СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Нагорновой О.Н.
судей Костенко Е.Л. и Перминовой Н.А,
при секретаре Тырышкиной Н.Н,
рассмотрела в судебном заседании 13 мая 2019 года дело по апелляционной жалобе администрации МР "Прилузский" на решение Прилузского районного суда Республики Коми от 27 февраля 2019 года, по которому
заявление Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора Республики Коми к администрации муниципального образования муниципальный район "Прилузский", администрации муниципального образования сельское поселение "Спаспоруб" о ликвидации несанкционированных свалок на территории сельского поселения "Спаспоруб", ликвидации, обезвреживания, обработки, утилизации и захоронения отходов, обязании разработать проекты рекультивации земельных участков, сдать рекультивированные земельные участки удовлетворено;
на администрацию муниципального образования сельского поселения "Спаспоруб" возложена обязанность по ликвидации несанкционированной свалки, размещенной на территории МО СП "Спаспоруб" (д. Поруб) в пределах координат N60o40"08,5"" E049o01"18,2"", N60o40"09,0"" E049o01"19,0"", N60o40"09,3"" E049o01"21,0"", N60o40"09,8"" E049o01"23,9"", N60o40"08,7"" E049o01"35,3"", N60o40"08,0"" E049o01"34,3"", N60o40"07,8"" E049o01"33,0"", N60o40"07,4"" E049o01"24,8"", N60o40"07,5"" E049o01"18,7"", путем принятия организационных мер по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов к объектам их обезвреживания, обработки, захоронения или утилизации в срок до 1 июля 2025 года;
на администрацию муниципального образования сельского поселения "Спаспоруб" возложена обязанность по ликвидации несанкционированной свалки, размещенной на территории МО СП "Спаспоруб" (д. Урнышевская) в пределах координат N60o39"50,4"" E049o06"02,7"" и N60o39"51,2"", E049o06"02,1, N60o39"50,3"", E049o05"58,6, N60o39"49,6"" E049o05"58,3"" путем принятия организационных мер по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов к объектам их обезвреживания, обработки, захоронения или утилизации в срок до 01 июля 2025 года;
на администрацию муниципального образования муниципального района "Прилузский" возложена обязанность по ликвидации, обезвреживанию, обработке, утилизации и захоронению отходов, размещенных неустановленными лицами на земельном участке, расположенном на территории МО СП "Спаспоруб" (д. Поруб) в пределах координат N60o40"08,5"" E049o01"18,2"", N60o40"09,0"" E049o01"19,0"", N60o40"09,3"" E049o01"21,0"", N60o40"09,8"" E049o01"23,9"", N60o40"08,7"" E049o01"35,3"", N60o40"08,0"" E049o01"34,3"", N60o40"07,8"" E049o01"33,0"", N60o40"07,4"" E049o01"24,8"", N60o40"07,5"" E049o01"18,7"" в срок до 1 июля 2025 года;
на администрацию муниципального образования муниципального района "Прилузский" возложена обязанность по ликвидации, обезвреживанию, обработке, утилизации и захоронению отходов, размещенных неустановленными лицами на земельном участке, расположенном на территории МО СП "Спаспоруб" (д. Урнышевская) в пределах координат N60o39"50,4"" E049o06"02,7"" и N60o39"51,2"", E049o06"02,1, N60o39"50,3"", E049o05"58,6, N60o39"49,6"" E049o05"58,3"", в срок до 1 июля 2025 года;
на администрацию муниципального образования муниципального района "Прилузский" возложена обязанность по разработке проекта рекультивации земель земельного участка, расположенного на территории МО СП "Спаспоруб" (д. Поруб) в пределах координат N60o40"08,5"" E049o01"18,2"", N60o40"09,0"" E049o01"19,0"", N60o40"09,3"" E049o01"21,0"", N60o40"09,8"" E049o01"23,9"", N60o40"08,7"" E049o01"35,3"", N60o40"08,0"" E049o01"34,3"", N60o40"07,8"" E049o01"33,0"", N60o40"07,4"" E049o01"24,8"", N60o40"07,5"" E049o01"18,7"" и проведению в соответствии с ним мероприятий по рекультивации нарушенных земель в срок до 1 сентября 2025 года;
на администрацию муниципального образования муниципального района "Прилузский" возложена обязанность по разработке проекта рекультивации земель земельного участка, расположенного на территории МО СП "Спаспоруб" (д. Урнышевская) в пределах координат N60o39"50,4"" E049o06"02,7"" и N60o39"51,2"", E049o06"02,1, N60o39"50,3"", E049o05"58,6, N60o39"49,6"" E049o05"58,3"" и проведению в соответствии с ним мероприятий по рекультивации нарушенных земель в срок до 1 сентября 2025 года;
на администрацию муниципального образования муниципального района "Прилузский" возложена обязанность сдать рекультивированный участок, расположенный на территории МО СП "Спаспоруб" (д. Поруб) в пределах координат N60o40"08,5"" E049o01"18,2"", N60o40"09,0"" E049o01"19,0"", N60o40"09,3"" E049o01"21,0"", N60o40"09,8"" E049o01"23,9"", N60o40"08,7"" E049o01"35,3"", N60o40"08,0"" E049o01"34,3"", N60o40"07,8"" E049o01"33,0"", N60o40"07,4"" E049o01"24,8"", N60o40"07,5"" E049o01"18,7"" постоянной комиссии по приемке рекультивированных земель, созданной в соответствии с Постановлением администрации муниципального района "Прилузский" от 12.07.2013 N 1135 в срок до 1 сентября 2025 года;
на администрацию муниципального образования муниципального района "Прилузский" возложена обязанность сдать рекультивированный участок, расположенный на территории МО СП "Спаспоруб" (д. Урнышевская) в пределах координат N60o39"50,4"" E049o06"02,7"" и N60o39"51,2"", E049o06"02,1, N60o39"50,3"", E049o05"58,6, N60o39"49,6"" E049o05"58,3"" постоянной комиссии по приемке рекультивированных земель, созданной в соответствии с Постановлением администрации муниципального района "Прилузский" от 12.07.2013 N 1135 в срок до 1 сентября 2025 года;
судебные расходы в виде расходов по уплате государственной пошлины обращены на счет федерального бюджета.
Заслушав доклад судьи Нагорновой О.Н, объяснения прокурора Скворцовой Е.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Сыктывкарский природоохранный межрайонный прокурор, действуя в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации муниципального района "Прилузский", администрации сельского поселения "Спаспоруб" о принятии организационных мер по ликвидации несанкционированных свалок на территории сельского поселения "Спаспоруб" (деревни Керес, Поруб и Урнышевская), ликвидации, обезвреживанию, обработке, утилизации и захоронению отходов, разработке проектов рекультивации земельных участков со сдачей рекультивированных земельных участков.
Суд прекратил производство по делу в части требований прокурора к ответчикам в отношении несанкционированной свалки в д. Керес, привлек к участию в деле в качестве третьих лиц Управление Роспотребнадзора по Республике Коми в лице Территориального отдела в Койгородском районе, ГУ РК "Прилузское лесничество" и постановилприведенное решение, оспоренное администрацией МР "Прилузский".
В апелляционной жалобе администрация МР "Прилузский", не оспаривая обстоятельств, установленных по делу, указывает, что ответчики не являются ответственными за устранение выявленных прокурором нарушений природоохранного законодательства лицами, поскольку обеспечение обращения с твердыми коммунальными расходами на территории субъекта Российской Федерации и организация соответствующей деятельности в соответствии с действующим законодательством возложены на иных лиц.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу Сыктывкарский природоохранный межрайонный прокурор просит оставить решение без изменения, жалобу- без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции Прокурор настаивал на своих возражениях на апелляционную жалобу.
Администрация МР "Прилузский" и администрация СП "Спаспоруб", третьи лица - Управление Роспотребнадзора по Республике Коми в лице территориального отдела в Койгородском районе, ГУ РК "Прилузское лесничество" для участия в суде апелляционной инстанции своих представителей не направили, извещены надлежащим образом.
Проверив законность и обоснованность решения суда в порядке частей 1 и 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы и в обжалуемой части, обсудив доводы прокурора, судебная коллегия оснований для отмены либо изменения (дополнения) постановленного по делу судебного акта не усматривает.
При этом исходит из следующего.
Как установилсуд, подтверждается материалами дела и не оспаривается ответчиками, 30 августа 2018 г. в ходе совместно проведенного Сыктывкарской природоохранной межрайонной прокуратурой, Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми и Прилузским районным комитетом по охране окружающей среды осмотра территории сельского поселения "Спаспоруб" в д.Поруб на территории, прилегающей к автодороге Спаспоруб-Поруб в 2 км от с.Спаспоруб, справа от дороги и в полосе отвода дороги, а также в д.Урнышевская в 400 м от дороги слева выявлены две исторически сложившиеся несанкционированные свалки отходов, состоящие из твердых коммунальных отходов (тара, пластик, пакеты, продукты питания, утратившие потребительские свойства, одежда и проч.), древесных отходов от сноса и разборки зданий, отходы мебели, на площади 1 и 0,5 Га.
Принадлежность отходов конкретному лицу в ходе проведения обследования установить не представилось возможным (заключение от 7 сентября 2018 г.).
Несанкционированные свалки размещены на земельных участках из состава земель сельскохозяйственного назначения, государственная собственность на которые не разграничена.
Разрешая иск прокурора об устранении выявленных нарушений природоохранного законодательства, суд первой инстанции исходил из того, что принятие мер, направленных на ликвидацию несанкционированных свалок отходов на указанных землях, входит в компетенцию органов местного самоуправления, в частности, администрации МР "Прилузский" и администрации СП "Спаспоруб", в связи с чем пришел к выводу об обоснованности заявленных прокурором требований по их предмету и в их объеме к данным ответчикам.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда первой инстанции, поскольку он основан на правильном анализе норм права, подлежащих применению к спорным правоотношениям.
Согласно части 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона "Об охране окружающей среды".
В силу положений части 1 статьи 51 вышеуказанного Федерального закона, а также части 2 статьи 21, части 1 статьи 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Создание несанкционированной свалки на земельных участках, не предназначенных для этих целей, подвергает отрицательному воздействию качество жизни и благополучия населения, в частности, нарушает его права на обитание в здоровой, сбалансированной окружающей среде в отсутствие угрозы жизни, что отрицательно сказывается на соблюдении уважения личной жизни неопределенного круга лиц в значении статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Согласно статье 12 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации среди обязанностей собственника земельного участка названы его использование в соответствии с целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, осуществление мероприятий по охране земель, лесов и других природных ресурсов, недопущение загрязнения, истощения, деградации, порчи и уничтожения земель и почв.
Поскольку обеспечение конституционных прав граждан составляет существо деятельность всех уровней власти государства, то в природоохранной деятельности должны принимать участие федеральные и региональные органы государственной власти, а также органы местного самоуправления согласно своей компетенции.
В силу части 1 статьи 7 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к вопросам местного значения муниципального района относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды.
Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (пункт 2 статьи 21 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями (пункт 1 статьи 13 Закона об отходах производства и потребления).
Государственные гарантии осуществления местного самоуправления в Российской Федерации, а также общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы его организации в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (преамбула).
К общим принципам организации местного самоуправления, получившим закрепление в этом Федеральном законе, относятся и правовые основы компетенции муниципальных образований, включая определение вопросов местного значения, их дифференциацию по видам муниципальных образований, установление полномочий органов местного самоуправления по решению таких вопросов и их прав, связанных с решением вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, а также определение порядка и условий наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.
В числе вопросов местного значения муниципального района Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в ранее действовавшей редакции указывал организацию утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов (пункт 14 части 1 статьи 15).
В связи со вступлением в силу Федерального закона от 31 декабря 2017 г. N 503-ФЗ данные законоположения претерпели изменения и в настоящее время действуют в новой редакции, предусматривающей отнесение к вопросам местного значения соответственно поселения и муниципального района участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов. На межселенных территориях и территориях сельских поселений данный вопрос, по смыслу взаимосвязанных положений частей 3 и 4 статьи 14 и части 2 статьи 15 данного Федерального закона, подлежит разрешению органами местного самоуправления соответствующего муниципального района.
Содержание данной компетенции не может автоматически трактоваться как предопределяющее всю полноту ответственности муниципальных образований в соответствующей сфере деятельности, - оно предполагает возложение на органы местного самоуправления обязанности участия в организационных мерах, включая оказание регулирующего, распорядительного, контрольного и иного организационно-властного воздействия, направленного на создание необходимых условий для эффективной очистки территории муниципального образования от бытовых и промышленных отходов, при том что сами по себе такого рода меры не входят, по смыслу статьи 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", в нормативное содержание понятий "сбор отходов", "транспортирование отходов", "утилизация отходов", как они определены в статье 1 того же Федерального закона.
В связи с этим законодателем для определения характера участия муниципальных образований этих видов в указанной деятельности использована общая родовая категория "участие в организации" и, соответственно, на муниципальные районы, как и на сельские поселения, возложена не вся полнота бремени несения затрат по очистке территории муниципального образования от загрязнения бытовыми и промышленными отходами, а именно осуществление мер организационно-властного воздействия, направленных на создание условий для обеспечения эффективности такой очистки.
С учетом изложенного, органы местного самоуправления, пока не установлены иные лица, ответственные за ликвидацию последствий негативного воздействия на окружающую среду, самостоятельно осуществляют деятельность по организации ликвидации таких последствий - несанкционированной свалки на земельных участках, входящих в их территории.
Исходя из отсутствия в материалах настоящего дела сведений о том, что обнаруженные несанкционированные свалки расположены на землях, переданных в аренду или иное хозяйствование, что эти земли входят в земли лесного фонда, а также при неустановлении лица, виновного в несанкционированном размещении отходов производства и потребления, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что организация мероприятий по ликвидации этих свалок и восстановлению нарушенного положения должна быть возложена именно на заявленных прокурором ответчиков.
Ссылка в жалобе на положения пункта 2.1 статьи 29.1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ в редакции от 25 декабря 2018 г, предусматривающая отсрочку на запрет, установленный пунктом 7 статьи 12 данного закона, на срок до 1 января 2023 г, не влечет вывода о незаконности оспариваемого решения, поскольку сведений о том, что несанкционированные свалки в д.Поруб и д.Уррнышевская относятся к объектам размещения твердых коммунальных отходов, о которых идет речь в данной норме (введенным в эксплуатацию до 1 января 2019 г. без оформления требуемой документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации), материалы дела не содержат.
Иное толкование заявителем приведенных норм законодательства и выводов суда в оспариваемом решении не может являться основанием для отмены постановленного по делу судебного акта в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Прилузского районного суда Республики Коми от 27 февраля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации МО МР "Прилузский" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.