Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе председательствующего Демидовой Э.Э,
судей Куприенко С.Г, Морозовой Д.Х,
при секретаре Культюгиной А.Т.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Демидовой Э.Э.
дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Департамента городского имущества города Москвы по доверенности Спесивцевой С.В. на решение Гагаринского районного суда г. Москвы от 06 февраля 2019 года, которым постановлено:
Обязать Департамент городского имущества г. Москвы заключить с Горьяновой М. А. договор социального найма на жилое помещение, расположенное по адресу:...
УСТАНОВИЛА:
Истец Горьянова М.А. обратилась в суд с иском к ответчику Департаменту городского имущества города Москвы об обязании заключить с ней договор социального найма в отношении помещения, расположенного по адресу: г.... Свои требования истец мотивировала тем, что зарегистрирована и проживает в указанном жилом помещении. Спорная комната, расположенная в трехкомнатной служебной квартире, была предоставлена истцу и ее дочери Горьяновой О.В. по ордеру N., выданному на основании решения Октябрьского районного совета народных депутатов 01.12.1988 N., на семью из двух человек - Горьянову М.А, дочь.., в связи с нахождением в трудовых отношениях с Управлением N 1 ГУП ЭВАЖД. 01.12.1988 с истцом был заключен договор на право пользования жилплощадью. 19.04.2000 истцом был подписан типовой договор найма жилого помещения в домах государственного и общественного жилого фонда в г. Москве. Начиная с 2016 года истец неоднократно обращалась к ответчику с заявлениями о заключении с ней договора социального найма в отношении занимаемой комнаты, однако в удовлетворении ее требований было отказано. 02.03.2017 истец повторно обратилась к ответчику с заявлением о заключении договора социального найма в отношении спорного жилого помещения. Из ответа Департамента городского имущества города Москвы от 11.09.2017 N... следует, заключение договора социального найма в отношении занимаемой истцом комнаты, ранее предоставленной в качестве служебной, не представляется возможным ввиду отсутствия нормативного акта, регламентирующего возникшие между сторонами правоотношения.
В заседании суда первой инстанции истец Горьянова М.А. и ее представитель по доверенности Дьяконов К.А. доводы и требования искового заявления поддержали.
Представитель ответчика Департамента городского имущества города Москвы по доверенности Семенова Е.В. в заседании суда первой инстанции против удовлетворения требований иска возражала, представила суду письменный отзыв на иск, доводы которого поддержала в ходе рассмотрения дела.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит представитель ответчика Департамента городского имущества города Москвы по доверенности Спесивцева С.В, ссылаясь на незаконность и необоснованность постановленного судебного решения.
Представитель ответчика и истец в заседание судебной коллегии не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, доказательств уважительности причин неявки не представили, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела в пределах заявленных доводов жалобы, выслушав в заседании судебной коллегии представителей сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения по заявленным доводам в силу следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 327. 1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, с 27.01.1989 года истец Горьянова М.А. зарегистрирована и проживает в комнате N., жилой площадью... кв.м, которая была предоставлена истцу на семью из двух человек (она, дочь... ) на основании ордера N., выданного во исполнение решения исполкома Октябрьского районного совета народных депутатов N... от 09.11.1988 в связи с нахождением в трудовых отношениях с Управлением N 1 ГУП ЭВАЖД.
01.12.1988 между Дирекцией N 1 Управления по эксплуатации высотных жилых домов Мосгорисполкома и Горьяновой М.А. заключен договор на право пользования служебной жилплощадью, находящейся в ведении Дирекции.
19.04.2000 между Управлением N 1 ГУП ЭВАЖД и истцом заключен типовой договор найма помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда в г. Москве.
21.08.2017 истец обратилась к ответчику с заявлением о заключении с ней договора социального найма в отношении занимаемой комнаты. Письмом от 11.09.2017 N... в заключении договора ответчиком отказано со ссылкой на отсутствие нормативно-правового акта, регулирующего правоотношения по пользованию гражданами жилыми помещениями, ранее предоставленными в качестве служебных.
Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст.ст. 54, 101, 105 ЖК РСФСР, ст. 7 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", п. 1 Постановления Правительства Москвы от 5 августа 2008 года N 711-ПП "О порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных гражданам по договорам субаренды или в качестве служебных жилых помещений", пришел к выводу о наличии оснований для заключения с истцом договора социального найма, исходя из необоснованности такого отказа ответчиком.
Судебная коллегия признает вывод суда первой инстанции о наличии оснований для возложения на ответчика обязанности по заключению с истцом договора социального найма в отношении спорной комнаты правильным, соответствующим фактическим обстоятельствам дела и постановленным судом с соблюдением норм материального права и при верном их применении.
В силу ч. 1 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Согласно ч. 1 ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Положениями ч. 1 ст. 63 ЖК РФ предусмотрено, что договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.
В соответствии с пунктом 3 приложения N 3 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", жилищный фонд, находящийся в управлении местной администрации, в том числе здания и сооружения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, отнесены к муниципальной собственности, что предполагает, как это следует исходя из смысла ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ", применение к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным и муниципальным предприятиям либо государственным и муниципальным учреждениям использовавшихся в качестве общежития и переданных в ведение органов местного самоуправления, норм Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма. Сообразно с этим определяется и дальнейшая юридическая судьба правоотношений, возникших ранее при аналогичных обстоятельствах в связи с договорами служебного найма жилых помещений.
Указанные жилые помещения при передаче в муниципальную собственность утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Порядок использования жилых помещений, принадлежащих городу Москве и имевших статус служебных, установлен постановлением Правительства Москвы от 5 августа 2008 года N 711-ПП "О порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных гражданам по договорам субаренды или в качестве служебных жилых помещений".
В соответствии с п. 1 Положения о порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных гражданам по договорам субаренды или в качестве служебных жилых помещений, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 05 августа 2008 года N 711-ПП (в редакции постановления Правительства Москвы от 20 февраля 2018 года N 87-ПП), с гражданами, проживающими в жилых помещениях, находящихся в собственности города Москвы, предоставленных им на условиях субаренды или в качестве служебных жилых помещений, проработавшими в организациях (предприятиях), предоставивших жилые помещения, или в общей сложности в организациях, финансируемых за счет средств федерального бюджета, бюджета 10 и более лет заключаются на занимаемые ими жилые помещения договоры социального найма жилых помещений в случае, если занимаемое жилое помещение предоставлено гражданам до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Наличие необходимой совокупности обстоятельств, предусмотренных названным правовым положением, в том числе в части стажа работы в организациях, финансируемых за счет федерального либо местного бюджета, нашло свое подтверждение в ходе рассмотрения настоящего гражданского дела.
Отсутствие нормативно-правового акта не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, в связи с чем отказ ответчика в заключении договора социального найма с истцом правомерно не был принят во внимание судом первой инстанции.
Поскольку жилое помещение предоставлено истцу по решению организации работодателя, истец в течение длительного времени и по настоящее время проживает в спорном жилом помещении, которое относится к городскому жилищному фонду, зарегистрирована по месту жительства, оплачивает жилищно-коммунальные услуги, занимает спорное жилое помещение на законных основаниях, то она имеет право на передачу занимаемого жилья в пользование ей на условиях договора социального найма.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии на момент обращения истца к Департаменту городского имущества города Москвы нормативно-правового акта, регламентирующего порядок заключения договоров социального найма в отношении жилых помещений, ранее предоставленных в качестве служебных, основанием для отказа в удовлетворении исковых требований явиться не могут и состоятельными, в связи с этим, не являются.
Доказательств наличия оснований, препятствующих заключению договора социального найма, ответчиком не представлено.
По своему содержанию заявленные доводы жалобы не содержат обстоятельств, которые не были бы учтены судом первой инстанции и влияли на правильность его выводов, основаны на ошибочном толковании норм материального права, сводятся к несогласию заявителя жалобы с выводами суда первой инстанции, в связи с чем названные доводы основанием для отмены правильного по существу судебного решения явиться не могут.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Гагаринского районного суда г. Москвы от 06 февраля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика Департамента городского имущества города Москвы по доверенности Спесивцевой С.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.