Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Кураповой З.И,
судей Мостовенко Н.Р,
Павловского Е.Г.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Могильной А.С, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу начальника Службы государственного строительного надзора Республики Крым на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 24.01.2019 г. по делу N2а-488/2019 по административному исковому заявлению ФИО1 к Службе государственного строительного надзора Республики Крым, заинтересованные лица: прокуратура Республики Крым, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, о признании незаконным и отмене приказа, возложении обязанности совершить определенные действия,
заслушав доклад судьи Кураповой З.И,
УСТАНОВИЛА:
Щетилова Т.В. обратилась в Ялтинский городской суд Республики Крым с административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене приказа Службы государственного строительного надзора Республики Крым от 6 июля 2018 года N 74 об отмене регистрации декларации от 5 декабря 2014 года N РК 142140005683 о готовности объекта к эксплуатации "Реконструкции индивидуального жилого дома по адресу: "адрес"", возложении обязанности восстановить в Едином реестре сведения о регистрации данной декларации.
Вышеуказанное заявление мотивировано тем, что административный истец с 2008 года является собственником жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: "адрес"". 11 июля 2018 года ей стало известно об оспариваемом приказе, получив сопроводительное письмо административного ответчика от 9 июля 2018 года. Согласно данного приказа, регистрация декларации отменена, в связи с указанием заказчиком недостоверных сведений, выразившихся в несоответствии параметров реконструированного индивидуального жилого дома параметрам, указанным в декларации о начале выполнения строительных работ от 28 июля 2011 года N КР 08211022295. По мнению административного ответчика, недостоверность заключается в уменьшении общей и жилой площади, этажности дома, объема строительства, площади застройки. Приказ издан по прошествии 4 лет после регистрации декларации, то есть его отменой придана обратная сила ненормативному регулированию отношений.
Административный истец указывает, что оспариваемым приказом нарушены его права, указавшей в декларации достоверные сведения, при этом приказ не содержит норму законодательства, согласно которой в декларации о начале выполнения строительных работ и о готовности объекта к эксплуатации технические параметры должны абсолютно совпадать. Не превышение технических параметров, указанных в декларации о начале строительных работ, проектной документации, по мнению административного истца, не являются нарушением законодательства.
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 24.01.2019 г. по делу N2а-488/2019 исковые требования Щетиловой Т.В. удовлетворены.
Суд признал незаконным и отменил приказ Службы государственного строительного надзора Республики Крым от 6 июля 2018 года N 74 "ОД" об отмене регистрации декларации о готовности объекта к эксплуатации от 5 декабря 2014 года N РК 142140005683".
Суд обязал Службу государственного строительного надзора Республики Крым в течение 5 дней со дня вступления решения суда в законную силу восстановить в Едином реестре зарегистрированных деклараций о начале выполнения строительных работ, выданных разрешений на выполнение строительных работ, зарегистрированных деклараций о готовности объекта к эксплуатации и выданных сертификатов, отказов в регистрации таких деклараций и в выдаче таких разрешений и сертификатов сведения о регистрации декларации от 5 декабря N РК 142140005683 о готовности объекта к эксплуатации.
Суд взыскал с Службы государственного строительного надзора Республики Крым в пользу Щетиловой Т.В. судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Не согласившись с указанным решением, начальник Службы государственного строительного надзора Республики Крым обратился в Верховный Суд Республики Крым с апелляционной жалобой, в которой просит отменить вышеуказанное решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 24.01.2019 г. по делу N2а-488/2019, принять новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что действиями Службы по изданию приказа N 74 "ОД" от 6 июля 2018 года и отмене регистрации декларации о готовности объекта к эксплуатации N РК 142140005683 от 5 декабря 2014 года не нарушаются права и законные интересы заявителя, ввиду установленного факта различия зарегистрированных в декларации на начало выполнения строительных работ и фактических технико-экономических показателей объекта и возможностью их исправления.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что обоснованно издал приказ N 74 "ОД" от 6 июля 2018 года и отменил регистрацию декларации о готовности объекта к эксплуатации, руководствуясь Порядком принятия в эксплуатацию законченных строительством объектов, утвержденным Постановлением Государственного Совета Республики Крым N 2039-6/14 от 11 апреля 2014 года в редакции Постановления Государственного Совета Республики Крым 386-1/14 от 24 декабря 2014 года.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции 03.06.2019 г. Щетилова Т.В. против доводов апелляционной жалобы возражала.
Иные стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о дне, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.
Судебная коллегия, руководствуясь положениями ч. 2 ст. 150, ч. 6 ст. 226 КАС РФ, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся лиц по имеющимся письменным доказательствам в материалах дела.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав доклад судьи Кураповой З.И, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации, ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод реализации законных интересов или на него незаконно возложены как либо обязанности.
По смыслу ст. 227 КАС РФ основанием для удовлетворения полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными является совокупность двух факторов: признание их судом не соответствующими нормативным правовым актам, а также нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
В соответствии с ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.
Судом установлено, что по договорам купли-продажи от 26 августа 2008 года Щетилова Т.В. приобрела в собственность земельный участок площадью 0,04 га и жилой дом площадью 167,8 кв.м по адресу: "адрес" Право собственности Щетиловой Т.В. было зарегистрировано в установленном законом порядке.
ДД.ММ.ГГГГ Инспекцией государственного архитектурно-строительного контроля в АР Крым зарегистрирована декларация N КР 08211022295 заказчика Щетиловой Т.В. о начале выполнения строительных работ по реконструкции индивидуального жилого дома по адресу: "адрес"
В п. 15 и п. 16 декларации указаны следующие технические показатели и характеристики жилого дома: площадь застройки 254,24 кв.м, общая площадь 769,23 кв.м, количество этажей - цоколь + 3 + мансарда, жилая площадь 271,62 кв.м, объем 2161,29 куб.м.
5 декабря 2014 года Архитектурно-строительной инспекцией Республики Крым зарегистрирована декларация заказчика Щетиловой Т.В. о готовности объекта к эксплуатации "Реконструкция индивидуального жилого дома по адресу: "адрес"".
В п. 9 декларации указано, что разрешительным документом на строительство является декларация о начале выполнения строительных работ, зарегистрированная Инспекцией государственного Архитектурно-строительного контроля в АР Крым 28 июля 2011 года N КР 08211022295.
Согласно п. 11 строительные работы по реконструкции были начаты 28 июля 2011 года и окончены 19 сентября 2014 года.
В п. 13, п. 14 декларации указаны следующие технические показатели и характеристики жилого дома: площадь застройки 211,4 кв.м, общая площадь 322,9 кв.м, количество этажей - цоколь + 1 + мезонин, жилая площадь 114,2 кв.м, объем 1393 куб.м.
Согласно п. 15 декларации на объекте выполнены все предусмотренные проектной документацией в соответствии со строительными нормами, стандартами и правилами работы.
24 октября 2017 года Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Щетиловой И.М. отказано в регистрации права собственности на жилой дом по адресу: "адрес" в том числе в связи с несоответствием сведений, указанных в декларации о начале выполнения строительных работ и декларации о готовности объекта и техническим параметрам готового объекта, представленного к рассмотрению.
4 июня 2018 года в Службу поступило письмо прокуратуры Республики Крым для рассмотрения в соответствии с компетенцией вопроса о несоответствии характеристик объекта капитального строительства (этажность, комнатность, общая площадь здания, строительный объем и т.д.), указанных в зарегистрированных декларациях о начале выполнения строительных работ от 28 июля 2011 года N КР 08211022295 и о готовности объекта к эксплуатации от 5 декабря 2014 года N РК 142140005683.
По результатам рассмотрения данного информационного письма 6 июля 2018 года Службой вынесен приказ N 74 "ОД" об отмене регистрации декларации о готовности объекта к эксплуатации от 5 декабря 2014 года N РК 142140005683 в связи с выявлением внесения в нее недостоверных сведений. Так, технические показатели и характеристики объекта строительства - площадь застройки, общая и жилая площадь, количество этажей, строительный объем не соответствовали сведениям, указанным в декларации о начале выполнения строительных работ. В связи с отсутствием информации об изменении технических показателей и характеристик объекта, в том числе проектной документации, в экспертном заключении. Служба пришла к выводу, что принятый в эксплуатацию объект не соответствует утвержденной проектной документации, так как на объекте выполнены все работы, предусмотренные проектной документацией, соответствии со строительными нормами, стандартами и правилами, соответственно в декларацию о готовности объекта к эксплуатации внесены недостоверные сведения относительно готовности объекта к эксплуатации.
П. 2 данного приказа дано указание заведующему отделом разрешительной документации исключить запись о регистрации данной декларации из Единого реестра.
Судебной коллегией также установлено, что 10 декабря 2014 года IЦетиловой Т.В. была представлена в Инспекцию декларация о готовности объекта к эксплуатации, которая 5 декабря 2014 года Инспекцией зарегистрирована.
Из материалов дела следует, что фактически в результате реконструкции строение имеет параметры строительства меньшие, чем было запроектировано, а именно: площадь застройки 254,24 кв. м, общая площадь 769,23 кв.м, в том числе жилая 271,62 кв.м, количество этажей - цоколь + мансарда, строительным объем 2161,29 куб.м, фактически окончено строительство жилого дома с площадью застройки 211,4 кв.м, общей площадью 322,9 кв.м, в том числе жилой 114,2 кв.м, количеством этаже цоколь + 1 + мезонин, строительным объемом 1393 куб.м.
В соответствии с ч. 5 ст. 26 Закона Украины от 17 февраля 2011 годе 3038-VI "О регулировании градостроительной деятельности", регулирующего вопросы, связанные со строительством на момент начала выполнения Щетиловой Т.В. строительных работ по реконструкции принадлежащего ей жилого дома, было установлено, что проектирование и строительство объектов осуществляется владельцами или пользователями земельных участков в следующем порядке: получение заказчиком или проектировщиком исходных данных; разработка проектной документации и проведение в случаях предусмотренных ст. 31 настоящего Закона, ее экспертизы; утверждение проектной документации; выполнение подготовительных и строительных работ; принятие в эксплуатацию законченных строительством объектов; регистрация права собственности на объект градостроительства.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 34 указанного Закона Украины заказчик имеет право выполнять строительные работы после регистрации соответствующей инспекцией государственного архитектурно-строительного контроля декларации о начале выполнения строительных работ в отношении объектов строительства, принадлежащих к I-III категории сложности.
Ч. 2 ст. 36 данного Закона было установлено, что регистрацию декларации о начале выполнения строительных работ проводят соответствующие инспекции государственного архитектурно-строительного контроля на бесплатном основании в течение пяти рабочих дней со дня поступления декларации.
На основании Постановления Верховного Совета Автономной Республики Крым от 17 марта 2014 года "О независимости Крыма" Крым провозглашен независимым суверенным государством - Республикой Крым, в которой город Севастополь имеет особый статус.
Согласно ч. 1 ст. 1 Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов от 18 марта 2014 года (далее - Договор) Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию с даты подписания настоящего Договора.
В силу ч. 1 ст. 23 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Федеральный конституционный закон N 6-ФКЗ) законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
Частью 1 ст. 12.1 Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ установлено, что до 1 января 2019 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Решением Президиума Государственного Совета Республики Крым от 21 марта 2014 года N 1772-6/14 было утверждено Временное положение об Архитектурно-строительной инспекции Республики Крым (далее Инспекция), которым определено, что Инспекция является органом со специальным статусом в системе органов исполнительной власти Республики Крым, подотчетным, подконтрольным и ответственным перед Государственным Советом Республики Крым и Советом министров Республики Крым.
Основными задачами Инспекции являются: осуществление архитектурно-строительного контроля за соблюдением требований законодательства в сфере градостроительной деятельности, государственных строительных норм, стандартов и правил во время выполнения подготовительных и строительных работ, принятия в эксплуатацию законченных строительством объектов; выполнение разрешительных и регистрационных функций в строительстве, лицензирование хозяйственной деятельности, связанной с созданием объектов архитектуры (п. 3 Временного положения).
В соответствии с п. 4 Временного Положения к полномочиям Инспекции в соответствии с возложенными на нее задачами, в том числе было отнесено: решение вопросов по принятию в эксплуатацию законченных строительством объектов; аннулирование (отмена) ранее выданных (зарегистрированных) документов в сфере деятельности Инспекции, определенной настоящим Положением.
Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 11 апреля 2014 года N 2039-6/14 (в редакции до внесения в него изменений Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 24 декабря 2014 года N 386-1/14, которые вступили в силу 13 января 2015 года) был утвержден Порядок принятия в эксплуатацию законченных строительством объектов (далее - Порядок).
П. 2 Порядка было установлено, что принятие в эксплуатацию объектов, относящихся к I - III категории сложности, и объектов, строительство которых осуществлено на основании строительного паспорта, проводится путем регистрации Инспекцией поданной заказчиком декларации о готовности объекта к эксплуатации (далее - декларация).
Регистрацию декларации осуществляет Инспекция на безвозмездной основе. Заказчик (его уполномоченное лицо) подает лично или направляет заказным письмом с описью вложения в Инспекцию два экземпляра декларации по форме согласно Приложению 1 (п. п. 17, 18 Порядка).
Согласно п. 19 Порядка заказчик в соответствии с законом отвечает за полноту и достоверность данных, указанных в поданной им декларации.
Инспекция проверяет в течение десяти рабочих дней с даты подачи (поступления) декларации полноту данных, указанных в ней, и регистрирует декларацию (п. 20 Порядка).
Из п. п. 2, 11 Порядка следует, что декларация о готовности объекта к эксплуатации является разрешением на ввод в эксплуатацию объекта относящегося к I-III категориям сложности, строительство которого осуществлено на основании строительного паспорта; зарегистрированная декларация является основанием для заключения договоров о поставках на принятый в эксплуатацию объект необходимых для его функционирования ресурсов - воды, газа, тепла, электроэнергии, включения данных о таком объекте в статистическую отчетность и оформления права собственности на него.
П. 28 Порядка было установлено, что в случае выявления Инспекцией указанных в декларации недостоверных данных (установление факта, что на дату регистрации декларации информация, указанная в ней, не соответствовала действительности, и/или выявление расхождений между данными, указанными в декларации), которые не являются основанием считать объект самовольным строительством в соответствии с законом, Инспекция письменно уведомляет заказчика в течение одного рабочего дня со дня такого обнаружения.
Заказчик обязан в течение трех рабочих дней со дня самостоятельного выявления технической ошибки (описки, печатной, грамматической, арифметической ошибки) в зарегистрированной декларации или получения сведений о выявлении недостоверных данных предоставить достоверные данные относительно информации, которая требует изменений, для внесения их Инспекцией в единый реестр путем подачи лично или отправки Инспекции заказным письмом с описью вложения: заявления по форме согласно Приложению 6 к настоящему Порядку, декларации, в которой обнаружены техническая ошибка или недостоверные данные, - в одном экземпляре и декларации, в которой учтены изменения, - в двух экземплярах по форме согласно Приложению 1 к настоящему Порядку.
При этом п. 29 Порядка было установлено, что в случае выявления Инспекцией недостоверных данных (установление факта, что на дату регистрации декларации информация, указанная в ней, не соответствовала действительности, и/или выявления расхождений между данными, указанными в декларации), приведенных в зарегистрированной декларации, являющихся основанием считать объект самовольным строительством, в частности, если он построен или строится на земельном участке, неотведенном для этой цели, или без документа, который дает право выполнять строительные работы, или должным образом утвержденного проекта или строительного паспорта, регистрация такой декларации подлежит отмене Инспекцией.
Инспекция отменяет регистрацию декларации путем издания соответствующего приказа и исключает запись о регистрации из единого реестра в течение пяти рабочих дней со дня выявления факта предоставления недостоверных данных, указанных в декларации, которые являются основанием считать объект самовольным строительством.
Судебная коллегия отмечает, что в соответствии с Порядком, действовавшим на день регистрации декларации о готовности объекта к эксплуатации, было установлено, что основанием для отмены регистрации декларации может быть только выявление Инспекцией таких недостоверных данных, приведение которых является основанием считать объект самовольным строительством.
Указом Главы Республики Крым от 16 июня 2014 года N 51-У принято решение об утверждении структуры исполнительных органов власти Республики Крым, которым в том числе образована Служба государственного строительного надзора Республики Крым.
П. 4 приказа установлено, что в связи с утверждением структуры исполнительных органов государственной власти Республики Крым ликвидируются органы исполнительной власти Республики Крым согласно приложению, в том числе Архитектурно-строительная инспекция Республики Крым.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 27 июня 2014 года N 169 утверждено Положение о Службе государственного строительного надзора Республики Крым, в соответствии с п. 4.38 которого Служба наделена полномочиями: прекращать действие на территории Республики Крым уведомлений и деклараций о начале выполнения подготовительных и строительных работ, деклараций о готовности объектов к эксплуатации, разрешений на выполнение строительных работ, сертификатов готовности объектов к эксплуатации, регистрация и выдача которых осуществлена Государственной архитектурно-строительной инспекцией Украины и ее территориальным органом - Инспекцией государственного архитектурно-строительного контроля в Автономной Республике Крым; аннулировать разрешения на выполнение строительных работ и сертификаты готовности объектов к эксплуатации, выданные Архитектурно-строительной инспекцией Республики Крым или Службой государственного строительного надзора Республики Крым.
В соответствии с п. 24 Порядка принятия в эксплуатацию законченных строительством объектов, утвержденного постановлением Государственного Совета Республики Крым от 11 апреля 2014 года N 2039-6/14 в случае выявления недостоверных данных, указанных заказчиком в зарегистрированной декларации, Служба вправе отменить регистрацию такой декларации. Служба отменяет регистрацию декларации, в которой выявлены указанные заказчиком недостоверные данные, путем издания соответствующего приказа и исключает запись о регистрации из Единого реестра в течение пяти рабочих дней со дня выявления факта предоставления недостоверных данных, указанных в декларации.
Судебной коллегией также установлено, что оспариваемым приказом была отменена регистрация декларации о готовности объекта к эксплуатации, заказчиком которой является Щетилова Т.В. Основанием вынесения указанного приказа указано выявление недостоверных сведений, а именно несоответствие данных об общей площади объекта и его этажности данным, указанным в декларации о начале выполнения строительных работ, то есть невыполнение на объекте предусмотренных проектной документацией работ.
Вместе с тем, реконструкция жилого дома осуществлена административным истцом на принадлежащем ей земельном участке.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что параметры реконструированного объекта, не превышающие параметры, указанные в разрешении на строительство не свидетельствуют о нарушении градостроительных и строительных норм и правил.
При этом суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что Службой при вынесении оспариваемого приказа не установлено, привело ли отступление административным истцом от параметров, указанных в декларации о начале строительных работ, к нарушению градостроительных и строительных норм и правил.
С учетом вышеизложенного судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что поступление информационного письма прокуратуры Республики Крым не освобождало административного ответчика от проведения проверки и выяснения всех обстоятельств реконструкции жилого дома, установления наличия оснований для принятия конкретных мер реагирования, надлежащего мотивированного обоснования принятого ненормативного акта.
Суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии доказательств, свидетельствующих об указании административным истцом в декларации о готовности объекта к эксплуатации недостоверных данных относительно площади и этажности объекта.
Вместе с тем, административным ответчиком ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции таких доказательств представлено не было.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемый административным истцом приказ вынесен с нарушением Порядка принятия в эксплуатацию законченных строительством объектов, утвержденного постановлением Государственного Совета Республики Крым от 11 апреля 2014 года N 2039-6/14, и нарушает права административного истца в результате немотивированной отмены разрешительного документа в административном порядке.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку по правилам ст. 84 КАС РФ и постановилзаконное и обоснованное решение.
Оснований, предусмотренных ст. 310 КАС РФ, для его отмены или изменения по изученным материалам административного дела, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия, -
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 24.01.2019 г. по делу N 2а-488/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу начальника Службы государственного строительного надзора Республики Крым - без удовлетворения.
Председательствующий подпись З.И. Курапова
Судьи подпись Н.Р. Мостовенко
подпись Е.Г. Павловский
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.