Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия в составе:
председательствующего Аушевой Ф.К,
судей Бойчука С.И. и Плиевой И.М,
при секретаре Мамиловой М.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Цороевой З.Ш. на решение Назрановского районного суда от 20 февраля 2019 г, которым отказано в удовлетворении искового заявления Цороевой Зейнап Шахмурзаевны к МУ "Администрация Назрановского муниципального района" о восстановлении срока включения в список для получения жилого помещения по категории дети-сироты, оставшиеся без попечения родителей.
Заслушав доклад судьи Плиевой И.М, судебная коллегия
установила:
Цороева З.Ш. обратилась в суд с указанным исковым заявлением, ссылаясь на то, что 14 июня 1996 г. умер ее отец Цороев Ш.Ш, а ее мать вышла замуж повторно и какого-либо участия в ее воспитании не принимала. Постановлением администрации Назрановского района от 16 декабря 2004 г. ее опекуном назначена ее тетя Олигова Лидия Султановна. О правах и льготах, положенных ей по закону как сироте, оставшейся без попечения родителей, она не была осведомлена ни опекуном, ни органом опеки и попечительства. 29 октября 2018 г. ответчик отказал в удовлетворения ее заявления о постановке на учет, как нуждающейся в жилищном обустройстве, ввиду пропуска срока подачи заявления. Полагая свои права нарушенными, просит восстановить срок на подачу заявления для включения ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения, обязать ответчика включить в указанный список.
Решением Назрановского районного суда от 20 февраля 2019 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе Цороева З.Ш. ставит вопрос об отмене вынесенного решения, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Истец Цороева З.Ш, представитель МУ "Администрация Назрановского муниципального района", надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в суд апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки не уведомили, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон) определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.
Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров.
В соответствии с пунктом 1 ст. 8 Федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Статьей 1 Федерального закона закреплен исчерпывающий перечень понятий, применяемых в целях регулировании правоотношений связанных с общими принципами, содержания и мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе, в целях регулирования правоотношений, связанных с предоставлением жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам, из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с ч. 1 ст. 109 ЖК РФ.
Так, законом закреплены следующие статусы зависимости от возрастных групп: дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба и единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей, в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказаний в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождения в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Как следует из Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 20 ноября 2013 г, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ " О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" меры социальной поддержки, так как в силу прямого указания данного закона они утрачивают статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющегося необходимым условием получения мер социальной поддержки, а потому истец в силу закона не подпадает под указанные условия.
Аналогичная позиция высказана и в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2016 г. N 1037-О.
Судом установлено, что согласно свидетельству о рождении серии I-РГ N 277703 от 17 сентября 1996 г. родителями Цороевой З.Ш, истца по настоящему делу, являются Цороев Ш.Ш. и Олигова М.С. Из свидетельства о смерти серии N I-РГ N 252267 следует, что Цороев Ш.Ш. умер 10 июня 1996 г.
На основании распоряжения администрации Назрановского района от 16 декабря 2004 г. N 741 опекуном Цороевой З.Ш. назначена Олигова Л.С.
Согласно письму МУ "Администрация Назрановского муниципального района" от 29 октября 2018 г. в ответ на обращение Цороевой З.Ш. ей отказано в постановке на учет как нуждающейся в жилом помещении, так как на момент подачи заявления ей исполнилось 26 лет.
Установив, что истцу Цороевой З.Ш. больше 23 лет, доказательств невозможности реализации права на постановку на учет до достижения ею указанного возраста не представлено, суд первой инстанции, руководствуясь положениями вышеуказанных нормативно-правовых актов, пришел к выводу о необоснованности исковых требований, так как достижение возраста более 23 лет влечет утрату статуса сироты и возможности постановки на соответствующий учет с целью получения жилого помещения специализированного жилищного фонда.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, так как он соответствует установленным обстоятельствам дела и основан на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Установленный законодателем возрастной критерий 23 года учитывает объективные сложности в социальной адаптации лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В части, относящейся к установлению дополнительных гарантий в виде права на обеспечение жилым помещением, это направлено, в том числе, на предоставление данной категории граждан дополнительной возможности в течение пяти лет самостоятельно реализовать соответствующее право, если по каким-либо причинам с заявлением (ходатайством) о постановке таких лиц на учет нуждающихся в предоставлении жилья не обратились лица и органы, на которых возлагалась обязанность по защите их прав в период, когда они были несовершеннолетними.
Именно в возрасте от 18 до 23 лет по смыслу и содержанию Федерального закона граждане, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без родительского попечения, признаются социальной незащищенной и требующей дополнительной поддержки со стороны государства категорией граждан. Правовой характер этого статуса не подразумевает право данной категории граждан на получение мер социальной поддержки со стороны государства на основании указанного Закона независимо от срока обращения в уполномоченный орган с соответствующим заявлением.
С достижением возраста 23 лет такие граждане, не обратившиеся с соответствующим заявлением в компетентный орган местного самоуправления, не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом меры социальной поддержки.
Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Материалы дела не содержат и суду не представлено надлежащих доказательств, свидетельствующих о том, что до достижения 23 лет Цороева З.Ш. обращалась, либо не имела возможности обратиться в уполномоченный орган с заявлением о постановке на учет для получения жилой площади вне очереди по категории "ребенок, оставшийся без попечения родителей" (до достижения 18 лет) или "лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей" (после достижения 18 лет до 23 лет).
Таким образом, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требования. Правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований ст. 67 ГПК РФ, подробно изложена в мотивировочной части решения. Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильной оценке обстоятельств дела, толковании норм материального права и не могут повлечь отмену решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Назрановского районного суда от 20 февраля 2019 г, которым отказано в удовлетворении искового заявления Цороевой Зейнап Шахмурзаевны к МУ "Администрация Назрановского муниципального района" о восстановлении срока включения в список для получения жилого помещения по категории дети-сироты, оставшиеся без попечения родителей, оставить без изменения, апелляционную жалобу Цороевой З.Ш. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
С подлинного за надлежащими подписями
Копия верна:
Судья Плиева И.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.