Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего
Булыгиной Е.В.
судей
Киселевой Е.А.
Вахрамеева Д.Ф.
при секретаре
Синициной М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Мерзлыка Андрея Николаевича к Федеральному государственному казенному учреждению "Северрегионжилье" Министерства обороны Российской Федерации (отделение территориальное пгт. Печенга), Федеральному государственному казенному учреждению "Северрегионжилье" Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации о признании незаконным решения об отказе в принятии на учет нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма с формой обеспечения жилищная субсидия и возложении обязанности принять Мерзлыка Андрея Николаевича на учет в качестве нуждающегося в получении жилых помещений по договору социального найма с формой обеспечения жилищная субсидия,
по апелляционной жалобе Федерального государственного казенного учреждения "Северрегионжилье" Министерства обороны Российской Федерации на
решение Печенгского районного суда Мурманской области от 06 марта 2019 года, которым постановлено:
"Исковые требования Мерзлыка Андрея Николаевича - удовлетворить.
Признать незаконным решение ФГКУ "Северное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации N 3-8/25 от 22 июня 2018 года об отказе Мерзлыка Андрею Николаевичу в принятии на учет нуждающихся в получении помещения по договору социального найма с формой обеспечения жилищная субсидия.
Обязать ФГКУ "Северное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации повторно рассмотреть вопрос о принятии Мерзлыка Андрея Николаевича, 12 декабря 1973 года рождения, уроженца пос. Печенга Печенгского района нуждающимся в получении жилого помещения по договору социального найма с формой обеспечения жилищная субсидия ",
заслушав доклад судьи Киселевой Е.А, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
Мерзлыка А.Н. обратился в суд с иском к Федеральному государственному казенному учреждению "Северрегионжилье" Министерства обороны Российской Федерации (отделение территориальное пгт. Печенга), Федеральному государственному казенному учреждению "Северрегионжилье" Министерства обороны Российской Федерации (далее по тексту - ФГКУ "Северрегионжилье" Минобороны РФ), Министерству обороны Российской Федерации о признании незаконным решения об отказе в принятии на учет нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма с формой обеспечения жилищная субсидия и возложении обязанности принять его на учет в качестве нуждающегося в получении жилых помещений по договору социального найма с формой обеспечения жилищная субсидия.
В обоснование указал, что является старшим матросом запаса. До января 2017 года проходил военную службу в должности механика взвода связи 99 тактической группы (арктической) Северного флота.
Приказом командующего Северным Флотом N 6 от 22 января 2017 года он уволен в запас по состоянию здоровья, в связи с признанием военной комиссией ограниченно годным к военной службе. 06 февраля 2017 года исключен из списков личного состава войсковой части ***.
На момент увольнения выслуга лет в календарном исчислении за периоды его военной службы с 12 декабря 1991 года по 10 ноября 1993 года и с 24 января 1994 года по 06 февраля 2017 года составила 24 года 12 дней.
До настоящего времени постоянным жильем он не обеспечен, занимаемое на период прохождения военной службы служебное жилое помещение сдано им в установленном законом порядке.
На его обращение в мае 2018 года в ФГКУ "Северрегионжилье" Минобороны РФ (отделение пгт.Печенга) с заявлением о постановке на учет нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма с формой обеспечения жилищная субсидия на состав семьи 1 человек, решением ответчика N 3-8/25 от 22 июня 2018 года в постановке на указанный учет отказано, поскольку на момент обращения с данным заявлением он военнослужащим не являлся.
Полагая данное решение ответчика противоречащим требованиям законодательства, ссылаясь на положения Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", Жилищного кодекса РФ, Постановления Правительства РФ от 06 сентября 1998 года N 1054 "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства", с учетом уточнения исковых требований просил признать незаконным решение ФГКУ "Северрегионжилье" Минобороны РФ N 3-8/25 от 22 июня 2018 года об отказе в принятии его на учет нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма с формой обеспечения жилищная субсидия, обязать ФГКУ "Северрегионжилье" принять его на учет нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма с формой обеспечения жилищная субсидия на состав семьи 1 человек.
В судебном заседании истец Мерзлыка А.Н. и его представитель Шестакова С.Н. на удовлетворении заявленных требований настаивали по изложенным в исковом заявлении доводам.
Представители ответчиков ФГКУ "Северрегионжилье" Минобороны РФ (отделение территориальное пгт. Печенга), ФГКУ "Северрегионжилье" Минобороны РФ и Министерства обороны РФ в судебное заседание не явились, согласно представленных отзывов полагали исковые требования не подлежащими удовлетворению, дело просили рассмотреть в свое отсутствие.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ФГКУ "Северрегионжилье" Минобороны РФ Дорошенко Л.В. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование указывает, что на момент подачи заявления о признании нуждающимся, истец уже не являлся военнослужащим, ранее признан нуждающимся не был, в связи с чем, реализовать свое право на постановку на учет в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением по договору социального найма он может через жилищные органы местного самоуправления.
Выражает несогласие с выводами суда со ссылкой на Постановление Правительства Российской Федерации N 1054 от 06 августа 1998 года, поскольку судом не учтено, что данный нормативно-правовой акт введен в период, когда предоставление жилищной субсидии как формы обеспечения жильем военнослужащих, не использовалось, а сам нормативный акт регулировал получение жилья военнослужащими при ином механизме обеспечения.
При этом отмечает, что в период возникновения данного нормативно-правового акта, обеспечением жилыми помещениями по избранному месту жительства занимались органы местного самоуправления. В настоящее время ссылки на данное Постановление должны рассматриваться с учетом современных изменений в нормативно-правовой базе.
Также обращает внимание, что при разрешении спора, сославшись на Правила признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года, суд первой инстанции, тем не менее, не принял во внимание пункт 5 данных Правил, согласно которому заявление и документы должны быть поданы в сроки, обеспечивающие возможность принятия решения о принятии на учет (отказе в принятии на учет) до даты исключения военнослужащих из списков личного состава воинской части.
Считает, что установление Мерзлыка А.Н. медицинских противопоказаний для продолжения им военной службы в районах Крайнего Севера не может быть рассмотрено как основание для признания за истцом права его обеспечения жилым помещением по линии Министерства обороны РФ в обход требований действующего законодательства.
Более того, истец не представил каких-либо доводов, подтверждающих невозможность изъявить свое желание быть принятым на учет нуждающихся в период прохождения им военной службы.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились истец Мерзлыка А.Н, представители ответчиков ФГКУ "Северрегионжилье" Минобороны РФ (отделение территориальное пгт. Печенга) и Министерства обороны РФ, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Судебная коллегия, руководствуясь частью 3 статьи 167 и частью 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Мерзлыка А.Н. проходил военную службу в Вооруженных силах РФ в должности механика взвода связи 99 тактической группы (арктической) Северного флота.
Приказом командующего Северным флотом по личному составу N 6 от 22 января 2017 года Мерзлыка А.Н. досрочно уволен с военной службы в запас по состоянию здоровья, в связи с признанием его военной комиссией ограниченно годным к военной службе (подпунктом "г" пункта 1 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ) и с 06 февраля 2017 года исключен из списков личного состава войсковой части ***, дислоцирующейся в районах Крайнего Севера, приказом командующего Северным флотом по строевой части N 126-ДД от 30 января 2017 года.
На момент увольнения выслуга лет Мерзлыка А.Н. в вооруженных силах в календарном исчислении составила 24 года 11 месяцев 12 дней.
В связи с увольнением 14 апреля 2017 года в установленном законом порядке Мерзлыка А.Н. сдано предоставленное ему на период прохождения военной службы специализированное жилое помещение - однокомнатная квартира по адресу:.., что подтверждается представленной истцом справкой, сведениями по запросу суда МКУ "Служба заказчика" и стороной ответчиков не оспаривается.
Поскольку в период прохождения военной службы истец жилым помещением обеспечен не был, 15 марта 2018 года он обратился к начальнику отделения ФГКУ "Северрегионжилье" Минобороны РФ (территориальное пгт. Печенга) с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в соответствии со статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации с формой обеспечения жилищная субсидия, в котором указал об отсутствии в собственности жилья.
Решением врио начальника отделения ФГКУ "Северрегионжилье" Минобороны РФ (территориальное пгт. Печенга) N 3-8/25 от 22 июня 2018 года Мерзлыка А.Н. в постановке на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма с формой обеспечения жилищная субсидия отказано.
Из данного решения следует, что причиной отказа послужило то обстоятельство, что на момент обращения к ответчику Мерзлыка А.Н. статусом "военнослужащий" не обладал, в связи с чем, на него не распространялись положения Федерального закона "О статусе военнослужащих" о признании нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих и лиц, подлежащих увольнению по состоянию здоровья.
Сведения о признании его нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма в период прохождения службы не представлены.
Проверяя обоснованность указанного решения ответчика и решение суда об удовлетворении исковых требований, судебная коллегия исходит из следующего.
Согласно положениям абзаца первого пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27.05.1998 N 76-ФЗ государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства (положения абзаца третьего пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих").
Исходя из абзаца первого пункта 13 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (в редакции, действовавшей в период увольнения истца с военной службы) военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Обеспечение жилым помещением военнослужащих - граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства (абзац первый пункта 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих").
В соответствии с пунктом 6 статьи 15 этого же Федерального закона военнослужащие - граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.
Содержание приведенных норм федерального закона указывает на то, что реализация права на жилище военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, осуществляется путем предоставления за счет федерального органа власти, в котором предусмотрена военная служба, жилых помещений в период военной службы с оставлением им этого жилья при увольнении с военной службы или с условием его сдачи для последующего обеспечения жильем по избранному месту жительства.
Кроме того, согласно пункту 1 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года N 512, признание нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, указанных в абзацах третьем и двенадцатом пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", осуществляется по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, уполномоченными органами федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Необеспеченность гражданина жилым помещением по договору социального найма или отсутствие у него жилого помещения в собственности, в силу пункта 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, является основанием для признания его нуждающимся в жилом помещении.
Изложенное, как верно указал суд первой инстанции, свидетельствует о том, что при увольнении Мерзлыка А.Н. с военной службы подлежал рассмотрению вопрос о том, является ли он нуждающимся в улучшении жилищных условий по избранному месту жительства, который ответчиком в нарушение требований приведенных выше норм рассмотрен не был.
Следовательно, принимая также во внимание, что при вынесении оспариваемого решения ответчиком вопрос о признании истца нуждающимся в жилом помещении по договору социального найма как лица, находящегося в запасе и не обеспеченного жильем, не ставился, судебная коллегия находит правильным вывод суда об удовлетворении исковых требований о признании оспариваемого решения ФГКУ "Северрегионжилье" Минобороны РФ N 3-8/25 от 22 июня 1998 года незаконным и понуждении данного ответчика повторно рассмотреть вопрос о признании Мерзлыка А.Н. нуждающимся в получении жилого помещения по договору социального найма с формой обеспечения жилищная субсидия на состав семьи 1 человек.
В свою очередь, доводы ответчика, повторяющиеся в апелляционной жалобе, о том, что Мерзлыка А.Н. уволен с военной службы в 2017 году и предусмотренные Федеральным законом "О статусе военнослужащих" гарантии в жилищной сфере на него не распространяются, судом первой инстанции верно отклонены как несостоятельные.
Так, в рамках настоящего дела вопрос о признании нуждающимся в жилом помещении по договору социального найма как лица, находящегося в запасе и не обеспеченного жильем, истцом не ставился.
Мерзлыка А.Н. ссылался на неправомерное увольнение его с военной службы без предоставления жилья и без принятия решения о признании его нуждающимся в предоставлении жилого помещения. Фактически просит принять его на учет в качестве нуждающегося в получении жилых помещений по договору социального найма как военнослужащего, подлежащего увольнению, так как именно в этот период его права и были нарушены, а не как гражданина, находящегося в запасе.
При этом, само по себе увольнение с военной службы не может служить основанием для лишения военнослужащего права на рассмотрение его вопроса на получение жилья, гарантированного статьей 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Вопреки доводам апелляционной жалобы, разрешение вопроса о принятии на учет нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма с формой обеспечения жилищная субсидия военнослужащих, уволенных в запас по состоянию здоровья, находится в ведении специализированной организации Министерства обороны Российской Федерации - ФГКУ "Северрегионжилье" Минобороны РФ, а не органов местного самоуправления.
С учетом изложенного иные доводы апелляционной жалобы признаются судебной коллегией несостоятельными и не влияющими на правильность приведенных выводов суда.
Выводы суда подробно мотивированы, основаны на правильном применении норм материального права и соответствуют собранным по делу доказательствам, которым суд дал верную оценку в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Между тем, доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, по существу направлены на переоценку установленных обстоятельств дела и представленных доказательств, в связи с чем, не могут служить основанием к отмене решения суда.
Правовых доводов, которые в силу закона могли бы повлечь отмену решения суда, ссылок на обстоятельства, требующие дополнительной проверки, апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения суда, не установлено.
С учетом изложенного судебная коллегия не усматривает оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 327, 328, 329 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суд
определила:
решение Печенгского районного суда Мурманской области от 06 марта 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Северрегионжилье" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.