Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Карлинова С.В.,
судей Смирновой Е.Д, Орловой И.Н,
при секретаре судебного заседания Юркиной Е.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному иску Савельевой Н.Ф. об оспаривании решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике,
поступившее по апелляционной жалобе представителя Савельевой Н.Ф. - НиколаеваЕ.В. на решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 25 февраля 2019 года, которым постановлено в удовлетворении административного иска СавельевойН.Ф. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике о признании незаконным отказа, выраженного в письме от 09 ноября 2018 года N 01/12546, во включении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости - земельном участке площадью 1177 кв.м, расположенном по адресу: "адрес"; возложении обязанности на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения о ранее учтенном объекте недвижимости - земельном участке площадью 1177 кв.м, расположенном по адресу: "адрес" отказать.
Заслушав доклад судьи Смирновой Е.Д, судебная коллегия
установила:
Савельева Н.Ф. обратилась в суд к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике (далее - Управление Росреестра, Управление) с административным иском о признании незаконным отказа Управления в форме ответа от 09 ноября 2018 года N 01/12546, во включении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости - земельном участке площадью 1177 кв.м, расположенном по адресу: "адрес", возложении обязанности внести указанные сведения в ЕГРН.
Требования мотивированы тем, что 08 октября 2018 года Савельева Н.Ф. обратилась в Управление с заявлением о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в отношении земельного участка площадью 1177 кв.м, расположенном по адресу: "адрес", приложив к заявлению документы, подтверждающие ее право на земельный участок: договор б/н от 09 марта 1932 года, которым ФИО1 был предоставлен земельный участок; свидетельство о праве наследования б/н от 09 декабря 1946 года, согласно которому наследником имущества ФИО1 является ФИО2 свидетельство о праве на наследство от ДД.ММ.ГГГГ N N, согласно которому наследником имущества ФИО2 стала Савельева Н.Ф, т.е. административный истец. Однако по ее заявлению административным ответчиком было направлено уведомление об отказе во включении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в ЕГРН от 19 октября 2018 года N N. Данное уведомление было обжаловано путем подачи жалобы, которая ответом Управления Росреестра от 09 ноября 2018 года N 01/12546 оставлена без удовлетворения в связи с непредставлением документов, необходимых для внесения сведений о ранее учтенном объекте недвижимости.
В судебном заседании суда представитель административного истца Савельевой Н.Ф. - Николаев Е.В. требования поддержал по приведенным в иске основаниям.
Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Чувашской Республике Кудашкина Е.А. требования не признала ввиду необоснованности.
Судом вынесено указанное выше решение, которое обжаловано представителем административного истца Николаевым Е.В. по мотивам незаконности и необоснованности.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя административного истца Савельевой Н.Ф. - Николаева Е.В, представителя административного ответчика Управления Росреестра по Чувашской Республике Кудашкиной Е.А, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии со ст. 308 КАС РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит с следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из материалов дела следует и судом установлено, что СавельеваН.Ф. 08 октября 2018 года обратилась в Управление Росреестра с заявлением о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в отношении земельного участка площадью 1177 кв.м, расположенном по адресу: "адрес".
В подтверждение права заявителя на земельный участок к заявлению согласно расписке в получении документов и описи документов, принятых для оказания государственной услуги, были приложены документы: выписка из ЕГРН от 19 сентября 2017 года, свидетельство о праве на наследство от 10 февраля 1972 года N 0757560, план участка от 05 октября 2018 года, опись документов.
Уведомлением Управления Росреестра от 19 октября 2018 года N N в осуществлении учетно-регистрационного действия в виде внесения сведений о ранее учтенном объекте недвижимости отказано на основании ст. 69 Закона о государственной регистрации недвижимости, со ссылкой на непредставление СавельевойН.Ф. документов, предусмотренных п. 5 ст. 69 Закона N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", подтверждающих возникновение у нее права на указанный земельный участок. Так, свидетельство о праве на наследство, выданное ДД.ММ.ГГГГ N старшим государственным нотариусом первой Чебоксарской нотариальной конторы ФИО3 подтверждает право наследования жилого дома, а не земельного участка. Также указано, что в ходе административного обследования земельного участка по адресу: "адрес" установлено отсутствие по указанному адресу сформированного в определенных границах земельного участка, признаков его использования и наличие на нем каких-либо строений, а жилой дом, принадлежавший Савельевой Н.Ф, согласно ответу БУ "Чуваштехинвентаризация" от 17 октября 2017 года N 4452 снесен в 1986 году. Следовательно, представленные документы не подтверждают право собственности Савельевой Н.Ф. на земельный участок, а иные документы, свидетельствующие о возникновении права Савельевой Н.Ф. на земельный участок, а также документы в соответствии с п.3 ст.3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса РФ" (государственный акт, свидетельство о праве на землю) ею не представлены.
Ответом Управления Росреестра от 09 ноября 2018 года N 01/12546 жалоба представителя Савельевой Н.Ф. на данное уведомление оставлена без удовлетворения.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд исходил из того, что из представленных Савельевой Н.Ф. документов, действительно, нельзя сделать вывод о возникновении у нее прав на земельный участок по указанному адресу, представленный в суд договор о предоставлении земельного участка под застройку от 09 марта 1932 года с отметкой о его нотариальном удостоверении не был приложен к заявлению при обращении в Управление, в связи с чем отказ Управления Росреестра во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости - земельном участке по адресу: "адрес" является правомерным и соответствующим действующему законодательству.
Кроме того, судом принят во внимание пропуск административным истцом трехмесячного срока на обращение 06 февраля 2019 года в суд с административным иском об оспаривании решения органа государственной власти, поскольку соответствующее решение принято Управлением 19 октября 2018 года.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, судебная коллегия исходит из следующего.
Частью 2 ст. 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) предусмотрены документы и обстоятельства, являющиеся основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В силу ч. 1 ст. 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Статьей 69 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" предусмотрено, что права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в ЕГРН проводится по желанию их обладателей (ч. 1).
Права на объекты недвижимости, возникающие в силу закона (вследствие обстоятельств, указанных в законе, не со дня государственной регистрации прав), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости осуществляется по заявлениям правообладателей, решению государственного регистратора прав при поступлении от органов государственной власти и нотариусов сведений, подтверждающих факт возникновения таких прав, кроме случаев, установленных федеральными законами (ч. 2).
Орган регистрации прав принимает решение об отказе во включении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости в случае, если: в представленных или поступивших документах отсутствуют сведения, позволяющие считать такой объект недвижимости ранее учтенным, а также сведения о площади объекта недвижимости при условии, что объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение, либо об основной характеристике объекта недвижимости (протяженности, глубине, глубине залегания, площади, объеме, высоте, площади застройки) и о ее значении при условии, что объектом недвижимости является сооружение, и (или) не поступил ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации на запрос органа регистрации прав, указанный в пункте 3 части 5 настоящей статьи (п. 2 ч. 8 ст. 69 Закона N 218-ФЗ).
Сведения о ранее учтенных объектах недвижимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) на основании документов, предусмотренных ч. 5 ст. 69 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии с указанной нормой права, в случае отсутствия в ЕГРН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, в том числе при поступлении предусмотренного ст. 62 указанного Федерального закона запроса о предоставлении сведений, или межведомственного запроса о предоставлении сведений, или заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, орган регистрации прав, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, в течение пяти рабочих дней со дня получения им указанных запросов или заявления обеспечивает включение документов и сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в ЕГРН на основании:
1) имеющейся в его распоряжении документации о ранее учтенном объекте недвижимости;
2) документа (копии документа, заверенной в порядке, установленном федеральным законом), устанавливающего или подтверждающего право на объект недвижимости, в том числе документа, указанного в п. 9 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и представленного заинтересованным лицом при его обращении с соответствующим заявлением в орган регистрации прав;
3) документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права на него либо устанавливающих или подтверждающих право на него и представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления либо органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, в орган регистрации прав по его запросам, если документы и сведения о ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе имеющейся в распоряжении органа регистрации прав документации о ранее учтенном объекте недвижимости.
При этом законом не ограничен перечень вышеуказанных документов, представляемых в качестве оснований для внесения в ЕГРН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости. В связи с этим сведения о ранее учтенном объекте недвижимости могут быть внесены в ЕГРН на основании любого документа, устанавливающего или подтверждающего право заинтересованного лица на соответствующий объект недвижимости, такой документ должен быть выдан уполномоченным органом (организацией), отвечать требованиям законодательства, действовавшего в месте издания соответствующего документа на момент его издания.
В качестве документов, подтверждающих право Савельевой Н.Ф. на земельный участок, в регистрирующий орган были представлены: свидетельство о праве на наследство N от ДД.ММ.ГГГГ, выданное старшим государственным нотариусом первой Чебоксарской государственной нотариальной конторы ФИО3, о праве Савельевой Н.Ф. на наследственное имущество, состоящее из жилого бревенчатого дома жилой площадью 32,50 кв.м, сарая тесового, заборов из горбыля, расположенного на земельном участке 1177 кв.м, находящегося в городе Чебоксары, по "адрес", открывшееся после смерти ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ; план участка, заверенный АО "Бюро технической инвентаризации"; выписка из единого адресного реестра от 11 октября 2016 года.
Между тем, как верно указано судом, указанные документы не устанавливают и не подтверждают право Савельевой Н.Ф. на вышеуказанный земельный участок, в связи с чем оснований для внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости у регистрирующего органа не имелось.
Доводы апелляционной жалобы о том, что копия технического паспорта от июня 1988 года на жилой дом, а также свидетельство о праве на наследство N подтверждают право административного истца на земельный участок, основаниями для отмены оспариваемого решения не являются, поскольку указанные документы приняты относительно жилого дома, а не земельного участка.
При этом, как было указано выше, договор б/н от 09 марта 1932 года с отметкой о его нотариальном заверении, подтверждающий факт предоставления земельного участка, в предусмотренном законом порядке при подаче заявления 08 октября 2018 года Савельевой Н.Ф. в регистрирующий орган не представлялся, в связи с чем не мог быть принят во внимание.
Доводы апелляционной жалобы об обоснованном оспаривании в административном иске ответа Управления Росреестра от 09 ноября 2018 года по жалобе на уведомление от 19 октября 2018 года об отказе во включении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в ЕГРН в отношении земельного участка основаны на ошибочном толковании норм права, поскольку письмо Управления от 09 ноября 2018 года N01/12546, о признании незаконным которого заявлено требование в административном исковом заявлении, является ответом по результатам рассмотрения жалобы, а не документом, разрешающим заявление СавельевойН.Ф. по существу, которым является уведомление от 19 октября 2018 года.
Доводы жалобы повторяют основания заявленных требований и позицию стороны истца, получившую надлежащую правовую оценку суда первой инстанции, сводятся к необходимости переоценки доказательств, оснований для чего судебная коллегия не усматривает.
Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы стороны административного истца не имеется.
Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционную жалобу представителя Савельевой Н.Ф. - НиколаеваЕ.В. на решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 25 февраля 2019 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий С.В. Карлинов
Судьи: Е.Д. Смирнова
И.Н. Орлова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.