Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Коми в составе председательствующего Соболева В.М.,
судей Вдовиченко С.В, Колесниковой Д.А.
при секретаре Нечаевой Л.И,
рассмотрев в открытом судебном заседании г.Сыктывкара Республики Коми 18 марта 2019 года административное дело по апелляционной жалобе представителя Военного комиссариата Республики Коми Петкова С.Ю. на решение Удорского районного суда Республики Коми от 17 января 2019 года, которым административное исковое заявление Коновалова Р.В. к военному комиссару Удорского района Республики Коми Ниязову А.Г, призывной комиссии Удорского района о признании незаконным решения призывной комиссии и обязании призывной комиссии Удорского района принять решение в отношении него выдать военный билет, обязании военного комиссара Удорского района выдать военный билет, удовлетворено в части.
Признано незаконным решение призывной комиссии Удорского района Республики Коми, осуществляющей призыв на военную службу граждан Российской Федерации, проживающих на территории Удорского района Республики Коми от 08 ноября 2018 года о зачислении Коновалова Р.В, в запас, как гражданина не прошедшего военную службу, не имея на то законных оснований по достижению 27 лет.
Обязана призывная комиссия Удорского района Республики Коми, осуществляющая призыв на военную службу граждан Российской Федерации, проживающих на территории Удорского района Республики Коми, в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу, принять решение в отношении Коновалова Р.В, в соответствии с положениями статей 28, 52 Федерального закона от 28 марта 1998 года N53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
В удовлетворении требований в части возложения на военного комиссара Удорского района Ниязова А.Г. обязанности выдать военный билет, отказано.
Заслушав доклад судьи Вдовиченко С.В, объяснения административного истца Коновалова Р.В, представителя Военного комиссариата Республики Коми Петкова С.В, судебная коллегия
установила:
Коновалов Р.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к военному комиссару Удорского района Республики Коми Ниязову А.Г, призывной комиссии Удорского района о признании незаконным решения призывной комиссии и возложении на призывную комиссию Удорского района обязанности принять решение в отношении него выдать военный билет, возложении на военного комиссара Удорского района обязанности выдать военный билет.
В обосновании иска административным истцом Коноваловым Р.В. указано, что 08.11.2018 призывной комиссией вынесено решение о зачислении истца в запас по достижению предельного возраста призыва на военную службу и на основании пункта 1.1 статьи 28 ФЗ от 28.03.1998 N53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", вынесено решение о признании его гражданином, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Указанным решением также решено выдать ему справку взамен военного билета. С решением призывной комиссии истец не согласен, поскольку оно является незаконным, нарушает его право на получение военного билета и влечет за собой незаконные ограничения, предусмотренные действующим законодательством к лицам, признанными не прошедшими военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
В последующем административный истец уточнил требования, просил признать незаконным решение призывной комиссии от 08.11.2018 о зачислении его в запас по достижению им возраста 27 лет как не прошедшего военную службу, не имея на то законных оснований, возложении на призывную комиссию Удорского района Республики Коми обязанности устранить выявленные нарушения, принять решение в отношении него выдать военный билет, а также обязать военного комиссара выдать военный билет в соответствии с требованиями законодательства.
Определением суда от 29.12.2018 по делу в качестве ответчика привлечен ФКУ "Военный комиссариат Республики Коми".
Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе административным ответчиком Военным комиссариатом Республики Коми поставлен вопрос об отмене состоявшегося по делу решения в той части, в которой удовлетворены исковые требования.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения административного истца Коновалова Р.В, представителя Военного комиссариата Республики Коми Петкова С.В, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда.
В соответствии с части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Из анализа указанного положения следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Как следует из материалов дела, Коновалов Р.В, 23.10.1991 года рождения, был поставлен на воинский учет 31.01.2008 и признан годным к военной службе.
Согласно справкам... института от 10.09.2010 N309, от 01.09.2011 N27, от 04.09.2012 N96, от 02.09.2013 N156 Коновалов Р.В. поступил и обучался в указанном учебном заведении по очной форме обучения по специальности "Безопасность жизнедеятельности". Срок окончания обучения 30.06.2015. Из копии диплома специалиста от 18.06.2015 следует, что Коновалов Р.В. окончил ФГБОУ ВПО "... " в 2015 году.
03.11.2015 Коновалов Р.В. прошел призывную комиссию и решением призывной комиссии ему предоставлена отсрочка по призыву до 30.04.2016.
01.12.2016 Коновалов Р.В. признан годным к военной службе (протокол N6 призывной комиссии МО МР "Удорский район"). Не согласившись с данным решением призывной комиссии 20.12.2016 Коноваловым Р.В. подано административное исковое заявление в Удорский районный суд Республики Коми. 20.12.2016 административное исковое заявление принято к производству и назначено судебное заседание (дело N2а-876/2016). 30.12.2016 Коноваловым Р.В. в Удорский районный суд Республики Коми подано заявление об отказе от иска, прекращении производства по делу. Определением Удорского районного суда Республики Коми от 10.01.2017 принят отказ Коновалова Р.В. от иска и производство по делу прекращено. 30.12.2016 решением призывной комиссии Республики Коми (протокол N53/1 от 30.12.2016) решение призывной комиссии МО МР "Удорский район" от 01.12.2016 отменено в виде выполнения установленного задания на призыв.
02.11.2017 Коновалов Р.В. согласно протоколу N2 призывной комиссии МО МР "Удорский район" был признан годным в военной службе и принято решение призвать его военную службу. Не согласившись с данным решением призывной комиссии, 07.11.2017 Коноваловым Р.В. в Удорский районный суд Республики Коми подано административное исковое заявление, в котором указано о несогласии административного истца с решением призывной комиссии 07.11.2017, в том числе и медицинской комиссии, ссылаясь на повреждение кисти руки. 07.11.2017 административное исковое заявление принято к производству и назначено судебное заседание (дело N2а-318/2017). 25.12.2017 в Удорский районный суд Республики Коми поступило письменное заявление Коновалов Р.В. об отказе от иска, прекращении производство по делу. Определением Удорского районного суда Республики Коми от 25.12.2017 принят отказ Коновалова Р.В. от иска и производство по делу прекращено.
30.10.2018 Коновалов Р.В. обратился в военный комиссариат Удорского района о выдаче ему военного билета.
Решением призывной комиссии МО МР "Удорский район" от 08.11.2018 Коновалов Р.В. был признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Решено выдать справку взамен военного билета.
Разрешая настоящий спор и удовлетворяя требования Коновалова Р.В. в части признания незаконным решения призывной комиссии Удорского района Республики Коми от 08.11.2018 о зачислении Коновалова Р.В. в запас, как гражданина не прошедшего военную службу, не имея на то законных оснований по достижению 27 лет, суд первой инстанции исходил из того, что обстоятельств уклонения от прохождения военной службы Коноваловым Р.В. в период с 01 января 2014 до достижения им возраста 27 лет не установлено и административным ответчиком не представлено. Имеющиеся в личном деле сведения о месте жительства Коновалова Р.В. соответствуют действительности, место жительства он не менял, от получения повесток не уклонялся, проходил все медицинские комиссии, присутствовал на заседаниях призывной комиссии МО МР "Удорский район", к административной или уголовной ответственности за уклонение от призыва на военную службу не привлекался, поэтому решение призывной комиссии МО МР "Удорский район" в части заключения о том, что Коновалов Р.В. не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, и отказ в выдаче военного билета являются не законными.
С такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку они основаны на нормах действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения и сделаны на основании всестороннего и полного исследования доказательств в их совокупности с обстоятельствами настоящего административного дела.
В силу части 1.1 статьи 28 Федерального закона от 28.03.1998 N53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших её до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 настоящего Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 N663 утверждено Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации.
При зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 года, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу (пункт 34 Положения).
Пунктом 17 этого же Положения установлено, что при наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, призывная комиссия выносит решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу. Такое решение выносится на основании документов, представленных призывником в призывную комиссию, один раз при первоначальном рассмотрении данного вопроса.
Контроль за наличием у призывника оснований для освобождения от призыва на военную службу или для отсрочки от призыва на военную службу возлагается на начальника отдела (муниципального), а за прохождением призывником назначенного ему медицинского обследования, лечения и повторного медицинского освидетельствования - на отдел (муниципальный) и соответствующие медицинские организации (пункт 18 названного выше Положения).
Согласно пункту 19 Положения призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях.
В силу пункта 1 статьи 5 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру при постановке на воинский учет, призыве на военную службу и проведение иных мероприятий, связанных с призывом на военную службу, осуществляется военными комиссариатами.
Вопросы организации призыва граждан на военную службу регламентированы статьей 26 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
В силу пункта 1 названной статьи призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата (пункт 3 названной статьи).
Согласно статье 31 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы (пункт 1).
Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку (пункт 2).
В случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4).
Пунктом 34 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 02.10.2007 N 400, предусмотрено, что после создания призывной комиссии ее председатель совместно с военным комиссаром разрабатывает график работы этой комиссии, в соответствии с которым в военном комиссариате составляются именные списки призывников по дням их явки на заседание призывной комиссии. Вызову на призывную комиссию подлежат все призывники, кроме пользующихся отсрочкой от призыва на военную службу и не подлежащих призыву на военную службу.
Таким образом, на военный комиссариат (иной уполномоченный орган или должностное лицо) в силу приведенных выше нормативных положений возложена обязанность по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва на военную службу, в том числе по своевременному личному вручению под расписку повесток гражданам, подлежащим призыву.
Действующее законодательство устанавливает обязанность граждан, подлежащих призыву на военную службу, являться только по повестке военного комиссариата в указанные в ней время и место, а также предусматривает ответственность за неявку по этой повестке.
При этом законом на гражданина, подлежащего призыву на военную службу, не возложена обязанность самостоятельно (без повестки) явиться в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 30.10.2014 N26-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву" в связи с запросом Парламента Чеченской Республики", неисполнение гражданином Российской Федерации конституционной обязанности по защите Отечества путём прохождения военной службы по призыву при отсутствии предусмотренных законом оснований для освобождения от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу или отсрочки от призыва предполагает совершение им действий или бездействие, которые сопряжены с неисполнением им обязанностей по воинскому учету, предусмотренных Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе", или свидетельствуют об уклонении от призыва на военную службу и для пресечения которых в действующем законодательстве предусматриваются механизмы, влекущие административную или уголовную ответственность.
Вынося заключение о признании гражданина не прошедшим без законных на то оснований военную службу по призыву, призывная комиссия не связана необходимостью оценки фактических обстоятельств, вследствие которых данный гражданин не прошел военную службу, установления фактов наличия или отсутствия объективных условий или уважительных причин для неисполнения им своей конституционной обязанности по защите Отечества, а также фактов привлечения его к административной или уголовной ответственности за совершение действий (бездействие), связанных с виновным неисполнением обязанностей по воинскому учету или уклонением от призыва на военную службу. Вместе с тем, поскольку не исключаются ситуации, при которых гражданин не прошел военную службу по призыву по не зависящим от него причинам, обусловленным какими-либо объективными обстоятельствами (например, если на территории, где проживал гражданин призывного возраста, не проводились мероприятия, связанные с призывом на военную службу), предполагается, что члены призывной комиссии, действующие в порядке, предусмотренном разделом III Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, беспристрастно и всесторонне изучают имеющиеся у них документы и выносят свое заключение на основе коллегиальности и в равной мере принимая во внимание все обстоятельства, вследствие которых гражданин не исполнил свою конституционную обязанность по защите Отечества путём прохождения военной службы по призыву.
Судом первой инстанции также принято во внимание, что в период с 26.12.2017 по 31.12.2017 включительно, то есть с момента прекращения производства по административному делу по заявлению Коновалова Р.В. законодательно установленное ограничение на реализацию решения призывной комиссии 2017 года о призыве Коновалова Р.В. на военную службу прекратило свое действие и Коновалов Р.В. мог быть призван на военную службу, но таких мероприятий в отношении Коновалова Р.В. не проводилось, у призывной комиссии МО МР "Удорский район" отсутствовали правовые основания для принятия оспариваемого решения. Обязанность самостоятельно явиться в военкомат у заявителя отсутствовала, следовательно, он не прошел военную службу по призыву по независящим от него причинам.
При таком положении у суда первой инстанции не имелось оснований для признания оспариваемого Коноваловым Р.В. решения призывной комиссии МО МР "Удорский район" от 08.11.2018 законным, а равно и для отказа в удовлетворении заявленного требования.
Возражения административного ответчика о недобросовестном поведении административного истца и злоупотреблении правом являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и обоснованно отклонены, принимая во внимание отсутствие соответствующих доказательств.
При этом, суд верно отметил, что обращение за судебной защитой не может свидетельствовать о злоупотреблении правом со стороны административного истца.
Доводы апелляционной жалобы направлены на иную оценку фактических обстоятельств дела и исследованных судом первой инстанции доказательств и основаниями к отмене решения суда по смыслу статьи 310 КАС РФ, не являются.
Таким образом, разрешая спор, суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановилзаконное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было. Доводы жалобы не опровергают выводов решения суда и потому не могут служить основанием к отмене этого решения.
Обжалуемое судебное решение отвечает требованиям законности и обоснованности и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Удорского районного суда Республики Коми от 17 января 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Военного комиссариата Республики Коми Петкова С.Ю. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.