Алтайский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Гончаровой Ю.В,
при секретаре Сигаревой Е.Е,
с участием прокурора "данные изъяты"
с участием представителя административного истца "данные изъяты"
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску "данные изъяты" об оспаривании в части Генерального плана городского округа - "адрес" Алтайского края, утвержденного решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***, Правил землепользования и застройки городского округа - "адрес" Алтайского края, утвержденных решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***,
установил:
административный истец "данные изъяты" обратился в суд с административным исковым заявлением (с учетом уточнений от ДД.ММ.ГГ - л.д.160-161 т.2) об оспаривании Генерального плана городского округа - "адрес", утвержденного решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***, в части отнесения занимаемого истцом земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", одновременно к двум функциональным зонам, а также оспаривании Правил землепользования и застройки городского округа - "адрес" Алтайского края, утвержденных решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***, в части отнесения указанного земельного участка к двум территориальным зонам: к зоне застройки многоэтажными жилыми домами (Ж.1) и вне границ территориальной зоны. Также просит обязать административного ответчика установить границы функциональной зоны малоэтажной застройки и границы территориальной зоны застройки многоэтажными жилыми домами по границам земельного участка, расположенного в "адрес".
Требования мотивированы тем, что "данные изъяты" являясь собственником указанного земельного участка, не может его надлежащим образом эксплуатировать, поскольку часть его территории отнесена к территории общего пользования. Такое градостроительное зонирование, установленное Правилами землепользования и застройки городского округа - "адрес" противоречит требованиям ст.34 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ст.85 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которым земельный участок может быть отнесен только к одной территориальной зоне.
В судебное заседание административный истец "данные изъяты". не явился, извещен надлежаще.
Представитель административного истца "данные изъяты" в судебном заседании поддержала заявленные исковые требования в полном объеме. Пояснила, что одним из принципов земельного законодательства является деление земель по его целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требований законодательства. При этом один земельный участок должен иметь один вид разрешенного использования, т.е. для него обязательно должна быть определена территориальная зона. Так как на земли общего пользования градостроительный регламент не распространяется, что влечет за собой запрет на территориальное зонирование такой территории, часть земельного участка по "адрес" не отнесена ни к какой территориальной зоне, что противоречит действующему земельному и градостроительному законодательству. Истец оспаривает также Генеральный план городского округа - "адрес", поскольку Правила землепользования и застройки городского округа - "адрес", закрепившие такие границы территориальной зоны, соответствуют Генеральному плану.
В судебное заседание представитель Барнаульской городской Думы не явился, извещены надлежаще, в материалы дела представлены письменные возражения против удовлетворения заявленных требований (л.д.31-33 т.1, л.д.83-98 т.3), в которых указано, что нормативные правовые акты приняты уполномоченным на то органом с соблюдением установленной для этого процедуры в надлежащей форме, опубликованы и зарегистрированы, не противоречат действующему законодательству, имеющему большую юридическую силу. Генеральный план городского округа - "адрес" Алтайского края (далее Генеральный план "адрес") является документом планирования, который принят в 2010 году и действует до 2025 года. В Генеральном плане затрагиваются вопросы не только территориального и функционального зонирования, но и ряд других не менее важных, определяющих качество городской среды: транспортная доступность, уровень воздействия вредных выбросов на здоровье населения, привлекательность и узнаваемость города, надежность всех инженерных инфраструктур. Правила землепользования и застройки городского округа - "адрес" Алтайского края (далее Правила землепользования и застройки "адрес") соответствует Генеральному плану городского округа - "адрес" Алтайского края.
Представители заинтересованных лиц Комитета по строительству, архитектуре и развитию "адрес", Комитета по земельным ресурсам и землеустройству "адрес", Комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорта и связи "адрес", надлежаще извещенные о дате и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились, об отложении заседания ходатайств не поступило.
На основании ст.150, ч.5 ст.213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд определилвозможным рассмотреть дело в отсутствие данных лиц.
Выслушав пояснения представителя административного истца "данные изъяты", заключение прокурора "данные изъяты" об отсутствии оснований для признания недействующими оспариваемых частей Генерального плана "адрес" и Правил землепользования и застройки "адрес", изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему выводу.
Решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** утвержден Генеральный план городского округа - "адрес" Алтайского края.
В настоящее время Генеральный план "адрес" действует в редакции решения Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***.
Частью Генерального плана "адрес" является рисунок 1 "Предложения по территориальному планированию. Основной чертеж", которым земельный участок по ул "данные изъяты" отнесен частично к функциональной зоне малоэтажной застройки, частично - зоне магистральной дороги (л.д.37 т.1).
Решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** утверждены Правила землепользования и застройки городского округа - "адрес" Алтайского края (далее по тексту также - Правила землепользования и застройки "адрес").
В настоящее время Правила землепользования и застройки "адрес" действуют с учетом внесения изменений решениями Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ ***.
Приложением 1 к Правилам землепользования и застройки "адрес" является Карта градостроительного зонирования, согласно которой земельный участок по "адрес" в "адрес" находится в территориальной зоне Ж.1 (зона застройки многоэтажными жилыми домами), а часть участка отнесена к территории общего пользования (л.д.38 т.1, л.д.214 т.2, л.д.38 т.3).
Поскольку Генеральный план "адрес" и Правила землепользования и застройки "адрес" являются нормативными правовыми актами, так как отвечают признакам нормативности, а именно содержат правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и направленные на урегулирование общественных отношений по вопросам территориального планирования, землепользования и застройки на территории "адрес" Алтайского края, суд рассматривает настоящее административное исковое заявление по правилам гл.21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
При этом "данные изъяты" на основании ч.1 ст.208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является надлежащим административным истцом по данному делу, поскольку отнесение части земельного участка к территории общего пользования препятствует ему в реализации своих полномочий собственника, предусмотренных ст.209 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в частности, по определению вида разрешенного использования земельного участка.
Порядок принятия Генерального плана "адрес" и Правил землепользования и застройки "адрес", а также порядок внесения в них изменений не нарушен, так как требования Устава муниципального образования - "адрес" Алтайского края от ДД.ММ.ГГ, Устава муниципального образования - "адрес" Алтайского края от ДД.ММ.ГГ, Регламента Барнаульской городской Думы, утвержденного решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***, Регламента Барнаульской городской Думы, утвержденного решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***, к составу, численности, кворуму и порядку принятия решений были соблюдены. Решения приняты по результатам публичных слушаний, официально опубликованы (обнародованы) в установленном порядке и внесены в Регистр муниципальных нормативных правовых актов Алтайского края.
Данные обстоятельства подтверждаются представленными административным ответчиком доказательствами, а также вступившими в законную силу решением Алтайского краевого суда от ДД.ММ.ГГ, по административному делу ***, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ; решением Алтайского краевого суда от ДД.ММ.ГГ по административному делу ***, оставленным без изменения определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ, решением Алтайского краевого суда от ДД.ММ.ГГ по административному делу ***.
Кроме того, по данному основанию нормативные правовые акты административным истцом не спариваются.
Относительно требования административного истца о признании недействующими Генерального плана "адрес" и Правил землепользования и застройки "адрес" в части отнесения принадлежащего административному истцу земельного участка к функциональным, территориальной зонам и частично к территориям общего пользования положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что "данные изъяты" с ДД.ММ.ГГ является собственником земельного участка "адрес", площадью "данные изъяты" кадастровый ***, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (л.д.14-17 т.1).
Первоначально данный земельный участок был предоставлен для эксплуатации жилого дома в собственность безвозмездно "данные изъяты" на основании постановления Администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГ ***, при этом в постановлении указано об ограничении прав на земельный участок: в границах "красных линий" не производить новое строительство и реконструкцию существующих строений (н5,н6,н7,н8 - граница ограничения, 0,0087 га - площадь ограничения) (л.д.112-114 т.2). Аналогичные обременения указаны в п.5 договора о безвозмездной передаче земельного участка в собственность (л.д.108-111 т.2). В дальнейшем этот земельный участок был предметом договоров купли-продажи между гражданами.
Согласно сведениям ЕГРН в настоящее время земельный участок имеет вид разрешенного использования - объекты административного назначения для оказания услуг (юридические консультации, страховые, нотариальные и риэлтерские конторы, туристические агентства, рекламные агентства, копировальные центры, кредитно-финансовые учреждения и другие подобные объекты), кроме встроенных (л.д.14 т.1).
На данном земельном участке расположено нежилое здание - физкультурно-оздоровительный объект (выписка из ЕГРН - л.д.16-17 т.1).
Административный истец на основании ст.37 Градостроительного кодекса Российской Федерации обратился в Управление Росреестра по Алтайскому краю с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка на "Здания, комплексы физкультурно-оздоровительного назначения без стационарных трибун и с трибунами вместительностью не более 100 мест". Уведомлением от ДД.ММ.ГГ *** ему было отказано в этом, поскольку в соответствии с Правилами землепользования и застройки "адрес" земельный участок расположен частично в территориальной зоне застройки многоэтажными жилыми домами (Ж.1) и частично на территории общего пользования (л.д.23 т.1).
В соответствии со ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительная деятельность - деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции, сноса объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, благоустройства территорий. Территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Генеральный план содержит: 1) положение о территориальном планировании; 2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; 3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; 4) карту функциональных зон поселения или городского округа. К генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт. Материалы по обоснованию генерального плана в виде карт отображают, в том числе, местоположение существующих и строящихся объектов местного значения поселения, городского округа; иные объекты, иные территории и (или) зоны, которые оказали влияние на установление функциональных зон и (или) планируемое размещение объектов местного значения поселения, городского округа или объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципального района (ч.ч.1,6, п.п.3,9 ч.8 ст.23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений. Под градостроительным зонированием понимается зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, а под территориальными зонами - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (ст.1 указанного кодекса).
Правила землепользования и застройки включают в себя: 1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; 2) карту градостроительного зонирования; 3) градостроительные регламенты (ч.2 ст.30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу ст.30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для наиболее эффективных видов разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Исходя из ч.3 ст.9, ч.1 ст.18, ч.ч.9 и 10 ст.31, ч.1 ст.34 Градостроительного кодекса Российской Федерации, генеральный план городского округа как документ территориального планирования является обязательным для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений, в том числе при разработке правил землепользования и застройки. При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учётом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определённых генеральным планом поселения, генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района.
Таким образом, генеральный план является первичным по отношению к правилам землепользования и застройки. Территориальные зоны, установленные правилами землепользования и застройки, конкретизируют положения генерального плана в целях определения правового режима использования земельных участков без изменения функциональных зон согласно генеральному плану.
Действительно, при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом, в частности, сложившейся планировки территории и существующего землепользования; предотвращения возможности причинения вреда объектам капитального строительства, расположенным на смежных земельных участках (п.п.4 и 5 ч.1 ст.34 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем названные нормы необходимо применять в совокупности и системном единстве с иными положениями градостроительного законодательства.
Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов утверждаются на срок не менее чем двадцать лет (ч.11 ст.9 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В сфере градостроительных отношений приоритет публичной цели устойчивого развития территории обусловливает возможность ограничения в ходе градостроительной деятельности прав собственников и обладателей иных прав на земельные участки, расположенные на территории, правовой режим использования которой планируется изменить в соответствии с документами территориального планирования. Политика городского планирования, обустройства территории предоставляет государству более широкую свободу усмотрения, чем это имеет место при регулировании исключительно гражданских прав, в частности, посредством контролирования правового режима собственности в целях публичной пользы и всеобщего интереса.
Генеральный план муниципального образования, как документ территориального планирования, утверждаемый на значительный период времени, определяет назначение территорий для обеспечения их устойчивого развития.
Как указывалось выше, согласно Фрагментам Генерального плана "адрес", Предложения по территориальному планированию. Основной чертеж, земельный участок по "адрес" отнесен частично к функциональным зонам малоэтажной застройки и частично к зоне магистральных дорог. Также согласно Приложению 1 к Правилам землепользования и застройки Карта градостроительного зонирования, указанный земельный участок находится частично в территориальной зоне Ж.1 (зона застройки многоэтажными жилыми домами), а часть участка отнесена к территории общего пользования.
Данные обстоятельства подтверждаются также сообщениями Комитета по строительству, архитектуре и развитию "адрес" от ДД.ММ.ГГ и от ДД.ММ.ГГ (л.д.203 т.1, л.д.81 т.3).
Кроме того, такое расположение магистральной дороги и улицы в границах принадлежащего административному истцу земельного участка отображено также на Семе развития планировочной структуры и центров обслуживания и Схеме транспортной инфраструктуры, являющимися фрагментами Генерального плана "адрес" (л.д.216-219 т.2).
Положение о территориальном планировании, содержащееся в генеральном плане, включает в себя параметры функциональных зон, а также сведения о планируемых для размещения в них объектах федерального значения, объектах регионального значения, объектах местного значения, за исключением линейных объектов (ч.4 ст.23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
На карте функциональных зон отображаются границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения.
Объектами регионального значения являются объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления полномочий по вопросам, отнесенным к ведению субъекта Российской Федерации, органов государственной власти субъекта Российской Федерации Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации, законами субъекта Российской Федерации, решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие субъекта Российской Федерации. Виды объектов регионального значения в указанных в ч.3 ст.14 настоящего Кодекса областях, подлежащих отображению на схеме территориального планирования субъекта Российской Федерации, определяются законом субъекта Российской Федерации (п.19 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, организации дорожного движения, обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), предоставляемых на платной основе или без взимания платы (п.11 ч.2 ст.26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ *** "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
Генеральным планом "адрес" предусмотрены мероприятия по развитию и размещению в "адрес" жилой и общественной застройки, системы зеленых насаждений и территорий рекреации, территории промышленных, коммунально-складских предприятий и организаций, а также транспортная инфраструктура (разделы 11 и 12).
Согласно п.11.1 Пояснительной записки к Генеральному плану "адрес" планом предусматривается развитие открытой планировочной структуры, имеющей в своей основе прямоугольную транспортную сетку улиц, позволяющей органично связать все районы города между собой, выйти на внешние направления, и обеспечить устойчивую связь со всеми поселениями городского округа. При этом наиболее значимыми предложениями по формированию транспортного каркаса является, в том числе, комплексное решение транспортных проблем - решение транспортных связей районов городского округа и центра города.
Кроме того, поскольку п.2 ст.1, п.12 ст.9 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что территориальное планирование осуществляется в том числе для установления функциональных зон, установление границ которых не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон, права административного истца таким территориальным планированием, а именно установлением двух функциональных зон в границах принадлежащего административному истцу земельного участка, не противоречит закрепленному в п.8 ч.1 ст.1 Земельного кодекса Российской Федерации принципу земельного законодательства деления земель по его целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требований законодательства.
Также не противоречит требованиям законодательства имеющего большую юридическую силу и отнесение Правилами землепользования и застройки "адрес" земельного участка по "адрес" к территориальной зоне Ж.1 (зона застройки многоэтажными домами) и частично к территории, общего пользования.
Указанное территориальное планирование не противоречит положениям ч.2 ст.85 Земельного кодекса Российской Федерации и ч.4 ст.30 Градостроительного кодекса Российской Федерации о принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне исходя из следующего.
Согласно п.7 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальные зоны - это зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Под градостроительным регламентом понимаются устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (п.9 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно п.2 ч.2 ст.30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки включают в себя карту градостроительного зонирования. Частью 4 ст.30 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается.
Пунктом 2 ст.85 Земельного кодекса Российской Федерации также предусмотрено, что границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
В соответствии с ч.ч.1,15 ст.35 Градостроительного кодекса Российской Федерации в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон, с учетом которых устанавливаются градостроительные регламенты, определяющие правовой режим земельных участков. Каждый градостроительный регламент действует в пределах границ соответствующей территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования (ч.ч.1-3 ст.36 указанного кодекса).
Под территориями общего пользования для целей градостроительной деятельности понимаются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары) (п.12 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Как следует из п.11 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов, обозначаются красными линиями.
В силу п.2 ч.4 ст.36 Градостроительного кодекса Российской Федерации действие градостроительных регламентов в границах территорий общего пользования не распространяется.
Перечень территориальных зон (28 видов), выделенных на карте градостроительного зонирования территории городского округа - "адрес", приведен ст.50 Правил землепользования и застройки "адрес".
В силу п.3 ст.53 Правил землепользования и застройки "адрес" действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны.
Действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки, в том числе, в границах территорий общего пользования (площадей, улиц, проездов, скверов, пляжей, автомобильных дорог, набережных, закрытых водоемов, бульваров и других подобных территорий) (п.2 ч.4 ст.53, п.2 ч.1 ст.60 Правил землепользования и застройки "адрес").
Таким образом, установленная в отношении части земельного участка административного истца зона общего пользования не является территориальной зоной.
При этом согласно п.2 ч.4 ст.36 Градостроительного кодекса Российской Федерации действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий общего пользования, а в соответствии с п.12 ст.85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Территория, занимаемая улично-дорожной сетью, относится к землям общего пользования транспортного назначения, границы которой закрепляются красными линиями (п.3.37 СП 42.13330.2016 "Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*").
Согласно сведениям комитета по строительству, архитектуре и развитию "адрес" красные линии в районе земельного участка в "адрес", были рассчитаны Главным управлением архитектуры и градостроительства администрации "адрес" ДД.ММ.ГГ и согласованы главным архитектором "адрес". Решением "данные изъяты" районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГ, административные исковые требования "данные изъяты" об оспаривании действий по расчету и согласованию красных линий оставлены без удовлетворения (л.д.222-229 т.2).
Таким образом, Правила землепользования и застройки "адрес" в части отнесения принадлежащего административному истцу земельного участка частично к зоне общего пользования не противоречат действующему градостроительному законодательству, поскольку предполагают осуществление компенсационных мероприятий в отношении правообладателей земельного участка, предусмотренных гражданским и земельным законодательством.
Кроме того, отнесение части земельного участка административного истца к землям общего пользования не является произвольным, так как определение границ оспариваемой зоны производилось органом местного самоуправления с учетом сложившейся планировки территории (п.4 ч.1 ст.34 Градостроительного кодекса Российской Федерации) по красным линиям (п.2 ч.2 ст.34 указанного кодекса) в соответствии с документацией по планировке территории.
Приоритет публичной цели устойчивого развития территории обусловливает возможность ограничения в ходе градостроительной деятельности прав собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, расположенных на территории, правовой режим использования которой планируется к изменению в соответствии с документами территориального планирования.
Учитывая вышеизложенное, суд считает, что в оспариваемой части Правила землепользования и застройки "адрес" нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не противоречат.
При это не влияют на вывод суда данные при рассмотрении дела пояснения представителя комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорта и связи "адрес" "данные изъяты" о том, что в Комитете отсутствуют сведения об изменении "адрес", фактическое расположение данной дороги соответствует документам, а также ответ этого комитета на запрос административного истца об отсутствии автомобильной дороги на участке от "адрес" отсутствует (л.д.141,142 т.2), поскольку такое изменение дорожной сети лишь планируется органами местного самоуправления.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление "данные изъяты" об оспаривании в части Генерального плана городского округа - "адрес" Алтайского края, утвержденного решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***, Правил землепользования и застройки городского округа - "адрес" Алтайского края, утвержденных решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***, оставить без удовлетворения в полном объеме.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Алтайский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Ю.В.Гончарова
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.