Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
при секретаре:
председательствующего судьи:
Сокола В.С,
судей:
Беляевской О.Я, Чистяковой Т.И,
Бабийчук Л.О,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по
иску ООО "Управляющая компания "Авентин" к Стебловской Наталье Владимировне, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрация г. Керчи Республики Крым, Управление Жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Керчи Республики Крым о взыскании задолженности за жилищные услуги, встречному исковому заявлению Стебловской Натальи Владимировны к ООО "Управляющая компания "Авентин", третьи лица Администрация г. Керчи Республики Крым, Управление Жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Керчи Республики Крым о защите прав потребителя, по апелляционной жалобе Стебловской Натальи Владимировны на решение Керченского городского суда Республики Крым от 14 января 2019 г,
УСТАНОВИЛА:
В апреле 2018 г. Общество, как управляющая компания по управлению многоквартирным домом, поданным иском с учетом уточнений ссылалось на невыполнение Стебловской Н.В, как собственником квартиры "адрес", обязанности по оплате денежных средств за обслуживание многоквартирного жилого дома, просит взыскать с ответчицы 9548,69 руб. задолженности за период с 12 июля 2016 г. по 01 апреля 2018 г. и судебные расходы по оплате государственной пошлины.
Стебловская Н.В. 03 мая 2018 г. подала письменные возражения относительно иска, 09 июня 2018 г. - встречное исковое заявление с учетом уточнений(т. 2 л.д. 91-94), обоснование которого аналогично письменным возражениям, считает ответчика и тарифы на содержание и ремонт общего имущества ненадлежащими, доказательства оказания работ и услуг недопустимыми при отсутствии договорных отношений,
ссылаясь на Закон Российской Федерации от 07 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" (ст.ст. 8-10, 15, 16), ФЗ N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", ч. 1 ст. 779 ГК РФ и ст.ст. 137, 148, 149 ЖК РФ и п.п. 13, 14, 35 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 491, просила в удовлетворении первоначального иска отказать, признать незаконным выставление Обществом счетов на оплату жилищных и коммунальных услуг при отсутствии утвержденного соответствующим собранием перечня общего имущества, условий его содержания и ремонта и цены услуг (работ), а также отсутствия актов приемки выполненных услуг (работ) и в отсутствии заключенного сторонами договора, в котором прописаны санкции за ненадлежащее исполнение услуг (работ), а также при полном отсутствии оказанных услуг.
Обжалуемым решением суда взыскано с Стебловской Н.В. в пользу ООО "Управляющая компания "Авентин" задолженность по содержанию общего имущества многоквартирного дома за период с 12 июля 2016 г. по 01 апреля 2018 г. в сумме 9548,69 руб. и затраты на оплату государственной пошлины в сумме 400 руб, в удовлетворении встречных исковых требований Стебловской Н.В. отказано.
По доводам апелляционной жалобы заявитель, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит решение суда отменить. Просит принять во внимание то, что она является собственником, а не нанимателем квартиры, отсутствует акт приема-передачи многоквартирного дома на обслуживание, акт технического состояния многоквартирного дома на момент подписания договора N управления многоквартирным домом от 12 июля 2016 г, договор N является неотносимым и недопустимым доказательством по делу, у истца не возникли основания к обслуживанию многоквартирного дома, так как фактически дом не передан для обслуживание, допустимые доказательства по выполнению работ отсутствуют, расчеты на спорную сумму не представлены, уточненный иск от 14 января 2019 г. подан представителем ФИО7 с истекшим сроком полномочий по доверенности.
Стороны в судебное заседание апелляционного суда не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, Общество(т. 2 л.д. 241) и Стебловская Н.В.(т. 2 л.д. 242) заказным уведомлением о вручении с подписями, о причинах неявки суд не уведомили, каких-либо ходатайств суду не заявили, в связи с чем в силу ч. 3 ст. 167, абз. 1 ст. 327 ГПК РФ дело рассмотрено в их отсутствие.
Проверив материалы дела по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда.
Из дела следует, что Стебловская Н.В. является собственником квартиры "адрес", в судебном заседании суда первой инстанции не оспаривала данные о неоплате денежных средств истцу и период неоплаты за обслуживание многоквартирного дома, встречным иском просила в удовлетворении первоначального иска отказать, выставив материально-правовые требования встречного иска в виде признания незаконными действий Общества, а фактически эти требования сводятся к запрещению Обществу деятельности, целью которого и является создание Общества.
Правильно установив значимые юридические факты, суд первой инстанции обоснованно взыскал спорную сумму с ответчицы и признал несостоятельными доводы встречного иска о том, что у ответчика отсутствует право требования по заявленному им иску, отсутствуют договорные отношения, тарифы на содержание и ремонт общего имущества ненадлежащие, доказательства оказания работ и услуг недопустимые.
Доводы жалобы в части отсутствия у истца права требования по иску несостоятельны, Общество является управляющей компанией в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" и Постановления Правительства Российской Федерации от 06 февраля 2006 г. N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом".
В соответствии со ст. 210 ГК РФ, ст.ст. 30, 154, 155 ЖК РФ, Постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме и обязан своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Указанная обязанность у собственника жилого помещения возникает с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
В силу ст.ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
В силу положений ч. ч. 1. 2 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по несению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
Доводы жалобы, аналогичные по своей сути письменным возражениям и встречному иску о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении ненадлежащего качества также несостоятельны и являются домыслом заявителя, из которых усматривается ошибочное понимание положений действующего материального права.
Так, случаи и основания изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также порядок установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность предусмотрены разделами IX и X Постановления Правительства РФ от 06 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", которым утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
В силу этих норм права ответчица не предоставила судам допустимые доказательства о предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность в соответствии с порядком установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
В силу п. 105 указанных Правил при обнаружении факта нарушения качества коммунальной услуги потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем, п. 106 - сообщение о нарушении качества коммунальной услуги может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации аварийно-диспетчерской службой.
Пунктами 107, 108 Правил определены действия сторон в случае когда известны причины нарушения качества коммунальной услуги и эта причина немедленно сообщается обратившемуся потребителю с обязанием работника сделать соответствующую отметку в журнале регистрации сообщений и в случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы исполнителя не известны причины нарушения качества коммунальной услуги, тогда согласовывается с потребителем дата и время проведения проверки факта нарушения качества коммунальной услуги, время проведения проверки в случаях, указанных в настоящем пункте, назначается не позднее 2 часов с момента получения от потребителя сообщения о нарушении качества коммунальной услуги, если с потребителем не согласовано иное время. Отклонение от согласованного с потребителем времени проведения проверки допускается в случаях возникновения обстоятельств непреодолимой силы, в том числе в связи с нарушениями (авариями), возникшими в работе внутридомовых инженерных систем и (или) централизованных сетей инженерно-технического обеспечения.
В силу п. 109 по окончании проверки составляется акт проверки, п. 110 - если в ходе проверки между потребителем (или его представителем) и исполнителем, иными заинтересованными участниками проверки возник спор относительно факта нарушения качества коммунальной услуги и (или) величины отступления от установленных в приложении N 1 к настоящим Правилам параметров качества коммунальной услуги, то потребитель и исполнитель, иные заинтересованные участники проверки определяют в соответствии с настоящим пунктом порядок проведения дальнейшей проверки качества коммунальной услуги. Любой заинтересованный участник проверки вправе инициировать проведение экспертизы качества коммунальной услуги.
Доводы жалобы, как и письменные возражения ответчицы и ее встречный иск, не дают оснований к тому, что ответчица обращалась к истцу по вопросу предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, в соответствии с порядком установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Доводы жалобы о том, что ответчица не осведомлена об истце, как управляющей компании, противоречат открытым данным об Обществе, как управляющей компанией многоквартирного дома, в котором ответчица имеет в собственности квартиру и обязана нести соответствующие расходы.
Иные доводы об отсутствии договорных отношений между сторонами также несостоятельны, в этой части судебная коллегия обращает внимание на положения ст. 10 ЖК РФ, согласно которой жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают:
1) из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему;
2) из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей;
3) из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности;
4) в результате приобретения в собственность жилых помещений по основаниям, допускаемым федеральным законом;
5) из членства в жилищных или жилищно-строительных кооперативах;
6) вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.
Таким образом, доводы жалобы сводятся к несогласию заявителя с изложенными выводами суда, оценкой фактических обстоятельств дела, не содержат ссылок на обстоятельства, которые не были исследованы судом либо опровергали его выводы, основаны на неверном толковании норм материального права, содержат изложение позиции относительно возникшего спора, субъективного мнения о правильности разрешения спора, однако оспариваемый судебный акт постановлен исходя из собранных по делу доказательств в их совокупности, которые получили оценку судом с учетом требований ст. 67 ГПК РФ.
Руководствуясь статьями 327 -330 ГПК РФ, коллегия судей
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Керченского городского суда Республики Крым от 14 января 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Стебловской Натальи Владимировны - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.