Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Кураповой З.И,
судей Мостовенко Н.Р,
Павловского Е.Г.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Могильной А.С, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 06.03.2019 г. по делу N2а-1028/2019 по административному исковому заявлению ФИО1 к Администрации города Ялты Республики Крым, Департаменту имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым о признании решения незаконным, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛА:
Филиппова Т.В. обратилась в Ялтинский городской суд Республики Крым с административным исковым заявлением о признании незаконным отказа Администрации города Ялты Республики Крым, оформленное письмом N 03-19/3650 от 14.12.2018 г. в предоставлении ей в аренду земельного участка площадью 100 кв.м, в порядке завершения оформления прав, для строительства и обслуживания индивидуального гаража, расположенного по адресу: "адрес""; возложении обязанности на Администрацию г. Ялта подготовить, подписать в трех экземплярах проект договора аренды земельного участка и заключить с ней указанный договор, не позднее месяца со дня принятия судом решения.
Вышеуказанное заявление мотивировано тем, что решением 55-й сессии 5-го созыва Кореизского поселкового совета N1661 от 09.10.2009 г. было дано разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу Филипповой Т.В. земельного участка в долгосрочную аренду, площадью 0,0100 га для строительства и обслуживания индивидуального гаража по адресу: АРК "адрес" На основании решения Кореизского поселкового Совета N 10 от 15.09.2010 г. проект землеустройства был утвержден, данный земельный участок был передан Филипповой Т.В. в аренду сроком на 49 лет, однако договор аренды ею заключен не был. 27.12.2016 г. Филиппова Т.В. обратилась с заявлением в Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым в порядке переоформления прав на данный земельный участок, однако обжалуемым письмом поданные ею документы были возвращены без рассмотрения в связи с отсутствием у нее соответствующего права. При этом, Филиппова Т.В. указывает на то, что решение о передаче в аренду земельного участка является документом, подтверждающим возникновение у нее права пользования вышеуказанным земельным участком.
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 06.03.2019 г. по делу N2а-1028/2019 иск Филипповой Т.В. удовлетворен частично; признано незаконным решение Департамента имущественных и земельных отношений Администрации г. Ялта, оформленное письмом N 03-19/3650 от 14.12.2018 г. о возврате поданного Филипповой Т.В. заявления о предоставлении ей в порядке завершения оформления прав земельного участка площадью 100 кв.м, расположенного по адресу: "адрес""; на Департамент имущественных и земельных отношений Администрации г. Ялта возложена обязанность в течение 30 дней со дня вступления в законную силу решения суда повторно рассмотреть заявление Филипповой Т.В. от 29.12.2016 г. о предоставлении в аренду в порядке завершения оформления права земельного участка площадью 100 кв.м. по адресу: "адрес" в остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, Департамент имущественных и земельных отношений Администрация города Ялты Республики Крым обратился в Верховный Суд Республики Крым с апелляционной жалобой, с просьбой отменить обжалуемое решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 06.03.2019 г. по делу N2а-1028/2019 и принять по делу новое решение, которым отказать Филипповой Т.В. в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Апелляционная жалоба Департамента имущественных и земельных отношений Администрация города Ялты Республики Крым мотивирована тем, что проект землеустройства по отводу земельного участка в аренду был утвержден, в связи с чем Филиппова Т.В. не имеет право претендовать на приобретение в аренду земельного участка в порядке завершения оформления прав, поскольку право истца уже реализовано.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание 03.06.2019 г. не обеспечили, о дне, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.
Судебная коллегия, руководствуясь положениями ч. 2 ст. 150, ч. 6 ст. 226 КАС РФ, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся лиц по имеющимся письменным доказательствам в материалах дела.
Исследовав материалы дела, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, исследовав правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014г. N6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N6-ФКЗ) Республика Крым принимается в Российскую Федерацию.
Согласно ст. 23 Закона N6-ФКЗ законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе РФ новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
Частью 1 ст. 12.1 Закона N6-ФКЗ установлено, что до 1 января 2019 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Как усматривается из материалов дела и было установлено судом первой инстанции, решением 55-й сессии 5-го созыва Кореизского поселкового совета N 1661 от 09.10.2009 г. Филипповой Т.В. было разрешено составление проекта землеустройства по отводу земельного участка в долгосрочную аренду сроком на 49 лет для строительства и обслуживания индивидуального гаража по адресу: "адрес"", ориентировочной площадью 0,0100 га.
Решением 64-й сессии 5-го созыва Кореизского поселкового совета N 10 от 15.09.2010 г. утвержден проект землеустройства по отводу земельного участка в аренду Филипповой Т.В. площадью 0,0100 га для строительства и обслуживания индивидуального гаража по адресу: "адрес"".
Соответственно украинскому классификатору целевого использования земли (УКЦИЗ) земельный участок отнесен к землям населенных пунктов "для индивидуального жилищного, гаражного и дачного строительства" - код целевого использования 1.8.
Передан в аренду Филипповой Т.В. сроком на 49 лет земельный участок с кадастровым номером 0111947100:01:04:0445, площадью 0,0100 га, из земель Кореизского поссовета не переданных в собственность и не представленных в пользование (строка 12.3, шифр 96), по угодьям: гр. 67,71 (открытые земли без растительного покрова либо с незначительным растительным покровом, в том числе иные открытые земли) для строительства и обслуживания индивидуального гаража (строка 2.7.2, шифр 34), по угодьям: гр. 34,49 (застроенные земли, в том числе иные) по адресу: "адрес"
26.12.2016 г. данный земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением ему кадастрового номера 90:25:040104:441, с видом разрешенного использования - объекты гаражного назначения.
27.12.2016 г. Филлипова Т.В. обратилась в Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым с заявлением о предоставлении ей в аренду, в порядке завершения оформления прав, земельного участка площадью 100 кв.м. по адресу: "адрес" с видом разрешенного использования - объекты гаражного назначения, кадастровый N.
Однако письмом от 14.12.2018 г. N 03-19/3650 Филипповой Т.В. было сообщено об оставлении без рассмотрения ее заявления со ссылкой на ст. 13 Закона Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым", согласно которой, завершение оформление права на земельные участки, начатого до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку документации по землеустройству, принятых с 14 октября 2008 года по 21 марта 2014 года, в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству. Указано, что проект землеустройства по отводу земельного участка в аренду гражданке Филипповой Т.В. для строительства и обслуживания гаража был утвержден решением 64-й сессии 5-го созыва Кореизского поселкового совета N 10 от 15.09.2010. в связи с чем земельный участок в аренду в порядке завершения оформления прав не может быть предоставлен.
Особенности регулирования земельных отношений на территории Республики Крым были законодательно закреплены в Законе Республики Крым N 38-3PK от 31 июля 2014 года "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - Закон N 38-3PK), статьей 1 которого определено, что правовую основу регулирования на территории Республики Крым земельных и имущественных отношений составляют нормы федерального законодательства с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.
В соответствии с ч. 13 ст. 3 Закона Республики Крым от 31.07.2014 г. N38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - Закон N38-ЗРК) стороны по договору аренды или залога земельных участков и иных объектов недвижимости, стороны по договору об установлении сервитута, заключившие такие договоры до вступления в силу Федерального конституционного закона, обязаны до 1 января 2020 года внести изменения в соответствующий договор, если не истек срок действия такого договора, в целях его приведения в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации.
При этом, в соответствии с ч. 14 ст. 3 Закона N38-ЗРК в случае если земельный участок, в отношении которого до вступления в силу Федерального конституционного закона заключен и зарегистрирован в действовавшем на момент его заключения порядке договор аренды, договор об установлении сервитута, находится в государственной или муниципальной собственности, орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на распоряжение таким земельным участком, обязан по заявлению лица, с которым заключен соответствующий договор, заключить с таким лицом соответственно договор аренды, договор об установлении сервитута в отношении соответствующего земельного участка.
Согласно части 1 статьи 13 Закона N38-ЗРК завершение оформления права на земельные участки, начатого до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку документации по землеустройству, принятых с 14 октября 2008 года по 21 марта 2014 года, в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству. В соответствии с частью 5 указанной статьи порядок предоставления земельных участков в соответствии с положениями настоящей статьи определяется Советом министров Республики Крым.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 02.09.2014 г. N313 утвержден Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым (далее - Порядок).
В соответствии с п. 5 Порядка, возникновение прав на земельный участок в соответствии с настоящим порядком осуществляется на основании заявления (далее - заявление о предоставлении земельного участка), которое заинтересованное лицо подает в соответствующий уполномоченный орган.
В соответствии со ст. 52 Устава муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утвержденного решением Ялтинского городского совета Республики Крым от 19 ноября 2014 г. N 78 к полномочиям Администрации муниципального образования городской округ Ялта в области использований земли и охраны природы отнесено обеспечение выбора и формирования земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности в порядке, установленном Ялтинским городским советом; осуществление управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности в порядке, установленном Ялтинским городским советом.?
Во исполнение Постановления Совета Министров Республики Крым решением Ялтинского городского Совета N 37 от 30 марта 2015 года были утверждены Правила предоставления земельных участков в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на территории муниципального образование городской округ Ялта Республики Крым (далее - Правила N 37).
Пунктом 4 решения Ялтинского городского Совета определено, что уполномоченным органом по предоставлению земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории муниципального образования городской округ Ялта является администрация города Ялты Республики Крым в лице Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым (далее - Департамент).
В пунктах 6 и 7 Порядка изложены содержание заявления о предоставлении земельного участка и перечень необходимых прилагаемых к заявлению документов.
Пунктом 8 Порядка определено, что подача заявления с нарушением требований пунктов 6, 7 является основанием для возврата заявления о предоставлении земельного участка без рассмотрения в течение трех рабочих дней со дня его поступления.
Вместе с тем, как установлено судом, договор аренды земельного участка между Филипповой Т.В. и органом местного самоуправления, на основании решения Кореизского поселкового совета от 15.09.2010 г. заключен не был.
При этом, возвращая письмом от 14.12.2018 г. заявление Филипповой Т.В, Департамент имущественных и земельных отношений Администрации г. Ялты не указал, какие требования п. 6,7 Порядка N 313 были нарушены административным истцом при подаче заявления о предоставлении ей в аренду в порядке завершения оформления прав вышеуказанного земельного участка.
Таким образом, оспариваемое административным истцом решение Департамента имущественных и земельных отношений Администрации г. Ялты, оформленное письмом N 03-19/3650 от 14 декабря 2018 года не содержит обоснования принятого решения.
Кроме того, оставление без рассмотрения заявлений в порядке завершения оформления прав на земельный участок возможно только при условии неполноты предоставления документов приложенных к такому заявлению, иные основания предусмотренные Правилами о предоставлении земельных участков в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым отсутствуют.
В соответствии с ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.
Вместе с тем материалы дела не содержат каких-либо доказательств законности оспариваемого решения Департамента имущественных и земельных отношений Администрации г. Ялты, оформленного письмом N 03-19/3650 от 14 декабря 2018 года. Такие доказательства также не были представлены административным ответчиком и при рассмотрении дела в суде первой и апелляционной инстанции.
Согласно абз. 2 п. 61 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N36 от 27.09.2016 г. "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что, разрешая спор, суд первой инстанции правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку по правилам ст. 84 КАС РФ и постановилзаконное и обоснованное решение как в части признания незаконным решения Департамента имущественных и земельных отношений Администрации г. Ялты, оформленное письмом N 03-19/3650 от 14 декабря 2018 года о возврате поданного Филипповой Т.В. заявления о предоставлении ей в порядке завершения оформления права земельного учаска площадью 100 кв.м, расположенного по адресу: "адрес"", так и в части возложения обязанности на административного ответчика повторно рассмотреть заявление Филипповой Т.В. от 29.12.2016 г. о предоставлении в аренду в порядке переоформления права вышеуказанного земельного участка.
Оснований, предусмотренных ст. 310 КАС РФ, для его отмены или изменения по изученным материалам административного дела, в том числе, исходя из доводов апелляционной жалобы, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия, -
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 06.03.2019 г. по делу N2а-1028/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым - без удовлетворения.
Председательствующий подпись З.И. Курапова
Судьи подпись Н.Р. Мостовенко
подпись Е.Г. Павловский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.