Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе
председательствующего Мостовенко Н.Р,
судей Кураповой З.И, Павловского Е.Г,
при секретаре Дермоян Т.Ю,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело
по административному исковому заявлению Морозова Сергея Викторовича об оспаривании решения государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Варава В.В. от 1 ноября 2018 г. о приостановлении государственной регистрации права собственности на земельный участок
по апелляционной жалобе представителя Морозова Сергея Викторовича - Дударева Дмитрия Сергеевича на решение Белогорского районного суда Республики Крым от 14 февраля 2019 г, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано
Заслушав доклад судьи Мостовенко Н.Р, пояснения представителя административного истца Дударева Д.С, судебная коллегия
установила:
Морозов С.В, в лице представителя Дударева Д.С. обратился в Белогорский районный суд Республики Крым с вышеуказанным административным исковым заявлением в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В обоснование указал, что заявление и прилагаемые документы о государственной регистрации права собственности на земельный участок не подавались им в порядке статьи 8-2 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 г. N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым", в данном случае речь шла о регистрации прав собственности на земельный участок, ранее предоставленный административному истцу решением органа местного самоуправления. Поскольку данный земельный участок предоставлен для сельскохозяйственного использования (код 1.0 по классификатору), положения статьи 8-2 вышеуказанного Закона Республики Крым не применимы к данным правоотношениям. Кроме того, данный вид разрешённого использования земельного участка не предполагает размещение на нём жилого дома, что также исключает возможность применения вышеуказанной правовой нормы в данным правоотношениям. Представленное решение 13-й сессии 23-го созыва Зеленогорского сельского совета Белогорского района АР Крым от 30 августа 2000 г. являлось достаточным основанием для кадастрового учёта, однако не было рассмотрено в качестве основания для регистрации права собственности на указанный земельный участок.
В своих возражениях на административное исковое заявление государственный регистратор Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Варава В.В. указал на непредставление административным истцом для государственной регистрации правоустанавливающего документа на земельный участок, являющегося основанием для возникновения права собственности на регистрируемый объект недвижимости, который в соответствии с действовавшим законодательством подтверждает наличие, возникновение, прекращение права собственности. Представленное решение не является основанием для возникновения права собственности на земельный участок.
Решением Белогорского районного суда Республики Крым от 14 февраля 2019 г. в удовлетворении административного искового заявления Морозова С.В. отказано.
В апелляционной жалобе, поданной представителем Морозова С.В. - Дударева Д.С. ставится вопрос об отмене судебного акта ввиду нарушения судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Апелляционная жалоба мотивирована не уведомлением административного истца и его представителя о времени и месте судебного заседания. По мнению подателя апелляционной жалобы, часть 5 стать 8-2 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 г. N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым", указанная государственным регистратором в оспариваемом решении, не подлежала применению к данным правоотношениям. Тогда как положения части 1, 2 статьи 8-2 вышеуказанного Закона Республики Крым и пункт 1 части 2 статьи 14 Федерального закона Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", ни государственным регистратором, ни судом первой инстанции применены не были.
Морозов С.В. в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие.
Его представитель по нотариально удостоверенной доверенности от 3 декабря 2018 г. Дударев Д.С, в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Остальные лица, участвующие в деле о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены заблаговременно и надлежащим образом, в судебное заседание не явились, с ходатайствами об отложении судебного заседания не обращались.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещённых надлежащим образом.
Заслушав пояснения представителя административного истца, изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым полагает, что судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела допущено такого характера нарушение норм материального права.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу пункта 2 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, суд принимает в том случае, если признает их соответствующими нормативным правовым актам и не нарушающими права и законные интересы административного истца.
Таким образом, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов и незаконных решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления принципиальное значение имеет выявление совокупности двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов административного истца.
Как усматривается из материалов дела, решением 13-й сессии 23-го созыва Зеленогорского сельского совета Сакского района Автономной Республики Крым от 30 августа 2000 г. Морозову С.В. передан в собственность земельный участок площадью 1 га в районе "адрес", что подтверждается архивной выпиской от 14 сентября 2018 г. из вышеуказанного решения (л.д.23).
Вышеуказанный земельный участок 31 октября 2018 г. поставлен на кадастровый учёт, как ранее учтённый и ему присвоен кадастровый N (л.д.12-13).
17 октября 2018 г. Морозов С.В. через Государственное бюджетное учреждение Республики Крым "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" подал в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым заявление о государственной регистрации права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: "адрес".
Для осуществления государственной регистрации были предоставлены следующие документы: решение 13-й сессии 23-го созыва Зеленогорского сельского совета Сакского района Автономной Республики Крым от 30 августа 2000 г, архивная выписка из указанного решения от 14 сентября 2018 г, письмо администрации Зеленогорского сельского поселения Белогорского района Республкии Крым от 26 октября 2018 г, согласно которому вышеуказанное решение не отменялось и изменения в него не вносились. Также указан адрес земельного участка: "адрес".
Уведомлением государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Варава В.В. от 1 ноября 2018 г. осуществление действий по регистрации права собственности приостановлено до 31 января 2019 г, на основании статьи 8-2 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 г. N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым", а именно: для государственной регистрации не представлен правоустанавливающий документ на земельный участок, являющийся основанием для возникновения права собственности на регистрируемый объект недвижимости, который в соответствии с действовавшим законодательством подтверждает наличие, возникновение, прекращение права собственности на земельный участок. Административный истец уведомлен о необходимости в установленные сроки предоставить дополнительные документы, а именно: правоустанавливающий документ на земельный участок.
Полагая, что вышеуказанное решение государственного регистратора является незаконным, Морозов С.В. обратился в суд.
Суд первой инстанции, отказывая в признании незаконным решения государственного регистратора от 1 ноября 2018 г. о приостановлении государственной регистрации права собственности на земельный участок, исходил из того, что возможность приобретения в собственность земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения ограничена федеральным законом для иностранных граждан, кроме того, оспариваемое уведомление о приостановлении государственной регистрации фактически перестало затрагивать права и законные интересы административного истца, поскольку 31 января 2019 г. государственным регистратором вынесено сообщение об отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводами суда первой инстанции, исходя из следующего.
Порядок и основания проведения государственной регистрации, а также требования к документам, представляемым на государственную регистрацию, установлены Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Частью 3 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" установлено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Основания государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав установлены статьёй 14 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Так, согласно пункту 1 части 2 статьи 14 вышеуказанного Федерального закона, основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости.
Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
В силу пункта 3 части 1 статьи 29 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Основания и сроки приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав установлены ст. 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
По смыслу пункта 3 статьи 1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" и части 1 статьи 69 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", сведения об объектах недвижимости, права на которые возникли до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ, и не прекращены, вносятся в Государственный кадастр недвижимости по правилам, установленным частью 5 статьи 69 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N218-ФЗ.
Согласно части 2 статьи 69 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" права на объекты недвижимости, возникающие в силу закона (вследствие обстоятельств, указанных в законе, не со дня государственной регистрации прав), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости осуществляется по заявлениям правообладателей, решению государственного регистратора прав при поступлении от органов государственной власти и нотариусов сведений, подтверждающих факт возникновения таких прав, кроме случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения целевого использования земельных участков.
Особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым установлены Законом Республики Крым от 31 июля 2014 г. N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее Закон Республики Крым).
Частью 2 статьи 2 названного Закона Республики Крым установлено, что право собственности на земельные участки и иные объекты недвижимого имущества, возникшее до вступления в силу Федерального конституционного закона, на территории Республики Крым у физических и юридических лиц, включая иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, сохраняется за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Крым.
В силу части 2 статьи 8-2 Закона Республики Крым основанием для государственной регистрации права собственности гражданина Российской Федерации на указанный в части 1 настоящей статьи земельный участок является решение исполнительного комитета сельского, поселкового, городского совета независимо от утверждения его решением сессии сельского, поселкового, городского совета, в том числе без указания сведений о праве, на котором земельный участок передается такому гражданину, при условии, что данное решение не отменено
Согласно ч. 4 ст. 8 названного Закона Республики Крым перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав, устанавливается нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым
Постановлением Совета министров Республики Крым от 11 августа 2014 г. N264 утвержден Перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации.
В соответствии с п.п. 15 п. 1 Перечня документом, подтверждающим наличие ранее возникшего права на объект недвижимого имущества и необходимым для государственной регистрации, являются изданные (выданные) в установленном порядке на территории Республики Крым до 16 марта 2014 года: решение о передаче (предоставлении) земельного участка в собственность (пользование, в том числе аренду).
При обращении с заявлением о государственной регистрации права Морозовым С.В. были представлены, в т.ч. решение 13-й сессии 23-го созыва Зеленогорского сельского совета Сакского района Автономной Республики Крым от 30 августа 2000 г. о предоставлении в собственность земельного участка, архивная выписка из данного решения от 14 сентября 2018 г, и письмо администрации Зеленогорского сельского поселения Белогорского района Республики Крым от 26 октября 2018 г, подтверждающее, что вышеуказанное решение является действующим, что в своей совокупности, согласно действующему законодательству Российской Федерации подтверждает право собственности административного истца на вышеуказанный земельный участок.
Ссылка государственного регистратора в оспариваемом решении на часть 5 статьи 8-2 Закона Республики Крым является несостоятельной, поскольку положения указанной нормы предусматривают государственную регистрацию права собственности гражданина Российской Федерации на земельный участок, в случае если к такому гражданину перешло в порядке наследования или по иным основаниям право собственности на расположенное на данном земельном участке здание (строение) или сооружение, тогда как в материалах настоящего административного дела отсутствуют сведения о расположении на указанном земельном участке каких-либо строений.
Кроме того, как верно указано административным истцом, представленное решение 13-й сессии 23-го созыва Зеленогорского сельского совета Белогорского района АР Крым от 30 августа 2000 г. явилось достаточным основанием для кадастрового учёта вышеуказанного земельного участка, однако не было рассмотрено административным ответчиком в качестве основания для регистрации права собственности на данный земельный участок.
Исходя из вышеуказанных обстоятельств административного дела, у административного ответчика отсутствовали основания для приостановлении государственной регистрации права собственности по причине, указанной в оспариваемом решении должностного лица регистрирующего органа от 1 ноября 2018 г.
В данном решении государственным регистратором указано, что государственная регистрация приостановлена начиная с 18 октября 2018 г, тогда как само уведомление вынесено административным ответчиком лишь 1 ноября 2018 г.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы в указанной части заслуживают внимания.
Выводы суда первой инстанции, послужившие основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку они не являлись основаниями для приостановления государственной регистрации.
В то же время, судебной коллегией отклоняются доводы подателя апелляционной жалобы о не уведомлении административного истца и его представителя о времени и месте судебного заседания, поскольку они опровергаются актами телефонограмм районного суда от 7 февраля 2019 г. и от 14 февраля 2019 г.
Требование в части возложения обязанности осуществить государственную регистрацию права собственности на земельный участок не может быть удовлетворено, поскольку данный вопрос относится к компетенции регистрирующего органа, в которую суд не вправе вмешиваться.
Исходя из обстоятельств дела, восстановительной мерой, соответствующей допущенному нарушению прав и законных интересов заявителя и направленной на его устранение, будет повторное рассмотрение заявления Морозова С.В. о государственной регистрации права собственности на земельный участок.
Судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для отмены решения Белогорского районного суда Республики Крым от 14 февраля 2019 г, и принятии по делу нового решения о частичном удовлетворении административного искового заявления.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Апелляционную жалобу представителя Морозова Сергея Викторовича - Дударева Дмитрия Сергеевича - удовлетворить.
Решение Белогорского районного суда Республики Крым от 14 февраля 2019 г. - отменить.
Принять по делу новое решение, которым административное исковое заявление Морозова Сергея Викторовича удовлетворить частично.
Признать незаконным решение государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Варава В.В. от 1 ноября 2018 г. о приостановлении государственной регистрации права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: "адрес".
Возложить на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым обязанность повторно рассмотреть заявление Морозова Сергея Викторовича заявление о государственной регистрации права собственности на вышеуказанный земельный участок от 17 октября 2018 г.
В удовлетворении остальной части административного искового заявления - отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий Н.Р. Мостовенко
Судьи З.И. Курапова
Е.Г. Павловский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.