СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Нагорновой О.Н,
судей Костенко Е.Л. и Перминовой Н.А,
при секретаре Тырышкиной Н.Н,
рассмотрев в открытом судебном заседании 13 мая 2019 года дело по апелляционной жалобе ФГУП "Почта России" на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 28 января 2019 года, по которому:
исковое заявление прокурора Удорского района Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц к ФГУП "Почта России" в лице УФПС Республики Коми - филиал ФГУП "Почта России", ПАО "Ростелеком" в лице Макрорегионального филиала "Северо-Запад" Коми филиал, индивидуальному предпринимателю К о возложении обязанности обеспечить доступ для инвалидов в отделение почтовой связи удовлетворен в части;
на ФГУП "Почта России" в лице УФПС Республики Коми - филиал ФГУП "Почта России" возложена обязанность создать условия для беспрепятственного доступа инвалидов в помещение Отделения почтовой связи Кослан ОСП Усть-Вымского почтамта УФПС РК филиала ФГУП "Почта России" по адресу: "Адрес обезличен", а именно: обеспечить вход в здание, доступный для маломобильных групп граждан путем оборудования пандусом; обеспечения ширины входных дверных проемов не менее 0,9 м; в полотнах наружных дверей предусмотреть смотровые панели, заполненные прозрачным и ударопрочным материалом; оборудовать пороги высотой не более 0,014 м; подступенки высотой не более 0,17 м; исключить ступени в пределах одного марша различающиеся высоты; оборудовать при входе в помещение тактильные таблички для людей с нарушением зрения с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно - точечного шрифта Брайля;
с ФГУП "Почта России" в лице УФПС Республики Коми - филиал ФГУП "Почта России" взыскана государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 3 000 (три тысячи) рублей;
в удовлетворении требований, заявленных к ПАО "Ростелеком" в лице Макрорегионального филиала "Северо-Запад" Коми филиал, индивидуальному предпринимателю К об обязании обеспечить доступ для инвалидов в отделение почтовой связи, прокурору Удорского района Республики Коми отказано.
Заслушав доклад судьи Нагорновой О.Н, объяснения представителя ФГУП "Почта России" - М и прокурора С, судебная коллегия
установила:
прокурор Удорского района Республики Коми, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к УФПС Республики Коми - филиал ФГУП "Почта России", ПАО "Северо-Западный Телеком" о признании бездействия незаконным, просил возложить обязанность обеспечить доступ для инвалидов в отделение почтовой связи, расположенное по адресу: "Адрес обезличен".
Суд привлек к участию в деле в качестве надлежащих ответчиков ФГУП "Почта России" в лице УФПС Республики Коми - филиал ФГУП "Почта России", ПАО "Ростелеком" в лице Макрорегионального филиала "Северо-Запад" Коми филиал, в качестве соответчика - ИП К и постановилприведенное решение, оспоренное УФПС Республики Коми - филиал ФГУП "Почта России".
В апелляционной жалобе УФПС Республики Коми - филиал ФГУП "Почта России" просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об отказе прокурору в иске, указывая, что ответчиком в полной мере обеспечиваются требования законодательства о социальной защите инвалидов в виде адресного оказания услуг до полной реализации разработанного Минкомсвязи РФ плана мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам связи на 2016-2020 гг, предусматривающего и установку пандусов, а также на отсутствие оснований для удовлетворения иска прокурора по объекту, расположенному в здании по "Адрес обезличен", полагая, что данная обязанность может быть вменена только ко вновь вводимым в эксплуатацию, прошедших реконструкцию и модернизацию зданий, к коим данное здание не относится.
И.о. прокурора Удорского района поданы письменные возражения на апелляционную жалобу ответчика.
В суде апелляционной инстанции представитель заявителя жалобу поддержал.
Прокурор возражал против удовлетворения жалобы.
В соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие иных надлежаще извещенных и не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установилсуд и подтверждается материалами дела, в результате проведенной прокуратурой Удорского района в октябре 2018 г. проверки соблюдения предприятиями на территории МО МР "Удорский" законодательства в сфере беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры установлено, что здание почтового отделения, расположенного по адресу: "Адрес обезличен" (помещения N 7, 25, 26), находящееся в хозяйственном ведении ФГУП "Почта России", не оборудовано специальными средствами для беспрепятственного доступа инвалидам и гражданам других маломобильных групп населения.
Так, в нарушение вышеуказанного Свода правил, в здании отсутствует вход, доступный для маломобильных групп населения (п. 6.1.1 СП 59.13330); вход в здание, имеющий перепад высот, не оборудован пандусом (п. 6.1.2 СП 59.13330); ширина входных дверных проемов менее 0,9м, в полотнах наружных дверей, доступных для маломобильных групп населения, не предусмотрены смотровые панели, заполненные прозрачным и ударопрочным материалом, в проемах дверей, доступных для маломобильных групп населения, допускаются пороги высотой более 0,014 м (п. 6.1.2 СП 59.13330); подступенки имеют высоту более 0,17 м, в пределах одного марша ступеней допускаются различающиеся по высоте ступени (п. 6.2.8 СП 59.13330); при входе в помещение отсутствуют тактильные таблички для людей с нарушением зрения с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного шрифта Брайля (п. 6.5.9 СП 59.13330).
Собственником здания по вышеуказанному адресу является ПАО "Ростелеком".
Разрешая заявленный в рамках рассматриваемого дела прокурором спор, суд первой инстанции руководствовался положениями Конвенции о правах инвалидов, статьей 7 Конституции Российской Федерации, положениями Федерального закона от 24 ноября 2005 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", и, приняв во внимание, что здание отделения почтовой связи используется ответчиком как объект социальной инфраструктуры, удовлетворил требования прокурора об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидам в здание отделения почтовой связи.
Судебная коллегия не усматривает в доводах жалобы для признания приведенных выводов суда первой инстанции неправомерными.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Согласно части первой статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.
Пункт 2 статьи 46 Федерального закона "О связи" от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ предусматривает, что оператор связи, которым в целях указанного Федерального закона признается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги связи на основании соответствующей лицензии, обязан создавать условия для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам связи, предназначенным для работы с пользователями услугами связи, в том числе к местам оказания услуг связи и местам их оплаты на объектах связи, включая, в том числе и оснащение объектов связи, предназначенных для работы с пользователями услугами связи, надписями, иной текстовой и графической информацией, выполненной крупным шрифтом, в том числе, с применением рельефно-точечного шрифта Брайля; обеспечение инвалидам возможности самостоятельного передвижения по объекту связи в целях пользования общедоступными услугами связи.
Таким образом в силу приведенных норм права, ФГУП "Почта России", владеющее нежилым помещением по адресу: "Адрес обезличен" на праве хозяйственного ведения и использующее его под отделение почтовой связи, относящегося к объектам социальной инфраструктуры, обязано создать условия для беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения в него для получения ими услуг почтовой связи.
Оборудование помещения почтового отделения пандусами и иными техническими средствами с целью обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения в данное помещение к изменению целевого назначения указанного помещения либо к иному способу распоряжения им не приведет и соответствует объему прав ответчика, установленных положениями статьи 294 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В нарушение статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ФГУП "Почта России" не представлено в дело доказательств в подтверждение невозможности оборудования здания каким-либо из способов, обеспечивающих доступ инвалидов к данному объекту. При этом неисполнение требований законодательства по обеспечению инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального назначения в данном случае безусловно нарушает право указанной группы населения на достойную жизнь и свободное развитие.
Таким образом, выводы суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения исковых требований прокурора являются законными.
Доводы апелляционной жалобы о том, что положения части 1 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам, несостоятельны.
В части 1 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" закреплено, что жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения. Несмотря на то, что данные требования, как указано в части 1 статьи 42 приведенного закона не предъявляются вплоть до реконструкции или капитального ремонта к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований, в целях унификации действующего законодательства положения части 2 статьи 42 закона устанавливают необходимость применения понятия "Свод правил", принятых до его вступления в силу, которые подлежат применению на обязательной основе для обеспечения требований безопасности зданий и сооружений.
Требования к зданиям, сооружениям, которыми могут пользоваться инвалиды, содержатся в СНиП 35-01-2001, который в актуализированной редакции "СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001" включен в пункт 41 Постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. N 1521 "Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (ранее действовал перечень, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 21 июня 2010 г. N 1047-р, п. 76).
Как следует из п. 1.2 СП 59.13330.2012, требования настоящего документа необходимо учитывать при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений. Они распространяются на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, их участки или отдельные помещения, доступные для маломобильных групп населения: входные узлы, коммуникации, пути эвакуации, помещения (зоны) проживания, обслуживания и места приложения труда, а также на их информационное и инженерное обустройство. В случае невозможности полного приспособления объекта для нужд маломобильных групп населения при реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений и т.д. следует осуществлять в рамках "разумного приспособления" при согласовании задания на проектирование с территориальными органами социальной защиты населения и с учетом мнения общественных объединений инвалидов.
Таким образом, по смыслу вышеуказанных норм действие данных правил распространяется также на уже существующие объекты, которые приспосабливаются для нужд инвалидов и маломобильных групп населения.
Из системного толкования приведенных выше правовых норм следует, что они содержат императивные предписания, и указание на их применение исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию объектам, не может умалять прав инвалидов и маломобильных групп населения на социальную поддержку, на создание для них доступной среды. Несоблюдение требований законодательства является нарушением конституционных прав граждан - инвалидов и маломобильных групп населения, закрепленных в статьях 18, 19, 27, 45 Конституции Российской Федерации.
Ссылки на предоставление ФГУП "Почта России" услуг почтовой связи инвалидам индивидуально (адресно) по месту жительства, исключающих, по мнению апеллянта, его обязанность в установке пандусов, не освобождают данное юридическое лицо от исполнения императивных предписаний Федеральных законов "О связи" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" по созданию инвалидам и маломобильным группам населения равных возможностей с другими гражданами в реализации своих прав, обеспечению возможности вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех её аспектах, предполагающих отсутствие каких-либо препятствий в их доступе к объектам социальной инфраструктуры, к которым относится отделение почтовой связи.
В целом доводы апелляционной жалобы сводятся к возражениям на иск прокурора, изложенным ответчиком в суде первой инстанции и оцененных в оспариваемом решении. Правовых оснований, предусмотренных статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к отмене оспариваемого судебного акта жалоба не содержит, а потому, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 28 января 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФГУП "Почта России" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.