Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего, судьи Кирюхиной М.А, судей Адаменко Е.Г,
Корсаковой Ю.М,
при секретаре Вааповой С.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе исковое заявление Яремко Светланы Игоревны к Яремко Сергею Игоревичу, администрации Трудовского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым о признании права собственности на жилой дом в порядке наследования по закону,
по апелляционной жалобе Яремко Светланы Игоревны на решение Симферопольского районного суда Республики Крым от 24 декабря 2018 года,
УСТАНОВИЛА:
В октябре 2018 года Яремко С.И. обратилась в суд с иском к Яремко С.И, администрации Трудовского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым о признании права собственности на жилой дом общей площадью 51,6 кв.м, расположенный по адресу: "адрес", в порядке наследования по закону после смерти ФИО3, умершего 23 октября 1997 года, ФИО4, умершего 13 января 2002 года, ФИО5, умершей 28 декабря 2003 года.
Исковые требования мотивированы тем, что при оформлении наследственных прав после смерти наследодателей было установлено, что право собственности на вышеуказанный жилой дом в установленном законом порядке не зарегистрировано, что стало основанием для обращения в суд с указанным иском.
Решением Симферопольского районного суда Республики Крым от 24 декабря 2018 года с учетом определения об исправлении описки от 09.02.2019 года исковые требования Яремко С.И. удовлетворены частично.
Признано за Яремко Светланой Игоревной право собственности на 1/3 доли жилого дома общей площадью 51,6 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", в порядке наследования по закону после смерти отца ФИО3, умершего 23 октября 1997 года.
Признано за Яремко Светланой Игоревной право собственности на 1/6 долю жилого дома общей площадью 51,6 кв.м, расположенного по адресу: Республика "адрес" в порядке наследования по закону после смерти матери ФИО5, умершей 28 декабря 2003 года.
Признано за Яремко Светланой Игоревной в целом право собственности на 1/2 долю жилого дома общей площадью 51,6 кв.м, расположенного по адресу: "адрес"
В остальной части в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе Яремко С.И, со ссылкой на то, что решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований вынесено незаконно, с неправильным установлением обстоятельств, имеющих значение для дела и с нарушением норм материального и процессуального права, ставит вопрос об отмене решения суда в данной части и принятия нового - об удовлетворении иска в полном объеме.
Определением Верховного суда Республики Крым от 11 марта 2019 года в качестве представителя ответчика Яремко Сергею Игоревичу в соответствии со ст. 50 ГПК РФ назначен адвокат, в связи с отсутствием данных о фактическом месте проживания ответчика.
Заслушав докладчика, изложившего обстоятельства дела, выслушав истца и его представителя, а также представителя ответчика, исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно требованиям части 1 статьи 327.1. Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что у истца Яремко С.И. в порядке наследования возникло право собственности лишь на ? долю указанного жилого дома.
С такими выводами суда судебная коллегия соглашается, поскольку они соответствуют положениям закона и установленным обстоятельствам дела.
Наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя в соответствии со ст. 1142 ГК РФ.
Согласно ст.11 Федерального закона N147-ФЗ от 26.11.2011 года (ред.от 26.07.2017) "О введении в действие части третьей ГК РФ", положения раздела V "Наследственное право" части третьей Кодекса применяются к отношениям по наследованию на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, если наследство открылось 18 марта 2014 года и позднее. В случае открытия наследства до 18 марта 2014 года к указанным отношениям применяются положения законодательства, действовавшего на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 18 марта 2014 года.
Поскольку наследственные правоотношения возникли до 18 марта 2014 года, суд первой инстанции при рассмотрении спора правильно применил нормы украинского законодательства, действующие на момент открытия и принятия наследства.
Как усматривается из материалов дела и верно установлено судом, ФИО3 на основании акта от 10.11.1978 г. о передаче дома переселенцу и справки о выплате ссуды за переселенческий дом, на праве собственности принадлежал жилой дом, расположенный по адресу: "адрес" (л.д. 15,18).
Согласно записи в похозяйственной книге жилой дом, расположенный по адресу: "адрес" числится за ФИО3 (л.д. 16).
ФИО3 умер 23 октября 1997 года, что подтверждается свидетельством о смерти (л.д. 14).
Учитывая положения Постановления Совета Министров УССР "О льготах по переселению" от 30.08.1973 г. N 400, и содержания п. 20 Инструкции о порядке регистрации домов и домовладений в городах и поселках городского типа Украинской ССР, утвержденной заместителем министра коммунального хозяйства Украинской ССР 31.01.1966, и п. 62 Инструкции о порядке совершения нотариальных действий государственными нотариальными конторами Украинской ССР, утвержденной приказом Министра юстиции Украинской ССР от 31.10.1975 N45/5, указанный жилой дом, действительно принадлежал на праве собственности наследодателю ФИО3, несмотря на отсутствие государственной регистрации вещного права.
Согласно ответу Нотариуса Симферопольского городского нотариального округа ФИО11 от 19.11.2018 г. наследственное дело после смерти ФИО3 не заводилось (л.д. 50).
В соответствии со ст. 549 ГК Украины в редакции от 1963 года, действовавшего на момент смерти ФИО3, умершего 23.10.1997 года, наследник, который фактически вступил в управление или владение наследственным имуществом, считается таким, который принял наследство.
Согласно справке N, выданной 28.03.2017 года администрацией Трудовского сельского поселения Симферопольского района, на момент смерти ФИО3 вместо с ним по адресу: "адрес" были зарегистрированы дочь Яремко С.И, сын Яремко С.И, сын ФИО4, а также ФИО5, с которой наследодателем ФИО3 расторгнут брак 26.06.1991 года (л.д. 16).
Таким образом, Яремко С.И, Яремко С.И, ФИО4 фактически приняли наследство после смерти ФИО3 по 1/3 доли наследуемого имущества, поскольку после смерти наследодателя вступили в управление и владение наследственным имуществом.
ФИО4 умер 12 января 2002 года, что подтверждается свидетельством о смерти (л.д. 9).
В соответствии со ст. 549 ГК Украины в редакции от 1963 года, действовавшего на момент смерти ФИО4, умершего 12.01.2002 года, наследник, который фактически вступил в управление или владение наследственным имуществом, считается таким, который принял наследство.
Согласно справке N, выданной 28.03.2017 года администрацией Трудовского сельского поселения Симферопольского района, на момент смерти ФИО4 вместе с ним по адресу: Республика "адрес", были зарегистрированы мать ФИО5, сестра Яремко С.И. (л.д. 19).
Таким образом, мать ФИО4, умершего 12.01.2002 года - ФИО5 фактически приняла наследство после смерти ФИО4, поскольку после смерти наследодателя приняла все меры по сохранности наследственного имущества в виде 1/3 доли жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", а именно проживала в указанном доме на момент смерти наследодателя, несла расходы по его содержанию, то есть вступила в управление и владение наследственным имуществом, в связи с чем является наследником первой очереди, принявшей наследство.
ФИО5 умерла 28 декабря 2003 года, что подтверждается свидетельством о смерти (л.д. 11)
Согласно ответу Нотариуса Симферопольского районного нотариального округа ФИО12 от 21.11.2018 г, наследственные дела после смерти ФИО4 и ФИО5 не заводилось (л.д. 48).
В соответствии со ст. 1268 ГК Украины, действовавшего на момент смерти ФИО5, умершей 28.12.2003 года, наследник, который постоянно проживал вместе с наследодателем на время открытия наследства, считается принявшим наследство, если на протяжении установленного законом срока, он не заявил об отказе от него.
На момент смерти ФИО5, с ней по адресу: "адрес", были зарегистрированы дочь Яремко С.И, сын Яремко С.И, что подтверждается справкой N от 28.03.2017 года (л.д. 21).
Таким образом, Яремко Светлана Игоревна и Яремко Сергей Игоревич, не отказавшиеся в установленном порядке от принятия наследства, являясь наследниками первой очереди, фактически приняли наследство после смерти матери ФИО5, в связи с чем, у них возникло право собственности в равных долях по 1/6 доли на жилой дом, расположенный по адресу: "адрес", в порядке наследования по закону после смерти матери ФИО5, умершей 28.12.2003 года.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о возникновении у Яремко Светланы Игоревны права собственности на 1/3 долю указанного жилого дома, в порядке наследования по закону после смерти отца ФИО3, умершего 23.10.1997 года, а также на 1/6 долю указанного имущества в порядке наследования по закону после смерти матери ФИО5, умершей 28.12.2003 года, что в целом составляет 1/2 долю.
Нормы законодательства Украины о наследстве действующие на момент открытия наследства не противоречат аналогичным нормам законодательства Российской Федерации.
Так, в соответствии со ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Статьей 1111 ГК РФ определено, что существуют два способа наследования: по завещанию и по закону.
В соответствии со ст. 1113 ГК РФ наследство открывается со смертью гражданина.
Для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось (ст. 1152 ГК РФ).
Статьей 1141 ГК РФ предусмотрено, что наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142 - 1145 и 1148 настоящего Кодекса. Наследники одной очереди наследуют в равных долях, за исключением наследников, наследующих по праву представления (статья 1146).
Доводы апелляционной жалобы истца о том, что ответчик Яремко С.И. с момента вступления в наследство устранился от владения, пользования и содержания данного домовладения, судебной коллегией отклоняются, поскольку правового значения для дела, с учетом заявленных требований, не имеют.
Доводы апеллянта о том, что Яремко С.И. подлежит исключению из числа наследников, поскольку, хотя и был зарегистрирован в наследуемом жилом доме, но фактически там не проживал, а неоднократно находился в местах лишения свободы, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку с такими требования к суду истица не обращалась.
Предоставленные суду апелляционной инстанции дополнительные доказательства, свидетельствующие о содержании и обслуживании наследственного имущества истцом, также не могут быть приняты судебной коллегией, поскольку не являются основание для возникновения у Яремко С.И. права собственности на указанный дом в целом.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Симферопольского районного суда Республики Крым от 24 декабря 2018 года оставить без изменений, апелляционную жалобу Яремко Светланы Игоревны без удовлетворения.
Председательствующий: М.А. Кирюхина
Судьи Е.Г. Адаменко
Ю.М. Корсакова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.