Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Стаховой Т.М.
судей
Бутковой Н.А, Ильичевой Е.В.
при секретаре
Зимиревой И.А.
рассмотрела в судебном заседании административное дело N 2а-2624/2018 по апелляционной жалобе Аль-Хусейни А. А. Саида на решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 27 сентября 2018 года, принятое по административному иску Аль-Хусейни А. А. Саида к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области о признании незаконным отказа в приеме заявления о предоставлении временного убежища.
Заслушав доклад судьи Стаховой Т.М, объяснения административного истца Аль-Хусейни А.А.С. и его представителя - Трикуль П.С, представителя административного ответчика Главного управления Министерства внутренних дел России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Николашкиной О.В, Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
гражданин Республики Йемен Аль-Хусейни А.А.С. обратился в суд с административным иском к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее - ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области), в котором просил признать незаконным отказ в приеме заявления о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.
В обоснование административного иска указал, что 5 апреля 2018 года он обратился в Управление по вопросам миграции ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области с заявлением о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, приложив все необходимые документы. Однако в принятии заявления ему отказано в связи с отсутствием оснований для предоставления убежища и наличием неоплаченных штрафов. Впоследствии Аль-Хусейни А.А.С. 5 июля 2018 года и 22 августа 2018 года вновь обращался к административному ответчику с аналогичным заявлением, однако в принятии заявлений вновь необоснованно отказано.
В качестве мер по восстановлению нарушенного права просил суд возложить на административного ответчика обязанность принять от административного истца заявление о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.
Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 27 сентября 2018 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе Аль-Хусейни А.А.С. просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.
В судебном заседании апелляционной инстанции административный истец Аль-Хусейни А.А.С. участвовал лично, от услуг переводчика отказался, о чем составил заявление; доводы апелляционной жалобы поддержал, совместно с представителем по доверенности - Трикулем П.С, на удовлетворении апелляционной жалобы настаивал.
Представитель ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области - Николашкина О.В, полагая решение суда законным и обоснованным, просила в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Судебная коллегия, выслушав объяснения участников судебного разбирательства, проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения.
Основания и порядок предоставления иностранному гражданину или лицу без гражданства статуса беженца и временного убежища регулируются положениями Федерального закона от 19 февраля 1993 года N 4528-1 "О беженцах".
Согласно ст. 1 указанного Федерального закона беженец - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.
Лицо, ходатайствующее о признании беженцем, - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и заявляет о желании быть признанным беженцем по вышеуказанным обстоятельствам, из числа: иностранных граждан, прибывших или желающих прибыть на территорию Российской Федерации; лиц без гражданства, прибывших или желающих прибыть на территорию Российской Федерации; иностранных граждан и (или) лиц без гражданства, пребывающих на территории Российской Федерации на законном основании.
В свою очередь, временное убежище - это возможность иностранного гражданина или лица без гражданства временно пребывать на территории Российской Федерации в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона, с другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На момент обращения административного истца с заявлением о предоставлении временного убежища, порядок предоставления государственной услуги по рассмотрению соответствующих заявлений регулировался Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по рассмотрению ходатайств о признании беженцем на территории Российской Федерации, утвержденным Приказом МВД России от 7 ноября 2017 года N838.
Предоставление государственной услуги включает в себя следующие административные процедуры: прием ходатайства о признании беженцем (заявления о предоставлении временного убежища); формирование и направление межведомственных запросов; предварительное рассмотрение ходатайства о признании беженцем, принятие решения по его результатам и выдача свидетельства о рассмотрении ходатайства по существу либо вручение уведомления об отказе в рассмотрении ходатайства по существу; рассмотрение ходатайства о признании беженцем по существу (заявления о предоставлении временного убежища), принятие решения по его результатам и выдача удостоверения беженца (свидетельства о предоставлении временного убежища) либо вручение уведомления об отказе в признании беженцем (предоставлении временного убежища).
Согласно требованиям п. 20 Административного регламента, государственная услуга предоставляется Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Предоставление государственной услуги осуществляется подразделениями по вопросам миграции территориальных органов МВД России на региональном уровне - в части приема и рассмотрения ходатайств о признании беженцем и заявлений о предоставлении временного убежища, поданных заявителями, пребывающими на территории Российской Федерации на законном основании (пп. 20.2. названного Административного регламента).
Таким образом, правом на обращение в орган миграционного контроля с заявлением о предоставлении временного убежища обладают иностранные граждане или лица без гражданства, пребывающие на территории Российской Федерации на законном основании.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Аль-Хусейни А.А.С. прибыл из Йеменской Республики на территорию Российской Федерации 3 июля 1997 года с целью получения высшего образования.
25 апреля 2001 года административный истец впервые обратился в территориальный орган миграционного контроля с устным заявлением о признании его беженцем на территории Российской Федерации.
10 июля 2001 года Аль-Хусейни А.А.С. подал в Территориальный орган Минфедерации России в Санкт-Петербурге и Ленинградской области письменное ходатайство о признании его беженцем на территории Российской Федерации.
20 июля 2001 года решением Территориального органа Минфедерации России в Санкт-Петербурге и Ленинградской области заявителю отказано в признании беженцем на территории Российской Федерации в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 1 Федерального закона от 19 февраля 1993 года N 4528-1 "О беженцах".
04 июня 2002 года административный истец обратился в Территориальный орган Минфедерации России в Санкт-Петербурге и Ленинградской области с заявлением о предоставлении ему временного убежища на территории Российской Федерации.
27 декабря 2002 года решением Территориального органа Минфедерации России в Санкт-Петербурге и Ленинградской области заявителю отказано в предоставлении временного убежища на территории Российской федерации, в связи с отсутствием оснований, предусмотренных п.2 ст. 12 Федерального закона от 19 февраля 1993 года N 4528-1 "О беженцах". Административный истец данные решения в установленном порядке в суде не обжаловал, мер к выезду не предпринял.
6 ноября 2012 года Аль-Хусейни А.А.С. привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившегося в нарушении порядка пребывания на территории Российской Федерации.
16 ноября 2012 года административному истцу оформлена транзитная виза N.., действующая с 18 ноября 2012 года до 20 ноября 2012 года для выезда в страну гражданской принадлежности.
18 ноября 2012 заявитель не был допущен на рейс, следующий из Санкт-Петербурга в Стамбул на основании п. 1.1 ст. 107 Воздушного кодекса Российской Федерации от 19 марта 1997 года N60-ФЗ.
5 августа 2013 года Аль-Хусейни А.А.С. вновь привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения по ч.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившегося в несоблюдении установленного порядка въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания на территории Российской Федерации с назначением административного наказания в виде штрафа в сумме 5 000 рублей.
30 мая 2016 года заявитель вновь обратился в а УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области с заявлением о предоставлении временного убежища на территории Российской федерации. От подачи ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации Аль-Хусейни А.А.С. отказался.
До разрешения вопроса о наличии оснований для предоставления временного убежища, административному истцу 30 мая 2016 года выдана справка о предоставлении убежища сроком действия по 29 августа 2016 года.
Решением Управления по вопросам миграции Главного Министерства внутренних дел России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 29 августа 2016 года заявителю отказано в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации в связи с отсутствием оснований, предусмотренных п. 2 ст. 12 Федерального закона от 19 февраля 1993 года N 4528-1 "О беженцах" (л.д. 120-125).
28 октября 2016 года постановлением Кировского районного суда города Санкт-Петербурга по делу N 5-1560/16 Аль-Хусейни А.А.С. признан виновным в совершении административного правонарушения по ч.3 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - нарушение иностранным гражданином режима пребывания в Российской Федерации, выразившимся в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.
При изложенных обстоятельствах, принимая во внимание, что административный истец в течение длительного времени и по настоящий момент пребывает на территории Российской Федерации в отсутствие документов, подтверждающих право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации, у административного ответчика в силу п. 20.2. Административного регламента, утвержденного Приказом МВД России от 7 ноября 2017 года N838, отсутствуют основания для принятия заявления административного истца о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.
Таким образом, разрешая дело, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановилрешение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований процессуального законодательства.
Доводы апелляционной жалобы не содержат оснований к отмене судебного решения, поскольку не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию административного истца, выраженную в суде первой инстанции, исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда.
Руководствуясь п. 1 ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 27 сентября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.