Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе
председательствующего Павловского Е.Г,
судей Кураповой З.И, Мостовенко Н.Р,
при секретаре Козлове В.С,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Лимаренко Юлии Сергеевны к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, специалисту-эксперту Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Менваповой Э.В. о признании незаконным и отмене решения, заинтересованные лица: дачный потребительский кооператив "Пейзаж", по апелляционной жалобе представителя Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Кагана Р.М. на решение Центрального районного суда г. Симферополя от 09 января 2019 года, которым административное исковое заявление Лимаренко Ю.С. удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Павловского Е.Г, пояснения представителя Лимаренко Ю.С. - Аблаевой Д.Д. просившей отказать в удовлетворении жалобы, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым,
установила:
Лимаренко Ю.С. обратилась в суд с указанным административным иском с учетом уточненных требований, просит суд признать незаконным и отменить решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета N от 01 июня 2018 года, принятого Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру РК по результатам рассмотрения заявления о государственном кадастровом учете от 14 февраля 2018 года N. Также просит суд возложить обязанность на административного ответчика рассмотреть заявление Лимаренко Ю.С. о государственном кадастровом учете от 14 февраля 2018 года N и произвести кадастровый учёт изменений объекта недвижимости в связи с уточнением месторасположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером N. В обоснование заявленных требований ссылается на то, что она является собственником земельного участка на основании договора купли-продажи от 08 июля 2016 года, расположенного по адресу: "адрес" земельный участок N. Указывает на то, что она обратилась к административному ответчику с заявлением об осуществлении кадастрового учета объекта недвижимости, приложив межевой план по уточнению местоположения границы и площади указанного земельного участка, однако 01 марта 2018 года было принято решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета. Основанием для приостановления государственного кадастрового учета послужило то, что изменение площади земельного участка и изменение описания местоположения его границ по заявлению N не обусловлены образованием земельного участка или уточнением его границ. Впоследствии, решением административного ответчика от 01 июня 2018 года, ей отказано в осуществлении государственного кадастрового учета, в связи с уточнением местоположения границы и площади земельного участка.
Считает, что оспариваемое решение об отказе в осуществлении кадастрового учета является незаконным и противоречит п.п. 31, 32 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Решением Центрального районного суда г. Симферополя от 09 января 2019 года административное исковое заявление Лимаренко Ю.С. удовлетворено.
Представитель Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Каган Р.М, не согласившись с вынесенным решением, обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Центрального районного суда г. Симферополя от 09 января 2019 года и принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении заявленных требований Лимаренко Ю.С. В обоснование жалобы ссылается на то, что решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права. Указывает на то, что судом первой инстанции неверно дана оценка решению Симферопольского районного суда Республики Крым от 06 сентября 2018 года, поскольку из мотивировочной части решения усматривается, что в удовлетворении исковых требований Лимаренко Ю.С. отказано ввиду не предоставления истцом доказательств наличия реестровой ошибки в государственном акте от 17 ноября 2009 года, иных документов, подтверждающих права истца на земельный участок, превышающий площадь представленного размером 449 кв.м, истцом не представлено.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав явившихся участников, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделённые государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объёме.
Согласно части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Из материалов дела следует, что Лимаренко Ю.С, на основании договора купли-продажи от 08 июля 2016 года, является собственником земельного участка расположенного по адресу: "адрес" земельный участок N
19 мая 2016 года представитель Лимаренко Ю.С. обратился к административному ответчику с заявлением о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке, расположенном по вышеуказанному адресу.
К заявлению в качестве документа - основания внесений сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, Лимаренко Ю.С. представлен государственный акт на право собственности на земельный участок от 17 ноября 2009 года.
02 июня 2016 года сведения о вышеуказанном земельном участке внесены в государственный кадастр недвижимости, объекту присвоен кадастровый N, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - ведение садоводства.
Представитель Лимаренко Ю.С. - Суфинина Т.А. года обратилась с заявлением 23 июня 2016 года об осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости с кадастровым номером N в связи с изменением площади и изменением описания месторасположения границ земельного участка, приложив межевой план от 09 июня 2016 года.
06 июля 2016 года Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру РК осуществлен кадастровый учет изменений объекта недвижимости.
14 февраля 2018 года представитель Лимаренко Ю.С. - Аблаева Д.Д. обратилась с заявлением об осуществлении кадастрового учета изменений земельного участка с кадастровым номером N, в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ, предоставив межевой план от 10 февраля 2018 года.
Административным ответчиком 01 марта 2018 года было приостановлено осуществление кадастрового учёта земельного участка. Основанием для приостановлении послужило то, что сведения земельного участка с кадастровым номером N установлены с соответствующей нормативной точностью в результате рассмотрения заявления о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости N. В соответствии со сведениями ЕГРН площадь указанного земельного участка составляет 449 кв.м, а согласно разделу 4 межевого плана "Общие сведения об уточняемом земельном учаске", его площадь составляет 579+/-17 кв.м.
Решением специалиста-эксперта Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Менваповой Э.В. от 01 июня 2018 года N Лимаренко Ю.С. отказано в осуществлении кадастрового учёта, в связи с тем, что в течении срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению кадастрового учёта.
Административным истцом оспаривается законность указанного решения от 01 июня 2018 года.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственного кадастрового учёта недвижимого имущества, регулируются Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии с пунктом 32 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если в результате государственного кадастрового учета в связи с уточнением сведений о площади земельного участка такая площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с федеральным законом для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости.
В силу ч. 1 ст. 43 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (далее - уточнение границ земельного участка).
Как следует из ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
В соответствии с ч. 10 ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Как установлено судом, согласно сведениям ЕГРН право собственности на земельный участок с кадастровым номером N площадью 449, 0 кв.м, расположенный по адресу: "адрес"", земельный участок N зарегистрировано за Лимаренко Ю.С.
Граница земельного участка с кадастровым номером N является смежной с земельным участком с кадастровым номером N, площадью 595 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" земельный участок N, собственником также является Лимаренко Ю.С.
Согласно ст. 19 Закона Республики Крым от 24.12.2014 N 66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений" до определения градостроительными регламентами предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность, аренду, безвозмездное пользование, устанавливаются настоящей статьей.
Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляемых гражданам, устанавливаются для ведения садоводства - от 0,06 га до 0,12 га (ч. 2 ст. 19 вышеуказанного закона).
Из межевого плана от 10 февраля 2018 года следует, что земельные участки в той форме, в которой они поставлены на кадастровый учет являются смежными лишь в незначительной точке примыкания, и имеют между собой свободный земельный участок в форме треугольника, площадь которого составляет 130 кв.м.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что у административного ответчика отсутствовали основания для отказа в учете изменений объекта недвижимости, в связи с тем, что до межевания площадь земельного участка, принадлежащего Лимаренко Ю.С. с кадастровым номером N составляла 449 кв.м, а после межевания - 579 кв.м, то есть площадь земельного участка увеличивается на 130 кв. м (0,013 га), то есть на величину менее установленного предельного минимального размера земельного участка (для ведения садоводства) - 0,06 га.
Учитывая соответствие представленного административным истцом межевого плана по форме и содержанию требованиям законодательства, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии оснований для приостановления кадастрового учета изменений объекта недвижимости, предусмотренных пунктом 32 статьи 26 Закона о государственной регистрации недвижимости.
Применение судом первой инстанции в качестве способа восстановления нарушенного права возложение обязанности на орган регистрации прав повторно рассмотреть заявление Лимаренко Ю.С. от 14 февраля 2018 года и произвести кадастровый учет изменений объекта недвижимости, обоснованно и направлено на восстановление нарушенных прав заявителя.
Доводы апелляционной жалобы, основаны на неправильном толковании законодательства, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены или изменения судебного решения судебная коллегия не находит.
Ввиду изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Центрального районного суда г. Симферополя от 09 января 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Кагана Р.М. - без удовлетворения.
Председательствующий: Е.Г. Павловский
Судьи: З.И. Курапова
Н.Р. Мостовенко
Мотивированное определение изготовлено 31 мая 2019 года.
Председательствующий: Кундикова Ю.В. Дело N 33а-5283/2019
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
(РЕЗОЛЮТИВНАЯ ЧАСТЬ)
г. Симферополь 28 мая 2019 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе
председательствующего Павловского Е.Г,
судей Кураповой З.И, Мостовенко Н.Р,
при секретаре Козлове В.С,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Лимаренко Юлии Сергеевны к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, специалисту-эксперту Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Менваповой Э.В. о признании незаконным и отмене решения, заинтересованные лица: дачный потребительский кооператив "Пейзаж", по апелляционной жалобе представителя Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Кагана Р.М. на решение Центрального районного суда г. Симферополя от 09 января 2019 года, которым административное исковое заявление Лимаренко Ю.С. удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Павловского Е.Г, пояснения представителя Лимаренко Ю.С. - Аблаевой Д.Д. просившей отказать в удовлетворении жалобы, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым,
Ввиду изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Центрального районного суда г. Симферополя от 09 января 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Кагана Р.М. - без удовлетворения.
Председательствующий: Е.Г. Павловский
Судьи: З.И. Курапова
Н.Р. Мостовенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.