Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Фаткуллиной Л.З,
судей Гудковой Г.В, Савина А.И.
при секретаре Хямяляйнен О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика на решение Сортавальского городского суда Республики Карелия от 04 марта 2019 г. по иску Управления по охране объектов культурного наследия Республики Карелия к обществу с ограниченной ответственностью "Экспресс" о возложении обязанности по совершению определенных действий.
Заслушав доклад судьи Гудковой Г.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Управление по охране объектов культурного Республики Карелия (далее - Управление) обратилось в суд с иском по тем основаниям, что в ходе проведения проверки соблюдения требований законодательства в области охраны объектов культурного наследия выявлены нарушения со стороны ООО "Экспресс", которому на праве собственности принадлежит здание, расположенное по адресу: (... ). Данное здание в соответствии с приказом Министерства культуры Республики Карелия и в силу положения ст. 64 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" отнесено к выявленным объектам культурного наследия - объект "Пожарное депо (1888 г.)". Из актов, составленных по результатам проверочных мероприятий, следует, что указанный объект находится в неудовлетворительном состоянии и требует проведение работ по его сохранению. В связи с чем истец просил обязать ООО "Экспресс" в срок до 31.12.2019 провести полный комплекс работ по сохранению выявленного объекта культурного наследия "Пожарное депо (1888 г.)", расположенного по адресу: (... ), в соответствии с разработанной ЗАО "ЛАД" научно-проектной документацией для проведения работ по сохранению и приспособлению к современному использованию выявленного объекта культурного наследия, а также требованиями законодательства, регулирующего вопросы в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Решением суда исковые требования удовлетворены частично. Суд обязал ООО "Экспресс" в срок до 01.07.2021 провести полный комплекс работ по сохранению выявленного объекта культурного наследия "Пожарное депо (1888 г.)", расположенного по адресу: (... ), в соответствии с разработанной ЗАО "ЛАД" научно-проектной документацией для проведения работ по сохранению и приспособлению к современному использованию выявленного объекта культурного наследия, в том числе, провести реставрацию: бутового фундамента, деревянных рубленных и каркасных стен, балок перекрытия, оконных и дверных заполнений, стропильных конструкций и кровли, деревянной обшивки и деревянного декора наружных стен. В остальной части иска отказано. С ООО "Экспресс" в бюджет Сортавальского муниципального района взыскана государственная пошлина в размере 6000 рублей.
С данным решением не согласен ответчик, в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов жалобы указывает, что истцом не исполнены предусмотренные законом обязательства по проведению государственной историко-культурной экспертизы, которая должна проводиться по инициативе заинтересованного органа государственной власти. Ссылается на отсутствие доказательств, подтверждающих установление заявленных сроков для исполнения обязательств и обоснованность их расчета. Полагает, что данный спор подведомственен Арбитражному суду Республики Карелия, так как предметом спора является экономическая деятельность юридического лица. Считает, что решение судом принято о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, в данном случае в отсутствие ООО "Реставрация, которое фактически будет выполнять работы, указанные в решении.
В возражениях на апелляционную жалобу истец указывает на несогласие с ее доводами, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ответчика ООО "Экспресс", в лице директора Чебуркова В.И, доводы жалобы поддержал.
Представитель истца Паршукова Е.О, действующая по доверенности, возражала по доводам жалобы.
Заслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в жалобе и возражениях на нее, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, особенности владения, пользования и распоряжения объектами культурного наследия как особым видом недвижимого имущества регулируются Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ).
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях указанного Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
В силу ст. 33 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
В силу ст. 6 указанного Федерального закона под государственной охраной объектов культурного наследия в целях данного Закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда.
В соответствии со ст. ст. 47.2 и 47.3 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ лица, указанные в п. 11 ст. 47.6 (физическое или юридическое лицо, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора), при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия обязаны обеспечить финансирование и организацию проведения научно-исследовательских, изыскательских, проектных работ, консервации, ремонта, реставрации и иных работ, направленных на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия и сохранение предмета охраны объекта культурного наследия, в порядке, установленном Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ, а при содержании и использовании объекта культурного наследия - также осуществлять расходы на содержание такого объекта и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии, безотлагательно принимать меры по предотвращению дальнейшего разрушения объекта культурного наследия, в том числе проводить противоаварийные работы в порядке, установленном для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, и не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживая ее в благоустроенном состоянии.
Согласно п. 1 ст. 47.6 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ, в охранном обязательстве собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, указываются требования в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, предусмотренные п.п. 1 - 3 ст. 47.3 указанного Федерального закона.
В силу п. 11 данной статьи охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности.
По делу судом установлено, что истец в соответствии с Положением об Управлении по охране объектов культурного наследия Республики Карелия, утв. постановлением Правительства Республики Карелия от 14.04.2017 N 123-П, с учетом постановления Правительства Республики Карелия от 26.09.2017 N 326-П, является органом исполнительной власти Республики Карелия, проводящим государственную политику и осуществляющим функции в области сохранения, пользования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Приказом Министерства культуры Республики Карелия от 18.02.2000 N 38 "Об учете вновь выявленных памятников истории и культуры" утвержден "Список вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность", к которым относится объект - "Пожарное депо (1988 г.)", расположенный по адресу: (... ).
06.12.2012 на основании договора купли-продажи ответчик ООО "Экспресс" приобрело в собственность здание с мансардой, назначение: нежилое, 1-этажное, общей площадью 466,9 кв.м, расположенное по вышеуказанному адресу, с существующим ограничением (обременением) права в виде обязательства по сохранению объекта культурного наследия, о чем 06.12.2012 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации N.
05.07.2012 Министерством культуры Республики Карелия ответчику выдано охранное обязательство N собственника объекта культурного наследия - "Пожарное депо (1988 г.)".
Актом проверки Министерства культуры Республики Карелия технического состояния объекта культурного наследия и определение плана работы по объекту культурного наследия и благоустройству его территории от 16.02.2018 N-с/р, установлено, что общее состояние внешних и внутренних архитектурно-конструктивных элементов объекта культурного наследования оценивается, как неудовлетворительное. В акте указываются работы, которые необходимо провести по сохранению выявленного объекта культурного наследия, учитывая требования действующего законодательства: полный комплекс работ по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с проектной документацией; зашить места, где отсутствует подшивка свесов кровли для избежания попадания птиц в чердачное пространство; расчистить помещения для машин от материалов, захламляющих интерьер; провести мероприятия по устранению подтапливания талой и дождевой водой из щелей под воротами помещений для машин; провести работы по ремонту кровли, фасадов, отмостки, цоколя.
22.03.2018 постановлением судьи Сортавальского городского суда Республики Карелия ООО "Экспресс" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст.7.13 КоАП РФ.
28.12.2018 постановлением судьи Сортавальского городского суда Республики Карелия ООО "Экспресс" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.18 ст. 19.5 КоАП РФ
Архитектурно-реставрационным проектным предприятием ЗАО "ЛАД", в рамках заключенного между последним и ООО "Экспресс" договора от 08.12.2017 NП/17, составлена научно-проектная документация для проведения работ по сохранению и приспособлению к современному использованию выявленного объекта культурного наследия "Пожарное депо (1888 г.)". Обследование показало, что основание здания (его исторические части) - фундамент и цоколь находятся в работоспособном состоянии, деформации сруба незначительны. Для дальнейшей нормальной работы фундамента и цоколя необходимо обеспечить отвод атмосферных вод от стен здания, заново выполнить отмостку по всему периметру. Устранить трещины и сдвижку блоков в цоколе. Основные элементы и конструкции здания подлежат реставрации и ремонту на основании детального обследования, выявления сохранившихся следов изменения конструкций, исторических фотографий и других архивных материалов.
14.06.2018 Управлением ответчику было выдано разрешение N на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, или выявленного объекта культурного наследия, согласно которому ООО "Реставрация" имеет право провести работы по реставрации бутового фундамента, деревянных рубленных и каркасных стен, балок перекрытия, оконных и дверных заполнений, стропильных конструкций и кровли, деревянной обшивки наружных стен, деревянного декора наружных стен на объекте культурного наследия "Пожарное депо (1888 г.)". Разрешение выдано на срок до 14.06.2021.
Установив нарушение ответчиком законодательства об объектах культурного наследия, руководствуясь приведенными выше нормами права, суд пришел к выводу о том, что заявленные требования являются обоснованными.
Возлагая на ответчика обязанность провести комплекс работ по сохранению выявленного объекта культурного наследия и устанавливая срок их выполнения, суд принял во внимание выданное ответчику разрешение на проведение таких работ, учел требования разумности, достаточности, положения ст. 206 ГПК РФ.
Мотивы, по которым суд пришел к указанным выводам, подробно изложены в решении суда. Оснований не согласиться с ними у судебной коллегии не имеется.
Судебная коллегия отклоняет доводы апелляционной жалобы о принятии судом решения, затрагивающего права и обязанности лиц, не привлеченных к участию в деле, а именно ООО "Реставрация", поскольку оспариваемым решением не возлагаются какие-либо обязанности на данное общество.
Не усматривает судебная коллегия и нарушения правил подведомственности, о котором заявлено в жалобе, так как спорные правоотношения не затрагивают прав и законных интересов ответчика в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Иные доводы апелляционной жалобы не могут являться основанием к отмене судебного постановления, поскольку не опровергают выводов суда, а повторяют позицию ответчика, выраженную в суде первой инстанции, исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда.
Оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы, не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сортавальского городского суда Республики Карелия от 04 марта
2019 г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.