Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего
Захарова А.В.
судей
Морозовой И.Ю.
Исаевой Ю.А.
при секретаре
Сорокиной Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ногина Сергея Владиславовича, действующего в своих интересах и интересах несовершеннолетней дочери Н.С.С. и Ногиной Анны Филипповны к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Мурманской области об обязании рассмотреть заявление о признании нуждающимися в жилом помещении и принятии на учет для обеспечения жилым помещением,
по апелляционной жалобе Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Мурманской области на
решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 28 февраля 2019 года, которым постановлено:
"Исковые требования Ногина Сергея Владиславовича, действующего в своих интересах и интересах несовершеннолетней дочери Н.С.С. и Ногиной Анны Филипповны к Главному управлению МЧС России по Мурманской области об обязании рассмотреть заявление о признании нуждающимися в жилом помещении и принятии на учет для обеспечения жилым помещением, - удовлетворить.
Обязать Главное управление МЧС России по Мурманской области рассмотреть заявление от 18.10.2018 года Ногина Сергея Владиславовича о признании нуждающимися в жилом помещении и принятии на учет для обеспечения жилым помещением по избранному месту жительства, в составе семьи: Ногина Анна Филипповна - жена; Н.С.С. - дочь, в сроки установленные Положением о Жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Мурманской области, утвержденным Приказом Главного управления МЧС России по Мурманской области от 18.10.2017 года N500".
Заслушав доклад судьи Исаевой Ю.А, выслушав объяснения представителя ответчика Главного управления МЧС России по Мурманской области Мареха Д.А, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения истца Ногина С.В. и его представителя Рогачева Е.М. относительно доводов жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
Ногин С.В, действующий в своих интересах и интересах несовершеннолетней дочери Н С.С, Ногиной А.Ф. обратился в суд с иском к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Мурманской области о возложении обязанности принять на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.
В обоснование иска, с учетом уточнений указал, что в период прохождения военной службы в вооруженных силах Российской Федерации с 2004 года по 2009 год ему и членам его семьи администрацией муниципального образования ЗАТО г. Североморск Мурманской области на основании договора социального найма жилого помещения N * от 1 декабря 2000 года предоставлена двухкомнатная квартира...
Приказом начальника Главного управления МЧС России по Мурманской области от 7 августа 2017 года N * он досрочно уволен с военной службы, жильем не обеспечен.
В связи с тем, что предоставленное жилое помещение является служебным и не подлежит приватизации, 18 октября 2018 года он обратился в Главное управление МЧС России по Мурманской области с заявлением о признании нуждающимся в жилье и принятии на учет для обеспечения жилым помещением по окончании военной службы при необходимой выслуге лет.
Письмом от 30 октября 2018 года N * ответчик уведомил его о принятом решении об оставлении заявления без рассмотрения.
Не соглашаясь с принятым решением, просил суд обязать ответчика рассмотреть его заявление о признании его и членов его семьи нуждающимися в жилом помещении и принятии на учет для обеспечения жилым помещением.
Истцы Ногин С.В, Ногина А.Ф. и представитель Ногина С.В. - Рогачев Е.М. в судебном заседании поддержал уточненные исковые требования.
Представитель ответчика Главного управления МЧС России по Мурманской области в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица администрации ЗАТО г. Североморска Мурманской области, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Главного управления МЧС России по Мурманской области Мареха Д.А, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска.
В обоснование доводов жалобы указывает, что нахождение на учете нуждающихся в жилых помещениях в период прохождения службы является обязательным условием для исполнения социальных гарантий.
Отмечает, что за время прохождения военной службы Ногин С.В. на учете военнослужащих - нуждающихся в получении жилого помещения в Главном управлении МЧС России по Мурманской области не состоял, с заявлением о постановке на учет не обращался, после увольнения вместе со статусом военнослужащего утратил право на обращение с соответствующим заявлением.
Полагает, что права истцов не нарушены, поскольку на Ногина С.В. не распространяются социальные гарантии, предусмотренные статьей 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
В возражения на апелляционную жалобу истцы Ногин С.В. и Ногина А.Ф. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились истец Ногина А.Ф, представитель третьего лица администрации ЗАТО г. Североморск Мурманской области, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц, поскольку их неявка в силу части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к разбирательству дела.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
В соответствии с положениями статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации предписывает законодателю право определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
Механизм реализации права военнослужащих на жилище, а также источники и формы обеспечения их жильем, в том числе при обеспечении жилой площадью в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма, урегулированы положениями Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции от 3 августа 2018 года) (далее - Закон "О статусе военнослужащих"), а также нормами жилищного законодательства Российской Федерации.
В соответствии со статьей 15 Закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
В силу положений абзаца 3 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 13 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для военнослужащих.
Пунктом 14 статьи 15 Закона "О статусе военнослужащих" установлено, что обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз.
В соответствии с пунктом 6 статьи 15 Закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.
Как разъяснено в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", при рассмотрении исков (заявлений) военнослужащих, связанных с осуществлением ими права на жилище, необходимо иметь в виду, что основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как нормами Федерального закона "О статусе военнослужащих", так и нормами Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК Российской Федерации), принятыми в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации другими федеральными законами, а также изданными в соответствии с ними указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, принятыми законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2011 года N 512 утверждены Правила признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации и предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно.
В соответствии с пунктом 1 данных Правил признание нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, указанных в абзацах третьем и двенадцатом пункта 1 статьи 15 Федерального закона, осуществляется по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, уполномоченными органами федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Порядок принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях предусмотрен статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 указанного Постановления от 20 июня 2011 года N 512, для признания военнослужащего нуждающимся в жилом помещении военнослужащий подает в уполномоченный орган в порядке, устанавливаемом федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, заявление по форме согласно приложению с указанием избранного постоянного места жительства (наименования субъекта Российской Федерации и административно-территориального образования субъекта Российской Федерации (для городов федерального значения наименование административно-территориального образования субъекта Российской Федерации не указывается)), к которому прилагаются документы согласно определенному законодательству перечню.
Согласно пункту 5 Постановления в случае признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащие принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет принимается уполномоченными органами не позднее чем через 30 рабочих дней со дня представления в уполномоченные органы заявления и документов, предусмотренных пунктом 3 Правил.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Ногин С.В. со 2 августа 1993 года по 27 июня 2009 года проходил военную службу Вооруженных Силах Российской Федерации, в период прохождения которой ему и членам его семьи администрацией муниципального образования ЗАТО г. Североморск Мурманской области на основании договора социального найма жилого помещения N * от 1 декабря 2000 года была предоставлена квартира по адресу:...
В листе беседы от 21 мая 2009 года, проведенной с участием командира войсковой части N * перед увольнением Ногина С.В. на основании подпункта "б" пункта 1 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" зафиксировано, что истец обеспечен жилым помещением по указанному выше адресу, в связи с чем на момент увольнения жилой площадью по нормам жилищного законодательства не был обеспечен.
В период с 6 июня 2013 года по 10 августа 2017 года Ногин С.В. проходил военную службу в Главном управлении МЧС России по Мурманской области. Приказом врио начальника Главного управления МЧС России по Мурманской области от 7 августа 2017 года N * на основании пункта 6 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" уволен с военной службы в запас по собственному желанию, не обеспечен жилым помещением по нормам жилищного законодательства.
Общая календарная выслуга лет истца в Вооруженных силах Российской Федерации на момент увольнения в календарном исчислении составила 20 лет 00 месяцев, в льготном исчислении - 27 лет 07 месяцев.
Из объяснений истца Ногина С.В, данных им в суде первой инстанции следует, что после увольнения с военной службы, при оформлении соответствующих документов с целью реализации права на бесплатную передачу в собственность граждан предоставленного жилого помещения по адресу:.., ему стало известно, что квартира включена в число служебных жилых помещений и предоставлена по договору найма служебного, а не социального найма жилого помещения.
Для уточнения данной информации истец обратился с соответствующим заявлением в администрацию ЗАТО г. Североморск Мурманской области, в ответ на которое письмом от 10 сентября 2018 года разъяснено, что на предоставленные служебные жилые помещения по договорам социального найма распространяются нормы, регулирующие найм жилых помещений специализированного жилищного фонда, и подлежат сдаче после увольнения с военной службы. Служебные жилые помещения приватизации не подлежат.
Ввиду указанных обстоятельств, 18 октября 2018 года Ногин С.В. обратился в Главное управление МЧС России по Мурманской области с заявлением о признании его нуждающимся в жилом помещении в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и принятии на учет для обеспечения жилым помещением в составе трех членов семьи.
Письмом МЧС России по Мурманской области от 30 октября 2018 года N * заявление Ногина С.В. о признании нуждающимся в жилом помещении оставлено без рассмотрения, поскольку за время прохождения военной службы на учете военнослужащих - нуждающихся в получении жилого помещения он не состоял, с заявлением о постановке на учет не обращался.
При проверке сведений выявлено, что 1 декабря 2000 года между администрацией ЗАТО г. Североморск Мурманской области в лице МУП "Служба Заказчика" (наймодателем) и Ногиным С.В. (нанимателем) заключен договор N * социального найма жилого помещения в домах муниципального жилищного фонда ЗАТО г. Североморск Мурманской области, на основании которого истцу и членам его семьи предоставлено во владение и пользование жилое помещение, расположенное по адресу:... Указанное жилое помещение предоставлено ответчику на основании ордера N * от 20 ноября 2000 года.
Совместно с нанимателем в жилое помещение были вселены, а в дальнейшем сняты с регистрационного учета бывшая супруга Н С.А. и сын Н И.С.
Между тем, из справки формы N9 от 30 января 2019 года следует, что Ногин С.В. является нанимателем на основании договора найма служебного жилого помещения N * от 1 декабря 2000 года служебной двухкомнатной квартиры, расположенной по вышеуказанному адресу, зарегистрирован в указанной квартире с 7 декабря 2000 года по настоящее время. Совместно с нанимателем в жилом помещении зарегистрированы 27 августа 2008 года по настоящее время его супруга Ногина А.Ф. и дочь Н С.С, _ _ года рождения.
Также судом установлено, что на основании ходатайства ГУ 1973 ОМИС от 17 февраля 2011 года администрацией ЗАТО Североморск Мурманской области издано постановление от 14 августа 2000 года N * об отнесении к числу служебных, в том числе квартиры, расположенной по адресу:.., для распределения военнослужащим, проходящим службу по контракту, на весь срок службы.
Корешок ордера N * на жилое помещение, выданный Ногину С.В, на основании Постановления администрации ЗАТО Североморск от 14 августа 2000 года N *, на состав семьи из трех человек, имеет отметку - служебный.
Установив указанные обстоятельства, правильно руководствуясь положением пункта 14 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", предусматривающего условия для предоставления дополнительных гарантий в жилищной сфере для военнослужащих, суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Ногина С.В.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, тщательно исследовав собранные по делу доказательства и дав им надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, признал установленным тот факт, что на момент увольнения из рядов Вооруженных сил Российской Федерации Ногин С.В. имел право на рассмотрение вопроса о постановке на учет как нуждающегося в жилом помещении.
Между тем при увольнении Ногина С.В. с военной службы такой вопрос фактически не разрешался, природа имеющегося жилого помещения, наличия иного помещения в собственности и иные вопросы не выяснялись. Направленное заявление о признании нуждающимся в жилом помещении и принятии на учет для обеспечения жилым помещением, оставлено без рассмотрения ввиду произошедшего увольнения истца.
При этом само по себе увольнение с военной службы не может служить основанием для лишения военнослужащего права на жилище, гарантированного статьей 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", поскольку, как правильно указал суд первой инстанции, Ногин С.В. просил рассмотреть заявление о признании его семьи нуждающимся в жилом помещении, как военнослужащего, подлежащего увольнению, так как именно в этот период его права и были нарушены, а не как гражданина, находящегося в запасе.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для отказа в постановке Ногина С.В. на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилья.
Судебная коллегия находит выводы суда правильными, основанными на тех нормах материального права, которые подлежали применению к сложившимся отношениям сторон и соответствующими установленным судом обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы правильность выводов суда не опровергают, по существу основаны на ошибочном толковании норм материального права и направлены на переоценку установленных обстоятельств дела и представленных доказательств, в связи с чем не могут служить основанием к отмене решения суда.
Нарушений судом норм процессуального права, являющихся в соответствии положениями части четвертой статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения суда первой инстанции вне зависимости от доводов апелляционной жалобы, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 193, 198, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 28 февраля 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Мурманской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.