Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
Председательствующего судьи: Авериной Е.Г.
судей: Синани А.М, Шестаковой Н.В.
при секретаре: Побережной Д.Н.
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Авериной Е.Г. апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополь Республики Крым на решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 24 декабря 2018 года по гражданскому делу по исковому заявлению Хломова Геннадия Алексеевича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополь Республики Крым о признании незаконным решения, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости,
УСТАНОВИЛА:
Хломов Г.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г..Симферополе Республики Крым указав, что обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, однако решением ответчика N204876/18 от 19.06.2018 года ему отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 года "О страховых пенсиях" по тем основаниям, что отсутствует требуемый специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости. С данным решением ответчика истец не согласен, поскольку более 15 лет он проработал на Симферопольском заводе телевизоров НПО АО "Фотон" рабочим - слесарем ремонтником, занятым на ремонте и обслуживании технологического оборудования в производстве пластических масс, данная работа предусмотрена Списком N2, раздел Х-Б 2110Б000-1753б. В подтверждение указанного факта истцом представлены документы, достаточные для подтверждения льготного стажа, однако ответчик не принял их во внимание. В доводах искового заявления Хломов Г.А. также указывает, что действовавшее в период прохождения службы в Советской Армии с 05.05.1981 года по 15.06.1984 года законодательство предусматривало возможность зачета такой деятельности в специальный стаж работы.
На основании изложенного истец просил признать незаконным решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г..Симферополе Республики Крым об отказе в установлении досрочной пенсии по старости от 19.06.2018 года N204876/18; обязать ответчика включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости, периоды работы: с 04.10.1984 года по 30.11.1990 года в должности слесаря-ремонтника Симферопольского завода телевизоров НПО АО "Фотон"; с 01.05.1996 года по 28.11.1997 года в должности слесаря-ремонтника 5 разряда Украинско-Турецкого предприятия "Терфон" НПО "Фотон"; с 05.05.1981 года по 15.06.1984 года служба в Советской Армии; обязать ответчика назначить ему досрочную страховую пенсию по старости согласно п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 26.03.2018 года.
Решением Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 24 декабря 2018 года исковые требования Хломова Г.А. удовлетворены. Суд признал незаконным решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Симферополе Республики Крым от 19.06.2018 года N204876/18 об отказе Хломову Геннадию Алексеевичу в установлении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" и возложил на ответчика обязанность включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, периоды работы: с 04.10.1984 года по 30.11.1990 года в должности слесаря-ремонтника Симферопольского завода телевизоров НПО АО "Фотон"; с 01.05.1996 года по 28.11.1997 года в должности слесаря-ремонтника 5 разряда Украинско-Турецкого предприятия "Терфон" НПО "Фотон"; с 05.05.1981 года по 15.06.1984 года период службы в Советской Армии, а также назначить ему досрочную страховую пенсию по старости с 26 марта 2018 года. Также разрешен вопрос относительно взыскания судебных расходов и государственной пошлины.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчиком Государственным учреждением - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым подана апелляционная жалоба, в которой ставиться вопрос об отмене решение суда первой инстанции и принятии по делу нового решения, об отказе в удовлетворении искового заявления в полном объеме. В апелляционной жалобе ответчик ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, постановленного с нарушением норм материального права, просит принять новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований, приводя в обоснование доводы, аналогичные доводам, на которые ссылался ответчик в суде первой инстанции в обоснование своих возражений. В качестве основных доводов апеллянт указал, что судом неправильно применены нормы материального права, поскольку льготный стаж истца составляет 5 лет 4 месяца 25 дней, поэтому нет законных оснований для назначения страховой пенсии по старости Хломову Г.А. в соответствии со ст. 30 Закона N400-ФЗ. По указанным основаниям полагают, что решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Заслушав докладчика, представителя Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым Соболеву Н.С, поддержавшую доводы апелляционной жалобы Хломова Г.А, возражавшего против доводов апелляционной жалобы, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Судом правильно определен характер правоотношений сторон, юридически значимые обстоятельства. Материальный закон применен и истолкован верно. Существенных нарушений норм процессуального законодательства не допущено.
В соответствии со ст. ст. 56, 195, 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд разрешает дело в пределах заявленных истцом требований и по основаниям, им указанным, основывает решение лишь на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании. В условиях состязательности процесса каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований.
В соответствии с пп. 2 ч. 1 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственное не менее 12 лет 06 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту Закон N 400-ФЗ), вступившего в силу с 1 января 2015 года, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет. В случае, если они проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Закона N 400-ФЗ).
В целях реализации статей 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством РФ принято постановление от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее Постановление N 665).
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются:
Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" (далее Список N 2 от 26.01.1991);
Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах" (далее Список N 2 от 22.08.1956), - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01.01.1992.
Таким образом, работа подлежит зачету в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ, если она выполнялась в производствах, по профессии или должности, предусмотренных Списком N 2 от 26.01.1991 либо Списком N 2 от 22.08.1956 (если имела место до 01.01.1992).
При этом, исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516 (далее Правила N 516).
Списком N 2 (1991) подразделом Б раздела X "Химическое производство" предусмотрены: рабочие и мастера, предприятий, не относящихся к химической и нефтехимической промышленности, занятые полный рабочий день в технологическом процессе производства продукции: пластических масс в отдельных цехах, участках и установках при наличии в воздухе рабочей зоны вредных веществ 3 класса опасности (позиция 2110Б000-1753а); рабочие и мастера, занятые на ремонте и обслуживании технологического и электрооборудования в перечисленных выше производствах (позиция 2110Б000-1753б).
Из материалов дела и обстоятельств установленных судом первой инстанции следует, что Хломов Г.А. в период с 04.10.1980 года по 30.11.1990 года работал слесарем-ремонтником первого разряда 1 Симферопольского завода телевизоров. Из справки, уточняющей особый характер работы или условия труда необходимые для назначения льготной пенсии от 30.06.1998 года N167/520. выданной АП Симферопольская производственно-коммерческая Фирма "Фотон" установлено, что данная работа предусмотрена Списком N2 раздела Х-Б 2110Б000-1753б.
В период с 01.05.1996 года по 28.11.1997 года истец выполнял работу в должности слесарь-ремонтник 5 разряда Украинско-Турецкое предприятие - "Терфон" НПО "Фотон", что подтверждается справкой N28 от 01.09.1998 года, уточняющей особый характер работы или условия труда необходимые для назначения льготной пенсии Хломова Г.А. из которой следует, что последний действительно работал на Украинско - Турецком предприятии "Терфон" рабочим слесарем-ремонтником, занятым на ремонте и обслуживании технологического оборудования в производстве пластических масс с 01.05.1996 года по 28.11.1997 года полный рабочий день, других работ не выполнял. Данная работа предусмотрена Списком N2 раздел Х-Б 2110Б000-1753б. Кроме того, право Хломова Г.А. на льготное пенсионное обеспечение в указанный период подтверждает также выписка из приказа - постановления N320 от 06.06.94 г. "О результатах аттестации рабочих мест по условиям труда".
Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения иска Хломова Г.А.
При этом судом первой инстанции правомерно отмечено, что в соответствии с п.3 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", при исчислении периодов работы, указанных в абзаце третьем подпункта "а", абзаце третьем подпункта "б" и абзаце третьем подпункта "в" п.1 данного постановления, применяются соответствующие положения пунктов 97, 108, 109, 110, 112 и "Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий", утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 N 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий" (далее - Положение).
В период действия Закона СССР от 14.07.1956 года "О государственных пенсиях" пунктом 109 Положения было предусмотрено, что в общий стаж работы засчитывались, кроме прочего, служба в составе Вооруженных Сил СССР и пребывание в партизанских отрядах; служба в войсках и органах ВЧК, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МТБ, КГБ при Совете Министров СССР, Министерства охраны общественного порядка СССР, министерств охраны общественного порядка союзных республик, Министерства внутренних дел СССР, министерства внутренних дел союзных республик; служба в органах милиции (пп. "к").
При назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда, периоды, указанные в подпункте "к", приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Следовательно, законодательство в период действия Закона СССР от 14.07.1956 года "О государственных пенсиях" предусматривало, что период прохождения службы мог быть включен при определенных условиях в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Таким образом, в льготный стаж истца обоснованно судом первой инстанции включен период службы в рядах Советской Армии с 05.05.1981 года по 15.06.1984 года.
При указанных обстоятельствах, с учетом включенных судом первой инстанции периодов, суд правомерно указал, что на момент обращения в пенсионный орган суд льготный стаж истца составлял более 12 лет 6 месяцев, в связи с чем, у ответчика отсутствовали основания для отказа в установлении ему досрочной трудовой пенсии.
Таким образом, разрешая спор, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства для дела. Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую правовую оценку. Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
Поскольку доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения суда первой инстанции, и не опровергают выводов судебного решения, то оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 24 декабря 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.