный Суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Раднаевой Т.Н., при секретаре Ефремовой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Туезова Д.В. к Правительству Республики Бурятия, Управлению Росреестра по Республике Бурятия об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Обращаясь в суд, Туезов Д.В. просил определить кадастровую стоимость земельного участка, собственником которого он являлся, с кадастровым номером.., площадью 4121 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов - для строительства шиномонтажа, гаража, придорожного сервиса, расположенного по адресу: "... "", равной рыночной стоимости в размере 1600000 руб, по состоянию на 1 января 2015г.
Требования основаны на том, что кадастровая стоимость указанного участка по состоянию на указанную дату составляла 4911366,59 руб, что значительно превышает его рыночную стоимость и влечет за собой увеличение налоговой базы по земельному налогу, тогда как согласно независимой оценки по состоянию на эту же дату, рыночная стоимость участка составляет 1600000 руб.
В судебном заседании представитель административного истца Андреев А.Ч, действующий на основании доверенности, административное исковое заявление поддержал и дал пояснения ему аналогичные.
Административный истец, представителиПравительства РБ, Управления Росреестра по РБ, ФГБУ "ФКП Росреестра" по РБ, извещенные надлежаще о времени и месте судебного разбирательства в суд не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель администрации МО СП "Новоильинское", будучи надлежаще извещенным в судебное заседание также не явился.
Поскольку явка указанных лиц не признана судом обязательной, на основании ч. 4 ст. 247 КАС РФ, дело рассмотрено в их отсутствие.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявление Туезова Д.В. подлежит удовлетворению в полном объеме.
Как уже выше указывалось, кадастровая стоимость приведенного выше земельного участка установлена постановлением Правительства РБ N 2 от 13 января 2016г. в размере 4911366, 59 руб.
При этом административный истец до 30 января 2018г. являлся собственником земельного участка, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 22 августа 2014г, выданным Управлением Росреестра по РБ.
Указанная кадастровая стоимость определена по состоянию на 1 января 2015 г. сведения о ней содержатся в государственном кадастре недвижимости.
В обоснование необходимости судебной защиты своих прав заявитель ссылается на то, что поскольку кадастровая стоимость названного земельного участка существенно превышает его рыночную стоимость, нарушаются его права, как плательщика земельного налога за период 2016-2017 г.г.
В соответствии с п. 1 ст. 65 ЗК РФ использование земли в РФ является платным. Формами платы за использование земли является земельный налог и арендная плата.
Согласно п. 5 этой же статьи для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Как предусмотрено п. 2 ст. 66 ЗК РФ, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи.
Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности.
Вместе с тем, пунктом 3 этой же статьи Земельного кодекса РФ установлено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статьей 24.18. Федерального закона от 29 июля 1998г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ" (далее Закон N 135-ФЗ) также предусмотрено, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с абзацем 5 статьи 24.20 этого же Закона в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством РФ, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
В абз. 2 п. 14 постановления Пленума Верховного суда РФ N 28 от 30 июня 2015г. "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" установлено, что требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть пересмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством.
Абзацем 4 п. 1.1 ст. 391 Налогового кодекса РФ установлено, что в случае изменения кадастровойстоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
В соответствии с пунктом 4 ст. 397 этого же Кодекса налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
Судом установлено, что спорный земельный участок снят 30 января 2018 года с кадастрового участка в связи с разделом на 4 самостоятельных земельных участка. Налоговое уведомление об уплате земельного налога за указанный земельный участок за 2016-2017 г.г. получено административным истцом в январе 2019г.
В обоснование заявленных требований, административным истцом представлен отчет N 36/19 от 28 февраля 2019г. (далее-отчет), выполненный ООО "Оценка инфо". Из отчета следует, что оценщик исследовал социально-географическое положение Республики Бурятия, произвел анализ рынка недвижимости г. Улан-Удэ, рынка земли, а также цены предложения на продажу земельных участков по состоянию на дату проведения оценки. Для сравнения использовались данные за период с января 2011г. по 1 января 2015г.
Оценщик использовал информацию газет "Все для Вас", и сайта www.avito.ru.
В соответствии с п. 13 Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки" (ФСО N 1), утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли РФ N 297 от 20 мая 2015г. оценщик при проведении оценки использовал сравнительный подход с применением метода сравнения продаж как наиболее полно учитывающий цель оценки и обеспеченный исходной информацией. При этом в соответствии с приведенным ФСО N 1 (п. 11), отказ от использования затратного и доходного подхода к оценке подробно мотивирован им в отчете.
Применяя сравнительный подход, оценщик выбрал 3 аналога - земельные участки, расположенные в г. Улан-Удэ, имеющие правовой режим - собственность, предназначенные под магазины или торговые объекты, как наиболее схожие по целевому назначению и разрешенному использованию, инфраструктуре и физическим характеристикам.
При проведении оценочных работ произведена корректировка на торг - 14 %; корректировка на местоположение - 27 %.
При расчете весового коэффициента оцениваемого земельного участка скорректированная средневзвешенная стоимость 1 кв.м. объекта оценки составила 388 руб.
По результатам оценки оценщик пришел к выводу о том, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером "... " по состоянию на 1 января 2015 г. составляет 1600000 руб.
Оснований не согласиться с указанным отчетом об оценке у суда нет, так как оно не содержит в себе каких-либо неясностей и противоречий, суд также находит его соответствующим требованиям федеральных стандартов оценки и положениям Федерального закона N 135-ФЗ от 29 июля 1998г. "Об оценочной деятельности в РФ".
Надлежащих доказательств, которые бы свидетельствовали о недостоверности сведений о величине рыночной стоимости земельного участка, определенной оценщиком в указанном отчете, административными ответчиками и заинтересованными лицами, несмотря на разъяснение им соответствующих прав и обязанностей, в соответствии с ч. 5 ст. 247 КАС РФ не представлено.
Таким образом, у суда отсутствуют основания не доверять итоговой величине рыночной стоимости участка заявителя, определенной оценщиком в приведенном отчете.
Учитывая изложенное, суд не может не принять в качестве доказательства отчет оценщика, представленный административным истцом при обращении с настоящим иском в суд, поскольку он отвечает требованиям допустимости.
Таким образом, принимая во внимание позицию сторон по делу, Верховный Суд республики не находит оснований для отказа в удовлетворении административного иска, а потому приходит к выводу о том, что кадастровая стоимость спорного земельного участка должна быть установлена в размере доказанной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 г. - 1600000 руб.
В соответствии с п. 25 приведенного выше постановления Пленума в резолютивной части решения суда должна быть указана дата подачи соответствующего заявления. Датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или Комиссию, если имело место обращение этого лица в Комиссию (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Из материалов дела видно, что в суд административный истец обратился с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости участка 25 апреля 2019 г.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 180, 249 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Туезова Д.В, к Правительству Республики Бурятия, Управлению Росреестра по Республике Бурятия об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,поступившее в Верховный Суд Республики Бурятия 25 апреля 2019г, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером.., площадью 4121 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов - для строительства шиномонтажа, гаража, придорожного сервиса, расположенного по адресу: "... " равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015г.в размере 1600000 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Бурятия в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Председательствующий Т.Н. Раднаева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.