Судебная коллегия по административным делам Костромского областного суда в составе
председательствующего Кулаковой И.А,
судей Зиновьевой О.Н, Пелевиной Н.В,
при секретаре Романовой Я.Э,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Никитина Михаила Александровича на решение Кологривского районного суда Костромской области от 25 декабря 2018 года, которым с Никитина Михаила Александровича в пользу МИФНС России N6 по Костромской области взыскана задолженность по транспортному налогу в размере 29 780 руб. и пени по транспортному налогу в размере 131 руб. 04 коп, всего 29 911 руб. 04 коп.
С Никитина Михаила Александровича взыскана государственная пошлина в доход бюджета Кологривского муниципального района Костромской области в размере 1 196 руб.
Заслушав доклад судьи Зиновьевой О.Н, судебная коллегия
установила:
МИФНС России N6 по Костромской области обратилась в суд с административным иском к Никитину М.А. о взыскании задолженности по обязательным налоговым платежам на общую сумму 29 911 руб. 04 коп, в том числе по транспортному налогу в размере 29 780 руб, пени по транспортному налогу в размере 131 руб. 04 коп.
В обоснование иска указано, что по данным, предоставленным в налоговый орган, Никитину М.А. принадлежат транспортные средства: автомобиль грузовой, КАМАЗ 5320, "данные изъяты", автомобиль легковой HYNDAI "данные изъяты", автомобиль легковой, Тойота "данные изъяты"
Согласно представленным сведениям налоговым органом произведен расчет транспортного налога за 2014 год, 2016 год (по сроку уплаты 01.12.2017 г.) в размере 29780 руб. (налоговое уведомление N42305451 от 31.07.2017 г.).
В связи с тем, что налог уплачен не был, налогоплательщику направлено требование от 18.12.2017 г. N3886, которое налогоплательщиком не исполнено.
Первоначально налоговый орган обращался за взысканием задолженности в порядке приказного производства. Судебный приказ от 13.07.2018 г. отменен определением мирового судьи судебного участка N39 Кологривского судебного района Костромской области от 17.07.2018 г.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
Определением Шарьинского районного суда Костромской области от 05 апреля 2019 года судом исправлены описки, допущенные во вводной и описательной части решения Кологривского районного суда от 25 декабря 2018 года. В вводной части вместо слов "при секретаре Котиковой Л.М." считать правильным "при секретаре Караваевой Т.И.". В описательной части считать правильной редакцию седьмого абзаца описательной части решения суда следующего содержания: "Административный ответчик Никитин М.А. в судебном заседании с исковыми требованиями согласился частично. Полагал обоснованными требования административного истца о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2016 год. С требованиями о взыскании недоимки и пени по транспортному налогу за 2014 год не согласился, ссылаясь на ст. 12 Федерального закона N436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации".
В апелляционной жалобе Никитин М.А. просит отменить решение суда, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Указывает, что согласно нормам КАС РФ судебное решение должно быть мотивированным и содержать оценку доводов сторон. Вопреки требованиям закона обжалуемое решение не содержит оценку представленных административным ответчиком возражений, содержащихся в отзыве на административное исковое заявление, приобщенном к материалам дела. Выражая несогласие с предъявленным административным иском, он ссылался на положения ст. 12 Федерального закона от 28.12.2017 г. N436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которым вся задолженность по транспортному налогу (включая пени), образовавшаяся до 01 января 2015 года, признается безнадежной к взысканию и подлежит списанию, и просил в удовлетворении исковых требований о взыскании транспортного налога в размере 14 890 руб. за 2014 год отказать.
Никитин М.А. в заседание судебной коллегии не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, о его отложении не просил. Межрайонной ИФНС России N6 по Костромской области в областной суд направлено заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя налоговой инспекции.
Руководствуясь статьей 150 КАС РФ, судебная коллегия определиларассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке; решение суда является законным и обоснованным, принятым в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и при правильном применении норм материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения, без нарушения норм процессуального права.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 декабря 1996 года N20-П, налог является необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
Налоговое законодательство, в подп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ конкретизируя данный принцип, указывает, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, и разделяет указанный принцип дополнительно на составные части: обязанность уплачивать налог в полном объеме; обязанность своевременно уплачивать налоги; обязанность уплачивать налоги в установленном порядке.
Положениями ч. 1 ст. 286 КАС РФ предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
По общему правилу налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (п. 1 ст. 45 НК РФ) в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Однако в ряде случаев обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган. В связи с этим непосредственной уплате налога предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (статья 52 НК РФ).
Пунктом 2 ст. 52 НК РФ предусмотрено, что налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (статья 69 НК РФ).
Транспортный налог на основании ст. 356 НК РФ устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В силу статьи 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются, в частности, автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 ст. 362 НК РФ предусмотрено, что сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта (п. 3 ст. 363 НК РФ).
На территории Костромской области транспортный налог установлен и введен в действие, определены ставки налога, порядок, сроки его уплаты и льготы по данному налогу Законом Костромской области от 28 ноября 2002 года N80-ЗКО "О транспортном налоге".
Согласно положениям статьи 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки; пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога; пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога; процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Принимая решение об удовлетворении иска МИФНС России N6 по Костромской области о взыскании с Никитина М.А. задолженности по транспортному налогу за 2014, 2016 годы в сумме 29 780 руб. и пени в сумме 131 руб. 04 коп, суд пришел к выводу о правомерности заявленных налоговым органом требований о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени, при этом исходил из того, что Никитин М.А. является плательщиком транспортного налога, объекты налогообложения зарегистрированы за ним, налог в установленные законом сроки не был уплачен.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что административному ответчику Никитину М.А. в спорные периоды на праве собственности принадлежали:
автомобиль грузовой, КАМАЗ "данные изъяты"
автомобиль легковой HYNDAI "данные изъяты"
автомобиль легковой, Тойота "данные изъяты"
Налоговым органом в адрес налогоплательщика направлено налоговое уведомление N42305451 от 31.07.2017 г. со сроком уплаты до 01.12.2017 г, в котором произведен расчет транспортного налога за 2014 год и 2016 год на сумму 29 780 руб, в том числе за 2014 год в сумме 14 890 руб.:
КАМАЗ 5320, 210 л.с, налоговая ставка 62 руб, период владения 12 месяцев, в размере 13 020 руб,
Тойота "данные изъяты", 60 л.с, налоговая ставка 12 руб. 50 коп, период владения 12 месяцев, в размере 750 руб,
HYNDAI "данные изъяты", 80 л.с, налоговая ставка 14 руб, период владения 12 месяцев, в размере 1 120 руб.;
за 2016 год в сумме 14 890 руб.:
КАМАЗ 5320, 210 л.с, налоговая ставка 62 руб, период владения 12 месяцев, в размере 13 020 руб,
Тойота "данные изъяты" 60 л.с, налоговая ставка 12 руб. 50 коп, период владения 12 месяцев, в размере 750 руб,
HYNDAI "данные изъяты", 80 л.с, налоговая ставка 14 руб, период владения 12 месяцев, в размере 1 120 руб.
Данное налоговое уведомление направлено налоговым органом в адрес Никитина М.А. 31.08.2017 г, что подтверждается списком N5 заказных писем с отметкой Почты России о принятии корреспонденции.
В связи неуплатой налога в установленный срок налогоплательщику начислены пени по транспортному налогу в сумме 131 руб. 04 коп, в том числе за период с 02.12.2017 г. по 17.12.2017 г. на сумму налога за 2014 год в размере 65 руб. 52 коп, за период с 02.12.2017. по 17.12.2017 г. на сумму налога за 2016 год в размере 65 руб. 52 коп, и выставлено требование об уплате налога, пени N3886 по состоянию на 18.12.2017 г, согласно которому налогоплательщику предложено в срок до 12.02.2018 г. уплатить недоимку 29 780 руб. и пени 131 руб. 04 коп. Указанное требование направлено в адрес Никитина М.А. 24.01.2018 г, что подтверждается списком N940756 заказных писем с отметкой Почты России о принятии корреспонденции.
Административный ответчик факт получения приведенных выше уведомления и требования не оспаривал.
В соответствии с п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Согласно пункту 2 названной статьи заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
В силу п. 3 ст. 48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Судебной коллегией установлено, что судебным приказом мирового судьи судебного участка N39 Кологривского судебного района Костромской области от 13.07.2018 г. N2а-180/2018 с Никитина М.А. взыскана задолженность по транспортному налогу в сумме 29 911 руб. 04 коп.
Судебный приказ по делу N2а-180/2018, выданный 13 июля 2018 года по заявлению МИФНС России N6 по Костромской области, отменен определением мирового судьи судебного участка N39 Кологривского судебного района 17 июля 2018 года.
С заявлением в Кологривский район суд Костромской области МИФНС России N6 по Костромской области обратилась 12 ноября 2018 года.
Отсюда следует, что срок обращения в суд с административным исковым заявлением налоговым органом не пропущен.
В соответствии со статьей 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен Кодексом.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца (ч. 4 ст. 288 КАС РФ).
Судебная коллегия полагает, что административным истцом обоснована законность взыскания с административного ответчика задолженности по транспортному налогу, указаны основания для взыскания пени.
Расчет транспортного налога за 2014, 2016 год, расчет пени проверен судом первой инстанции.
Доказательств уплаты налога и пени налогоплательщиком не представлено. Обоснованность расчета недоимки и пени со стороны Никитина М.А. не оспорена.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении административного искового заявления МИФНС России N6 по Костромской области о взыскании с Никитина М.А. задолженности по транспортному налогу за 2014 год в сумме 14 890 руб, за 2016 год в сумме 14 890 руб, а всего 29 780 руб. и пени по транспортному налогу за период со 02.12.2017 г. по 17.12.2017 г. в сумме 131 руб. 04 коп.
Доводы Никитина М.А, приводимые в возражениях относительно административного иска и повторяемые в апелляционной жалобе, о том, что в связи с принятием Федерального закона от 28 декабря 2017 года N436-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" образовавшаяся у него задолженность по транспортному налогу за 2014 года и пеням, выставленная к уплате налоговым органом, должна быть признана безнадежной к взысканию, обоснованно отклонены судом первой инстанции ввиду их несостоятельности.
Согласно п. 1 ст. 12 Федерального закона от 28 декабря 2017 года N436-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 1 января 2015 года, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням.
Обязанность по уплате транспортного налога за 2014 год (по сроку уплаты 01.10.2015 г.) возникла у административного ответчика после 01 января 2015 года.
Таким образом, признанию безнадежной к взысканию данная задолженность не подлежит, поскольку образовалась после 01 января 2015 года.
Иных доводов, указывающих на незаконность и необоснованность решения суда, апелляционная жалоба не содержит, аргументы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения в суде первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения, и не являются основанием для отмены решения в соответствии со статьей 310 КАС РФ.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия находит обжалуемое судебное решение законным и обоснованным, поскольку оно вынесено в соответствии с правильно примененным судом законом и с учетом представленных сторонами доказательств. Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, влекущих безусловную отмену состоявшегося по делу решения, допущено не было.
Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Кологривского районного суда Костромской области от 25 декабря 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Никитина Михаила Александровича - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.