Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего, судьи
Мотиной И.И,
судей
Онищенко Т.С, Пономаренко А.В,
при секретаре
Петровой А.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Онищенко Т.С. гражданское дело по иску Коммунального предприятия тепловых сетей г. Красноперекопска, правопреемником которого является Муниципальное унитарное предприятие городского округа Красноперекопск Республики Крым "Тепловые сети", к Агафоновой Н.В. о взыскании задолженности за услуги по централизованному отоплению, по апелляционной жалобе Агафоновой Н.В. на решение Красноперекопского районного суда Республики Крым от 15 января 2015 года,
УСТАНОВИЛА:
Коммунальное предприятие тепловых сетей г. Красноперекопска 27 ноября 2014 года обратилось в суд с иском к Агафоновой Н.В, обосновывая свои требования тем, что ответчик является потребителем услуг по централизованному отоплению, однако не выполняет надлежащим образом свои обязательства по оплате предоставленных услуг, в связи с чем, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ образовалась задолженность в сумме 34 972,23 руб. /л.д. 1-2/.
Решением Красноперекопского районного суда Республики Крым от 15 января 2015 года иск удовлетворен /л.д. 26-27/.
Взыскано с Агафоновой Н.В. в пользу Коммунального предприятия тепловых сетей г. Красноперекопска задолженность по оплате услуг по централизованному отоплению в размере 34 972,23 руб. и сумму государственной пошлины в размере 1 249,17 руб, а всего 36 221,40 руб.
Определением Красноперекопского районного суда Республики Крым от 09 ноября 2015 года сторона по делу - Коммунальное предприятие тепловых сетей г. Красноперекопска заменена правопреемником - Муниципальным унитарным предприятием городского округа Красноперекопск Республики Крым "Тепловые сети" /л.д. 66/.
Не согласившись с данным решением суда, ответчик - Агафонова Н.В. подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение норм материального и процессуального права /л.д. 55-57/.
Основные доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что дело рассмотрено в отсутствие ответчика, не извещенного надлежащим образом о дате и месте судебного заседания. О состоявшемся решении суда ответчику стало известно после удержания взысканных денежных средств из пенсии и списания денежных средств, находящихся на счете во вкладе в банке на основании исполнительного листа. Обжалуемое решение суда принято без учета тяжелой жизненной ситуации и тяжелого материального положения ответчика.
Возражений на апелляционную жалобу не поступало.
Определением от 28 мая 2019 года судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных Главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации /л.д. 75-76/.
Стороны, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела /л.д. 77, 80/, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причинах своей неявки не сообщили, что с учетом положений части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела.
Заслушав доклад судьи Онищенко Т.С, изучив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит, что обжалуемое решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
Констатировав своим определением от 28 мая 2019 года наличие оснований для перехода суда апелляционной инстанции к рассмотрению настоящего гражданского дела по правилам производства в суде первой инстанции, без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а данное обстоятельство в силу пункта 4 части 4 статьи 330 этого же кодекса, является безусловным основанием для отмены состоявшегося по делу решения суда, судебная коллегия, подчиняясь указанному требованию закона, отменяет обжалуемое решение суда.
В свою очередь, отменяя указанное решение суда и рассмотрев гражданское дело по правилам части 5 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственники жилого помещения с момента возникновения права собственности на данное помещение обязаны вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается, исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
Согласно статье 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Как усматривается из материалов дела, истец - МУП городского округа Красноперекопск Республики Крым "Тепловые сети" (правопреемник КПТС), являясь централизованным поставщиком тепловой энергии в г. Красноперекопск, осуществляет поставку тепловой энергии на нужды отопления и горячего водоснабжения многоквартирных жилых домов, расположенных в данном населенном пункте.
Ответчик - Агафонова Н.В. зарегистрирована и проживает в "адрес", площадью 45,7 кв.м /л.д. 4/.
Многоквартирный дом, в котором расположена квартира ответчика Агафоновой Н.В, подключен к сетям централизованного отопления и оборудован соответствующими внутридомовыми инженерными системами.
Квартира ответчика Агафоновой Н.В. в установленном законом порядке не была отключена от указанных централизованных и внутридомовых инженерных систем.
Ответчик Агафоновой Н.В, как наниматель квартиры, является потребителем предоставляемых истцом услуг по поставке тепловой энергии на нужды отопления и горячего водоснабжения.
На основании статей 8, 307 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства возникают из договора или вследствие событий, с которыми закон связывает наступление гражданско-правовых последствий.
Статьями 309, 310, 314 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено обязательное исполнение обязательств и недопустимость одностороннего отказа от обязательства.
Федеральный закон "О теплоснабжении" содержит основные понятия, в т.ч. и понятие бездоговорного потребления тепловой энергии (пункт 29 статьи 2). Бездоговорное потребление тепловой энергии - потребление тепловой энергии, теплоносителя без заключения в установленном порядке договора теплоснабжения и т.д.
В соответствии с частью 1 статьи 540 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента, в установленном порядке к присоединенной сети.
Согласно части 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии, в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Положениями статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Отсутствие заключенного между сторонами договора на предоставление услуг по теплоснабжению не является правовым основанием для отказа в удовлетворении иска, поскольку у ответчика возникли обязательства по оплате за услуги теплоснабжения, в связи с фактическим потреблением тепловой энергии
Наличие системы централизованного отопления и горячего водоснабжения предусмотрено первоначальным проектом постройки данного многоквартирного дома, поэтому предоставление услуги по отоплению и горячему водоснабжению в многоквартирном доме гражданам, является обязательным условием содержания такого дома.
Вопрос отключения от сетей централизованного отопления и поставки горячей воды в многоэтажных жилых домах регулировался Правилами предоставления услуг по централизованному отоплению, снабжению холодной и горячей водой и водоотводу, утвержденными постановлением Кабинета Министров Украины N630 от 21 июля 2005 года (далее - Правила) и Порядком отключения отдельных жилых домов от сетей централизованного отопления и снабжения горячей водой при отказе потребителей от централизованного теплоснабжения, утвержденным приказом Министерства жилищного хозяйства Украины N4 от 22 ноября 2005 года (далее - Порядок).
Требованиями Правил предусматривалось, что потребители могут отказаться от получения услуг по централизованному отоплению и снабжению горячей воды (пункт 24).
Отключение потребителей от сетей централизованного отопления и снабжения горячей воды осуществляется в порядке, который утверждается центральным органом исполнительной власти по вопросам жилищно-коммунального хозяйства. Самовольное отключение от сетей централизованного отопления и снабжения горячей воды запрещается (пункт 25).
Отключение потребителей от сетей централизованного отопления и снабжения горячей воды осуществляется при условии обеспечения бесперебойной работы инженерного оборудования дома и принятия мер по соблюдению в смежных помещениях требований строительных норм и правил по вопросам проектирования жилых домов, отопления, вентиляции, кондиционирования, строительной теплотехники; государственных строительных норм по составу, порядку разработки, согласования и утверждения проектной документации для строительства, а также норм проектирования реконструкции и капитального ремонта в части отопления (пункт 26).
Поряком было установлено, что для реализации права потребителей на отказ от получения услуг ЦО и ГВП орган местного самоуправления или местный орган исполнительной власти создает своим решением постоянно действующую межведомственную комиссию для рассмотрения вопросов относительно отключения потребителей от сетей ЦО и ГВП (Комиссия), назначает председателя и утверждает ее состав, утверждает положение о работе комиссии (пункт 1.2).
Для решения вопроса отключения жилого дома (домов) от сетей централизованного отопления его владелец (владельцы) должен (должны) обратиться к Комиссии с письменным заявлением об отключении от сетей ЦО и ГВП. В заявлении об отключении от сетей ЦО и ГВП владелец (владельцы) дома отмечает причины отключения. К заявлению добавляется копия протокола общих собраний жильцов дома относительно создания инициативной группы из решения вопроса отключения от сетей ЦО и ГВП и принятие решения об установлении в доме системы индивидуального или автономного отопления. Решение об отключении дома от системы централизованного отопления с установлением индивидуального отопления должно быть поддержано всеми владельцами (уполномоченными лицами владельцев) помещений в жилом доме (пункт 2.1).
Комиссия рассматривает предоставленные документы лишь при наличии утвержденной органом местного самоуправления в установленном порядке оптимизированной схемы перспективного развития систем теплоснабжения населенного пункта и в соответствии с ней. Комиссия, после изучения предоставленных владельцем (владельцами) документов, в месячный срок принимает решение относительно отключения от сетей ЦО и ГВП, устраивание индивидуальной (автономной) системы теплоснабжения и сбор исходных данных и технических условий для изготовления проектной документации. При этом обязательно учитываются технические возможности существующих сетей газоснабжения, водоснабжения и электроснабжения данного населенного пункта или отдельного микрорайона относительно обеспечения питания предложенной владельцем (владельцами) системы теплоснабжения. Решение Комиссии оформляется протоколом, выписка из которого в десятидневный срок предоставляется заявителю (пункт 2.2).
При отказе потребителей от центрального теплоснабжения, по окончании работ составляется акт об отключении дома от систем ЦО и ГВС, который в десятидневный срок должен был подаваться заявителем в Комиссию на утверждение (пункт 2.6).
При отказе потребителей от центрального теплоснабжения, после утверждения акта на очередном заседании комиссии стороны пересматривают условия договора о предоставлении услуг по централизованному отоплению.
Ответчиком не предоставлено и материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих, что квартира, в которой она проживает, была отключена от центрального теплоснабжения и это отключение было проведено в установленном законом порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив).
Пунктом 34 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N808 от 08 августа 2012 года предусмотрено, что под расчетным периодом для расчета потребителей с теплоснабжающей организацией принимается 1 календарный месяц.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом, в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Как следует из представленных истцом расчетов, начисление ответчику оплаты за услуги централизованного отопления производилось, исходя из площади квартиры.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ действовал тариф, установленный решением исполнительного комитета Красноперекопского городского совета N от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому абонентская плата была установлена из расчета ежемесячно 2,36 грн. за 1 кв. м общей площади, а оплата за потребленную тепловую энергию при отсутствии прибора учета тепловой энергии - из расчета в месяц 6,77 грн. за 1 кв.м общей площади на протяжении отопительного сезона.
С учетом площади квартиры ответчика и указанных установленных тарифов, судебная коллегия соглашается с расчетом, предоставленным истцом.
Таким образом, заявленные требования являются обоснованными, в связи с чем, подлежат удовлетворению в полном объеме.
Доводы Агафоновой Н.В, изложенные в жалобе, не свидетельствуют о наличии правовых оснований для освобождения ее от обязанности оплачивать услуги, предоставляемые истцом.
Учитывая, что при рассмотрении настоящего гражданского дела судом были допущены нарушения процессуальных норм, что является в силу пункта 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены принятого по делу решения, постановленное судом первой инстанции решение подлежит отмене, с вынесением нового об удовлетворении иска.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины в связи с удовлетворением иска подлежат возмещению истцу за счет ответчика - в сумме 1 249,17 руб.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия, -
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Красноперекопского районного суда Республики Крым от 15 января 2015 года отменить.
Принять по делу новое решение об удовлетворении иска.
Взыскать с Агафоновой Н.В. в пользу Муниципального унитарного предприятия городского округа Красноперекопск Республика Крым "Тепловые сети" (правопреемник Коммунального предприятия тепловых сетей г. Красноперекопска) по оплате услуг по централизованному отоплению за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (36 месяцев) в размере 34 972,23 руб. и сумму государственной пошлины в размере 1 249,17 руб, а всего 36 221,40 руб.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.