Председатель Верховного Суда Республики Ингушетия Фаргиев И.А., изучив административное дело N по жалобе в порядке надзора защитника Абадиева И.А., действующего в интересах лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, - Алиева Р.М., на постановление Магасского районного суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ и решение Верховного Суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6.1 ст. 20.2 КоАП РФ, в отношении Алиева Руслана Магомедовича,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ инспектором ФИО3 в отношении Алиева Р.М. составлен протокол об административном правонарушении по ч. 6.1 ст. 20.2 КоАП РФ. Дело передано на рассмотрение в Магасский районный суд, судьей которого вынесено постановление о назначении Алиеву Р.М. административного наказания в виде административного ареста сроком на 10 (десять) суток.
Решением Верховного Суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ указанное постановление оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Ингушетия, защитник Абадиев И.А. просит состоявшиеся по делу судебные постановления отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения. В обоснование жалобы приводятся следующие доводы.
Защитник указывает, что в основу обжалуемого постановления положены недопустимые доказательства: протокол об административном правонарушении, рапорт сотрудника полиции ФИО3, видеозапись с места совершения правонарушения.
Проверив доводы заявителя, изучив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
Административная ответственность по ч. 6.1 ст. 20.2 КоАП РФ наступает за участие в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании, повлекших создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры.
Порядок организации и проведения публичных мероприятий определен Федеральным законом от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Федеральный закон от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ).
Право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования, гарантированное Конституцией РФ (ст. 31) и международно-правовыми актами как составной частью правовой системы Российской Федерации (ст. 15 Конституции РФ), не является абсолютным и может быть ограничено федеральным законом в конституционно значимых целях.
Соответственно, такой федеральный закон должен обеспечивать возможность реализации данного права и одновременно соблюдение надлежащего общественного порядка и безопасности без ущерба для здоровья и нравственности граждан на основе баланса интересов организаторов и участников публичных мероприятий, с одной стороны, и третьих лиц - с другой, исходя из необходимости гарантировать государственную защиту прав и свобод всем гражданам (как участвующим, так и не участвующим в публичном мероприятии), в том числе путем введения адекватных мер предупреждения и предотвращения нарушений общественного порядка и безопасности, прав и свобод граждан, а также установления публично-правовой ответственности за действия, их нарушающие или создающие угрозу их нарушения.
В рамках организации публичного мероприятия, каковым Федеральный закон от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ признает открытую, мирную, доступную каждому, проводимую в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акцию, осуществляемую по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений (п. 1 ст. 2), предусматривается ряд процедур, в том числе, предварительное уведомление органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления о проведении публичного мероприятия, которые направлены на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяют избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности.
Частью 1 ст. 6 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ установлено, что участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем.
В соответствии с п. 3 ст. 2 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.
Имеющимися в деле доказательствами достоверно установлено, что несогласованное публичное мероприятие - митинг, в котором принимал участие Алиев Р.М. с целью привлечения внимания окружающих к проблеме общественно-политического характера, отвечает признакам митинга, то есть публичного мероприятия в том значении, которое указано в Федеральном законе от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ.
Как следует из материалов дела и установлено районным судом, ДД.ММ.ГГГГ примерно в 11 часов 30 минут Алиев Р.М. в составе группы граждан в нарушение вышеуказанных требований Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ принял участие в публичном мероприятии в форме митинга, не согласованном с органами исполнительной власти Республики Ингушетия, в "адрес" в районе "экажевского круга", при этом вышел на проезжую часть дороги и создавал помехи для движения транспортных средств.
Действия Алиева Р.М. квалифицированы по ч. 6.1 ст. 20.2 КоАП РФ.
В силу положений ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Факт совершения административного правонарушения и вина Алиева Р.М. подтверждаются: протоколом об административном правонарушении; объяснениями Алиева Р.М.; рапортом сотрудника полиции ФИО3; фотоиллюстрацией и видеозаписью; копией паспорта на имя Алиева Р.М.
Вышеназванный протокол составлен уполномоченным должностным лицом, в присутствии Алиева Р.М, соответствует требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, содержит сведения о разъяснении привлекаемому лицу прав, предусмотренных ст. 51 Конституции РФ, ст. 25.1 КоАП РФ. При составлении протокола об административном правонарушении Алиеву Р.М. было предоставлено право дать объяснения, которое он реализовал в полном объеме.
При этом в соответствии с п. 35 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 июня 2018 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях" обязательным условием для квалификации действий (бездействия) участника несанкционированного публичного мероприятия по ч. 6.1 ст. 20.2 КоАП РФ является наличие последствий, выражающихся в создании помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры, а также причинно-следственной связи между совершенными действиями (бездействием) и наступившими последствиями.
Наличие причинно-следственной связи между совершенными Алиевым Р.М. действиями и наступившими последствиями в виде создания помех функционированию объекта транспортной инфраструктуры (блокирование движения на автомобильной дороге федерального значения Р-217 "Кавказ"), движению пешеходов и транспортных средств подтверждаются рапортом сотрудника полиции и объяснениями самого Алиева Р.М, в которых обстоятельства правонарушения изложены последовательно и согласуются с протоколом об административном правонарушении.
Кроме того, создание помех движению пешеходов и транспортных средств также подтверждается диском с видеозаписью, которая вопреки доводам жалобы является допустимым доказательством по делу: диск указан в качестве приложения к протоколу об административном правонарушении.
Вывод о наличии в действиях Алиева Р.М. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 6.1 ст. 20.2 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которые в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ получили надлежащую оценку в судебном постановлении.
Каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность выводов судов о доказанности вины Алиева Р.М. в совершении описанного выше административного правонарушения, материалы дела не содержат.
В ходе рассмотрения данного дела судами в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. В соответствии со ст. 26.1 судами установлено наличие события административного правонарушения, лицо, его совершившее, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Наказание Алиеву Р.М. определено в пределах санкции ч. 6.1 ст. 20.2 КоАП РФ, в соответствии с требованиями гл. 3 и 4 КоАП РФ, с учетом характера и степени общественной опасности совершенного правонарушения, данных о личности лица, привлекаемого к ответственности.
По существу доводы жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы судами при рассмотрении дела об административном правонарушении.
Нарушений норм материального и процессуального права судами не допущено. Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения судебных постановлений с учетом доводов, изложенных в жалобе, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ,
Постановил:
Постановление Магасского районного суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ и решение Верховного Суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6.1 ст. 20.2 КоАП РФ, в отношении Алиева Руслана Магомедовича оставить без изменения, жалобу защитника Абадиева И.А. - без удовлетворения.
Председатель Верховного Суда
Республики Ингушетия И.А. Фаргиев
Подлинное за надлежащей подписью
Верно:
Председатель Верховного Суда
Республики Ингушетия И.А. Фаргиев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.