Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики в составе:
председательствующего Дзыба З.И.
судей Асланукова А.Х, Езаовой М.Б.
при секретаре Булгаровой С.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного истца Управления градостроительства и архитектуры мэрии муниципального образования города Черкесска на решение Черкесского городского суда КЧР от 15 февраля 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению Управления градостроительства и архитектуры мэрии муниципального образования города Черкесска к судебному приставу-исполнителю ЧГО УФССП России по КЧР Батчаеву Б.Х. о признании незаконными постановления о возбуждении исполнительного производства и о взыскании исполнительского сбора.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда КЧР Дзыба З.И, объяснения представителя Управления градостроительства и архитектуры мэрии муниципального образования города Черкесска Айбазовой Р.С, поддержавшей доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
Управление градостроительства и архитектуры мэрии МО г..Черкесска (далее - Управление) обратилось в суд с вышеуказанным административным иском. В обоснование указало, что 20.07.2018 года судебным приставом - исполнителем ЧГО УФССП России по КЧР Батчаевым Б.Х. возбуждено исполнительное производство N... -ИП. Основание возбуждения - исполнительный лист серии ФС N... от 03 июля 2018 года, выданный Верховным Судом КЧР. Предмет исполнения - обязать Управление предоставить Каблаховой К.Ш. муниципальную услугу "Перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение" по переводу принадлежащей квартиры, расположенной по адресу: "адрес", из жилой в нежилую, а именно: направить Каблаховой К.Ш. по адресу: "адрес", уведомление и акт приемочной комиссии по формам приложений N4 и N5 к Административному регламенту по предоставлению муниципальной услуги. Согласно Постановлению Мэрии муниципального образования города Черкесска Карачаево-Черкесской Республики от "дата" N 324 "Об утверждении административного регламента по предоставлению Управлением архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии муниципального образования города Черкесска муниципальной услуги "Перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение", приложение N4 регламентирует порядок оформления уведомления о переводе (отказе в переводе) жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение, а приложение N5 - Акт приемки законченного реконструкцией (переустройства и (или) перепланировки) переводимого помещения. Копия постановления о возбуждении исполнительного производства была получена Управлением 27.08.2018 г, требования исполнены 11.09.2018 г, о чем сообщено судебному приставу - исполнителю ЧГО УФССП России по КЧР Батчаеву Б.Х, который 18.10.2018 г..вынес постановление об окончании исполнительного производства в связи с исполнением требований исполнительного документа в полном объеме.
Однако 03.12.2018 года старший судебный пристав ЧГО УФССП России по КЧР Коркмазов А.Э. отменил постановление об окончании и возобновил исполнительные действия. 03.12.2018 г..судебным приставом - исполнителем ЧГО УФССП России по КЧР Батчаевым Б.Х. вынесено постановление о взыскании с Управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии муниципального образования г..Черкесска исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, т.к. должник в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, его не исполнил. По мнению истца, действия судебного пристава- исполнителя по взысканию исполнительского сбора после окончания им же исполнительного производства в связи с исполнением требований исполнительного документа в полном объеме являются незаконными. Управление просило суд:
- признать незаконным и отменить постановление старшего судебного пристава ЧГО УФССП России по КЧР Коркмазова А.Э. от 03.12.2018 года об отмене постановления об окончании и возобновлении исполнительных действий по исполнительному производству N... -ИП;
- признать незаконным и отменить постановление судебного пристава - исполнителя ЧГО УФССП России по КЧР Батчаева Б.Х. от 03.12.2018 г. о взыскании с Управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии муниципального образования г. Черкесска исполнительского сбора в размере 50 000 рублей;
- признать незаконным и отменить постановление судебного пристава - исполнителя ЧГО УФССП России по КЧР Батчаева Б.Х. от 11.12.2018 г. о возбуждении исполнительного производства 73461/18/09012, предмет исполнения - исполнительский сбор в размере 50 000 рублей, должник - Управление архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии муниципального образования г. Черкесска.
Решением Черкесского городского суда от 15 февраля 2019 года в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе Управление просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований, т.к. разрешая спор, суд первой инстанции неправильно применил нормы ФЗ "Об исполнительном производстве".
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы выслушав объяснения представителя административного истца, проверив решение, судебная коллегия полагает обжалуемый судебный акт подлежащим отмене в силу следующего.
20.07.2018 года судебным приставом - исполнителем ЧГО УФССП России по КЧР Батчаевым Б.Х. возбуждено исполнительное производство N... -ИП.
Основание возбуждения - исполнительный лист серии ФС N... от 03 июля 2018 года, выданный Верховным Судом КЧР.
Предмет исполнения - обязать Управление архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии муниципального образования г. Черкесска предоставить Каблаховой К.Ш. муниципальную услугу "Перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение" по переводу принадлежащей квартиры, расположенной по адресу: "адрес", из жилой в нежилую, а именно: направить Каблаховой К.Ш. по адресу: "адрес", уведомление и акт приемочной комиссии по формам приложений N4 и N5 к Административному регламенту по предоставлению муниципальной услуги.
Согласно Постановлению Мэрии муниципального образования города Черкесска Карачаево-Черкесской Республики от 27.05.2016 N 324 "Об утверждении административного регламента по предоставлению Управлением архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии муниципального образования города Черкесска муниципальной услуги "Перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение", приложение N4 регламентирует порядок оформления уведомления о переводе (отказе в переводе) жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение, а приложение N5 - Акт приемки законченного реконструкцией (переустройства и (или) перепланировки) переводимого помещения.
В соответствии с ч.ч. 11, 12 ст. 30 ФЗ "Об исполнительном производстве", если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона. Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Из постановления о возбуждении исполнительного производства от 20.07.2018 г. усматривается, что должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления.
Копия постановления о возбуждении исполнительного производства от
20.07.2018 г. получена должником - Управлением архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии муниципального образования г. Черкесска - 27.08.2018 г. (л.д. 37 оборот).
Согласно ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", сроки в исполнительном производстве исчисляются годами, месяцами и днями. В сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни.
Таким образом, должник Управление архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии муниципального образования г. Черкесска обязано было сообщить судебному приставу-исполнителю об исполнении исполнительного документа в течение 5 рабочих дней, последний день исполнения и направления информации об этом - 03 сентября 2018 года.
Согласно письма Управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии муниципального образования г. Черкесска N 02-2634, Акт приемки законченного реконструкцией (переустройства и (или) перепланировки) переводимого помещения от 04.06.2018 г. и копия заверенного уведомления о переводе жилого помещения в нежилое помещение отправлены Каблаховой К.Ш. 10.09.2018. (л.д. 39).
В адрес судебного пристава - исполнителя ЧГО УФССП России по КЧР Батчаева Б.Х. указанные выше Акт и уведомление были направлены Управлением архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии муниципального образования г. Черкесска 11.09.2018 г. (л.д. 38).Из изложенного следует, что должник в установленный ему 5-дневный срок на добровольное исполнение требований исполнительного документа не уложился, нарушил данный срок на 5 рабочих дней.
В соответствии с со ст. 17 ФЗ "Об исполнительном производстве", пропуск срока, установленного настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами или судебным приставом-исполнителем для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, влечет ответственность, предусмотренную настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами. Пропуск срока не освобождает от исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
В соответствии с частью 2 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор устанавливается судебным приставом- исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
Буквальное содержание статьи 112 Закона об исполнительном производстве связывает применение меры принуждения в виде взыскания исполнительского сбора с истечением срока, в который должник был вправе исполнить добровольно, но не исполнил требования исполнительного документа. Данный срок исчисляется с момента получения должником копии постановления судебного пристава-исполнителя и завершается по прошествии пяти дней.
Однако по истечению срока добровольного исполнения исполнительного документа судебный пристав-исполнитель не вынес постановление о взыскании исполнительского сбора, а 18.10.2018 г. вынес постановление об окончании исполнительного производства N... - ИП в связи с исполнением требований исполнительного документа в полном объеме (л.д. 42).
03.12.2018 года старшим судебным приставом ЧГО УФССП России по КЧР Коркмазовым А.Э. вынесено постановление об отмене постановления об окончании и возобновлении исполнительных действий по исполнительному производству N... -ИП.
Судебная коллегия полагает, что старший судебный пристав ЧГО УФССП России по КЧР Коркмазов А.Э. не вправе был отменить постановление судебного пристава - исполнителя ЧГО УФССП России по КЧР Батчаева Б.Х. об окончании исполнительного производства, т.к. в соответствии с ч. 9 ст. 47 ФЗ "Об исполнительном производстве" постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства может быть отменено старшим судебным приставом или его заместителем по собственной инициативе или по заявлению взыскателя только в двух случаях:
-в случае необходимости повторного совершения исполнительных действий;
-в случае применения, в том числе повторного, мер принудительного исполнения.
Однако взыскание исполнительского сбора к мерам принудительного исполнения не относится (ст. 68 ФЗ "Об исполнительном производстве"), должником требование исполнительного документа исполнено в полном объеме.
03.12.2018 г. судебным приставом - исполнителем ЧГО УФССП России по КЧР Батчаевым Б.Х. вынесено постановление о взыскании с Управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии муниципального образования г. Черкесска исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, т.к. должник в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, его не исполнил (л.д. 28).
Часть 6 статьи 30 Закона об исполнительном производстве предусматривает, что основанием для возбуждения исполнительного производства также является вынесенное в процессе принудительного исполнения исполнительного документа постановление судебного пристава- исполнителя о взыскании расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа.
Согласно части 16 той же статьи Закона после окончания основного исполнительного производства судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство по вынесенным и неисполненным постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа.
В соответствии с Методическими рекомендациями о порядке взыскания исполнительского сбора (утв. ФССП России 07.06.2014), если исполнительский сбор не взыскан в рамках основного исполнительного производства, после его окончания судебный пристав-исполнитель или руководитель группы принудительного исполнения возбуждает исполнительное производство по неисполненному полностью или частично постановлению о взыскании с должника исполнительского сбора.
Таким образом, согласно части 6, части 16 статьи 30 Закона об исполнительном производстве, Методическим рекомендациями о порядке взыскания исполнительского сбора, постановление судебного пристава- исполнителя о взыскании исполнительского сбора может быть вынесено только в процессе принудительного исполнения исполнительного документа, что в данном случае сделано не было.
11.12.2018 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства N.., предмет исполнения - о взыскании исполнительского сбора, должник - Управление архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии муниципального образования г. Черкесска (л.д. 11).
Истец оспаривает постановления от 03.12.2018 г. о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, от 11.12.2018 года о возбуждении исполнительного производства, полагая, что не было законных оснований к вынесению данных постановлений.
Судебная коллегия соглашается с данным доводом апелляционной жалобы, так как старший судебный пристав ЧГО УФССП России по КЧР Коркмазов А.Э. без законных на то оснований, отменил постановление от 18.10.2018 г. об окончании исполнительного производства N... - ИП и возобновил исполнительные действия по данному исполнительному производству.
Судебная коллегия полагает, что старший судебный пристав ЧГО УФССП России по КЧР Коркмазов А.Э. не вправе был отменить постановление судебного пристава - исполнителя ЧГО УФССП России по КЧР Батчаева Б.Х. об окончании исполнительного производства без наличия оснований, предусмотренных ч. 9 ст. 47 ФЗ "Об исполнительном производстве". Кроме того, судебный пристав - исполнитель ЧГО УФССП России по КЧР Батчаев Б.Х. вправе был вынести постановление о взыскании с Управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии муниципального образования г. Черкесска исполнительского сбора только в процессе принудительного исполнения исполнительного документа.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции не дал надлежащую правовую оценку представленным доказательствам и пришел к ошибочному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение не может быть признано законным и обоснованным, оно в силу пункта 4 части 2 статьи 310 КАС РФ подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении требований Управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии муниципального образования г. Черкесска о признании незаконными: 1) постановления старшего судебного пристава ЧГО УФССП России по КЧР Коркмазова А.Э. от 03.12.2018 года об отмене постановления об окончании и возобновлении исполнительных действий по исполнительному производству N... -ИП; 2) постановления судебного пристава - исполнителя ЧГО УФССП России по КЧР Батчаева Б.Х. от 03.12.2018 г. о взыскании с Управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии муниципального образования г. Черкесска исполнительского сбора в размере 50 000 рублей; 3) постановления судебного пристава - исполнителя ЧТО УФССП России по КЧР Батчаева Б.Х. от 11.12.2018 г. о возбуждении исполнительного производства N.., предмет исполнения - исполнительский сбор в размере 50 000 рублей, должник - Управление архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии муниципального образования г. Черкесска.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 177, 309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Черкесского городского суда от 15 февраля 2019 года отменить.
Принять по административному делу новое решение, которым
- признать незаконным и отменить постановление старшего судебного пристава ЧГО УФССП России по КЧР Коркмазова А.Э. от 03.12.2018 года об отмене постановления об окончании и возобновлении исполнительных действий по исполнительному производству N... -ИП;
- признать незаконным и отменить постановление судебного пристава - исполнителя ЧГО УФССП России по КЧР Батчаева Б.Х. от 03.12.2018 г. о взыскании с Управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии муниципального образования г. Черкесска исполнительского сбора в размере 50 000 рублей;
- признать незаконным и отменить постановление судебного пристава - исполнителя ЧГО УФССП России по КЧР Батчаева Б.Х. от 11.12.2018 г. о возбуждении исполнительного производства N.., предмет исполнения - исполнительский сбор в размере 50 000 рублей, должник - Управление архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии муниципального образования г. Черкесска.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.