Судебная коллегия по административным делам Омского областного суда в составе
председательствующего Латышенко Н.Ф,
судей областного суда Филимонова Д.И, Шукеновой М.А.
при секретаре Скляровой А.А.
рассмотрела в судебном заседании 5 июня 2019 года дело по апелляционной жалобе Администрации г. Омска на решение Центрального районного суда г. Омска от 28 марта 2019 года, которым постановление Администрации г. Омска 12 июля 2018 года N696-п "Об утверждении документации по планировке части территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области и признании утратившим силу постановления Администрации города Омска от 12 августа 2011 года N 896-п" признано недействующим в части, устанавливающей прохождение красных линий через границы земельного участка, с кадастровым номером "... ", местоположение которого установлено относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: "... " с момента вступления решения суда в законную силу, на Администрацию города Омска возложена обязанность опубликовать решения суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления, в котором был опубликован оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.
Заслушав доклад судьи областного суда Шукеновой М.А, судебная коллегия
установила:
Назарова И.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением об оспаривании в части постановления Администрации г. Омска от 12.07.2018 N 696-п "Об утверждении документации по планировке части территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области и признании утратившим силу постановления Администрации города Омска от 12.08.2011 N 896-п".
В обоснование указано, что Назаровой И.В. и ее супругу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером "... " площадью "... " кв.м (категория земель населенных пунктов, для жилищных нужд), а также расположенный в его границах жилой дом площадью "... " кв.м, имеющий адрес: "... ".
Оспариваемым постановлением утверждена документация по планировке части территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области, расположенной в границах: улица 7-я Северная - улица 5-я Северная - улица 11-я Ремесленная - улица 2-я Восточная - правый берег реки Оми - правый берег реки Иртыш - улица Фрунзе - улица Красный Путь - в Центральном и Советском административных округах города Омска.
Установленные указанным постановлением красные линии и границы зон и территорий общего пользования проходят непосредственно по принадлежащему административному истцу земельному участку и делят его на части, что, по мнению административного истца, нарушает его права как собственника на использование земельного участка, противоречит федеральному законодательству, Генеральному плану города Омска и Правилам землепользования и застройки г. Омска.
Отмечает, что решением Омского областного суда от 23.11.2017 по делу N 3а-61/2017 Генеральный план муниципального образования городской округ г. Омск Омской области (утв. Решением Омского городского Совета от 25.07.2007 N 43) и Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ г. Омск Омской области (утв. Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 N 201) в части земельного участка с кадастровым номером "... " признаны противоречащими федеральному законодательству и недействующими с момента вступления решения суда в законную силу.
В силу положений ст.ст. 41, 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации документация по планировке территории должна соответствовать генеральному плану, правилам землепользования и застройки определенного муниципального образования.
Поскольку Генеральный план муниципального образования городской округ г. Омск Омской области и Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ г. Омск Омской области не действуют в отношении данного земельного участка, до внесения в них изменений с установлением функциональных и территориальных зон невозможно утверждение проекта планировки территории в отношении данного земельного участка.
Принятие спорного постановления делает возможным обращение Администрации ЦАО г. Омска с иском к Назаровой И.В, Н. о признании объекта самовольной постройкой, возложении обязанности по сносу самовольной постройки.
С учетом уточнений просила признать постановление Администрации г. Омска от 12.07.2018 N 696-п "Об утверждении документации по планировке части территории муниципального образования городской округ г. Омск Омской области и признании утратившим силу постановления Администрации г. Омска от 12.08.2011 N 896-п" недействующим в части, устанавливающей прохождение красных линий, границ территорий общего пользования и границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства через границы земельного участка с кадастровым номером "... " с момента вступления решения суда в законную силу.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Администрация г. Омска просит решение суда отменить, принять новое. Отмечает, что расположенный в границах земельного участка кадастровым номером "... " жилой дом не обладает признаками самовольной постройки, предусмотренными ст. 222 ГК РФ, соответственно оспариваемое постановление не нарушает прав и законных интересов административного истца, Поскольку любое обращение в суд за судебной защитой имеет своей целью восстановление нарушенных прав, производство по настоящему административному делу подлежало прекращению. Указание в решении суда на нарушение прав и законных интересов Назаровой И.В. тем, что ранее ею предпринимались попытки внести изменения в Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, неправомерно, поскольку указанные действия были совершены задолго до принятия оспариваемого нормативного правового акта.
Отмечает, что сам по себе факт утверждения красной линии не придает участку статус участка общего пользования, а лишь ограничивает территории, которые уже являются землями общего пользования, либо могут стать ими в перспективе. Статья 11 ГрК РФ не исключает возможности изменения красных линий при планировании и изменении границ земельных участков.
Обращает внимание на то, что ранее генеральный план был признан судом недействующим вследствие того, что при его разработке земельный участок, принадлежащий на праве собственности Назаровой И.В, был отнесен одновременно к нескольким функциональным зонам. Иных оснований для признания генерального плана и правил землепользования и застройки недействующими решение Омского областного суда от 23.11.2017 по делу N 3а-61/17 не содержит.
В возражениях на апелляционную жалобу Назарова И.В. просит решение оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, заслушав представителя административного истца Баранникова С.В, судебная коллегия приходит к следующему.
Статьей 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) предусмотрено, что подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории (часть 1).
Основная часть проекта планировки территории включает в себя, в том числе чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются: а) красные линии; б) границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры; в) границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства.
В соответствии с пунктом 11 статьи 1 ГрК РФ красные линии обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Назарова И.В. и Н. являются сособственниками земельного участка с кадастровым номером "... " площадью "... " кв.м из состава земель населенных пунктов, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир жилой дом, почтовый адрес ориентира: "... ", а также объекта индивидуального жилищного строительства (жилой дом) с кадастровым номером "... " общей площадью "... " кв.м, расположенного по указанному адресу.
Указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет "... ", имеет вид разрешенного использования - для жилищных нужд, для размещения домов индивидуальной жилой застройки.
На момент принятия указанного решения суда постановлением Администрации г. Омска от 12.07.2018 N 696-п была утверждена документация по планировке части территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области и признано утратившим силу постановления Администрации г. Омска от 12.08.2011 N 896-п".
В частности, постановлением утвержден проект планировки территории, расположенной в границах: улица 7-я Северная - улица 5-я Северная - улица 11-я Ремесленная - улица 2-я Восточная - правый берег реки Оми - правый берег реки Иртыш - улица Фрунзе - улица Красный Путь - в Центральном и Советском административных округах города Омска. В состав обозначенного проекта планировки входят Положение о размещении объектов капитального строительства федерального, регионального, местного значения и характеристиках планируемого развития территории (приложение N 1 к постановлению), чертеж планировки территории (приложение N 2 к постановлению), чертеж элементов планировочной структуры проекта планировки территории (приложению N 3 к постановлению).
Как следует из раздела 1 Положения о размещении объектов капитального строительства федерального, регионального, местного значения и характеристиках планируемого развития указанной территории, проект планировки подготовлен на основании Генерального плана муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденного Решением Омского городского Совета от 25.07.2007 N 43, Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденных Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 N 201.
Согласно чертежу планировки территории (приложение N 2 к постановлению от 12.07.2018 N 696-п), расположенной в границах вышеназванных улиц, по территории земельного участка с кадастровым номером "... " проходит красная линия территории общего пользования - магистрали общегородского значения регулируемого движения улица 7-я Северная (л.д. 93, 171).
Ссылаясь на недопустимость наложения на земельный участок красной линии, границ территорий общего пользования и границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, Назарова И.В. обратилась с настоящим административным исковым заявлением.
В силу частей 7 и 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются.
Согласно ч. 8 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в)процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Суд первой инстанции обоснованно не подверг сомнению принятие оспариваемого нормативного правового акта компетентным органом, с соблюдением процедуры его принятия и опубликования.
Статьей 3 ГрК РФ предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить ГрК РФ.
В силу части 3 статьи 9 ГрК РФ документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Частью 3 статьи 9, частями 9 и 10 статьи 31, пунктом 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ закреплен принцип первичности генерального плана городского округа как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего в себе долгосрочные ориентиры их развития.
Красные линии являются частью проекта планировки территории города, который разрабатывается на основании генерального плана городского округа (подп. "а" п. 1 ч. 3 ст. 42 ГрК РФ).
Признавая оспариваемое недействующим в части, устанавливающей прохождение красной линии через границы земельного участка с кадастровым номером "... ", суд правомерно исходил из того, что в указанной части проект планировки не согласуется с принципом первичности генерального плана городского округа как основополагающего документа территориального планирования.
Материалами дела подтверждено, что Генеральным планом муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденным Решением Омского городского Совета 25.07.2007 N 43, в границах земельного участка с кадастровым номером 55:36:070401:3220 установлены функциональные зоны: зона магистрали общегородского значения регулируемого движения улица 7-я Северная, а также рекреационная (проектируемая) зона.
Согласно Карте градостроительного зонирования территорий города Омска (приложение N 1 к Правилам землепользования и застройки, утвержденным Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 N 201), в границах земельного участка с кадастровым номером "... " установлены две территориальные зоны: зона объектов административно-делового и общественного назначения (ОД1-1631) и зона городского наземного транспорта (ИТ2). При этом граница между названными зонами проходит через указанный земельный участок (л.д. 170).
Ввиду того, что отнесение земельного участка одновременно к двум функциональным зонам и двум территориальным зонам противоречит требованиям градостроительного законодательства, решением Омского областного суда от 23.11.2017 признаны противоречащими федеральному законодательству и недействующими с момента вступления в силу решения в законную силу Генеральный план муниципального образования городской округ город Омск Омской области в части установления функциональных зон в границах земельного участка с кадастровым номером "... ", а также приложение N 1 к Правилам землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области в части установления территориальных зон в границах земельного участка с кадастровым номером "... ".
Определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 22.03.2018 изложенное решение Омского областного суда оставлено без изменения, апелляционная жалоба Омского городского Совета - без удовлетворения.
С момента вступления решения суда в законную силу изменения в Генеральный план муниципального образования городской округ город Омск Омской области и Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области в отношении земельного участка с кадастровым номером "... " не вносились.
Из пояснений представителя Администрации г. Омска в суде первой инстанции следует, что функциональные зоны и территориальные зоны в границах земельного участка с кадастровым номером "... " не установлены.
В силу изложенного суд пришел к верному выводу о том, что признание недействующим в части генерального плана, имеющего большую юридическую силу, в безусловном порядке влечет соответствующие правовые последствия в отношении разработанного на его основании проекта планировки.
Правовых доводов, которые бы в силу закона могли опровергнуть указанный вывод, апелляционная жалоба не содержит.
Судебная коллегия также не может согласиться с доводами административного ответчика о том, что производство по настоящему делу подлежало прекращению в связи с тем, что оспариваемый Назаровой И.В. нормативный правовой акт не нарушает ее прав и законных интересов.
Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В силу статьи 214, части 2 статьи 194 названного Кодекса предусматривается возможность прекращения производства по административному делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, если из административного искового заявления не следует, что этим актом нарушаются либо иным образом затрагиваются права, свободы и законные интересы административного истца.
Таких оснований у суда не имелось.
В данном случае проходящая по земельному участку и жилому дома красная линия свидетельствует о нахождении на части этих объектов территории общего пользования, соответственно оспариваемый нормативный правовой акт применен в отношении административного истца. Указанное обстоятельство являлось достаточным условием для обращения собственника в суд.
Наличие либо отсутствие оснований для признания недействующим нормативного правового акта или отдельных его положений подлежало установлению в ходе судебного разбирательства.
Не могут иметь решающего значения ссылки Администрации г. Омска на то, что обращение с иском о сносе самовольной постройки в настоящее время является невозможным ввиду того, что документы территориального планирования, действовавшие на момент возведения на спорном земельном участке жилого дома, применению не подлежат.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Омска от 28 марта 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.