Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего
Кучеренко Н.В,
судей
при секретаре
Кураповой З.И, Павловского Е.Г, Дубровой А.А,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Тонина Сергея Артёмовича к главе Администрации Раздольненского сельского поселения Раздольненского района Республики Крым Чернявскому Павлу Петровичу, Администрации Раздольненского сельского поселения Раздольненского района Республики Крым, заинтересованные лица Акимова Елена Сергеевна, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Раздольненский районный отдел Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о признании действий (бездействия) незаконными,
по апелляционной жалобе Тонина Сергея Артёмовича на решение Раздольненского районного суда Республики Крым от 20 февраля 2019 года, которым в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Кучеренко Н.В, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым,
установила:
Тонин С.А. обратился в Раздольненский районный суд Республики Крым с административным иском к главе Администрации Раздольненского сельского поселения Раздольненского района Республики Крым Чернявскому П.П, Администрации Раздольненского сельского поселения Раздольненского района Республики Крым, в котором просит признать незаконными действия (бездействия) главы администрации Раздольненского сельского поселения Раздольненского р-на РК, Администрации Раздольненского сельского поселения Раздольненского района Республики Крым.
Требования мотивированы тем, что из сообщения прокуратуры Раздольненского района Республики Крым от 29 ноября 2018 года за N10ж-2012 административному истцу стало известно, что Администрацией Раздольненского сельского поселения в Государственном комитете по государственной регистрации и кадастру Республики Крым при постановке на кадастровый учёт ранее учтённого земельного участка с видом разрешённого использования "земли промышленности" по адресу: "адрес" он поставлен на учёт с видом разрешённого использования - "магазины". Это стало возможным в результате того, что глава администрации Раздольненского сельского поселения Чернявский П.П. самоуправно своим распоряжением N76 от 12 октября 2015 года, без проведения процедуры публичных слушаний, изменил вид разрешённого использования с "земли промышленности" на "магазины". Административный истец считает, что глава администрации Чернявский П.П. путём самоуправного принятия распоряжения по изменению вида разрешённого использования земельного участка, без обязательного проведения процедуры публичных слушаний, нарушил право административного истца на реализацию гарантии влиять на принимаемые органом местного самоуправлением решения по вопросам, имеющим существенное значения для него, как жителя пгт. Раздольное.
Решением Раздольненского районного суда Республики Крым от 20 февраля 2018 года в удовлетворении исковых требований Тонина С.А. отказано.
В апелляционной жалобе административного истца ставится вопрос об отмене судебного акта и о принятии по делу нового решения об удовлетворении исковых требований.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что решение суда первой инстанции является незаконным, выводы суда не соответствуют материалам дела и обстоятельствам судебного разбирательства. Предметом судебного разбирательства является несогласие с действиями главы администрации Чернявского П.П, направленными на изменение вида разрешённого использования земельного участка без проведения обязательных публичных слушаний. В ходе судебного разбирательства, суд игнорировал содержание пункта 2 постановления N76 от 12 октября2015 года, которым Чернявский П.П. без решения публичных слушаний указал на вид использования указанного земельного участка "магазины". Доказательства, свидетельствующие о том, что публичные слушания по изменению разрешённого вида использования земельного участка, судом не анализировались, их состоятельность и достоверность (результат оценки) в ходе обозрения в судебном решении отражения не нашло.
Относительно доводов апелляционной жалобы председателем Раздольненского сельского совета, главой Администрации Раздольненского сельского поселения Раздольненского района Республики Крым Чернявским П.П. поданы письменные возражения с указанием на законность решения суда первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. От административных ответчиков поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в их отсутствие, иные лица о причинах своей неявки суду не сообщили.
Судебная коллегия, с учётом положений части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие надлежаще извещенных участников процесса, по имеющимся письменным доказательствам в материалах дела.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса (часть 1 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Акимова Е.С. является собственником и арендатором ряда нежилых зданий (торговых центров) по адресу: "адрес" что подтверждается правоустанавливающими документами и сведениями Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым.
Постановлением Администрации Раздольненского сельского поселения Раздольненского района Республики Крым N76 от 12 октября 2015 года "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории" утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью 6697 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", под магазины. Указанный земельный участок отнесён к категории земли населенных пунктов с видом разрешенного использования - под магазины (4.4). Акимову Е.С. уполномочили на обращение в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым для внесения изменений в государственный кадастровый учёт недвижимого имущества и регистрации прав на земельный участок (л.д.14).
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из необоснованности административного иска, отсутствия нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или создания ему препятствий в осуществлении своих прав и свобод.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым с указанными выводами суда первой инстанции соглашается, исходя из следующего.
Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, задачами административного судопроизводства являются, в том числе, защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Одним из принципов административного судопроизводства является законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел, которые обеспечиваются не только соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, но и получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод (пункт 3 статьи 6, статья 9 названного кодекса).
Таким образом, законодательство, конкретизирующее положения статьи 46 Конституции Российской Федерации, исходит по общему правилу из того, что любому лицу судебная защита гарантируется только при наличии оснований предполагать, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат, и при этом указанные права и свободы были нарушены или существует реальная угроза их нарушения (часть 1 статьи 4, часть 1 статьи 218, часть 9 статьи 226, статья 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Согласно статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации, к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган) (статья 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьями 1, 2 Закона Республики Крым от 15.01.2015 N66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений" предоставление земельных участков гражданам и юридическим лицам осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.
Заявления о предоставлении земельных участков, об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, об установлении сервитута, о заключении соглашения о перераспределении земельных участков и иные заявления, связанные с возникновением, изменением, прекращением прав на земельные участки, рассматривают следующие уполномоченные органы (далее - уполномоченные органы):
Совет министров Республики Крым или уполномоченный Советом министров Республики Крым исполнительный орган государственной власти Республики Крым в случаях, установленных Советом министров Республики Крым, - в отношении земельных участков, находящихся в государственной собственности, в порядке, установленном Советом министров Республики Крым;
уполномоченный орган местного самоуправления - в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности соответствующего публичного образования.
В силу пункта 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации, в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений, образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; проектная документация лесных участков; утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учётом утверждённых документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства (пункт 1 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктами 12, 13 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно пункту 14 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, в решении об утверждении схемы расположения земельного участка в отношении каждого из земельных участков, подлежащих образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка, указывается, также, вид разрешенного использования образуемого земельного участка и категория земель, к которой относится образуемый земельный участок.
Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка предусмотрены пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (пункта 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Для земельных участков каждой территориальной зоны виды разрешённого использования, на основании абзаца 2 пункта 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, определяются градостроительным регламентом, который для каждой территориальной зоны устанавливается правилами землепользования и застройки индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (абзац 2 пункта 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Совета министров Республики Крым от 16.02.2015 N44
утверждён Порядок подготовки схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и проекта межевания территории.
Данный Порядок, в редакции, действующий на момент совершения оспариваемых действий, устанавливал особенности подготовки схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) и проекта межевания территории в Республике Крым.
Пунктом 4 предусматривалось, что при подготовке проекта межевания территории и схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения, в том числе, кадастрового плана территории; объединенной укрупненной схемы размещения объектов федерального и регионального значения на территории Республики Крым; утвержденных документов территориального планирования Республики Крым и соответствующих муниципальных образований; правил землепользования и застройки; проектов планировки территории; генерального плана (в границах населенного пункта); землеустроительной документации; положений об особо охраняемой природной территории; материалов лесоустройства, утвержденных до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Федеральный конституционный закон); лесохозяйственных регламентов; о зонах с особыми условиями использования территории; о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях; о местоположении зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Согласование схемы расположения земельного участка, расположенного в границах сельских поселений, с органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов и в случае необходимости - с органами, указанными в пункте 11 настоящего Порядка, производится в порядке межведомственного взаимодействия.
Для утверждения схемы расположения земельного участка заинтересованное лицо обращается в уполномоченный орган с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка.
Орган, уполномоченный на распоряжение земельным участком, в срок не более тридцати календарных дней со дня поступления заявления принимает одно из следующих решений: об утверждении схемы расположения земельного участка; об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка по основаниям, установленным законом.
Уполномоченный орган, принявший решение об утверждении схемы расположения земельного участка, обязан в срок не более чем пять рабочих дней со дня его принятия направить указанное решение с приложением схемы расположения земельного участка в Госкомрегистр в электронном виде (пункты 12,15,17,18).
Согласно частям 1, 2 статьи 28 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания. Публичные слушания проводятся по инициативе населения, представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования или главы местной администрации, осуществляющего свои полномочия на основе контракта.
Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или представительного органа муниципального образования, назначаются представительным органом муниципального образования, а по инициативе главы муниципального образования или главы местной администрации, осуществляющего свои полномочия на основе контракта, - главой муниципального образования.
По проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросам изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, порядок организации и проведения которых определяется уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования с учетом положений законодательства о градостроительной деятельности (часть 5 статьи 28 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Как усматривается из материалов административного дела, в Администрацию Раздольненского сельского поселения 22 сентября 2015 года обратилась Акимова Е.С. с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по улице "адрес" (л.д. 17).
Администрацией Раздольненского района Республики Крым согласована Схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью 6697 кв.м, гр. ФИО2, расположенного по адресу: "адрес", 2г (л.д. 15).
Как следует из данного согласования Администрации Раздольненского района от 07 октября 2015 NА-948/02-2, схема расположения земельного участка не противоречит объединённой укрупнённой схеме размещения объектов федерального и регионального значения на территории Республики Крым, документации по планировке территории, градостроительной документации, в т.ч, утверждённой до вхождения Республики Крым в составе Российской Федерации.
Заявление Акимовой Е.С. рассмотрено, Администрацией Раздольненского сельского поселения Раздольненского района Республики Крым 12 октября 2015 года принято вышеуказанное постановление N76.
Тонин С.А, обращаясь с настоящим административным иском в суд, как усматривается из его содержания, оспаривал именно действия (бездействие) административных ответчиков.
Таким образом, указанное постановление, являющееся по смыслу Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решением органа местного самоуправления и, соответственно самостоятельным предметом рассмотрения в суде, административным истцом не оспаривается. Кроме того, в данном постановлении решения об "изменении вида разрешённого использования земельного участка", на что ссылается административный истец в обоснование заявленных исковых требований, не содержится.
При этом, проведение публичных слушаний при рассмотрении органом местного самоуправления заявлений лиц и принятии решений об утверждении схемы расположения земельного участка в обязательном порядке, согласно нормам Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Градостроительного кодекса Российской Федерации, не требуется. В связи с чем, доводы административного истца о незаконности действий (бездействия) административных ответчиков по причине непроведения процедуры публичных слушаний, не принимаются судебной коллегией во внимание, поскольку основаны на неверном толковании норм права.
Ссылки административного истца в апелляционной жалобе на необходимость проверки и установления судом первой инстанции того факта, что до принятия постановления N76 от 12 октября 2015 года вышеуказанный земельный участок имел вид разрешённого использования "земли промышленности", не являются основанием для отмены обжалуемого решения, поскольку такие доводы административного истца подлежат проверке при оспаривании в суде самого постановления.
Сведений и доказательств осуществления административными ответчиками действий (бездействия) по "изменению вида разрешённого использования земельного участка", их дату и место совершения, отличные от принятия 12 октября 2015 года постановления на заявлению Акимовой Е.С, административный истец не указывает.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы суда первой инстанции, направлены на переоценку собранных по делу доказательств, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены или изменения решения суда.
Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не содержится. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм права у судебной коллегии не имеется, так как выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела.
В силу части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, административный истец обязан: подтверждать сведения о том, что оспариваемым решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены его права, свободы и законные интересы либо возникла реальная угроза их нарушения.
Таким образом, оценив представленные доказательства в их совокупности, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии надлежащих, достоверных и достаточных доказательств нарушения оспариваемыми действиями (бездействием) административных ответчиков прав, свобод и законных интересов административного истца.
Анализ положений пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации свидетельствует о том, что незаконными могут быть признаны такие решения, действия (бездействие), которые нарушают права и свободы гражданина, создают препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, незаконно возлагают на гражданина какую-либо обязанность.
При таких обстоятельствах, с учётом изложенных выше положений Конституции Российской Федерации, а также Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, установленных по делу обстоятельств, представленных доказательств в их совокупности, судебная коллегия приходит к выводу о том, что суд обоснованно и правомерно пришёл к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Тонина С.А.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения, при рассмотрении дела судом первой инстанции не допущено.
Ввиду изложенного, судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Крым, руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Раздольненского районного суда Республики Крым от 20 февраля 2019 года по административному делу N2а-101/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Тонина Сергея Артёмовича - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.
Председательствующий: Н.В. Кучеренко
Судьи: З.И. Курапова
Е.Г. Павловский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.