Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего
Захарова А.В.
судей
Брандиной Н.В.
Морозовой И.Ю.
при секретаре
Сорокиной Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Журбык Юлии Олеговны к Совету депутатов муниципального образования ЗАТО Александровск, председателю Совета депутатов муниципального образования ЗАТО Александровск об установлении ежемесячной доплаты к страховой пенсии по инвалидности, возложении обязанности вынести решение о назначении ежемесячной доплаты,
по апелляционной жалобе Журбык Юлии Олеговны на
решение Полярного районного суда Мурманской области от 04 марта 2019 года, которым постановлено:
"В удовлетворении искового заявления Журбык Юлии Олеговны к Совету депутатов ЗАТО Александровск, председателю Совета депутатов ЗАТО Александровск об установлении ежемесячной доплаты к страховой пенсии по инвалидности и об обязании вынести решение о назначении ежемесячной доплаты к пенсии по инвалидности - отказать".
Заслушав доклад судьи Морозовой И.Ю, объяснения истца Журбык Ю.О, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
Журбык Ю.О. обратилась в суд с иском к Совету депутатов муниципального образования ЗАТО Александровск Мурманской области об установлении ежемесячной доплаты к страховой пенсии по инвалидности, возложении обязанности вынести решение о назначении ежемесячной доплаты.
В обоснование заявленных требований истец указала, что 24 октября 2016 года была уволена с выборной должности заместителя председателя Совета депутатов ЗАТО Александровск по основанию, предусмотренному пунктом 5 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации.
06 декабря 2016 года она обратилась в Совет депутатов ЗАТО Александровск с заявлением об установлении ежемесячной доплаты к страховой пенсии по инвалидности.
15 декабря 2016 года в установлении доплаты к пенсии Журбык Ю.О. отказано, поскольку для ее получения необходимо замещение муниципальной должности не менее четырех лет подряд, в соответствии с Законом Мурманской области от 10 мая 2016 года N1992-01-ЗМО.
Полагала данный отказ незаконным, поскольку на территории ЗАТО Александровск действует особый порядок назначения, выплаты и финансирования ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности, утвержденный решением Совета депутатов ЗАТО Александровск от 24 марта 2011 года N30, которым предусмотрено установление указанной доплаты к пенсии в случае замещения лицом муниципальной должности не менее одного установленного срока полномочий.
Таким образом, считала, что в данном случае должен применяться указанный Порядок в редакции, действующей на момент ее увольнения.
Просила суд обязать Совет депутатов ЗАТО Александровск установить ей ежемесячную доплату к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с "Порядком назначения, выплаты и финансирования ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности ЗАТО Александровск", утвержденным решением Совета депутатов ЗАТО Александровск от 24 марта 2011 года N30, обязать Главу муниципального образования ЗАТО Александровск вынести решение о назначении ежемесячной доплаты к пенсии по инвалидности с момента подачи истцом такого заявления от 06 декабря 2016 года.
При подготовке дела к судебному разбирательству определением суда от 08 июня 2018 года к участию в рассмотрении дела в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Государственное учреждение - Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Полярный ЗАТО Александровск Мурманской области (далее - ГУ-ОПФ РФ в г.Полярный ЗАТО Александровск).
Определением суда от 27 июня 2018 года к участию в рассмотрении дела в качестве соответчика привлечена Глава муниципального образования ЗАТО Александровск Сулаева В.В.
Определением суда от 11 февраля 2019 года произведена замена ненадлежащего ответчика - Главы муниципального образования ЗАТО Александровск на надлежащего - председателя Совета депутатов ЗАТО Александровск.
В судебном заседании истец Журбык Ю.О. на удовлетворении иска настаивала.
Представитель ответчиков Совета депутатов ЗАТО Александровск и председателя Совета депутатов ЗАТО Александровск Николаев С.В. в судебном заседании просил в удовлетворении иска отказать.
Дело рассмотрено без участия представителей третьих лиц - администрации муниципального образования ЗАТО Александровск, ГУ-ОПФ РФ в г.Полярном ЗАТО Александровск, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе истец Журбык Ю.О. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование жалобы приводит доводы о том, что судом незаконно не применен при рассмотрении спора Порядок назначения, выплаты и финансирования ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности ЗАТО Александровск, утвержденный решением Совета депутатов ЗАТО Александровск от 24 марта 2011 года N30 в редакции, действующей до 31 января 2017 года.
Считает выводы суда о распространении на спорные правоотношения действия Закона Мурманской области от 27 декабря 2010 года N1302-01-ЗМО "Об отдельных гарантиях лицам, замещающим муниципальные должности" в редакции Закона от 10 мая 2016 года N1992-01-ЗМО противоречащими практике Верховного Суда Российской Федерации в области муниципального права, согласно которой субъект Российской Федерации не вправе устанавливать гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, поскольку установление таких гарантий относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Полагает, что Закон Мурманской области N1302-01-ЗМО на территории муниципального образования не подлежит применению исходя из требований законодательства Российской Федерации.
Обращает внимание на то, что действующим законодательством не предусмотрена обязательная идентичность положений регионального закона и муниципального нормативного акта в части предоставления гарантий за счет средств местного бюджета. Полагает, что Закон Мурманской области N1302-01-ЗМО носит рекомендательный характер для муниципальных образований.
Указывает, что в судебном заседании не установлено наличие в изменениях, вносимых пунктом 7 Закона Мурманской области от 10 мая 2016 года N1992-01-ЗМО в Закон Мурманской области N1302-01-ЗМО, переходных положений и нераспространение его на лиц, которые до или на день вступления его в законную силу замещали муниципальную должность.
Ссылаясь на правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении от 24 мая 2001 года N8-П, обращает внимание на то, что придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по сути, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1, 2, 18, 54, 55, 57 Конституции Российской Федерации.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель Совета депутатов ЗАТО Александровск, председателя Совета депутатов ЗАТО Александровск Николаев С.В. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились представитель ответчиков Совета депутатов ЗАТО Александровск, председателя Совета депутатов ЗАТО Александровск, просившие о рассмотрении дела в свое отсутствие, представители третьих лиц администрации муниципального образования ЗАТО Александровск, ГУ - ОПФ РФ в г.Полярном ЗАТО Александровск, извещенные в установленном законом порядке.
Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда, руководствуясь частью 3 статьи 167 и частью 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, поскольку их неявка не является препятствием к рассмотрению дела.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия оснований к отмене постановленного по делу решения по доводам апелляционной жалобы не находит.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий и доплат к ним, оснований приобретения права на их получение отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров соответствующих выплат, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
Согласно пункту 12 части 1 статьи 11 Федерального закона от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" предусмотрено право муниципального служащего на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 23 указанного Федерального закона муниципальному служащему гарантируются пенсионное обеспечение за выслугу лет и в связи с инвалидностью.
Условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления (часть 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации").
Как установлено судом и следует из материалов дела, распоряжением Совета депутатов муниципального образования ЗАТО Александровск Мурманской области * от 09 октября 2013 года Журбык Ю.О, принята на выборную муниципальную должность - заместителя председателя Совета депутатов.
20 октября 2016 года решением учреждения медико-социальной экспертизы ( ***) Журбык Ю.О. установлена инвалидность впервые, с указанной даты истец является получателем страховой пенсии по инвалидности.
24 октября 2016 года распоряжением * Совета депутатов муниципального образования ЗАТО Александровск Мурманской области с Журбык Ю.О. прекращен трудовой договор по основанию, предусмотренному пунктом 5 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации, в связи с признанием работника полностью неспособным к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением.
Решением Совета депутатов муниципального образования ЗАТО Александровск Мурманской области N76 от 28 октября 2016 года (в редакции от 27 декабря 2016 года) полномочия заместителя председателя Совета депутатов ЗАТО Александровск Мурманской области, исполняющего обязанности на постоянной основе, с депутата Совета депутатов Журбык Ю.О. сложены досрочно с 24 октября 2016 года по состоянию здоровья, препятствующему продолжению исполнения полномочий.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно исходил из того, что на спорные правоотношения распространяет свое действие Закон Мурманской области от 27 декабря 2010 года N1302-01-ЗМО "Об отдельных гарантиях лицам, замещающим муниципальные должности" в редакции Закона Мурманской области от 10 мая 2016 года N1992-01-ЗМО "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Мурманской области".
В соответствии со статей 5 Закона Мурманской области "Об отдельных гарантиях лицам, замещающим муниципальные должности" (в редакции Закона Мурманской области от 10 мая 2016 года N1992-01-ЗМО, введенной в действие с 11 мая 2016 года) лица, замещавшие муниципальные должности не менее 4 лет подряд и в этот период достигшие пенсионного возраста (имевшие на последний день этого периода возраст, дающий право на страховую пенсию по старости, в том числе досрочное назначение страховой пенсии по старости, в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" либо пенсию за выслугу лет в соответствии с федеральными законами) или потерявшие трудоспособность, уволенные в связи с выходом на страховую (трудовую) пенсию, истечением срока их полномочий, прекращением полномочий по состоянию здоровья, препятствующему продолжению исполнения полномочий, либо в связи с ликвидацией органа местного самоуправления, имеют право на ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях", либо к трудовой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", либо к пенсии, досрочно оформленной в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации".
В силу статьи 6 вышеприведенного Закона, ежемесячная доплата к страховой пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности, устанавливается в размере произведения 72 процентов месячного денежного вознаграждения лица, замещающего должность Губернатора Мурманской области, районного коэффициента, определяемого муниципальными правовыми актами в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Мурманской области, и корректирующего коэффициента, определяемого в соответствии с приложением к настоящему Закону, при стаже, определяемом в соответствии со статьей 11 настоящего Закона, от 4 до 10 лет для женщин, замещавших муниципальные должности, от 4 до 12,5 лет для мужчин, замещавших муниципальные должности.
Согласно части 5 статьи 11 Закона Мурманской области "Об отдельных гарантиях лицам, замещающим муниципальные должности", периоды работы (службы), включаемые в стаж службы лиц, замещавших муниципальные должности, для установления ежемесячной доплаты к страховой пенсии суммируются и исчисляются на дату подачи заявления.
В силу статьи 12 указанного Закона, финансирование расходов, связанных с его реализацией, осуществляется за счет средств местных бюджетов.
Порядок установления и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности, а также порядок финансирования за счет средств местного бюджета расходов на выплату ежемесячных доплат к трудовым пенсиям устанавливаются представительным органом муниципального образования (статья 10 Закона N 1302-01-ЗМО).
Согласно пункту 1.4 Порядка назначения, выплаты и финансирования ежемесячной доплаты к страховой пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности ЗАТО Александровск, утвержденного Решением Совета депутатов муниципального образования ЗАТО Александровск от 24 марта 2011 года N 30, при наличии оснований, предусмотренных настоящим Порядком, ежемесячная доплата к страховой пенсии устанавливается по заявлению лица, замещавшего муниципальную должность и претендующего на ежемесячную доплату к страховой пенсии, решением руководителя органа местного самоуправления, в котором он замещал муниципальную должность.
Судом установлено и подтверждено копией трудовой книжки истца, что общий стаж муниципальной службы Журбык Ю.О. на должностях муниципальной службы и приравненных должностях составляет 13 лет 10 месяцев 06 дней, включая периоды работы в *** с 22 марта 1993 года по 28 октября 2002 года и в *** с 14 марта 2003 года по 26 мая 2004 года, а также период замещения должности заместителя председателя Совета депутатов ЗАТО Александровск с 09 октября 2013 года по 24 октября 2016 года.
Таким образом, непрерывный стаж Журбык Ю.О. по замещаемой перед наступлением права на страховую пенсию муниципальной должности составил 3 года 00 месяцев 16 дней.
Из материалов дела следует, что 06 декабря 2016 года Журбык Ю.О. обратилась с заявлением к Главе муниципального образования ЗАТО Александровск об установлении ежемесячной доплаты к страховой пенсии в соответствии с Законом Мурманской области от 27 декабря 2010 года
N 1302-01-ЗМО "Об отдельных гарантиях лицам, замещающим муниципальные должности".
Согласно ответу от 15 декабря 2016 года Главы муниципального образования ЗАТО Александровск Мурманской области, в удовлетворении заявления Журбык Ю.О. о назначении ей с 06 декабря 2016 года ежемесячной доплаты к страховой пенсии отказано, со ссылкой на статью 5 Закона Мурманской области от 27 декабря 2010 года N1302-01-ЗМО "Об отдельных гарантиях лицам, замещающим муниципальные должности", в связи с отсутствием муниципального стажа по последней замещаемой муниципальной должности.
Установив изложенные обстоятельства, проанализировав вышеприведенные правовые нормы, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии у Журбык Ю.О. права на назначение ежемесячной доплаты к страховой пенсии, в связи с отсутствием необходимого условия для предоставления такого права, предусмотренного законодательством, действующим на момент выхода истца на пенсию и обращения за установлением спорной доплаты. При этом суд правомерно учел, что несмотря на наличие у истца на день увольнения общего стажа муниципальной службы на должностях муниципальной службы и приравненных должностях в размере более 13 лет, ее непрерывный стаж муниципальной службы по занимаемой должности в Совете депутатов ЗАТО Александровск составил менее четырех лет (3 года и 16 дней).
При таких обстоятельствах суд обоснованно исходил из того, что у ответчика отсутствовали основания для назначения истцу доплаты к страховой пенсии, поскольку на момент увольнения Журбык Ю.О. 24 октября 2016 года, в связи с прекращением ее полномочий по состоянию здоровья, препятствующему продолжению исполнения полномочий, необходимый стаж для назначения ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) у истца отсутствовал.
Таким образом, суд правомерно пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Выводы суда в решении достаточно мотивированы, основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют обстоятельствам дела и исследованным доказательствам, которым судом дана надлежащая оценка.
При этом судом обоснованно отклонены доводы истца, повторяемые в апелляционной жалобе, о том, что к спорным правоотношениям не могут быть применены положения Закона Мурманской области от 10 мая 2016 года N1992-01-ЗМО ввиду наличия специального нормативного правового акта, принятого органом местного самоуправления муниципального образования ЗАТО Александровск и подлежащего применению в указанном муниципальном образовании.
Оснований не согласиться с указанным выводом у судебной коллегии не имеется, поскольку спорная ежемесячная доплата к страховой пенсии и условия для ее назначения установлены для лиц, замещающих муниципальные должности, именно Законом Мурманской области N1302-01-ЗМО "Об отдельных гарантиях лицам, замещающим муниципальные должности" в редакции Закона Мурманской области от 10 мая 2016 года N1992-01-ЗМО, в соответствии с которым к компетенции представительных органов муниципального образования отнесено лишь утверждение порядка ее установления, выплаты и финансирования.
Как установлено судом, на момент досрочного сложения с Журбык Ю.О. полномочий председателя Совета депутатов ЗАТО Александровск и депутата на территории муниципального образования ЗАТО Александровск действовал Порядок назначения, выплаты и финансирования ежемесячной доплаты к страховой пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности ЗАТО Александровск, утвержденный решением Совета депутатов ЗАТО Александровск от 24 марта 2011 года N30, пунктом 1.1 которого было предусмотрено право на ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости (инвалидности) лиц, замещавших муниципальные должности в органах местного самоуправления ЗАТО Александровск не менее одного и установленного срока полномочий, в том числе, прекративших полномочия по состоянию здоровья, препятствующему продолжению исполнения полномочий.
Таким образом, как верно указал суд, в нарушение требований пунктов 4, 5 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", указанный Порядок в данной части не соответствовал положениям Закона Мурманской области от 27 декабря 2010 года N1302-01-ЗМО "Об отдельных гарантиях лицам, замещающим муниципальные должности" в редакции Закона Мурманской области N1992-01-ЗМО от 10 мая 2016 года, введенной в действие с 11 мая 2016 года.
Решением Совета депутатов ЗАТО Александровск от 31 января 2017 года N 4 в указанный Порядок в целях приведения его в соответствие с законодательством субъекта Российской Федерации и федеральным законодательством в соответствии с положениями Закона Мурманской области N1992-01-ЗМО внесены изменения, предусматривающие необходимость замещения муниципальных должностей не менее 4 лет подряд в целях установления спорной доплаты. При этом действие указанных изменений распространено на правоотношения, возникшие с 11 мая 2016 года, на что прямо указано в нормативном правовом акте Совета депутатов ЗАТО Александровск.
Ссылка в апелляционной жалобе на позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении от 24 мая 2001 года N8-П, выводов суда не опровергает, поскольку, как уже было указано выше, при принятии решения об отказе в установлении доплаты к пенсии истцу, ответчики руководствовались положениями законодательства субъекта Российской Федерации, имеющего большую юридическую силу, нежели нормативный акт органа местного самоуправления муниципального образования, учитывая, что последний не соответствовал требованиям, установленным Законом Мурманской области.
Мнение подателя жалобы о том, что установленные статьей 9 Закона Мурманской области от 10 мая 2016 года N1992-01-ЗМО переходные положения распространяются на правоотношения, возникшие между сторонами, отклоняется судебной коллегией, как основанное на ошибочном понимании норм законодательства.
Действительно, подпунктом 2 пункта 2 статьи 9 Закона Мурманской области от 10 мая 2016 года N1992-01-ЗМО "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Мурманской области" предусмотрено, что действие, в том числе, положений пункта 1 статьи 7, которым внесены соответствующие изменения в Закон Мурманской области от 27 декабря 2010 года N1302-01-ЗМО "Об отдельных гарантиях лицам, замещающим муниципальные должности" в части необходимого четырехлетнего срока замещения муниципальной должности, не распространяется на лиц, которые, в том числе, до или на день вступления в силу настоящего Закона замещали государственную должность Мурманской области или муниципальную должность, если на день прекращения полномочий они имеют стаж замещения государственных должностей Мурманской области, должностей государственной гражданской службы Мурманской области, установленный статьей 5 Закона Мурманской области от 27 декабря 2010 года N1302-01-ЗМО "Об отдельных гарантиях лицам, замещающим муниципальные должности" (в редакции настоящего Закона).
Таким образом, поскольку на день прекращения полномочий Журбык Ю.О. ее стаж муниципальной службы составлял менее 4 лет подряд, оснований для применения указанных переходных положений Закона Мурманской области от 10 мая 2016 года N1992-01-ЗМО у суда в данном случае не имелось.
В целом доводы апелляционной жалобы сводятся к изложению позиции истца, выраженной при рассмотрении дела в суде первой инстанции, нашедшей отражение и получившей правильную оценку в решении, и не содержат указаний на новые, имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, основаны на ошибочном толковании норм материального права, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены решения суда.
Нарушений судом норм процессуального права, являющихся в соответствии положениями части четвертой статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 327, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
решение Полярного районного суда Мурманской области от 04 марта 2019 года
оставить без изменения, апелляционную жалобу Журбык Юлии Олеговны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.