СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Тепляковой Е.Л,
судей Захваткина И.В, Костенко Е.Л,
при секретаре Поповой О.К,
рассмотрела в судебном заседании 30 мая 2019 года дело по апелляционной жалобе ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Сыктывкаре Республики Коми (межрайонное) на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 19 марта 2019 года, которым удовлетворены частично исковые требования Поповой НМ и Попова АП;
признано незаконным решение ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Сыктывкаре Республики Коми (межрайонное) от 02 ноября 2018 года N 3288 в отношении Поповой НМ в части удержания излишне выплаченных сумм пенсии за период с 05 сентября 2017 года по 30 ноября 2018 года;
признано незаконным решение ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Сыктывкаре Республики Коми (межрайонное) от 02 ноября 2018 года N 3286 в отношении Попова АП в части удержания излишне выплаченных сумм пенсии за период с 05 сентября 2017 года по 30 ноября 2018 года;
взысканы с ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Сыктывкаре Республики Коми (межрайонное) в пользу Поповой НМ излишне удержанные суммы пенсии за период с 01 сентября 2017 года по 30 ноября 2018 года в размере 11 156,22 руб.
взысканы с ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Сыктывкаре Республики Коми (межрайонное) в пользу Попова АП излишне удержанные суммы пенсии за период с 01 сентября 2017 года по 30 ноября 2018 года в размере 8 942,20 руб.
Заслушав доклад судьи Захваткина И.В, объяснение истцов Поповой Н.М, Попова А.П, представителя ответчика Макеевой Е.Г, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Попова Н.М. и Попов А.П. обратились в суд с иском ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Сыктывкаре Республики Коми (межрайонное) о признании незаконными решений пенсионного органа в части удержания излишне выплаченных сумм пенсии за период с 05 сентября 2017 года по 30 ноября 2018 года, обязании произвести перерасчет удержанных сумм за период с 05 сентября 2017 года по 30 ноября 2018 года, взыскании излишне удержанных сумм пенсии.
Суд принял указанное выше решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит ответчик в связи с его незаконностью и необоснованностью.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела следует, что истцы являются получателями страховой пенсии по старости, а также повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в связи с нахождением на их иждивении нетрудоспособного члена семьи - сына Попова А.А, "Дата обезличена"
Выплата к страховой пенсии была продлена до 31 августа 2018 года в связи обучением сына в БГТУ "ВОЕНМЕХ" им. Д.Ф. Устинова (на основании справки N 1186/18-40 от 05 октября 2015 года).
В связи с поступлением пенсионному органу сведений об отчислении Попова А.А. из числа студентов БГТУ "ВОЕНМЕХ" им. Д.Ф. Устинова по собственному желанию 29 мая 2017 года и его восстановлении 05 сентября 2018 года по очной форме обучения, ответчиком установлен факт излишней выплаты страховой пенсии по старости за период с 01 июля 2017 года по 30 ноября 2018 года Поповой Н.М. в размере 43 362,28 руб, Попову А.П. в размере 39 452,40 руб, на основании чего принято решение об удержании с истцов указанной суммы излишней выплаты с 01 декабря 2018 года в размере 20 % ежемесячно.
Истцы указали, что о фактах отчисления и восстановления сына в образовательном учреждении не знали.
Отменяя решение пенсионного органа и взыскивая с него в пользу Поповой Н.М. и Попова А.П. удержанную из страховой пенсии истцов сумму, суд исходил из того, что истцы не утратили право на получение повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии в связи с нахождением на иждивении нетрудоспособного члена семьи - сына Попова А.А, проходившего обучение в образовательном учреждении по очной форме обучения, поскольку выплата производилась ответчиком на основании достоверного документа (справки образовательного учреждения от 05 октября 2015 года), истцам об отчислении их ребенка известно не было, в связи с чем пришел к выводу об отсутствии в действиях истцов недобросовестности и незаконности удержаний спорной выплаты за период после восстановления сына истцов в образовательном учреждении.
Оснований не соглашаться с данными выводами судебная коллегия не находит, поскольку они основаны на правильном применении норм материального закона к установленным судом обстоятельствам.
В силу пункта 3 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" лицам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в пунктах 1, 3 и 4 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности устанавливается в сумме, равной одной третьей суммы, предусмотренной частью 1 статьи 16 настоящего Федерального закона, на каждого нетрудоспособного члена семьи, но не более чем на трех нетрудоспособных членов семьи.
Пунктом 1 части 2 статьи 10 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрено, что нетрудоспособными признаются: дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет или дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами.
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" пенсионер обязан извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и размера повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии или прекращение (продление) их выплаты, в том числе об изменении места жительства, не позднее следующего рабочего дня после наступления соответствующих обстоятельств.
В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных частью 5 статьи 26 настоящего Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Излишне выплаченные пенсионеру суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) в случаях, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, определяются за период, в течение которого выплата указанных сумм производилась пенсионеру неправомерно, в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере пенсионного обеспечения (часть 5 статьи 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Из приведенных норм пенсионного законодательства следует, что пенсионер обязан извещать о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера страховой пенсии. При этом в случае непредставления таких сведений причиненный ущерб возмещается в гражданском порядке за период, когда выплаченные суммы начислены неправомерно.
Исходя из установленных судом обстоятельств, периодом, когда спорные выплаты были неправомерно получены истцами, является период с 29 мая 2017 года по 05 сентября 2018 года, когда сын истцов не являлся обучающимся по очной форме обучения.
Принимая во внимание, что в указанный период спорная выплата истцам не была прекращена, и после восстановления сына истцов в образовательном учреждении истцы продолжали получать спорную выплату, у них не возникла обязанность обращаться в пенсионный орган с самостоятельным заявлением о назначении такой выплаты повторно.
В этом случае обоснованным является удержание спорных сумм только за период с 29 мая 2017 года по 05 сентября 2018 года.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, сводятся лишь к несогласию с ними и субъективной оценке установленных по делу обстоятельств, основаны на неправильном толковании норм пенсионного законодательства.
Решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 19 марта 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Сыктывкаре Республики Коми (межрайонное) - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.