Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего
Койпиш В.В.
судей
Брандиной Н.В.
Исаевой Ю.А.
при секретаре
Таушанковой Н.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Блинова Олега Владиславовича к Военному комиссариату Мурманской области о перерасчете пенсии, выплате незаконно удержанной пенсии
по апелляционной жалобе истца Блинова Олега Владиславовича
на решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 04 марта 2019 года, по которому постановлено:
"в удовлетворении иска Блинова Олега Владиславовича к Военному комиссариату Мурманской области о перерасчете пенсии, выплате незаконно удержанной пенсии отказать".
Заслушав доклад судьи Койпиш В.В. объяснения истца Блинова О.В, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
Блинов О.В. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Мурманской области о перерасчете пенсии, выплате незаконно удержанной пенсии.
В обоснование иска указал, что с 09 ноября 1982 года по 19 января 1992 года проходил службу в Вооружённых Силах Союза ССР, с 19 января 1992 года в Вооружённых Силах Украины.
С сентября 1996 года Военным комиссариатом города Звенигово Республики Марий Эл ему была назначена и выплачивалась пенсия за выслугу лет на основании Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников содружества независимых государств от 15 мая 1992 года.
Выслуга в льготном исчислении на дату назначения пенсии составила 21 год 01 месяц 15 дней.
В марте 1997 года на основании его заявления Военным комиссариатом Мурманской области ему назначена пенсия за выслугу лет.
Письмом начальника центра социального обеспечения военного комиссариата Мурманской области от 17 октября 2017 года N МД-30317 истец был уведомлен о том, что с 01 октября 2017 года произведен перерасчет размера его пенсии, в связи с чем пенсия исчисляется исходя из размера процентной надбавки за выслугу лет 25 % при выслуге 18 лет 01 месяц 07 дней.
В декабре 2018 года он обратился к ответчику с заявлением о разъяснении причин снижения процентной надбавки, которое оставлено без ответа.
С учетом уточнения заявленных требований просил обязать Военный комиссариат Мурманской области произвести перерасчет выслуги лет, возвратить незаконно удержанную сумму пенсии за период с октября 2017 года по настоящее время.
В судебном заседании истец Блинов О.В. заявленные требования поддержал, указав, что ответчик необоснованно произвел перерасчет выслуги лет при назначении пенсии на основании Правил исчисления выслуги лет для назначения военнослужащим, проходящих военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выслугу лет, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2011 года N 1074, поскольку выслуги по контрактной службе у него не имеется.
Представитель ответчика Военного комиссариата Мурманской области Павлитчук П.В. в судебном заседании заявленные истцом требования полагал необоснованными.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе истец Блинов О.В. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных им требований.
В обоснование доводов жалобы указывает, что решение суда противоречит требованиям статьи 2 части 1 Соглашения от 15 мая 1992 года "О порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников содружества независимых государств".
Указывает, что суд не в полном объеме рассмотрел его исковые требования.
Отмечает, что при разрешении спора суд не принял во внимание отличие военных пенсионеров, которые прибыли из Украины и которые после прибытия в Российскую Федерацию проходили военную службу по контракту в Вооружённых силах Российской Федерации (для которых выслуга лет рассчитывается полностью по законодательству Российской Федерации) и военные пенсионеры, которые прибыли из Украины и которые после прибытия в Российскую Федерацию не проходили военную службу по контракту в Вооружённых силах Российской Федерации (для которых выслуга лет рассчитывается по законодательству Российской Федерации, за исключением периода прохождения службы на Украине, который рассчитывается исходя из сведений, находящихся в пенсионном деле, а процентная надбавка за выслугу лет рассчитывается исходя из положений статьи 14 Закона Российскую Федерацию от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии российской федерации и их семей").
Указывает на незаконное применение положений Постановления Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2011 года N 1074 "О порядке исчисления выслуги лет для назначения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выслугу лет" без учета военной специфики.
Приводит довод, что указанное постановление применяется к категории военных пенсионеров, которые прибыли из Украины и после прибытия в Российскую Федерацию проходили военную службу по контракту в Вооруженных силах Российской Федерации, тогда как он относится к категории военных пенсионеров, которые прибыли из Украины и после прибытия в Российскую Федерацию не проходили военную службу по контракту в Вооружённых силах Российскую Федерацию.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился представитель ответчика Военного комиссариата Мурманской области, извещенный о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося в судебное заседание лица, поскольку его неявка в силу статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к разбирательству дела.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия оснований к отмене или изменению постановленного по делу решения по доводам апелляционной жалобы не находит.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, Блинов О.В. с 09 ноября 1982 года проходил военную службу в Вооруженных силах СССР, после распада СССР принял 19 января 1992 года присягу на верность народу Украины и с указанной даты до 11 июля 1996 года проходил службу в Вооруженных силах Украины (л.д.7-8).
Согласно пенсионному удостоверению с 12 июля 1996 года Блинов О.В. является получателем пенсии за выслугу лет (л.д. 14).
Согласно справке военного комиссариата Мурманской области N МД-30317 от 07 декабря 2018 года общая календарная военная выслуга Блинова О.В. составила 13 лет 08 месяцев, выслуга лет в льготном исчислении - 21 год 01 месяц 15 дней (л.д.15).
В 1997 года Блинов О.В. переехал на постоянное место жительства в Российскую Федерацию в город Мурманск и с 01 мая 1997 года истцу возобновлена выплата пенсии по линии Министерства обороны Российской Федерации.
Сообщением начальника отдела Военного комиссариата Мурманской области от 17 октября 2017 года истец уведомлен о том, что размер его пенсии за выслугу лет с 01 октября 2017 года изменился в связи с уточнением процентной надбавки за выслугу лет на 18 лет 01 месяц 07 дней (25%).
Разрешая заявленные истцом требования о признании незаконным решения Военного комиссариата Мурманской области об установлении ему с 01 октября 2017 года процентной надбавки за выслугу лет в размере 25%, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что перерасчет указанной надбавки произведен ответчиком правомерно, поскольку период службы истца в Вооруженных Силах Украины не подлежит включению в выслугу лет для исчисления такой надбавки, в связи с чем оставил без удовлетворения требования истца.
Выводы суда подтверждены материалами дела, основаны на законе и нормах международного права, которые, вопреки доводам апелляционной жалобы, истолкованы и применены судом правильно, в связи с чем оснований не согласиться с ними судебная коллегия не усматривает.
Так, Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение механизма реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, правил исчисления их размеров к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
Действуя в рамках предоставленных ему полномочий, федеральный законодатель в статье 62 (действующей на момент увольнения истца со службы) установил, что гражданин Российской Федерации, проходящий военную службу в воинских формированиях других государств (бывших республик СССР) Закона Российской Федерации N 4455-1 от 11 февраля 1993 года "О воинской обязанности и военной службе" сохранил правовое положение граждан Российской Федерации, проходящих военную службу в воинских формированиях других государств (бывших республик СССР), предусмотренное законом Российской Федерации, только до окончания переходного периода.
Срок переходного периода в соответствии со статьей 56 указанного Закона и пункта 2 Постановления от 11 февраля 1993 года N 4457-1 Верховного Совета Российской Федерации "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе" установлен до 31 декабря 1994 года.
На основании пункта 3 статьи 2 Федерального закона от 27 мая 1998 года N7 6-ФЗ "О статусе военнослужащих" за гражданами, проходившими военную службу в воинских частях Вооруженных Сил Союза ССР, других воинских формированиях Союза ССР и государств - участников Содружества Независимых Государств до принятия указанных воинских формирований под юрисдикцию Российской Федерации и перешедшими на военную службу в войска или иные воинские формирования, организации других государств, ранее входивших в состав Союза ССР, сохраняются социальные гарантии и компенсации, предусмотренные настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, при условии заключения и ратификации в установленном порядке соответствующих международных договоров Российской Федерации.
Российская Федерация и Украина являются участниками Соглашений стран Содружества Независимых Государств от 14 февраля 1992 года "О социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей" (далее - Соглашение от 14 февраля 1992 года) и от 15 мая 1992 года "О порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств (далее - Соглашение от 15 мая 1992 года).
В соответствии со статьей 1 Соглашения от 14 февраля 1992 года за военнослужащими, лицами, уволенными с военной службы и проживающими на территории государств - участников Содружества, а также членами их семей сохраняется уровень прав и льгот, установленных ранее законами и другими нормативными актами бывшего Союза ССР.
В силу статьи 2 указанного Соглашения Государства Содружества своим законодательством устанавливают и обеспечивают всю полноту политических, социально-экономических и личных прав и свобод военнослужащим, лицам, уволенным с военной службы, и членам их семей в соответствии с нормами международного права и положениями настоящего Соглашения, в том числе права получать пенсию, установленную законодательством. Порядок пенсионного обеспечения военнослужащих устанавливается межправительственными соглашениями.
Статьей 1 Соглашения от 15 мая 1992 года предусмотрено, что пенсионное обеспечение и обязательное государственное страхование военнослужащих Вооруженных Сил государств - участников Содружества и других воинских формирований, созданных законодательными органами этих государств, Объединенных Вооруженных Сил Содружества, Вооруженных Сил и иных воинских формирований бывшего Союза ССР, а также пенсионное обеспечение семей этих военнослужащих осуществляются на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством государств-участников, на территориях которых проживают указанные военнослужащие и их семьи.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Соглашения от 15 мая 1992 года в выслугу лет для назначения пенсий военнослужащим засчитывается служба (в том числе на льготных условиях) в вооруженных силах и других воинских формированиях, указанных в статье 1 Соглашения, в порядке, установленном законодательством государств-участников, на территориях которых военнослужащие проходили службу.
Часть 2 этой же статьи предусматривает, что размер денежного довольствия (заработка) для назначения пенсий военнослужащим и их семьям определяется в порядке, установленном законодательством государств-участников, на территориях которых проживают военнослужащие или их семьи.
То есть в статье 2 Соглашения от 15 мая 1992 года для исчисления выслуги лет в одном случае - для определения права на пенсию (часть 1), в другом случае - для определения размера денежного довольствия (часть 2) установлены отдельные правила относительно применяемого национального законодательства.
В определении Экономического Суда Содружества Независимых Государств в консультативном заключении от 9 декабря 2009 года N 01-1/2-09 "О толковании применения положений статьи 2 Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года" указано, что при переезде пенсионера - бывшего военнослужащего из одного государства-участника Соглашения от 15 мая 1992 года на постоянное место жительства в другое государство-участник выслуга лет на военной службе, исчисленная в соответствии с частью первой статьи 2 Соглашения от 15 мая 1992 года, принимается для установления права на пенсию за выслугу лет и не учитывается при определении размера денежного довольствия для назначения пенсии, в том числе при расчете процентной надбавки за выслугу лет. При определении размера денежного довольствия для назначения пенсии, в том числе при расчете процентной надбавки за выслугу лет, выслуга лет для определения процентной надбавки исчисляется в соответствии с частью второй статьи 2 Соглашения по нормам законодательства государства нового места жительства.
Аналогичные выводы содержатся в Определении Экономического Суда Содружества Независимых Государств от 19 марта 2012 "О разъяснении консультативного заключения от 09 декабря 2009 года N 01-1/2-09".
Данное толкование части 2 статьи 2 Соглашения от 15 мая 1992 года дано Экономическим судом Содружества Независимых Государств, созданным в целях обеспечения единообразного применения соглашений государств - участников Содружества Независимых Государств и основанных на них экономических обязательств и договоров путем разрешения споров, вытекающих из экономических отношений, в рамках полномочий, закрепленных пунктом 5 Положения об Экономическом суде Содружества Независимых Государств, утвержденного Соглашением Совета глав государств СНГ от 06 июля 1992 года, и является официальным.
Толкование части 1 статьи 2 Соглашения применительно к ситуации, когда бывший военнослужащий, проходивший военную службу в одном государстве-участнике, переезжает на постоянное место жительства в другое государство - участник Соглашения, означает, что выслуга лет, исчисленная при назначении пенсии по законодательству места прохождения службы, перерасчету по новому месту жительства не подлежит.
Закрепленное в указанных Соглашениях от 14 февраля 1992 года и 15 мая 1992 года положение о сохранении государствами - участниками Содружества уровня пенсионного обеспечения не ниже уровня ранее установленных прав и льгот подразумевает принятие этими государствами нормативных актов, в которых должны быть определены конкретный вид и фактический размер пенсии в соответствии с национальным законодательством.
Таким образом, выслуга лет Блинову О.В. как военнослужащему, проходившему службу в другом государстве - участнике Соглашений и избравшему местом жительства Российскую Федерацию, для установления процентной надбавки за выслугу лет, определяется по российскому законодательству.
Во исполнение Соглашения от 15 мая 1992 года в Российской Федерации 12 февраля 1993 принят Закон N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", которым в соответствии с частью 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации определены правовые основания назначения пенсий и порядок их исчисления.
Порядок исчисления выслуги лет для определения размера процентной надбавки определяется Федеральным законом "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" от 07 ноября 2011 года N 306-ФЗ и Постановлением Правительства Российской Федерации "О порядке исчисления выслуги лет для назначения военнослужащим, проходившим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выслугу лет" от 21 декабря 2011 года N 1074.
Статьей 2 Правил исчисления выслуги лет для назначения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выслугу лет, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2011 года N 1074, предусмотрено, что военнослужащим в выслугу лет для назначения надбавки засчитываются в календарном исчислении следующие периоды:
а) военная служба в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях, органах, а также в создаваемых на военное время специальных формированиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
б) военная служба в Вооруженных Силах Союза ССР, войсках, воинских формированиях, органах, учреждениях и иных организациях в соответствии с законодательством Союза ССР и РСФСР, в Объединенных Вооруженных Силах государств - участников Содружества Независимых Государств;
в) военная служба граждан РФ в вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах государств - участников Содружества Независимых Государств (при их переводе в установленном порядке в Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы);
г) военная служба граждан РФ до 01 января 1995 года в вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах государств - бывших республик Союза ССР, не входящих в Содружество Независимых Государств;
д) военная служба граждан РФ в вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах иностранных государств, с которыми заключены соответствующие международные договоры или соглашения о военном сотрудничестве.
Аналогичный порядок исчисления выслуги лет для назначения надбавки содержался в постановлении Правительства Российской Федерации от 14 июля 2000 года N 524.
Согласно материалам дела истец после назначения 12 июля 1996 года военкоматом Республики Марий Эл пенсии за выслугу лет в 1997 года переехал на постоянное место жительства в Российскую Федерацию в город Мурманск и с 01 мая 1997 года ему возобновлена выплата пенсии по линии Министерства обороны России за выслугу лет исходя из выслуги в льготном исчислении 21 год 01 месяц 15 дней.
Пенсия назначалась и выплачивается ответчиком за выслугу лет по условиям, нормам и порядке пенсионного обеспечения, предусмотренных Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Военный комиссариат области при расчете пенсии истцу льготную выслугу лет (21 год 01 месяц 15 дней) не пересчитывал, оставив ее размер со дня назначения в соответствии с требованиями Соглашения от 15 мая 1992 года.
На основании Правил исчисления выслуги лет для назначения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выслугу лет, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2011 года N 1074, ответчик правомерно включил в выслугу лет истца для расчета процентной надбавки за выслугу лет только период прохождения им военной службы в Вооруженных Силах СССР, приведя истцу размер процентной надбавки за выслугу лет в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации.
Учитывая, что перевод истца установленным порядком в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие воинские формирования и органы не производился, период службы истца в Вооруженных силах Украины обоснованно исключен из расчета для назначения ежемесячной надбавки за выслугу лет.
С учетом изложенного является правильным вывод суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Блинова О.В. о перерасчете и взыскании пенсии с октября 2017 года.
Доводы апелляционной жалобы о необоснованном применении ответчиком и судом положений Постановления Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2011 года N 1074 "О порядке исчисления выслуги лет для назначения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выслугу лет", без учета военной специфики, основан на ином толковании подателм жалобы положений закона и не означает наличие допущенной судом первой инстанции при рассмотрении дела судебной ошибки, которая могла бы повлечь отмену оспариваемого судебного акта.
В целом доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат указание на обстоятельства и факты, которые не были проверены или учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы правовое значение для вынесения решения по существу спора, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, фактически основаны на ошибочном толковании норм права, направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, оснований для переоценки которых и иного применения норм права у суда апелляционной инстанции не имеется.
Не усматривается судебной коллегией и нарушений судом норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации являются безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции.
При таком положении судебная коллегия находит постановленное решение суда законным и обоснованным, оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к отмене или изменению решения суда, в том числе и по мотивам, приведенным в апелляционной жалобе, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 193, 199, 327, 328, 329 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 04 марта 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Блинова Олега Владиславовича - без удовлетворения.
председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.